2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Объект политики (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Объект политики (ч.4)

27 апреля 2014 года
Объект политики (ч.4)

      Явно обнаружившаяся дифференциация татарстанского общества по этноконфессиональному признаку породила новые проблемы, которые без государственной помощи разрешить невозможно. После нескольких неудавшихся попыток обратить внимание властей на социально-бытовые, этнокультурные и конфессиональные проблемы кряшенского населения Республиканский национально-культурный центр кряшен Татарстана стал склоняться к формам и методам политического давления. Начавшаяся подготовка к переписи населения России и выделение этнонима «кряшен» отдельной строкой в предлагаемом перечне национальностей еще более усугубили положение. В средствах массовой информации развернулась кампания по обвинению кряшен в сговоре с Москвой и подрыве целостности татарского народа. В ответ на это под влиянием радикально настроенных лидеров кряшенского движения конференция представителей с мест, созванная 13 октября 2001 года Республиканским центром, приняла Декларацию о самоопределении кряшен как этноса.
     Ситуация зашла в тупик. В поисках выхода из нее была достигнута договоренность о встрече лидеров кряшенского движения с тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым. Она состоялась 11 апреля 2002 года. Была обсуждена совокупность вопросов, в основе своей повторявших резолюции конференции кряшен 14 апреля 1992 года и коллективного письма представителей общественности 14 мая того же года. В итоге был составлен и разослан исполнителям протокол поручений президента, 19 пунктов которого содержали предписания ответственным органам и ведомствам по устранению допущенных перекосов национальной политики и обеспечению условий для равного развития кряшен в составе многонационального населения республики. Среди них были такие, как:
     1) составить целевую программу комплексного развития социально-культурной сферы жизни и деятельности кряшен;
     2) предусмотреть меры по содействию реализации кряшенами своих гражданских прав и участия в государственной и хозяйственной деятельности;
     3) при разработке концепции музея-заповедника «Казанский кремль» предусмотреть устройство экспозиции (филиала, отдела, зала), посвященной истории, этнографии и культуре кряшен;
     4) рассмотреть вопрос о создании при академии культуры и искусств ансамбля песни и танца кряшен, ведя последовательную работу по преобразованию его в перспективе в государственный творческо-исполнительский коллектив;
     5) разработать и издать для школ, расположенных в селах, с компактным кряшенским населением программы факультативных курсов по краеведению, народным художественным промыслам и ремеслам, обычаям, обрядам, фольклору и традициям кряшен;
     6) составить перечень кряшенских населенных пунктов, в которых действовали прежде и существует ныне потребность восстановления церквей, часовен и других культовых объектов;
     7) согласовать с местными религиозными общинами и администрациями городов и районов условия и сроки реставрации и нового строительства церковных зданий;
     8) передать здание бывшей церковно-приходской школы при храме Тихвинской Божьей Матери под центр культуры кряшен;
     9) рассмотреть вопрос о создании в структуре Академии наук Татарстана отдела (сектора) кряшеноведения.
     Исполнителями поручений были определены руководитель и заведующие отделами аппарата президента, советник президента, заместитель председателя Госсовета, вице-премьер, министры, председатель Совета по делам религии при Кабмине республики, мэр города Казани, президент и директор института Академии наук, ректор вуза, директора издательства и музея. Контроль за исполнением поручений был возложен на заместителя премьер-министра Республики Татарстан Зилю Валееву, которой вменялось представить отчет о проделанной работе 15 сентября 2002 года.
     К сожалению, этот многообещающий акт не внес существенных изменений ни в официальный статус, ни в повседневную жизнь кряшен. Время шло, но ничего, за исключением двух-трех показательных мероприятий, не было сделано. Причем было замечено, что поддержка кряшен на всех официальных уровнях не выходит за пределы текущей культурно-досуговой работы и разовых мероприятий. Вопросы же, связанные с кардинальным решением кряшенских проблем, не находят понимания. Таким образом, встреча с президентом не оказала никакого влияния ни на общественное мнение, ни на сложившуюся ситуацию. Наоборот, по мере приближения переписи населения еще более разнузданный характер приобретала кампания по бичеванию кряшен. И если раньше официальные власти дистанцировались от нее, то со временем в нее были втянуты научные учреждения и официальные органы, Государственный совет и президент республики. Не был принят во внимание доведенный до президента, а затем обнародованный альтернативный призыв предоставить кряшенам полную свободу для этнической самоидентификации, дабы полнее учесть их, а затем, чтобы не нагнетать напряженность, включить записавшихся кряшенами в общий итог татар.
     Совершенно ясно, что кампания по шельмованию кряшен была спровоцирована республиканскими властями, ее возглавили и вели чиновники высшего уровня. В приливе откровенности бывший депутат Государственной думы от Татарстана Фандас Сафиуллин признался в этом. Вот дословный пассаж из его интервью газете «Вечерние Челны» 13 марта 2002 года: «С моей подачи мы устроили большой шум по этому поводу (выделения в переписи кряшен и др. – А.Ф.) в Госсовете РТ (а я специально приезжал и выступал на пленарной сессии) и Госдуме РФ». «Мы добились проведения специального совещания у представителя правительства в Госдуме». «…Мы по этому поводу написали письмо Михаилу Касьянову, а Минтимер Шаймиев – Владимиру Путину». И вот ему же принадлежащая фраза из центральной газеты, подтверждающая провокационность, беспочвенность и безнравственность антикряшенской кампании: «Мы, татары, ругаем московских шовинистов, боремся против шовинизма, а сами ведем такую же политику по отношению к кряшенам. Тогда у нас нет права обижаться на Москву. Если наши же кряшены испытывают чувство обделенности, значит, в этом виноват весь татарский народ». Спрашивается, где тут настоящий Фандас и которому из этих Фандасов верить? Вопрос, конечно, риторический. Беспринципность Фандаса Сафиуллина уже давно никого не удивляет. Странно выглядит позиция руководства республики.
     Сопоставьте, например, следующие высказывания Минтимера Шаймиева. Первое: «Мы в долгу перед кряшенами за то, что они сохранили музыку, язык и прикладное искусство наших предков». Второе: «Предполагается выделить самостоятельные народы татар-кряшен и сибирских татар. Я думаю, что по этому вопросу мы должны высказаться весьма определенно. Мы, татары, – единый народ с единой культурой и литературным языком». И третье: «Главный момент, который следует помнить, – это то, что по закону каждый вправе добровольно выразить свою национальную принадлежность, и эта норма гарантирована соответствующим положением как тайна волеизъявления». Не следует ли из этого, что кряшен, сохранивший культуру предков, пользуясь правом добровольно выразить свою национальную принадлежность, должен отказаться от этого права и по указанию М.Ш. Шаймиева весьма определенно заявить, что он татарин, и не иначе. Ведь альтернативных действий заявления М.Ш. Шаймиева не допускают.
     Обоснованность таких суждений подтверждают итоги двух последних переписей населения России. Вследствие использования административного ресурса кряшены в Татарстане были переписаны по трем номинациям: татары, крещеные татары и кряшены, не считая весьма значительной прослойки городских кряшен, записавшихся русскими. Таким образом, перепись не определила численности проживающих в Татарстане кряшен. А это оставляет открытыми вопросы о финансировании их социально-культурных нужд, обустройства населенных пунктов, развития современной инфраструктуры, обеспечения занятости в местах их компактного проживания. Воистину: нет народа – нет проблем.

     Аркадий ФОКИН,
председатель Совета ветеранов
кряшенского движения г. Казани,
кандидат исторических наук.


Комментарии (11)
Guest, 27.04.2014 в 08:52

"весьма значительной прослойки городских кряшен, записавшихся русскими" Вот вы и ответили на вопрос, что крещенные татары исчезают, так как вы сами записываетесь русскими.

Guest, 27.04.2014 в 18:32

выґ,кряшенские "лидеры",глав.образом добиваетесҗ преференций,ипользуя благоприятный момент.это то же по сути,что вы крестились заради льгот тогда,во вторую волну!

Аналитик, 27.04.2014 в 23:58

Вследствие использования административного ресурса кряшены в Татарстане были переписаны по трем номинациям: татары, крещеные татары и кряшены, не считая весьма значительной прослойки городских кряшен, записавшихся русскими.
==============
Господин Фокин, а вы ведь сами признаете, что именно православие весьма и весьма способствует растворению кряшен среди русских. Так зачем же вам религия, которая ведет к исчезновению кряшен? Так в чьих же интересах вы работаете - кряшен или русских шовинистов, заинтересованных в русификации всех нерусских народов?

Guest, 29.04.2014 в 00:31

"Вследствие использования административного ресурса..." Я что-то не припомню конкретно в отношении себя. Пришел на участок переписи, сказал как надо записать, девочка при мне записала. А дальше уж не знаю как там ресурс работал. Но вот читал, что татар разложили по нескольким десяткам названий, то ли 100, то ли 200. Кажется Д. Исхаков об этом писал.

Guest, 29.04.2014 в 09:30

А кто есть Фокин по сущности - русский татарин или уже татарский русский? Как он себя чувствует?

Guest, 29.04.2014 в 09:33

Фокин есть необыкновенный феномен -неправославный кряшен. Он конечно уже не татарин. Зачем ему конструировать мифических кряшен, лучше сразу записаться татароязычным русским.

Guest, 29.04.2014 в 09:38

А кто входит в совет ветеранов кряшенского движения? Непонятно, это ветераны труда или ветераны борьбы за кряшен? Или ветераны движения за крешение татар?

Guest, 29.04.2014 в 09:39

Почему у татар и кряшен общий язык если это два разных народа как утверждает Фокин?

Guest, 29.04.2014 в 09:41

Люди гибнут за металл.

guest, 02.05.2014 в 02:13

Вы знаете как они появились ?!
И почему у них такое отвратительное название госпожа моча и господин моча !
Когда взяли столицу Континентальной Татарии - Tatarile было 3 группы Татар проживающих на своей автохтонной Татарской земле, не имеются в виду 8 этносословий ЕДИНОЙ ТАТАРСКОЙ политической Нации. 3 группы включали Татар Магометанского вероисповеданимя/ Татары - Кафолического вероисповедания и маленькое меньшинство Ортодоксальных Татар на языке оккупации отвратительное название "кряшены" только после захвата Татарии появилось это отвратительное словечко. Привили к реке Татар Магогметан и Татар Католиков разрезали бревно пополам и вырезали в каждой части состоящей из двух частей выемки, кто отказался перейти в Ортодоксию тем связали руки и ноги и соединили 2 части бревна на шеи героев отказавшихся перейти в Ортодоксиию из Магометансва и Католичества в количестве 10 человек и збросили изуверы в Идиль = Идель, а тех сломаных кто не выдержал издевательст сделали госпожой моча и господин моча сломав их духовно через физическое насилие Так почвились в Татарии на Святой Татаркой Земле госпожа моча и господин моча. А Татарские герои боровшиеся с водой которая попадала им в рот плывшим по течению Идель вниз захлёбывались водой и ломали себе позвоночник постоянно поднимая шею в выемке сделанную захватчиками, такая была пытка устроенная захватчиками Татарским Патриоткам и Татарским патриотам.

Guest, 03.05.2014 в 09:32

расшифруйте кто-нибудь