2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Обломовы (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Обломовы (ч.2)

4 декабря 2017 года
Обломовы (ч.2)

     С тех пор прошло около 100 лет. Является ли и сегодня обломовщина нашей национально-исторической традицией? Несмотря на смену общественного строя, мы еще по-прежнему обломовы. Правда, иногда нам приходится быть и рахметовыми. Скажем, в годы предвоенных пятилеток, Великой Отечественной войны почти все (вольно или невольно) были ими. Это понятно: страна не смогла бы победить сильнейшую тогда в мире немецкую армию, опиравшуюся на мощь почти всей Европы. Возможно, есть доля истины в рассуждениях героя современного романа И. Грековой «Свято предание»: «Если бы не хронический беспорядок, может быть, и войну не выиграли? Попробуй-ка немецкого рабочего перебросить с его заводом куда-нибудь в Сибирь. Морозы, жилья нет, б-р-р. Немец - культурный человек: лапки кверху и сдох. А наш рабочий, к беспорядку привычный, воспитанный на авралах да на латании дыр, копает себе землянку, смотришь, через месяц-другой работает завод, продукцию выпускает».
     Следует отметить и то, что важные социальные завоевания (бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье и т.д.), практически не связанные с трудовым вкладом работника, не могли не укрепить психологию и традиции обломовщины, иждивенчества. Особенно отчетливо это проявилось в 70 - 80-е годы в связи с кризисом командно-административной системы.
     С уст современных реформаторов не сходят имена Фридмена, Хайека. На деле же их настольной книгой и руководством к действию стала русская народная сказка «По щучьему велению». Вот как была выражена идеология либерального реформаторства: «Рынок есть священная и неприкосновенная частная собственность. Она, если угодно, самоцель, абсолютная общественная ценность, остальное в рыночном хозяйстве - прилагательное к ней, не более того». В прилагательные, от которых отказались, включили систему социальных завоеваний и гарантий, всеобщей занятости, бесплатное образование и медицинское обслуживание, государственная целостность и независимость. Вам не вспоминается фонвизинский Митрофанушка, объявивший дверь «прилагательным» к косяку? В истории мировой культуры и рынок, и демократия были только средством удовлетворения потребностей человека, который и является «абсолютной общественной ценностью». Перевернутое сознание наших «реформаторов» не могло не дать весьма горькие плоды для людей. Куда человечней звучит формула Чеслава Милоша, лауреата Нобелевской премии (США): «Освобождение человека из-под власти рынка - не что иное как освобождение его из-под власти Природы, ибо рынок - это распространение борьбы за существование в природе, натуральной, жестокой природе, на человеческое общество».
     В результате в 1992 г. усилиями реформаторов было порождено первое в мире государство «Обломов». Вполне в обломовском духе было решено, что теперь все сделает волшебная щука, т.е. невидимая рука рынка. Вчера еще закрытую экономику бросили в рыночную стихию. И вот - выкошены целые отрасли, в первую очередь передовые технологии, утеряна продовольственная безопасность. На продовольственной проблеме остановлюсь особо, поскольку и для обломовых, и для рахметовых «вкушать пищу» является первой жизненной потребностью.
     Вот данные, которые привел на международной конференции «Продовольственная безопасность России» вице-премьер правительства РФ, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев: за десять лет сельхозпроизводство сократилось на треть, непосредственно продуктов питания - на половину. Мы завозим больше половины растительного масла, до 60 процентов мяса, а импортное сырье для мясокомбинатов составляет 80 процентов. (От себя добавлю: если сталинская коллективизация привела к потере 16,2 миллиона голов крупного рогатого скота, то на обратной дороге от социализма к капитализму Россия только за 1992 - 1996 годы лишилась 19,6 миллиона бычков и буренок.) На закупки продуктов в минувшем году мы потратили 13 миллиардов долларов. Столько же мы заработали на нефти и в буквальном смысле проели. Причем качество ввозимого продовольствия неуклонно ухудшается. Только за последние два года Госторгинспекция признала некачественными, опасными для здоровья 64 процента масложировой продукции, 58 процентов мясных и колбасных изделий, 45 процентов кофе, 44 процента чая, 12 процентов пива. А «ножки Буша» стоимостью в миллиард долларов, списываемые нам? Серьезно снизились объем и качество питания наших граждан. В 70-х годах мы входили в первую десятку стран по уровню питания, теперь - где-то на 65 - 67-м месте. Это результат проведения реформы обломовскими методами с опорой на «авось, небось да как-нибудь».
     Вот что пишет о России американский еженедельник «Ю. Эс. Ньюс энд Уорид Рипорт»: «Эта страна не просто обанкротилась... Практически в одночасье когда-то гордая супердержава потеряла имя, флаг, объединяющую идеологию и половину населения». Кстати, последний государственная флаг СССР, в декабре 1991 г. развевавшийся над Московским Кремлем, продан за границу, и теперь немцы с гордостью показывают его как трофейную реликвию в одном из музеев Берлина. Оставим без комментариев.
     Обломовское государство начало с того, что отказалось от своих внутренних долгов. (Обломовы не любят платить долги. Перечитайте роман, первые же страницы начинаются с размышлений героя о том, как бы извернуться от уплаты долга.) 70 миллионов наших сограждан, то есть почти половина наших сограждан - это пострадавшие вкладчики. В 1991 году сумма вкладов в Сбербанке, в Госстрахе, в государственные ценные бумаги составляла около 340 миллиардов советских рублей. В переводе на сегодняшние деньги это, по оценкам Минфина, более 8 триллионов рублей. На память о крупнейшем в истории человечества ограблении оставили сберкнижки. Обломовцам даже не пришло в голову хотя бы приблизительно подсчитать социальную цену реформ. Вот логика крестного отца реформ Егора Гайдара: «Говорят, что надо вести реформы не за счет народа... это все дешевая демагогия. Нет доброго дяди с толстым кошельком. Это мы сами взяли у себя из одного кармана, переложили в другой». А вот другое объяснение случившегося. В 1992 году молодые реформаторы были министрами, через год вдруг превратились во владельцев банков, корпораций, фондов, то есть стали миллионерами и мультимиллионерами. Если люди всю жизнь тяжело работали, с трудом копили, а потом все их деньги, все сбережения исчезли - значит, все это кто-то украл (Гайдар деликатно называет: «мы сами взяли у себя из одного кармана, переложили в другой»).
     Причем интересно, что исчезновение стариковских и детских денег совпало по времени с внезапным превращением реформаторов в миллионеров. Но параллельно и быстро сокращалась средняя продолжительность жизни граждан РФ. Миллионы умерли и умрут хоть и своей смертью, но преждевременно. То есть могли бы еще и пожить, а не вышло. Кому поверили?
     О том, что человеколюбием реформаторы явно не страдают, свидетельствует и Эдуард Сагалаев, глава национальной ассоциации телерадиовещателей. Вот что он рассказывает: «Одно время с Чубайсом, Малашенко, Коржаковым я входил в предвыборный штаб Ельцина. На одном из заседаний этого штаба обсуждался вопрос: надо ли повышать пенсию для того, чтобы привлечь на сторону президента пожилую и бедную часть электората. И один из политиков сказал: «Зачем тратиться на пенсии? Все равно мы заставим их проголосовать как надо. Чем больше пенсионеров вымрет к следующим выборам, тем проще будет побеждать коммунистов».
     Отличаются ли современные обломовы от прежних (хотя бы и литературных)? Давайте вспомним эпизод из романа, когда Обломов, будучи чиновником, отправил какую-то бумагу вместо Астрахани в Архангельск. Стали отыскивать виновного. Собственная совесть Обломову была гораздо строже наказания, пишет Гончаров. Илья Ильич не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство. В нем было сказано, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудка, а равно хронической болью в печени», а посему врач предписывал ему прекратить «хождение на службу и вообще воздержаться от умственных занятий и всякой деятельности».
     Современные обломовы не бумагу, а целую страну заслали не в «цивилизованный мир», как они обещали, а в «разбойничий, бандитский капитализм» (по их же выражению). Однако никто из них, имея даже пять инфарктов, не взял «медицинского свидетельства». Известно, что в течение последних двух лет «правления» Ельцина почти не выходило президентских указов, так как он был способен работать не более 20 минут в сутки, а за это время надо было успеть убедить его подписать указ, но перед этим нужно было собрать 12 - 15 визирующих подписей. Так как никто не хотел собирать эти подписи, имея очень мало шансов на подписание указа Ельциным, то вместо указов стали выпускать распоряжения, которые не выполнялись. Президент, объявляли нам, «работает над документами», хотя это была откровенная обломовщина.
     В XVIII веке жил во Франции врач Галли Матье. Больным он выписывал рецепты, на которых делал шуточные надписи. Больные смеялись и быстрее выздоравливали. Отсюда слово «галиматья» (чепуха, бессмыслица). В России переименование ПТУ в лицей, школ - в гимназии, техникумов - в колледжи, институтов - в университеты, университетов - в академии, любое повышение цен на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки и т.п. привыкли называть очередным этапом реформ. От такой галиматьи населению впору не смеяться, а плакать.
     Мы далеки от мысли, что обломовщина – это черта только нашей политической и хозяйственной элиты. Кстати, уже на первых страницах романа происходит знаменательная сцена между барином и слугой. Барин думает: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам». Когда миллионы людей понесли свои сбережения Мавроди и подобным ему жуликам - то были добровольцы-обломовы. Когда сотни тысяч играют в якобы «беспроигрышные лотереи» - это тоже они. Перечень может продолжить каждый.
     В заключение хочу обратить внимание на некоторые ключевые положения послания президента. Во-первых, «мы по-прежнему живем преимущественно в  рентной», а не в производительной экономике. Наша экономическая система, по сути дела, мало изменилась».
     Напомню, что уровень экономического развития общества определяется долей труда в валовом внутреннем продукте. При первобытном строе долю труда в ВВП можно определить в 1 - 2 процента, поскольку охота и собирательство немногим отличаются от способа существования животных. При ремесленно-кустарном способе производства доля труда возрастает до 5 - 10 процентов, а при промышленном доминирует в структуре стоимости и в наиболее развитых странах превышает 90 процентов. По данным Российской академии наук, в стоимости нашего ВВП за 2000 год 82 процента составляет природная рента, 12 процентов приходится на амортизацию доставшихся от СССР промышленных мощностей и лишь 6 процентов - на непосредственно производительный труд россиян.
     Во-вторых, подчеркивается в послании, система работы исполнительных и законодательных органов «устроена так, что тормозит, а во многих случаях - просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение «статусной ренты», говоря прямо, - взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества, для государства».
     Из этих положений следует вывод: самые важные, самые серьезные реформы еще предстоит провести. Очевидно, что политика реформирования страны путем систематического снижения жизненного уровня основной массы населения исчерпала себя. Обратим внимание поэтому еще на одно положение президентского послания: «Власть должна работать, чтобы гарантировать политику улучшения жизни всех слоев населения России, законность и последовательность линии на улучшение делового климата».
     Будем откровенны: общество не может быть устойчивым и способным к развитию, если большинство в нем длительное время составляют либо обломовы, либо рахметовы. Не сборищем аскетов и иждивенцев, а государством, основанном на высоком качестве жизни среднего класса, - такой хотелось бы видеть Россию в XXI веке.

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор, доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.

     На снимке: Октябрь Валитов.


Комментарии (2)
Guest, 04.12.2017 в 12:34

Коммунистический бронтозавр,ни словом не обмолвился о социально-политической составляющей развитых рыночных государств.А это свобода личности,свобода слова,независимая судебная система,независимая пресса, реальная многопартийность,реальный контроль государства за сверхмонополизмом,отсутствие гиперцентрализации властных полномочий в одних руках и венец всему свободная и независимая выборная система.
Есть ли это в России? Нет этого в России.
И пока этого не будет в России,её можно сравнивать хоть с какой системой изжившей себя на историческом пути развития человечества.
И наш профессор так и будет искать какие-то аналогии с чем то,особенности народного характера и пр. А Россия так и будет оставаться в арьегарде других,успешных государств.

Guest, 06.12.2017 в 01:09

Октябрь ВАЛИТОВ - типичный "совок", гомо советикус, пекущийся о благе империи и совершенно забывший о долге перед своим народом. Он думает о процентах падения производства и совершенно не думает о преследовании татарского языка и культуры. Таким образом, его идеология - служение империи, а не своему народу и поэтому все умствования и усилия О.Валитова совершенно бессмысленны и заведомо бесплодны. Главная ошибка таких совков в том, что они думают о желудке, а не о свободе народа от угнетения, без чего не может быть никакого процветания. Бедняга обречен быть забытым своим народом, а уж о том, что его забудут русские империалисты, ради которых он по сути и старается, даже говорить не стоит.