Об образовании в Татарстане
Накануне обсуждения законопроекта «Об образовании в Татарстане» в Казани прошли общественные слушания на тему «Реализация федерального закона «Об образовании» в области преподавания русского языка в школах Татарстана: трудности и поиск их преодоления». Организатором мероприятия выступило Общество русской культуры республики.
Главным экспертом на общественных слушаниях выступила руководитель Центра анализа этнокультурной, конфессиональной и миграционной образовательной политики Федерального института развития образования Минобрнауки РФ Ольга Артеменко, передает корреспондент ИА REGNUM.
По словам Артеменко, она вынуждена с сожалением признать, что в проекте закона «Об образовании в РТ», с которым она ознакомилась, есть недочеты, в частности, опять не указывается статус языка. Есть у эксперта и другие замечания: «Нужно ориентироваться в федеральном законодательстве. Сейчас в ст. 14 совершенно четко прописано: можно организовывать обучение на родном языке и изучение родного языка. В соответствии с Конституцией РФ родной язык определяется и выбирается самими учащимися или родителями (их законными представителями). И никто не вправе писать, что «в соответствии с законом Республики Татарстан» и т.д. Это – для родных языков».
«Если мы рассматриваем функционирование языка в статусе родного, то все процессы регламентируются законом «О языках народов РФ», – пояснила Артеменко. – Там сказано, что все родные языки равноправны, и никто не вправе ограничивать возможности их изучения. Если же вопрос стоит об организации образования на родном языке, то этот вопрос решается только локальным документом образовательного учреждения. Эта новация появилась в последнем федеральном законе «Об образовании». Если раньше это определялось в соответствии с уставом образовательного учреждения, а устав утверждался чиновником управления образования, то теперь такой порядок исключается: выбор языка обучения является прерогативой родительского сообщества и дирекции школы. На общем родительском собрании решают, на каком языке будет вестись преподавание».
Что касается статусов государственных языков, то, по словам эксперта, она «пять лет билась за то, что язык не может быть «как». Например, «русский как государственный», «татарский как государственный» и т.д. «Однако в проекте закона Республики Татарстан я снова это вижу, – удивляется Ольга Артеменко. – Язык может выполнять свои функции в определенном статусе, в статусе государственного языка Российской Федерации, например. Тут нужно говорить, какой функционал русского языка в статусе государственного. Я встречалась с учителями в Татарстане, и все они в один голос говорят, что русский – это язык конкурентоспособности, обеспечения мобильности на всей территории РФ. Поэтому русский язык должен преподаваться на грамматической основе и быть направлен на развитие речи. Это язык, которым все граждане РФ должны владеть качественно».
«Относительно государственных языков республик для меня, например, никакой коллизии нет. Но для некоторых есть, – продолжила эксперт. – Некоторые указывают, что 2-я часть 68-й статьи Конституции РФ закрепляет право субъектов вводить госязыки. Однако в решении Конституционного суда РФ от 2004 года четко написано, что поскольку вопрос изучения госязыков касается не только субъекта, но и других граждан РФ, проживающих на территории РФ за пределами данного субъекта, то это вопрос совместного ведения и не может относиться только к компетенции субъекта. Там же сказано, что изучение госязыков субъектов должно вестись по федеральным госстандартам. При этом изучение регламентируется по федеральным стандартам, а регулируется – субъектом. Регулировать изучение госязыков субъектов, конечно, – право и компетенция субъектов. Но я, например, считаю, что если в субъекте заинтересованы, чтобы не возникало отторжения к этому языку, появлялась положительная мотивация, необходимо в каждом случае учитывать языковую ситуацию. И в зависимости от этого определять, сколько и какими методиками преподавать госязык субъекта. Но какими бы они не были, требования по качеству обучения одинаковые, поскольку это определяется федеральным стандартом.
Наша позиция (позиция Центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ. – Прим. ИА REGNUM) заключается в том, что для изучения госязыка в нацреспубликах следует выделять методики и объемы для владеющих этим языком и линии обучения для не владеющих. Ведь главная функция государственного языка субъекта – коммуникативная, поэтому нельзя требовать его изучения от всех на грамматическом уровне.
И, безусловно, такого понятия «русский – не родной» просто не должно быть. Это понятие использовалось среди методистов еще в советское время, но в нормативных актах его не было. Впервые оно появилось в учебных планах 2004 года, но теперь исключено, поскольку русский в таком случае выпадает из статуса родного.
Хочу обратить внимание на еще одно изменение. В федеральном законодательстве появилось определение «родной язык из числа народов России». Это тоже важно. Есть список народов РФ, правда, ни Минрегионразвития, ни Институт этнологии и антропологии РАН его пока упорно не публикуют. Так вот, все, что относится к языкам и культурным потребностям представителей других народов (как это ни прискорбно, но к ним сейчас относятся и украинцы, и белорусы), являющихся гражданами РФ, это уже регулируется федеральным законом о национально-культурных автономиях.
Изучая проект закона «Об образовании» Татарстана, мы заметили, что там речь идет о законе «О языках народов Республики Татарстан» от 1992 года, где записано, что «татарский и русский языки как государственные в РТ изучаются в равных объемах». Мне в министерстве сказали: «Такого не будет однозначно». Я сейчас возвращаюсь из Татарстана в Москву, и мы начинаем отрабатывать этот вопрос с аппаратом президента РФ. Не могут быть равноправными государственный язык РФ и государственный язык субъекта РФ! Такого юридического положения нигде нет. Федеральный закон предусматривает равноправие только в статусе родных языков. Кроме того, «равноправие» не предусматривает равнообъемности преподавания. «Равноправие» касается равного права на выбор языка обучения».
Следует отметить, что на общественные слушания, которые, согласно закону, должны предшествовать принятию нового закона «Об образовании в Татарстане», были приглашены не только журналисты (из местных СМИ практически никто не явился), но и республиканские парламентарии, руководители Минобрнауки Татарстана, профильных комитетов Госсовета, однако из них также ни один не пришел.
Как пояснила в заключение Ольга Артеменко, она входит в несколько авторитетных групп и профильных комиссий по совершенствованию федерального языкового законодательства, в том числе в Совет по межнациональным отношениям при президенте РФ. «Я однозначно буду работать над тем, чтобы исключить нарушения федерального законодательства в понятийном аппарате законопроекта «Об образовании в Татарстане», – заявила она.
(ИА Регнум.)
Не могут быть равноправными государственный язык РФ и государственный язык субъекта РФ!
============
Вот это и есть квинтэссенция русского нацизма - ну не должны быть равноправными татарский и русский языки, ведь русские - это господа над другими народами !
Равноправие языков заложено в Конституции России. Если кто-то его не соблюдает, тем более чиновник, то он не на своем месте.
По моему всем понятно из толкований этой экспертши.Там где находится русский человек,там он будет жить по своим законам(федеральным)приспособленным именно для комфортного существования русского человека.А вы все приспосабливайтесь к этому статус-кво.А уж языка это касается в первую очередь.
Татарам глупо и наивно от Москвы справедливых законов .Какой бы вопрос не обсуждался в сфере отношений татар и русских все сводится к одному без Независимого национального государства татарам не выжить .В будущем национальном государстве должен быть один государственный язык татарский .Русских в Татарстане нужно ставить в теже условия в которых находятся татары живущие вне Татарстана .
Артеменко хорощо известна своими шовинистическими взглядами. Надеюсь, карьера этой мадам будет недолгой.
Акцент Артеменко сводится постоянно на федеральные стандарты в образовании, где и выдумывают для нерусских народов эти стандарты. Нерусских дураками считают что ли, не способными самим выработать свои программы с учетом потребности чего и сколько по времени по времени. Изучение национальных родных языков это одно, а обучение по всем предметам на национальных языках в школах это совсем другое. Как раз об обучении на рдных языках хитро умалчиваеся этой мадам и орками. Требовать от Москвы оставить навязывание своих программ и стандартов, как недоумкам неспособным решать судьбы своих языков.
Статья 26 Конституции РФ гласит: Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания,обучения и творчества. Откуда же берутся Законы за № 309 ,Салагевы, Артеменки ? А Салагаев депутат Гос. Совета РТ требует изучение русского языка так как поставлено в Калининградской области. Странное сопоставление Республика и область, т.е. территория. К тому же профессор политически безграмотен: Татарстан, батюшка, а не Татария! И сколько таких прозаседавшихся политиков в Гос.Совете ? Он не знает Конституции РТ.
18 июня второе чтение нового закона об образовании в РТ. Там всё по старому, поэтому нет оснований для беспокойства.
Урыстан аерылырга кирэк!АЕРЫЛЫРГА!!!
Элбэттэ аерылырга кирэк! Яхшылыкка китерми алар!
"а обучение по всем предметам на национальных языках в школах это совсем другое. " Кунак, сейчас эта возможность у родителей есть законодательно.
Господа татары!
Надо заниматься татарским языком и увеличением числа школ для татар!
А никто этим - НЕ занимается! Ни татарские начальники, ни простые татары-родители.
Вместо этого - кучка татар "блюдёт" чтоб русские не "косили" от уроков татарского, да ещё - кто что из приезжих московских экспертов скажет.
Если не двигать дело - оно не двинется! Сколько "виноватых" вы бы не нашли!
Петр, 19.06.2013 в 12:56
Господа татары!
Надо заниматься татарским языком и увеличением числа школ для татар!
А никто этим - НЕ занимается! Ни татарские начальники, ни простые татары-родители.
Вместо этого - кучка татар "блюдёт" чтоб русские не "косили" от уроков татарского, да ещё - кто что из приезжих московских экспертов скажет.
===========
Господа русские, а зачем вы навязываете свой язык во всех российских школах, вместо того, чтобы увеличивать количество русских школ ? Зачем в российских школах преподаватели следят, чтобы все дети не "косили" от уроков русского языка ? Ведь достаточно создать русские школы для желающих и это решило бы все проблемы с русским языком: кто хочет, то пусть учит. Но зачем навязывать русский язык тем, кто не желает ?
"Но зачем навязывать русский язык тем, кто не желает ?" Вот с этим можно согласиться . Действительно, допустим ученик живёт в селе где все говорят на каком то национальном языке и зачем тогда ему русский. Обучить только на бытовом уровне таких желающих и вполне хватит. В Казани таких школ если и будут то единицы. Вот что говорит Госсовет-"Мы не имеем права вносить изменения в федеральные государственные стандарты, - объяснил Разиль Валеев. – В законопроекте сказано, что оба государственных языка татарский и русский изучаются в равных объемах. Уменьшать объемы их преподавания никто не имеет права. Но руководство нашей республики дало обещание: если кто-то хочет дополнительно изучить русский язык, мы можем за счёт бюджета РТ предоставить такую возможность. Решение о дополнительных часах принимает школа и родители." Непонятно только как это скажется на перегрузке ребёнка.
Политика властей РТ в области образования основана на встраивании татарского компонента в русскую систему образования. Именно в рамках русской системы образования власти Татарстана вот уже 20 лет пытаются внедрить принцип "равноправия государственных языков".
Итоги 20 лет не впечатляют. Русская молодёжь по прежнему и двух слов не могут сказать по татарски, а татарская молодёжь общается между собой в основном по русски.
Основной причиной неудачи образовательной политики РТ (для сохранения и расширения сферы использования татарского языка)является отсутствие национальной татарской системы образования:от детского сада до ВУЗа.
"Основной причиной неудачи образовательной политики РТ (для сохранения и расширения сферы использования татарского языка)является отсутствие национальной татарской системы образования:от детского сада до ВУЗа." Выходит верно написал Казанец, что нет необходимости русскоязычным в знании татарского пока Татарстан в составе России. Вот видимо в этом и кроется причина упорного нежелания властей дать возможность русскоязычным освоить татарский в рамках разговорного, т.е. 2 часа в неделю!Вероятно хотят чтобы быстрее русскоязычные уехали из Татарстана!
Новый закон об образовании имеет теперь такую норму---"Согласно документу граждане республики имеют возможность получить общее образование всех уровней на родном языке из числа языков народов России и в пределах возможностей, которые предоставляет система образования" ТЕПЕРЬ ВСЕ ТАТАРСКИЕ ДЕТИ МОГУТ ПОЛУЧАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ ТАТАРСТАНА НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ!!! ЕСЛИ ОНИ ЭТОГО САМИ ЗАХОТЯТ!!!)))))
ЕГЭ сдавать по закону № 309 ?
"ЕГЭ сдавать по закону № 309 ?" Вы отстали от жизни. -----"«Мы закрепляем право выбора ученика при прохождении итоговой аттестации на сдачу экзамена на родном национальном языке. Но что именно будет входить в национальный компонент в каждом регионе, каких писателей или поэтов должны будут знать школьники и на каком языке они смогут сдавать ЕГЭ, будут определять региональные власти, а не федеральные», – заявил газете ВЗГЛЯД глава комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин." "Однако уже очевидно, заявил Балыхин, что сдавать ЕГЭ на национальном языке захотят лишь считанные школьники, мечтающие поступить на педагогические факультеты местных вузов, чтобы потом самим преподавать на родном языке, поддерживая национальные корни."
Программист, Наб. Челны, 20.06.2013 в 13:34
Итоги 20 лет не впечатляют. Русская молодёжь по прежнему и двух слов не могут сказать по татарски, а татарская молодёжь общается между собой в основном по русски.
============
Парень, ты ошибся в цифрах, а потому выводы у тебя неправильные. В итоге 460 лет русской оккупации и систематического преследования татарский язык уже и в Татарстане стал вытесняться русским.
460 лет русской оккупации - это неверная цифра, Казанское ханство стало московским протекторатом ещё при Иване III, который освободил ханство от монголького ига и принял титул Князя Болгарского (не Татарского!)в 1475 году,его внук Иван грозный в 1552 г. еле-еле изгнал из Казани приглашённых в 1521 г.крымских татарских ханов,которые в1524г. увели хантво в турецкое вассальство. Так что по датам и понятиям вашим рабство было аж с 1475 г. так что можете кричать погромче и яростнее.
О русском национализме говорят татары. Где его они разглядели. Оглянитесь вокруг - одни трудяги заводские,пьянь, бомжи - такой народ просто не может быть националистами, зачем обижать их ещё?
Если имеете ввиду Москву с еврейским Кремлём - то назовите одного русского среди них. Начиная от Ленина-Сталина ешё не было ни одного русского генсека и президента, сплошь евреи - хрущёв-Перл-мутер, Брежнев-Ганопольский,Андропов- Либерман, Гордачёв-Гайдер, путин-Шаломов, медведев-Мендель, а сколько их в министерствах и порламентах. Если Татарстану удалось отатарить парламент и правительство, то зачем унижать униженных русских, ведь Иван грозный был из Рюриковичей-варягов по отцу, но по матери был из рода Мамая-татарина,то есть вообще не русский. Если учесть, что казанские татары - потомки волжских булгар по признанию правительства РТ, то корень ваш вовсе в булгарах, а не в татарах, выселенных из монголии Чнигизханом за отравление его отца в Крым,сегодня они потомками являются единственно, всемирно признанными потомками этнических татар. Поэт Тукай ещё при царизме говорил, что только больной человек может назватья татарином. Но в 1920 году Ленин-талин обозвали булгар татарами и образовали ТАССР, и булгарин Тукай стал татарином, татарские паспорта вручили и сибирским кимакам, астраханским мангытам,ногаям, касимовским буртасам, НО крымским татарам дали паспорта на крымских же татар по их требованию. Башкиры участвовали в бунте Пугачёва против проклятого царизма,и они остались в башкирах. Своё булгарское прошлое вспоминаете? Тогда и вы не националист!
Об образовании. Много недовольства нетатар татар-ским языком, им в ответ - надо знать язык хозяев, мол, вы тут - несвои.На заводе русский и татарин общаютя без обид на русском. В Турции татарин на заводе говорит с турком по турецки, потому что Турция - это суверенно международное государство, у него международный статус, она империя как США, Германия, Англия, Россия...И язык государственный международно признанный, на этом языке пишется наука международная - физика, химия,экономика...
так и в Турции всё на турецком языке, хоть и в Турции проживают и татары,и армяне,и русские...
Не хотите учить русский, не учите, ходите необ-разованными, моя эби всю жизнь прожила в авылда без русского, нынче время другое, но как,к слову, электронику на пальцах изучить,если не надо,не учите федеральный русский язык, хватит местного татарского, как и моей эби. Вон мари,чуваши, удмурты учат русский язык не по принуждению, потому что он нужен по жизни в Росии, как же без него говорить с татарином. Не надо ссылатья на эбилэр,мол,вдруг найдётся одна совсем неграмотная
Найдётся, так что татары что ли перевелись другие?
Татары, храните туган тел,не надо его коверкать в школах нетатарами, берегите чистоту языка как и чеченцы, путь будет родной язык для культуры родного народа, федеральный язык для образования!
Изучать нужно и русский язык, и татарский. Приоритет русскому языку как федеральному, а татарскому как второму родному. Главное, чтобы грамотно говорили и те, и другие! Стыдно было, когда к первоклассникам пришел инспектор ГИБДД и сказал: " Я вас буду встретить у дверя..." Русский язык не должен быть ущемлен. Я сама работаю в школе и родители желают, чтобы дети больше изучали русский язык, именно для того, чтобы потом хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку и учиться не только в Казани. Татарстану не грозит "обрусение". Здесь сохраняют национальную культуру, язык, традиции.Хорошо бы еще уберечь школу от политического перетягивания и демонстрации своей мощи!Думать надо о детях, им учиться в школе и дальше жить!
Все умные: и татары и мишары и русские, за 20 лет внедрения татарского, как родного, итог: дети не знают ни русского, ни татарского, не умеют грамотно писать, правильно говорить. Чем вы хвалитесь? ''Мы, знаем татарский язык'', а дети ваши поступят хоть в какой нибудь ВУЗ? Я, не знаю татарского языка, так,20-30 обиходных слов, зато я хорошо владею русским и английским, мне не нужны русифицированные программы для компьютера, я могу прочитать этитекту на приглянувшемся мне товаре без кривого русского перевода. А вы хотите привести своих детей к тому, что они и этот кривой перевод не смогут прочитать, а если и почитают не все поймут. Учите детей ТАТАРСКОМУ РАЗГОВОРНОМУ языку и дайте им возможность получить нормальное образование. Национальная культура это замечательно, но также, как и свобода вероисповедания, она должна стать добровольным выбором, а не насаждаться, в том числе и Силом. Можете плюнуть в мою сторону, я РУССКАЯ