О национальной идее
Поиск национальной идеи, которую россияне смогли бы написать на своих знаменах и внедрить в свои мозги в виде нестираемых лозунгов, ныне очень моден. Видимо, таков уж наш менталитет, что не можем жить без определенного набора изречений и призывов. Примеры таковых хорошо помнят люди моего поколения. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» – на каждом красном полотнище, «Наше будущее – коммунизм» – в любом красном уголке и на уличных растяжках. Все это впрямую не называлось национальной идеей, это были постулаты – установки, по которым мы и жили. Исчезли они из нашей жизни вместе с кончиной СССР. Никто даже и представить себе не мог, что такое может случиться. Но случилось. Страна, позиционировавшая себя миру, как образец будущего, рассыпалась на полтора десятка отдельных государств. До сих пор политики и простые граждане ведут споры о причинах происшедшего, ищут стрелочника-виновника. А многие озаботились поисками новых ориентиров, называя это национальной идеей. Отыскав ее, мы, по их мнению, знали бы куда идти, и она, как путеводная звезда, повела бы нас к процветанию и счастливой жизни. Смогла бы объединить народы огромной страны, сделав из них монолитный российский народ. Об этом говорит и наш президент и, естественно, его окружение. Об этом же говорят все, кому ни лень. Идею ищут повсюду. Ее соскребывают со стен сусеков, в которых когда-то хранилась мука, высоколобые академики и простые ученые ищут в древних и не очень фолиантах подходящие слова и фразы. Она (идея) уже превратилась в некую идею фикс, исчезнувшую синюю птицу – удачу, но ее все равно ищут и вычисляют, как студенты-первокурсники неведомую интегральную величину. И вот уже начали появляться первые ростки, первые всходы. Устами президента изречены первые лозунги: «Мы своих не сдаем», «Русские не сдаются». Для интереса сравните с лозунгами столетней давности: «Вся власть Советам», «Землю крестьянам, фабрики рабочим!». Я решил не отставать от модного тренда и предлагаю свои соображения, как найти нам эту «чуду-юду»: идею национальную.
В СССР о национальной идее не говорили, надобности не было. Все ориентировались на слова мудрого человека в кепке, громадный портрет которого к праздникам вывешивали на здании КАИ, что на площади Свободы. Кепка, мудрый прищур глаз и надпись «Правильной дорогой идете, товарищи!» давали каждому из нас уверенность, что жизнь удалась. А кто хотел углубить свои знания в этой части, то к услугам таковых существовали 55 томов полного собрания сочинений этого деятеля. И все. В великой стране, казалось, не было человека, который не знал бы о том, что живет он чуть ли не в раю и какое великое счастье ждет его, его семью и потомков в светлом будущем. Мы всем кагалом строили коммунизм. Это была сверхидея, суперидея счастливой жизни для всего человечества. Существовал даже Кодекс строителя коммунизма, который стал учебником жизни для советского гражданина, он заменил людям мечты и молитвы. И неважно, что жертвами этой идеи стали миллионы наших сограждан, которые полегли в боях Гражданской и были замучены в лагерях ГУЛАГа, идея все оправдывала.
Ее приняли на вооружение не только мы. После войны полмира пошли по нашим стопам, кто под дулами наших пушек, кто по глупости и наивности, а кое-кто и под руководством своих, доморощенных, адептов идеи. Мир протрезвел лишь в конце двадцатого века. За семь десятилетий безумия безграмотные, но идейные вожди сумели въявь показать всему миру свою полную несостоятельность и ушли в небытие. Вместе с ними ушли и лозунги, и призывы. Теперь мы остались, как сироты казанские, как стадо несмышленышей, в полной неопределенности и недоумении. Мы сейчас хоть и при пастухе, но ни он, ни тем более мы, никто не знает, где пастбище с хорошей травой. В стаде уже разброд начинается. Ужас! Все в мире, кроме нас, знают, зачем они живут: американцы, например, мечтают о богатстве, японцы хотят получить Курилы, Украине нужен «рiдный Крым» и «неделима Краина». Мы одни не знаем, чего хотим.
Вспоминаю, как однажды в разговоре с приятелем из Германии мы обсуждали тему: как же так случилось, что победители ныне живут хуже побежденных. Он тогда сказал очень мудрые слова: «Мы, немцы, работаем, чтобы жить, вы, русские, живете, чтобы работать». Думаю, это очень точное определение. Моя мама всю жизнь работала (чертоломила, по ее словам) то на заводе (снаряды точила), то на железной дороге (рельсы и шпалы передвигала), то на пилораме (на плечах таскала бревна и доски) и т.п. В 1961 году получила от государства за свой адский труд пенсию 27 руб. 50 коп. в месяц, то есть цену примерно десяти бутылок водки (2 руб. 87 коп. за 1 бутылку) без закуски. Живи и радуйся, бабка! Так наша Родина, колыбель и верный поклонник великой национальной идеи, оценила ее беззаветное служение на протяжении всей жизни. Вот теперь и судите, стоит ли иметь такую идею, чтобы жить и работать так, как это выпало на долю моей мамы. Она жила не для себя, она жила для работы. Немецкий друг прав, к великому сожалению. И не дай Бог, чтобы мы в пылу поиска опять не обрели для себя нечто похожее на ту, внешне очень привлекательную, но, по сути, людоедскую национальную идею.
Так стоит ли искать новую идею опять «на кончике пера», как это сделали большевики? Может, лучше создавать ее путем реальных шагов и действий, направленных на улучшение жизни народа? Алгоритм такой стратегии прост: все действия власти и граждан должны служить на благо не отдельных групп влияния или наций, а отдельного человека, в каком бы регионе он ни жил, к какой бы национальности ни принадлежал. А что нужно конкретному, отдельно взятому индивиду? Ему нужны мир и достаток, хорошая работа и уверенность в завтрашнем дне. Еще ему нужны уважение и доверие как в обществе, так и со стороны власти. Справедливость ему нужна. И все это умещается в одно слово, одно понятие: «ЗАКОННОСТЬ». «Настоящая, окончательная» законность! Чтобы полиция стояла на защите интересов законопослушного человека, а не чьей-то корысти, чтобы с государством я мог вести диалог на равных и, если оно несправедливо, я мог бы выиграть суд против него. Чтобы вор, казнокрад, мздоимец сидел в тюрьме, а не в хоромах, в уютном кресле или, что чаще бывает, в Лондонах. Чтобы каждый народ, живущий в нашей стране, чувствовал себя комфортно в обществе других народов, соседей по жизни. Чтобы мои внуки получали настоящее образование, а не натаскивание к сдаче ЕГЭ. Не буду продолжать дальше, и этого перечня достаточно, чтобы теперь любой мог сказать: «Мы живем в самом лучшем государстве, давайте, уважаемые сограждане, беречь его и защищать. Давайте будем хранить нашу Родину».
К сожалению, на сегодняшний день это только мечты и не более того. При всей их простоте наша власть словно и не знает таких понятий, таких слов. Правда, некоторый сдвиг произошел. Совсем недавно наш президент заложил первый камень в основание национальной идеи, объявив, что первоосновой жизни в нашем государстве является межнациональный мир. Я живу в Татарстане и не понаслышке знаю, сколь важен такой мир. Но объявить, продекларировать такие цели можно, это совсем не трудно, и подобные лозунги мы слышим чуть ли не ежедневно из разных уст, а вот дела-то, к сожалению, далеко не всегда за этими словами следуют. Нет слов, как говаривали когда-то «пикейные жилеты»: «Президент – это голова!». Но мы все также хорошо знаем, что «короля делает свита». Кроме президента у нас есть Госдума и правительство, а еще целая туча политических партий, могучий отряд из разных НКО и общественных организаций, живущих за счет государства и подаяний. Сюда же нужно присовокупить и многочисленную рать чиновников, депутатов местных муниципальных образований и всяческих активистов, вякающих по любому поводу на митингах и в печати. Вся эта публика так или иначе ответственна за обстановку в стране в целом. Я не принадлежу к их числу, поэтому и хочу, в меру своих скромных сил, изложить здесь свой дилетантский микроанализ их действий и поговорить о делах наших скорбных. И начать осмелюсь с межнациональных отношений. Сказанные президентом слова о межнациональном мире не обязательно, конечно, «отливать в гранит», но и игнорировать их тоже не следует, а лучше воспринимать как руководство к действию. Вот давайте и посмотрим, как вышеупомянутые государевы люди, которые жируют на народные денежки, бьются, не щадя живота своего, за мир в нашем многонациональном государстве. Прямо скажем, суеты и шума много. Под шумок они сделали «врезку» в бюджетную «трубу» и теперь регулярно получают оттуда средства на организацию комиссий и комитетов, проводят конференции и встречи, а «воз» и ныне там, что четверть века назад. Более того, мы стремительно теряем даже тот потенциал дружбы народов, который существовал в СССР и царской России. Власть при этом делает вид, что ничего страшного не происходит. А тем временем наша Дума принимает закон о языках, который вызывает лишь раздражение и недовольство в национальных республиках. Одиозные общественные деятели прибегают к откровенно провокационным лозунгам, вроде «Россия для русских». Лидер парламентской партии открыто вещает с больших трибун и с экрана телевизора о поддержке вышеупомянутого лозунга. Допустим, к его клоунским выходкам мы давно привыкли, но как понять людей, голосующих за него? Объяснение только одно: я думаю, просто не за кого больше голосовать, все остальные еще более омерзительны. И действительно. Вот, например, депутатша Мизулина, бывшая коммунистка, член КПСС и, как водится доктор наук, профессор, она теперь глубоко верующая, православная гражданка. Вместе с партийным билетом она, видимо, запихнула в дальний угол и совесть свою. Ничтоже сумняшеся она заявила о выдающейся роли православия в становлении Российского государства и необходимости в связи с этим включения сего обстоятельства в наш катехизис, то бишь Конституцию. Мадам забыла простую истину, что в России кроме православных, живут и работают на благо России верующие других конфессий, других наций и живут здесь не по великосердному разрешению депутатши, а потому, что это их историческая Родина. Они тоже являются полноценными гражданами России. Может, ей напомнить поговорку-примету: «потри русского, найдешь татарина». Имеет ли она сейчас право, после своих заявлений, занимать кресло в Госдуме и что думают по этому поводу ее нынешние однопартийцы? Насколько я знаю, вопрос об том даже не обсуждался, во всяком случае, ее нынешний партийный босс не заявлял об этом в прессе. Значит, вся верхушка партии СР, протирающая штаны в Госдуме, противник мира в межнациональных отношениях, а это уже можно квалифицировать как антигосударственную деятельность.
Юрий ШМЕЛЕВ.
(Продолжение следует.)
Первая часть мыслей Юры пока идет за здравие,посмотрим,что дальше он напишет.
Надеемся не опять"давайте жить дружно",при существующем неравенстве народов.
В качестве национальной идеи предлагаю выдвинуть дерусификацию и реальное восстановление прав нерусских народов. Надо дать оценку тому факту, что в местах исконного проживания нерусских народов, этот народ оказывается в меньшинстве. Большинство составляют русские. Куда дели коренные народы? В Карелии 7-10% карелов; в Бурятии мало бурятов и т.д. и т.п.
Господин Шмелев, как вы думаете, какая национальная идея может быть у многонациональной империи? Правильно, никакой. У империй может быть только наднациональная идея вроде построения коммунизма. Но в результате осуществления таких наднациональных идей, как правило, оказывается, что все нации в имперском государстве понапрасну растрачивают все свои ресурсы, а часто и множество жизней, растраченных в качестве стройматериала для великих строек и завоевательных войн. Война России на Донбассе - типичный пример такой имперской войны, которая ничего не дала ни одной российских наций, но уже отняла 10 тысяч жизней и огромные средства, затраченные на преступную войну против Украины.
07.04.15 Минобрнауки РФ согласился с единодушным мнением Общественного совета при министерстве о неприемлемости требования патриарха РПЦ включить изучение религии в течение всего периода обучения в светской государственной школе, а не только в 4 классе как сейчас.
Хоть один раз соблюли положения Конституции.
Знает РПЦ что в детском возрасте легче охмурить ребенка.
Кунак, 08.04.2015 в 14:09
Знает РПЦ что в детском возрасте легче охмурить ребенка.
===================
И не только РПЦ. Насилие было главным способом распространения христианства. У одного из первых христианских епископов как-то спросили: имеет ли смысл навязывать христианство тем, кто в него не верит? Епископ ответил, что смысл в том, что даже если родители не верят, то их дети будут верить. А сейчас христиане снова взялись за детей, как во времена Луки Конашевича, когда у татар отнимали детей, крестили и заставляли учить русский язык и Библию.
Национальной идеей в многонациональном государстве может только Наднациональная идея, объединяющая все нации и народы. Но в авторитарном, унитарном государстве (имперском), где народы разделены по сортам: наиболее многочисленный народ назначен самым хорошим, «богоносцем», а остальные - назначены плохими, потому что их меньше, и поэтому они должны только обслуживать «богоносца», развивать его культуру, создавать особые, тепличные условия для его развития и процветания, а сами должны полностью забыть свои языки, культуру, религию, традиции, ассимилироваться, русифицироваться, и если потребуется для блага «богоносца», то должны с радостью отдать свои жизни за это. Это жесткая, недемократичная, вертикальная империя, поэтому в ней нет и не может быть равноправия народов по определению. Отношения между народами и регионами в многонациональном государстве должны быть только горизонтальными, как и отношения регионов с центром, а не вертикальными, и они должны быть равноправными и взаимовыгодными. Только тогда государство будет развиваться и процветать, а народы будут чувствовать себя не запуганными, затравленными и бесправными слугами, а равноправными субъектами, свободными нациями.
Национальной идеей может стать в России – истинный (а не декларативный) федерализм или конфедеративные отношения между республиками, регионами, центром как в Швейцарии, чтобы, например, регион-донор - Татарстан перечислял бы не более 10 % налогов в центр (а центром государства может стать Казань, как наиболее передовой регион во всех отношениях, самый миролюбивый, и самым низким уровнем коррупции), Москва ведь слишком коррумпирована, поэтому регионы и москвичи ей не доверяют. Тогда регионы-доноры, народы проживающие в них будут иметь все возможности для развития образования, науки, культуры, социальной сферы и инноваций. А те регионы, которые сейчас существуют только за счет дотаций, научаться работать, т.к. у них появится стимул для этого – желание жить достойно, как передовые регионы. Ведь многие страны процветают, не имея природных ресурсов, поэтому все должны стараться, трудиться, думать, а не жить за счет других!
Итак, национальной идеей должен быть - истинный федерализм, равноправие наций и религий!
центром государства может стать Казань,
как наиболее передовой регион во всех отношениях, самый миролюбивый, и самым низким уровнем коррупции), Москва ведь слишком коррумпирована.
Не получится ли так что из Казани образуется вторая Москва со всеми "достоинствами" нынешней.
Категорически против такого столичного смещения. Против проведения скоростной линии поезда Москва- Пекин. Повалит сухопутный десант китаёзы. И, так уже выше крыши всего и всех, дальше больше и теснее. Откроют китайское СМИ и всё прочее, и остатки татарского пойдет уже на дно. Старший брат подсобит.
Татар нужно собрать как можно больше со всех просторов, куда развеяли политиканы всех времен Раши. Это мое понимание без претендования на истину.
Cледующий проект Михалкова: — сеть туристических агентств "Сиди дома! " и сеть борделей "Спи с женой!"
Кунак,постоянно дает советы татарам:собраться на своей территории,жить своим обществом.Но сам живет в Москве.Так наверно надо с себя начинать.
Guest, 11.04.2015 в 19:17
Кунак,постоянно дает советы татарам:собраться на своей территории,жить своим обществом.Но сам живет в Москве.Так наверно надо с себя начинать.
Я здесь за внуками смотрю, иногда работаю хоть и на пенсии. Прописка тамошняя. Москва общая территория, кого только нет.
Каждый татарин живет по своему разумению и по своим обстоятельствам.
Guest, 11.04.2015 в 04:19
в авторитарном, унитарном государстве (имперском), где народы разделены по сортам: наиболее многочисленный народ назначен самым хорошим, «богоносцем», а остальные - назначены плохими, потому что их меньше, и поэтому они должны только обслуживать «богоносца», развивать его культуру, создавать особые, тепличные условия для его развития и процветания, а сами должны полностью забыть свои языки, культуру, религию, традиции, ассимилироваться, русифицироваться, и если потребуется для блага «богоносца», то должны с радостью отдать свои жизни за это.
=============================
Иначе говоря, нерусским народам в России отведена роль навоза для процветания русского народа. Очень "почетная роль"!
Татары по отношению к чувашам, мари, а особенно мишарам, булгарам, башкирам, сибирцам - те же имперцы, что русские по отношению к всем.Поэтому надо убить две империи - Россию и татарстан.
Ванька под ником "расим" нагнетает вражду среди нерусских народов по отношению к татарам. Типичный отвлекающий прием. Но то, что татары русскими империалистами приравнены к России и объявлены врагами России, это даже как-то почетно! Ну что же, в одном ряду с Россией и Америкой Татарстан как-то неплохо смотрится!
Читателям ЗП автор известен своими полемическими статьями.Не далее как год назад у Шмелева были совсем другие взгляды на нашу действительность.Хочется верить что у человека наступает прозрение.А расстаться со старыми стереотипами очень трудно.И тут он завершая не устоял и опять прибегнул к набившим оскомину постулатам вождизма.Кому не известно что во все исторические периоды в том числе в постсоветсикий период тысячи шмелевых с пафосом пели дифирамбы о величии и мудрости правителей.Но с приходом на олимп новых "великих мудрых" они задним умом себе открывали:А прежний оказывается был совсем не тот за кого принимали.Кем то брошенная фраза о том что история ничему не учит сегодня актуальна как никогда.
хорошо написано ,ждем продолжения . Уважаемые читатели если есть что сказать , то напишите статью , обсудим , но не нужно грязи ....
Нелли, спасибо за отзыв. Не могу согласится, что я начал "прозревать", по Вашим словам. Просто я пишу на темы, которые "достали" меня. Самые "доставучие" среди их, это: межнациональная рознь, вражда и тема коррупции. При этом я не заморачиваюсь на том, какова национальность у вора. А человек, который заявляет, что по приезде в Казань, ему дискомфортно от того, что в городе есть христианские церкви, мне не симпатичен, даже если это прекрасная дама.