Памяти Ивана Кривоносова или очередное современное варварство
17 августа этого года исполнилось 115 лет со дня освящения колокольни на улице Баумана (бывшая Большая Проломная), она была сооружена в 1897 году на средства известного казанского купца-благотворителя Ивана Семеновича Кривоносова. Сам купец умер 12 февраля 1892 г., и строительство курировала его жена Екатерина Александровна.
Мы подчас забываем имена жен купцов, а ведь именно они в память о своих умерших супругах занимались богоугодными делами. Глафира Федоровна Стахеева в память об усопшем Василии Григорьевиче построила величественное здание Елабужского епархиального училища, Агрипина Хрисанфовна Шамова – в память о своем муже Якове Филипповиче – больницу, известную казанцам не как больница №1, а как «Шамовская», Екатерина Александровна Кривоносова – колокольню.
Более 100 лет величественная колокольная звонница высотой в 74 метра была самым высоким сооружением Казани (для сравнения – башня Сююмбике – 58 м, колокольня Петропавловского собора – 52 м). Это один из символов нашей столицы. И в наши дни своеобразие ее архитектуры продолжает радовать как жителей Казани, так и многочисленных туристов, посещающих наш город.
В памяти потомков Кривоносов остался как благотворитель, потомственный почетный гражданин, попечитель детских приютов, член Императорского человеколюбивого общества. В Мамадышском районе он построил церковь, в Казани перестроил за свой счет старую деревянную часовню в каменную церковь во имя благоверного князя Александра Невского. Она пока сохранилась, в ней находится одно из подразделений медицинской академии.
На его средства была, в частности, построена «богадельня для неимущих вдов и сирот духовного звания». В 1886 году купец хотел передать богадельню городу, но получил отказ из-за нехватки средств для ее содержания в городском бюджете. Так и содержали Кривоносовы богадельню за свой счет до 1917 года. Долгие годы в этом здании был Дворец пионеров, где в военные и послевоенные годы проходили городские новогодние елки.
Простояло это здание почти 130 лет, в последние десятилетия это был Дом культуры медицинских работников, один из очагов культуры бывшего Вахитовского района.
И вот в ночь с 15 на 16 сентября, с субботы на воскресенье, когда основная часть горожан мирно почивала за городом, это крепкое 2-этажное кирпичное строение подло и коварно без разрешительных документов было снесено. Да, здание не было памятником архитектуры республиканского значения, у него был статус памятника средовой архитектуры. Но как будут выглядеть уцелевшие памятники российского и республиканского значения XVII и XIX столетий на фоне уничтоженной среды их обитания среди современной застройки?
Так ведь и недолго добраться до Кремля, который и так уже выглядит инородным телом на фоне современного аляповатого и вычурного градостроительства. Не удивлюсь, если современные варвары при галстуках и кейсах доберутся до его седых стен. Пока вандализм успешно бьет на кремлевских подступах. В этом году город потерял дом Банарцева, недавно торговые ряды на улице Московской, уж совсем незаметно для горожан было сметено бывшее училище слепых детей (Корстону тесно ведь стало в городских узилищах).
Казань целенаправленно и методически, с дьявольским оскалом избавляется от старины, превращаясь в бездушный город, в некое скопище громоздких строений из стекла, бетона и металла с нескончаемым потоком автомобилей и угарного газа. Холодно и неуютно, господа, становится жить в Казани. Поэтому и стремится большинство уехать из города хоть на выходные, покинуть смрадные свои пенаты. Где уж тут до города-сада, воспетого в свое время Маяковским. Жаль, не получилось построить утопающий в зелени и садах мегаполис, и то, что оставили нам наши благочестивые предки, безжалостно сносим.
Сегодняшние нувориши уже ничего не боятся, ни Бога, ни властей, ни общественного мнения.
А как у меня пела душа, как восторгалось сердце, когда я неторопливо прохаживался по уютным улочкам и скверам Козьмодемьянска с его неповторимым деревянным узорочьем, по сохранившейся части купеческого Сарапула, по утопающей в зелени Елабуге.
Думается, президенту республики, мэру Казани следует дать правовую оценку современному вандализму. А то получается, что ничтожное меньшинство, пусть и обремененное непосильным кошельком, диктует большинству свое градостроительное видение. На Луне еще много незанятого места, вот где поле для неуемных строительных фантазий.
Я начал свое печальное повествование с Кривоносова, им же и завершу.
Прости нас, Иван Семенович, что неблагодарные потомки не в состоянии даже возложить на твою могилу скромный букетик цветов, ибо она утеряна.
Прости нас за то, что не сохранили твой дом на Ново-Горшечной (ул. Бутлерова, №13), снесенный летом 2005 г. в преддверии т.н. тысячелетия Казани.
Прости нас за то, что не сохранили твою богадельню, которой бы стоять еще много десятилетий. Ты строил всерьез и надолго, прочный фундамент и метровые стены тому были свидетелями. И не надо вводить в заблуждение зрителей телеканала «Эфир» (передача от 17 сентября, 21.45) утверждением нового владельца земельного участка господина Сивакова, что здание имело износ в 90% и что он построит подобное из того же кирпича. Это будет бездушный и ничем не примечательный новодел. По ходу снесли еще один двухэтажный особняк, находящийся рядом по улице Маяковского. А о трудовом коллективе бывшего Дома культуры вообще никто и не вспомнил, его как бы и не было.
Прости нас за то, что ты старался для сирых, убогих, слабых, но пришли чужие и железной хваткой при нашем малодушии и безверии разрушили то, во что ты вложил душу и сердце.
«Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» (Евангелие от Луки, глава 23). Бог-то простит, но простит ли история, а она дама ох, какая капризная, простят ли наши дети и внуки, которым мы оставляем лишь смутное упоминание о прошлом.
Анатолий ЕЛДАШЕВ,
председатель общества
«Любителей Казанской старины».
P.S. Печальная судьба ждет не только убийц людей, но и домов. Жаль, что они этого не понимают…
Это варварство началось давно Когда разрушали города Золотой Орды а кирпич везли на строительство русских городов А в самой Казани сколько было разрушенно мечетий и кладбищ из камней которых делали фундаменты церквей Так что любитель старины все вовращается как говорится что посеешь то и пожнешь Недано был в Казани не город а кладбище какоето торчат везде кресты
когда уничтожают татарское-вам так же больно на душе?
Кайфует ! как пить дать
Глас в пустыне! Сразу видно, что не побывали эти комментаторы ни на одном из мероприятий в ДК. И зачем эту боль использовать для разжигания вражды?