Об империи… (ч.3)
Скажем, казак на Дону не совсем чувствует себя русским, помнит, что еще в XVIII веке его предки говорили на татарском языке. Русский человек в Калининградской области совсем не тот, что русский абориген Дальнего Востока. Говорят они на одном языке, но порой думают по-разному. Одни дышат западным воздухом, а на других дуют восточные ветры. Видимо, то же можно говорить, к примеру, и о жителях Рязанской и Читинской областей. Они тоже говорят и даже думают на одном языке. Но по-разному. Воспринимают одни и те же изменения каждый по-своему.
Только исходя из этого можно прийти к правильному выводу о том, что нужно стране, ее народам и каждому отдельному человеку. Важно при этом исходить из того, что государства существуют для народов, а не наоборот. Это аксиома, ибо государство, хотя и очень важный и необходимый фактор в жизни общества, оно лишь инструмент реализации прав человека.
Вот почему я считаю, что для обеспечения его эффективности в реализации этой своей основной функции ему, так же как и в целом обществу, нужен диагноз. С тем, чтобы в его результате выявить все болевые точки страны. Нет, я не собираюсь заниматься этим, это непростая работа – дело многих специалистов и экспертов. Скажу только, что она необходима. И должна быть качественной.
В том, что в обществе и государстве этих точек более чем достаточно, сомневаться не приходится. Однако было бы неправильно взваливать их причины на существующие власти. Большинство из них перешло от прежнего режима. Это главным образом последствие до сих пор дающих знать о себе травм, полученных в результате резких изменений в последние тридцать лет. Поломавшая прежний уклад жизни горбачевская перестройка, распад СССР, обездолившая народ, лишившая его собственности чубайсовская приватизация, гайдаровская шоковая терапия и ряд других экстраординарных мер нанесли непоправимый удар по морально-психологическому состоянию населения. Конечно, и по их материальному состоянию.
Не функционирует как единый организм экономика страны. Перестали работать, а вскоре и вообще были ликвидированы многие предприятия. Ускоряющимися темпами росла безработица. Важнейшие отрасли экономики, такие как нефтяная, газовая промышленности, перешли в руки так называемых олигархов. В результате наметилась, а затем стремительными темпами стала углубляться пропасть между богатством и бедностью. Не стало гарантированной системы социальной защиты людей.
Нет теперь как таковой и прежней деревни, которая худо-бедно кормила страну. Не стало колхозов. Их собственность разворована. Земли, распределенные между селянами как бы на паях, фактически перешли в руки инвесторов и во многом перестали использоваться по назначению. Как результат этого уже многие годы остаются незасеянными тысячи гектаров земли. Резко сократилось поголовье скота. Село перестает кормить город.
Молодежь в поисках работы уходит из деревень в города. Некогда большие села пустеют, многих из них уже нет вообще. В оставшихся не хватает или вообще нет ни школ, ни больниц, ни клубов. Нет интеллигенции. Люди предоставлены сами себе.
Это прежде всего удел сел и деревень Центральной России, Сибири и Дальнего Востока. Думаю, что о Центральной России должна быть особая забота. Ее проблемы, обозначившиеся еще во второй половине XIX столетия, углубились в советское время, когда руководство страны, вместо того чтобы концентрироваться на них, развернуло кампанию по освоению целинных и залежных земель. Как будто в стране не хватало земель!
И в этой связи нужно сказать, что требует особой заботы русская деревня, которая во все времена составляла первооснову русской жизни. Убежден, что восстановление полнокровной русской жизни станет основным фактором успокоения страны. С тем, чтобы русский человек не искал причины своих невзгод в своих нерусских согражданах. К этому, к сожалению, иногда толкают его безрассудные действия иных наших сограждан.
Между тем их основной заботой должно бы стать не разжигание межнациональных страстей, а забота о восстановлении того доверия между людьми, которое всегда сопровождало нашу историю. Было залогом наших многих побед и успехов.
При этом в головах тех, кого волнует будущее страны, должна присутствовать и история. Надо бы помнить слова выдающегося дореволюционного историка, автора капитальной работы по истории русского народа Николая Полевого о том, что история – это беседа ума с памятью. И правда, что только умом воспринимаемая история может стать учителем жизни.
Не приходится сомневаться в важности истории и для современной жизни. Ибо она лучшая помощница при определении перспектив развития страны. Не потому ли руководство страны придает ей столь серьезное внимание? Не потому ли создано российское общество историков во главе с председателем Государственной думы С. Нарышкиным? Видимо, да!
Учебник истории, проект которого обсуждается на общегосударственном уровне, призван стать инструментом достижения баланса между народами и регионами страны. Хотелось бы, чтобы он был объективным и достоверным. В нем должна быть указана роль в становлении Российского государства не только русского народа, но и других народов страны.
Несомненно, в нем должен присутствовать татарский фактор, сыгравший немалую роль в становлении и развитии российской государственности. Это признавалось такими авторитетами прошлого, как В. Сергеевич, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, нынешними академиками РАН Ю. Пивоваровым, В.А. Тишковым и рядом других авторов.
Господам, сидящим в теплых московских кабинетах, мечтающим о возврате к имперским временам, надо, наконец, уяснить для себя причины того, почему в одночасье рухнула романовская империя.
Для близкого к взглядам Дугина директора Российского института стратегических исследований генерала Решетникова она вроде бы ясна. Вся причина этого развала по нему в том, что русский народ отвернулся от Бога.
Необходимо несколько уточнить мысль уважаемого генерала. Не народ отвернулся от Бога, господин генерал, а церковь отвернулась от монархии. В феврале 1917 года, когда решалась судьба монархии, Святейший правительствующий синод РПЦ отверг предложение выйти к населению с обращением в поддержку монархии. Еще до отречения Николая II от престола он поторопился признать Временное правительство. В обращении «К верным чадам Православной церкви» объявил происходившие события в стране «волей Божьей». Обер-прокурор Синода и монархист митрополит Владимир вдвоем вынесли царское кресло из зала заседаний Синода.
Поэтому вряд ли можно считать РПЦ гарантом государственности. Она всегда держала нос по ветру, в свое время молилась даже за здравие хана. Потому вызывает удивление обращение уважаемого генерала и группы его приближенных лиц к президенту страны с предложением обозначить в Конституции страны православие единственной государственной религией. Однако президент как человек, понимающий все последствия этого шага и отвечающий за все, что происходит в стране, не внял этому обращению.
Это и понятно, ибо все это не так просто, как, возможно, кажется иным гражданам. Более того, этот шаг мог бы привести к серьезным осложнениям в жизни общества, стать причиной обострения межрелигиозных и межнациональных отношений. И, конечно же, не привел бы к прекращению терактов и усмирению Кавказа.
Нетрудно понять, что это идеология, основанная на средневековом суеверии, не признающая общепризнанных прав народов и человека. В Бога можно верить, но уповать во всем на него по крайней мере наивно. Хотя патриарх Кирилл утверждает, что Христос все может, это, конечно же, не означает, что он дает все, что хочешь.
Имперская мечта движет умами не только Дугина и Решетникова, но и таких людей, как писатели Александр Проханов и Эдуард Лимонов. И не только их. Они живут в надежде, что империя восстановится. С императором или пока без него, неважно. А потом, возможно, будет и император. Не исключено, что некоторыми из них просчитывается и такое развитие событий. Иначе трудно объяснить возню вокруг династии Романовых, торжества по случаю четырехсотлетия начала их правления.
Однако, как невозможно войти в одну и ту же реку дважды, также и Романовым не светит возвращение на российский престол. Впрочем, их погубило неизменное стремление сохранить отжившую самодержавную власть и нежелание понять, что во все окна и двери России стучались свобода и демократия. Об этой политической слепоте и близорукости Николая II говорил автор Манифеста 17 октября премьер-министр страны периода первой русской революции О.Ю. Витте. К 1917 году Романовы полностью исчерпали себя.
Такой же крах постиг и кадетов во главе с главным идеологом единой и неделимой России профессором П.Н. Милюковым. Этот, несомненно, умный человек, некогда мечтавший водрузить крест на мечети Ая-Суфия в Стамбуле, оказавшись в эмиграции, понял и признался, что погубила их идея «единой и неделимой» России. И пришел к выводу, что только федерация может быть единственным инструментом сохранения единства страны. Но было поздно.
Если бы он пришел к такому пониманию в феврале-июне 1917 года и составил мощный блок своей партии с самой многочисленной в стране партией эсеров, а не якшался с заговорщиками, возглавлявшимися генералом Корниловым, может быть, не было бы и Октябрьской революции. Однако, как говорят, близок локоть, да не укусишь. Реальная история не имеет сослагательного наклонения. Прошлого не вернуть, о нем можно только сожалеть.
Ведь чуть не опоздали с пониманием роли федерации в определении судьбы России и большевики, не менее яростные сторонники единой и неделимой России. Совершив Октябрьскую революцию, они получили в свои руки распадающуюся страну, когда из нее уходили целые народы, возник целый ряд «самопровозглашенных» республик.
Тогда только ленинский гений спас страну от полного развала. Ленин своевременно понял, что только федерация является единственно возможной формой строительства нарождающегося государства. Он вопреки своим марксистским убеждениям пошел на объявление России федерацией и признание за народами России права на свободное самоопределение. «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная его рукой, принятая III Всероссийским съездом Советов и целиком вошедшая в первую российскую Конституцию, провозгласила Россию союзом свободных народов в лице их республик. В последнем пункте этого документа говорилось, что вопрос об участии республик в федерации должен решаться самими республиками на их советских съездах.
Догматических взглядов в этом вопросе придерживался Сталин. О том, что он решительный противник федерации, свидетельствует его статья в газете «Правда» в марте 1917 года под названием «Против федерализма». В ней он писал, что «неразумно добиваться для России федерации, самой жизнью обреченной на исчезновение», она «не может решить национального вопроса» и «только запутывает и усложняет его донкихотскими потугами повернуть назад колесо истории».
Однако в 1924 году перепечатывая ее, он дополнил ее авторским примечанием. В нем он объяснял переход к федерации тем, что «ко времени Октябрьского переворота целый ряд национальностей России оказался на деле в состоянии полного отделения и полной оторванности друг от друга» и «ввиду чего федерация оказалась шагом вперед».
В то же время он, оставаясь противником федерации и ссылаясь на партийную программу, писал, что она должна стать лишь путем перехода к созданию централизованного государства. Политбюро РКП(б) по его предложению приняло постановление о вхождении независимых республик в состав РСФСР, призванного стать магистральной линией на унитаризацию страны.
22 сентября 1922 г. Сталин направляет письмо больному Ленину (обнародовано только в 1989 г.), которое начинает словами: «Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т.е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нетерпимыми...» и требует прекращения, как он писал, «игры в «независимость» республик». Все это свидетельствует о его отрицательном отношении к идее федерации.
После смерти Ленина, когда Сталин стал полновластным лидером страны, развернулась работа по постепенному изживанию республик. По его воле, исходя из политических соображений, создавались и упразднялись республики. Ярким примером чего является Конституция 1936 года, в которой из трех союзных республик были выведены еще двенадцать. Некоторые из них даже не подозревали, что им выпадет такое счастье. А вот добивавшимся этого еще с 1922 года Татарии и Башкирии было отказано в этом праве. Им, заявил вождь, этого не видать как своих ушей.
В то же время под демагогическим лозунгом о расширении прав республик реализовывалась политика их постепенного превращения в разряд обычных административных единиц. Тем самым продолжалась игра в «независимость» республик, приведшая страну к тому, что она фактически сошла с федеративных рельсов. СССР в тисках КПСС стал жестко централизованным государством в федеративном обличье.
Последователи Сталина продолжили эту политику. А результат всем очевиден. Страна к началу горбачевской перестройки задыхалась в бесправии. Республики постепенно превращались в обычные административные единицы. В них переставали функционировать национальные языки. Росло всеобщее недовольство. Республики одна за другой провозглашали свою независимость. Беловежская пуща была лишь заключительным этапом этой драмы.
Казалось бы, что из всего этого нужно извлекать соответствующие уроки. И понять то, что это должно быть сделано своевременно и без всяких опозданий. Однако, увы, пока что этого не происходит.
Если бы нынешние империалисты вгляделись в окружающий мир, возможно, поняли бы, что пожары социального негодования вспыхивают там, где нет свободы. Времена империй, символов социального и национального угнетения, прошли. Их часы пробили.
В двери России также настойчиво стучится демократия. Это не сигнал распада, не надо пугать народ этим. Не она распадается, а распадаются старые имперские представления о ней.
Индус ТАГИРОВ,
академик АНТ.
какая хорошая статья.а еще губы пухленькие-девушки позавидуют.тьфу,не сглазить!
Индус ТАГИРОВ:
"Вот почему я считаю, что для обеспечения его(государства) эффективности в реализации этой своей основной функции ему(государству), так же как и в целом обществу, нужен диагноз."
-----------------------
Тут я с автором не совсем согласен.
Диагноз должен ставиться только обществу.
Любое общество, ввиду разнородности людей, всегда будет в состоянии конфликтов, следовательно оно изначально "нездорово", и это значит, что ему для жизнедеятельности необходимо "лекарство", а этим "лекарством" для общества является государство, улаживающее все конфликты.
Величина участия государства в жизни общества,является индикатором состояния(болезни) этого самого общества.
В "больном" обществе, где в большей степени процветает обман,бескультурье и пр. негатив, людям для общения между собой, в большей степени, необходим посредник в лице госорганов, и наоборот, в "здоровом" обществе, где негатива меньше, порядочные люди взаимодействуя между собой реже обращаются к представителям этих же самых госорганов.
Проще говоря,чем "слабее" общество, тем сильнее должна быть "рука" государства, и чем "сильнее" общество, тем подальше оно отодвигает "руку" государства.
Если же использовать ассоциацию лекарство-государство, то и тут мы должны понимать, что необходима дозировка: меньше -не вылечишся; больше-заболеешь ещё сильнее. Поэтому, общество с подозрением должно воспринимать рекламу империи и государственности болтунов, типа прохановых,дугиных и прочих, эдаких распространителей "БАД"ов, понимая всю опасность для своего "здоровья".
анекдот еврейский:двое разговаривают,третий подходит-не знаю,о чем вы тут, но ехать -надо(семидесятые годы,исход в израиль).о чем бы не говорили,упираемся в одну и ту же точку- империя обязана лопнуть!!!
Если даже в умах у правителей будет присутствовать знание историй...что, это удержит от очередного миллиардного проекта, типа Сколково...Дело в том, что система правления такая...что слишком длинный перечень возникших и нерешенных проблем получается.
А надо исходить от потребности граждан,населяющих самое малое муниципальное образование. Для этого там создается и активно работает "рабочий комитет", решения передает в органы управления типа "народный конгресс", тоже постоянно работающий орган, где все задачи структуризируются, сортируются, часть - на поиски путей решения, часть - на выполнение...Здесь же обратная связь - решения передаются в "комитеты" на исполнение.
Здесь же - в этой цепи и решения, и исполнения, и контроль...Самое интересное - здесь нет чиновников! Нет коррупции...и т.д.
Кто ответит за поруганных и запытанных Мусульман Татарстана.
Десятки мусульман Татарстана попали и закатали в нелгкое положение.
Аууу. Татары. Где вы ???????? Вы националисты, вы поборники народа, вы защитники народа 20 лет трубили про геноциды, притеснения и обиды.
Так вот сейчас та же ситуация выходит.
Где вы, куда пропали, куда попрятались.
http://vk.com/tagir1953
На этой странице вы найдете информацию об этом.
http://vk.com/tagir1953