Обращение скульптора (Открытое письмо президенту РТ Р.Н. Минниханову, мэру г. Казани И.Р. Метшину)
Уважаемые президент Татарстана и мэр Казани!
К вам обращается скульптор Рада Хусаиновна Нигматуллина. Мне в апреле 2016 года исполняется 85 лет. Это, наверное, мой последний юбилей, поэтому я хотела бы вам ответить на несколько вопросов, которые возникли в этой связи.
На днях мне позвонили в мой поселок, где живу уже полвека и работаю, с вопросом: буду ли я делать персональную выставку в связи с юбилеем? Позвонил Виктор Аршинов, видимо, как председатель Союза художников. «Председателей» у нас несколько, и когда встает деловой вопрос, теряешься, не знаешь, к кому обратиться, кто тут настоящий, кто самозванец, у кого и как решать свои вопросы? Раньше было все ясно - член какого ты Союза художников - СССР, РСФСР, ТАССР? Я всегда была членом Союза художников СССР, РСФСР и ТАССР. Но суть не в этом.
Четверо скульпторов нашей семьи - почти все юбиляры, один за другим. Мы всегда делали свои выставки совместно, потому что многие работы, композиции созданы в соавторстве. И мы сколько живем и работаем в Татарстане - мы только и мечтаем о своих выставках. Ведь мы работаем много, за 60 лет жизни в искусстве столько накопилось творческих работ! Как-то подсчитали - более пятисот произведений: скульптура, живопись и графика.
Известно, что около 400 работ сгорело в 2007 г. в пожаре, случившемся, как ни странно, почти через 2 недели после присуждения нам Государственной премии им. Г. Тукая при очень странных обстоятельствах. Многие даже говорят, что подожгли - от зависти...
Я не дала ответа председателю Союза В. Аршинову - да или нет. Дело в том, что при всем нашем давнем и искреннем желании показать, наконец, весь свой шестидесятилетний труд, творчество в Татарстане, есть много серьезных НО.
На протяжении творческой жизни работы наши разбросало почти по всему Татарстану, они осели в запасниках многих ведущих музеев - как? А так: выставлялись активно, помногу; еле-еле привезешь (тяжелая скульптура!) - обратно с выставки вести всегда проблема - не было никогда машин, ни грузчиков от Союза художников, ни от Министерства культуры, своей машины не было никогда, и работы оставались где попало, часто просто «оседая» в запасниках музеев и выставочных залов. Жизнь наша всегда была бедная, сложная - нанимать машины и т.д. затратно, особенно в случае, когда необходимо бывает делать несколько рейсов-перевозок.
Если никогда не было помощи, то сможет ли теперь председатель В.П. Аршинов взять на себя ответственность в организации нашей юбилейной выставки? Нет, конечно! Помощи мы не имели за все свои 60 лет служения татарстанскому искусству; и живем, и работаем в основном в поселке, так как почти 30 лет после окончания института не имели мастерской, не имели заказов, закупок и были вынуждены уехать из Казани в деревню. Так и остались там вот уже 55 лет (тоже своеобразный юбилей в этом году!), и как раз там и созданы все основные наши работы! Хотя радость творчества омрачало то, что мы оторвались от города, от общества, от основной творческой среды. Чему, очевидно, очень радовались наши известные недоброжелатели-конкуренты. Не секрет. Тому, что мы как бы в стороне от «кипучей» творческой жизни, многого не знаем, не слышим, упускаем собрания, выставки; о нас как бы забыли и радовались, что не «маячим...»
И мы все то, что создали за 60 лет в деревне, не имели возможности полноценно показать в Казани - все копилось - без зрителя, без закупок, без заказов. И прожили мы творчески насыщенную, но очень трудную жизнь и морально, и материально. И особо изощренные «доброжелатели» нас даже сейчас при случае пытаются упрекать! Мы в выставках не участвуем и зря занимаем городские мастерские... А о ком тогда почти постоянно писали и пишут в газетах, журналах, делают прекрасные репортажи по телевидению и радио? Не о «лентяях» же, зря занимающих мастерские! Нет! О трудоголиках, работающих день и ночь, создающих то, что формирует творческое лицо Татарстана. Хотя бы целую галерею портретов, бюстов знаменитых музыкантов мира, своих татарских композиторов, которые украшают знаменитый концертный зал Казани (БКЗ им. С. Сайдашева), где проходят все значительные события города: концерты мировых знаменитостей, политические форумы вплоть до инаугурации президентов. В этой сложнейшей работе семьи скульпторов в полной мере проявился талант наших дочерей И. Рогожиной и М. Нигматуллиной - выпускниц Московского государственного института им. Сурикова (медаль), творческой мастерской Академии художеств Москвы, учившихся у знаменитых на весь мир скульпторов - В.Е. Цигаля (автор памятника М. Джалилю в Казани), Л.Е. Кербеля, создавшего для Казани памятник Г. Тукаю (у озера Кабан). Эти выпускницы уже лауреаты Тукаевской премии!
Вот только на звание родной Союз художников не счел нужным их выдвинуть - до сих пор...
Чтобы сделать - наконец! - нашу большую юбилейную выставку (живопись, скульптура), нужна реальная помощь Союза художников, Министерства культуры Татарстана и мэрии города. Но и те и другие за нашу долгую, активную, безупречную жизнь в искусстве палец о палец не ударили, чтобы помочь хотя бы вывезти наши работы из поселка, не говоря об устройстве хоть одной в нашей жизни выставки. Мы не помним, чтобы они хотя бы поинтересовались нашими работами, не помним хотя бы телефонное поздравление с каким-нибудь из многочисленных юбилеев нашей скульптурной семьи. Не было даже копеечной открытки. Это не обида, это факт.
Поэтому я не надеюсь, что смогу хоть в конце своей жизни провести, достойно организовать теперь уже 85-летний юбилей. Да и не надо! Мы жизнью не избалованы. Не помню ни одного своего юбилея! И мне это не нужно! И мы это делать не в состоянии. Нам и не до юбилеев; всем известно, наверное, как мы сейчас живем: наша жизнь бытовая давно остановилась, уже в который раз, после пожара. А теперь после какой-то негодной печи-газового котла без документов. После поломки новой печи-котла, «хваленой» печи, которую никто не может ни чинить, ни понять! Печь встала в мороз, и тут же полопались все батареи и трубы, «с помпой» установленные нам в 2013 году после моего письма. Лопнули трубы - беда. Газ отключен, все работы и мы в том числе замерзаем. Уже два зимних месяца топим «буржуйку» когда-то оставшимися дровами. Зима никак не кончается, а дров почти уже нет!
Мы все больные. Я, Рада Хусаиновна, 85-летний юбиляр, уже 40 лет больна диабетом со всеми его осложнениями. Особо мучает не прекращающаяся 10 лет боль в обеих стопах. Они не чуют землю, пол; стою только 5 минут, дальше стопы не терпят, могу упасть. Сама себя не обслуживаю. Перенесла 7 операций на глаза, почти без толку. Собираюсь на восьмую, т.к. почти ослепла.
Я прошу высокие власти помочь мне оплатить операцию. Я потеряла глаза на работе. Также прошу оплатить ушной аппарат. Живу глухая, и нет денег.
Муж - Рогожин Виктор Иванович, 88 лет. Тяжелая болезнь легких - хронический обструктивный бронхит, больное сердце и т.д. Из больниц не вылезает. Все его лекарства дорогие, как и мои. Пенсии не хватает. Он сейчас остро нуждается в кислородном лечении. Обегали весь город, его и не найти, и дорого! А инвалидность не дают. Он заслуженный деятель искусств РТ. Автор памятников по Татарстану и городу.
Младшая дочь. Скульптор, живописец, график. Лауреат Госпремии им. Г. Тукая. Автор талантливейших работ во всех этих жанрах. Безработная. Больная. Искалеченная автокатастрофой, устроенной в свое время бывшим гл. архитектором города Розалией Нургалеевой (результат - отнят сделанный и принятый памятник Ф. Шаляпину для Казани - и отдан ею москвичу). Недавно перенесла тяжелую операцию, стоившую 70000 рублей. Для нас это целое состояние, надо как-то платить долг.
Старшая дочь. Сейчас вся жизнь бытовая на ней. У нас нет помощников, родни. Мы все почти калеки, висим на ней. У самой сломаны обе руки. Чтобы вытащить спицы, нужно лечь в больницу - у нее нет минуты свободного времени из-за нас, больных! Ко всему этому бесконечное безденежье. Вот такая у нас жизнь. Помощи нет ниоткуда, поэтому бесконечные мои письма власть имущим. Но богатым эту жизнь не понять.
И еще о юбилее.
Конечно, были бы счастливы показать свое творчество всему народу, всем не равнодушным к искусству людям, приезжим гостям города. Сколько можно держать работы у себя и где попало, прятать в деревне?
Мы согласны и готовы все свое творчество, лучшие свои работы подарить городу, Татарстану, народу! Это примерно пятьсот скульптур, картин, пейзажей, композиций. Мы бы устроили прекрасную выставку-галерею. Нам только нужно помочь с помещением для галереи, конечно, в посещаемом месте. И вы, уважаемый президент, и вы, уважаемый мэр, скажете нам спасибо, а не то что председатель Союза художников Аршинов якобы «хлопочет» к моему юбилею о присвоении мне «благодарности президента».
Я уже не в том возрасте - к концу жизни, на последнем юбилее получить благодарность.
Благодарности, дипломы получают в начале или середине жизни работники организаций, за спасение от пожара, спасение утопающих и т.д. Работники творческих профессий имеют свои, специфические награды.
Я прожила слишком много лет в искусстве, отдав все свое умение, здоровье любимой профессии. Как могла, работала полуслепая до 85 лет. Создав только что в соавторстве со своими дочерьми огромную, почти 300-фигурную композицию «Сабантуй в скульптуре». Вышел альбом-книга. И не перестаю мечтать о создании следующих произведений. Лишь бы восстановить глаза (еще раз прошу о помощи правительства в этом вопросе).
Да, я понимаю политику Аршинова, давнего моего недруга. Пусть «благодарность» выхлопочет себе: и не он должен решать, какую награду я заслужила за свой долгий, народом любимый и признанный труд. Это решается вами.
А юбилейную, совместную с семьей выставку (мы все юбиляры) мы сделаем, если поможете с помещением-галереей. На 500 работ. И если будет помощь с перевозкой и погрузкой, с подиумами, с освещением. Сами мы как всегда беспомощны и больны, и помощи ниоткуда не имеем.
Сейчас мы дошли до того, что нам не на что жить и лечиться. Просим оплатить наш последний труд - почти 300-фигурную композицию «Сабантуй в скульптуре». Работали над ней 8 лет. С согласия министра культуры, который даже обещал грант. Сумма заказа озвучена и правительству известна.
И наконец, я просила и еще раз прошу к своему 85-летнему юбилею поручить мне социальный заказ - давно всеми признанную работу «Галиаскар Камал». В нашем тяжелом положении, чтобы поддержать небольшой остаток жизни материально и морально. Все же я народный художник РТ, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. Имею медаль «За доблестный труд» и медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, - не должна умереть в нищете!
С глубоким уважением
скульпторы
Рада НИГМАТУЛЛИНА
и семья - четверо скульпторов.
P.S. Также мы, четверо скульпторов, очень хотим участвовать на юбилейной выставке к 130-летию великого нашего поэта Г. Тукая! Помогите, пожалуйста, организовать и показать народу и приезжим гостям нашу серию из 45 скульптурных композиций «С любовью к Тукаю», посвященную его жизни с рождения до последних дней. За эти работы в 2007 году нам единогласно была присуждена Тукаевская премия. Эта работа наша - многофигурная, на одну, можно сказать, государственную тему. А серии вообще не положено делить - это правило. Сейчас эта серия находится в разрозненном состоянии, где попало. Кое-что у нас в доме, в поселке, остальная часть выслана в какое-то село.
Мы, авторы, просим собрать весь ансамбль в том виде, в котором он удостоился самой высокой награды республики по искусству, и показать народу на славном юбилее поэта - достойно!
В горле комок. Читать спокойно невозможно.
Не могу поверить в этот реальный кошмар.
Это написала замерзающая 85 -летняя женщина, почти потерявшая зрение, слух, здоровье.
Я прочитал в Татарской энциклопедии, что Рада Хусаиновна - первая женщина татарка скульптор.
В это время, татары во главе с президентом смотрят футбол. Минниханов тратит миллионы на футболистов, которых один раз за игру упоминают комментаторы.
Не укладывается в голове.
"Все же я народный художник РТ, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии им. Г. Тукая. Имею медаль «За доблестный труд» и медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, - не должна умереть в нищете!".
Непонятно, почему не поддерживают и не дают возможность достойно жить и творить в РТ, реализуя себя и радуя нас, казанцев,своим талантом. Слепы и глухи, или просто равнодушны. Если бы они могли понять, что думать надо о татарском народе, а не о тех, кто не связан с судьбою нашего народа, с землей нашей. Все время твердят о патриотизме. А он забытый и не нужный пребывает в нищете.
Эти три женщины, и их отец и муж -Рогожин В.И., являются и стали живой историей культуры и искусства татар. Это исторический ФАКТ.
Сказать, что с ними поступают подло, это ничего не сказать.
Точно также расправлялись и затаптывали татарскую интеллигенцию и деятелей национальной культуры в 30-40-е годы XX века.
На самом деле, им необходимо и они НУЖДАЮТСЯ в нормальном человеческом отношении.
Их работы, это ФАКТ в истории искусства скульптуры татар.
Такое отношение к ним, это ПОЗОР.
Они признанные и состоявшие деятели в искусстве,
но абсолютно не защищённые в жизни.
Один их возраст чего стоит, и они ещё продолжают работать. Они в конце своей жизни увековечивают САБАНТУЙ в камне.
Это потрясающе!!!
Ислам запрещает изображать человека и животных. Значит, живопись и кино противоречит исламу. Странно звучит термин "Мусульманское кино" в устах людей, исповедующих ислам. Значит, татарские художники и кинодеятели - атеисты. И это хорошо.
Ислам запрещает изображать человека и животных__________________
Их нельзя изображать в человеческий рост. Так в Исламе
Ислам запрещает изображать человека и животных
______________________________________________
Ты ничего не понимаешь в Исламе.
В Исламе нет абсолютных запретов на эти виды деятельности, и на изображения человека и животных.
Как будет развиваться, например, медицина без этого?
Искусство способствует духовному развитию человека, и ассоциативных функций мозга.
Это как раз то, чего тебе не хватает.
В мусульманских странах есть и выставлены для обозрения самые разные памятники.
Сами там были и видели.
Странно звучит термин "Мусульманское кино" в устах людей, исповедующих ислам.
______________________________________________
В этом нет ничего странного.
Абсолютно.
Во всех мусульманских странах Ближнего Востока есть кино, и никто этому не удивляется.
Бесчеловечное отношение к Раде Хусаиновне и её семье.
Это ПОЗОР.
Женщины замерзают в неотапливаемом доме зимой.
Даже в тюрьмах так не относятся к заключённым.
А у татар такое отношение к женщинам нормально.
Зато очень любят татары хвастаться своим благополучием в Татарстане.
Где же оно????
Несколько лет назад мы были на выставке работ этой удивительной татарской семьи. Нас поразила их самоотверженность и преданность своему делу, их любовь к татарскому национальному искусству, и их стремление его развивать и пропагандировать.
Но, время и труд без отдыха берут своё.
Раде Хусаиновне уже 85 лет!!!!!!!!!!!!
Кто бы мог подумать, что она окажется в такой ситуации.
Где министр культуры Татарстана,
где все чиновники ???
Ни стыда, ни совести.
Меня всегда удивляет эта женщина - Рада Нигматуллина.
Она настоящая патриотка татарского искусства и культуры.
Бездушное отношение татар к ней просто шокирует.
Какой эффект даст фотография важного чиновника с Радой Хусаиновной? Никакого. А его фотография рядом с Даши Намдаковым, всемирно известным скульптором - даст. Все скажут:О-О-О-О! Поэтому властям не жалко выделить сотни миллионов рублей Намдакову на его дурацкую чашу, а Розе Хусаиновне дадут кукиш. Поэтому все чиновники и министры заискивающе толкутся около Даши Намдакова.