27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество О трилогии Сибагатуллина
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

О трилогии Сибагатуллина

15 апреля 2013 года
О трилогии Сибагатуллина

     В последние годы выходит немало книг, посвященных истории татар и Татарстана. Среди них немало академических изданий, в деталях представляющих самые разные периоды в тысячелетней татарской истории. По инициативе Института истории им. Ш. Марджани опубликованы учебные пособия, хорошо принятые учителями. Вместе с тем в читательских интересах существует ниша, которая оказалась незаполненной – научно-популярные, популярные и художественные книги по истории. Это не вина ученых-историков, а общая беда в силу разных причин. Ученые за редким исключением не умеют писать доступно, к тому же научно-популярные работы не могут включаться в план работы академических учреждений. Публицисты и писатели за редким исключением не специализируются на исторической тематике. Поэтому всячески следует приветствовать таких подвижников, как Фатих Саубанович, которые берут на себя труд заполнить этот пробел.
      Пользуясь случаем, хотелось бы отметить также работы Ахметшина Шамиля Камильевича, который весьма профессионально издает целую серию «Татары на службе Отечеству», фактически компенсируя своими трудами то, что не могут взять на себя ученые в силу загруженностью другой тематикой. Из той же когорты подвижников на историческом поприще Камиль Алимович Аблязов из Саратова.
      Фатих Саубанович взялся за работу масштабно. Не хотелось бы дискутировать по отдельным, порой спорным положениям его книг. Любой автор имеет право высказывать свое собственное мнение, к тому же официальная российская историография татар представляется в искаженном свете, что вызывает эмоциональную реакцию у любого историка, пишущего о татарах. Ученые вынуждены придерживаться неких рамок, академические труды требуют не только взвешенности, но и определенной сбалансированности точек зрения. Ф.С. Сибгатуллин может себе позволить говорить смелее, но это не значит, что он занимается отсебятиной. Его книги опираются на знание первоисточников и исследования известных российских и зарубежных ученых.
      В истории невозможно обойти тему Золотой Орды, повлиявшей не только на становление татар, но России в целом. К сожалению, российские учебники весьма искаженно трактуют нашу историю, что вызывает недовольство татар по всей стране. В российской науке давно преодолен предвзятый взгляд на татарскую историю, но он сохранился в учебниках. Истоки России ищут то в Киеве, то в Великом Новгороде, забывая, что Россия – это также Поволжье, Урал, Сибирь, Алтай, Дальний Восток со своими тысячелетними традициями. История России – это история не только русских, но и многих народов, населяющих нашу страну. Ф.С. Сибагатуллин показывает Золотую Орду как родину и татар, и русских, фактическим истоком российской государственности, что дает более объективные представления, нежели российские учебники.
      Оригинальный взгляд у Ф.С. Сибагатуллина и на конфессиональную историю человечества. Он не только представляет все основные религии, но и вполне убедительно доказывает, что т.н. «языческая» религия древних тюрков, по сути, являлась первой мировой религией, признающей единобожие (веру в Тенгри). Тема веротерпимости стала актуальной в связи с введением религиоведения в школе, и подход Ф.С. Сибагатуллина демонстрирует возможные решения преподнесения такой сложной темы, как диалог религий.
      Сегодня много споров идет вокруг вопроса: «Татары мы или булгары?». Ученые давно на него ответили, но не хватает популярного и доходчивого объяснения этнополитической истории татарского народа, что демонстрирует Ф.С. Сибагатуллин. В то же время автор стремится к сближению истории тюрков и славян. По сути дела, это то направление, которое отстаивал Лев Гумилев.
      Ф.С. Сибагатуллин не повторяет академические издания, он их дополняет благодаря доходчивому языку и авторской позиции.
 

Рафаэль ХАКИМОВ,
директор Института истории им. Ш. Марджани
Академии наук Республики Татарстан.


Комментарии (11)
Guest, 15.04.2013 в 13:30

Интересно как ответили ученые - татары мы или булгары?

Guest, 15.04.2013 в 17:07

Оригинальный взгляд у Ф.С. Сибагатуллина и на конфессиональную историю человечества. Он ... доказывает, что т.н. «языческая» религия древних тюрков, по сути, являлась первой мировой религией, признающей единобожие (веру в Тенгри)
--------------------------------------------------
Оригинальность и приоритет Ф.Сибагатуллина в данном случае сомнительны. По крайней мере Мурад Аджи писал об этом в своих книгах "Тюрки и мир: сокровенная история" и "Европа, тюрки. Великая степь". У меня издания 2004 года, но написаны, конечно, раньше.

Guest, 15.04.2013 в 19:02

Рафаэль Безердинов много и давно писал обо всем этом,а его все гоняют и гоняют. Может и его почитаете? Там много ,что интересного.

Читатель, 15.04.2013 в 23:04

Да, Р.Безертинов пишет классно! Понравилась статья "Анатомия паразитизма" - "легким движением руки" как общество превращается в донора для паразитарной прослойки.

., 16.04.2013 в 01:21

Молодец Сибгатуллин! Настоящий Гений! А Академию Наук Татарстана надо разогнать! Там одни бездельники.Такие как Рафаель Хакимов и прочие дармоеды

Guest, 16.04.2013 в 09:10

Когда мелкозубые собаки постоянно поджимаю хвосты - свирепствуют волки!

Guest, 16.04.2013 в 09:44

, 16.04.2013 в 09:10
О чем Вы это? Как всегда на фоне общего интереса к татаристике есть желающие отметиться своей брутальностью, кондовостью в отношении "гнилых интеллигентов". По теме заметки скажите что-нибудь. Мусор с клавиатуры не хочется читать.

Marat, 18.04.2013 в 23:31



"История России – это история не только русских, но и многих народов, населяющих нашу страну. Ф.С. Сибагатуллин показывает Золотую Орду как родину и татар, и русских, фактическим истоком российской государственности, что дает более объективные представления, нежели российские учебники".



Вот в этом-то и заключается вред и зло для татарского народа. Подобные псевдоисторики такие, как Сибагатуллин, Аблязов, Еникеев и им подобные, умышленно или нет, но внушают татарскому народу мысль о, якобы, общих для татар с русскими имперских корнях и ценностях, делая татар, таким образом, патриотами, а в реальности, просто верными слугами этой самой империи. Причем сегодня, естественно, это уже и уже давно русская империя и эти, якобы, общие ценности осознаются уже через всё русское. И всё это делается на фоне того и в то самое время, когда для самих русских "российские учебники" преподносят все совсем наоборот и для этой публики уже не существует и не может существовать никаких общих ценностей, ибо для них есть только одна ценность и одна империя, и это именно русская ценность и именно русская империя, а все остальное - это враги, из коих татары - одни из самых первых и самых поганых её врагов. И, естественно, нет для них никаких общих ценностей, а тем более общих истоков с татарами. То есть на фоне того, что для русских в их истории татары это есть однозначно враги и поработители земли и народа русского, татарам через таких псевдоисториков в это же самое время внушаются ложные братские чувства, ложный общий патриотизм, ложная общность и единство, общая история, общая великая империя, некий общий внешний враг, внушается твердая мысль о том, что татары с русскими - это братья на век, просто чуть ли не родные братья, вышедшие из одной общей "утробы", из одной общей Золотоордынской империи, внушается такая еврозийская комплиментарная сказка. А в итоге, что получается в действительности - русский в этой идеологической игре, в этой "истории" предстает и начинает осознавать себя благородным и праведным, этаким вечным богатырем, хозяином и собирателем земли, причем земли, конечно же, русской, а татарин через все это превращается в её вечного служилого пса, чье величие и долг заключается лишь в том, что он - татарин, якобы, есть какой-то особенный и великий воин и потомок этих самых каких-то по особенному великих воинов, особая честь коих и заключалась, и заключается лишь в том, чтобы участвовать в войнах, которые вела, ведет и будет вести, якобы, "наша общая", "общая для нас всех", "наш общий дом" российская, а по существу русская империя, где татары лишь пушечное мясо, служилый элемент и в этих войнах его задача подыхать во славу, во имя и в интересах этой самой "общей" империи и более ничего.

Нет никакой общности и не было, если только, конечно, не считать общностью отношения между оккупантами и оккупированными. Но между империей и ее завоеванными колониями не может быть равных и справедливых отношений. Поэтому татары должны бороться за свою независимость с оккупантами земли татарской, а не заниматься сочинением этих бредовых и никому ненужных, за исключением самих оккупантов, русско-татарских сказок.

Рустем, 19.04.2013 в 04:44

Хакимов прогнулся. Стыдно, наверное.

Marat, 19.04.2013 в 09:52

Да, служилых татарских чиновников "добрая" и "родная" империя, прогибает все больше и все ниже. Какой уж тут стыд, все довольно банально и для них, наверное, уже довольно обыденно, привычно и, может быть, даже и приятно. Главное ведь, чтобы подачки в виде "сладких" косточек с московского царского и барского стола у них не отбирали, а все остальное они вытерпят, выдюжат и стойко так переживут - они же "джигиты".

Сафия, 02.06.2013 в 23:37

"Его книги опираются на знание первоисточников и исследования известных российских и зарубежных ученых." - один неуч, не умеющий читать старотатарские книги, хвалит другого неуча, который вообще книги, похоже, читать не умеет. Оба млеать иситорики татар.