19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество О хиджабах
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

О хиджабах

23 апреля 2013 года
О хиджабах

     Я внимательно прочитал публикацию о хиджабах заместителя и.о. муфтия РТ Рустама Батрова. Он пытается доказать, что ношение хиджабов связано с принятием ислама и обязательно для мусульманок. Он пишет: «Начнем с истории. Последнее время часто говорят о том, что хиджаб – чуждый для татарского народа обычай. Дескать, это исключительно арабская форма одежды»… Да, они правы. Начнем с истории. Наша исламская религия была создана в VII веке на территории современной Саудовской Аравии. Аравийский полуостров – это песчаная пустыня без рек и озер с редкими оазисами с глубокими колодцами питьевой воды и очень жгучим и сухим климатом, с частыми обжигающими песчаными бурями.
      Общеизвестно же, во всем мире основное требование к материалу и к форме одежды предъявляют климатические условия места проживания людей, а не их религиозные представления. Вспомним, во что одеты жители Крайнего Севера, жители средней полосы и жители среднеазиатских государств. Причем все они с древнейших времен так одевались, будучи язычниками, так же одевались, приняв религию. Жители Аравийского полуострова с незапамятных времен вынуждены были приспособиться к климатическим условиям пустыни, укрывая все тело от жгучих лучей солнца, от жары и сухости, сохраняя влагу в организме, борясь с выделением пота, а также от частых песчаных бурь. Кочующие племена бедуинов носили все элементы одежды, сшитые из белого хлопчатобумажного материала. Они носили длинные до пят не плотно прилегающие к телу рубахи с длинными рукавами, такие же широкие шаровары, в том числе и женщины. Голову и лицо прикрывал платок. Во время песчаных бурь, защищая от песка рот, ноздри, уши и глаза, они плотно укутывали голову и лицо. Мужчины брили волосы на голове, а вот женщинам с длинными волосами было сложнее. Даже после окончания песчаной бури освободиться от песка в волосах было очень трудно, а промывать их водой не было возможности.
      Вот истинный исток хиджабов у арабских женщин.
      Пророку Мухаммаду не было необходимости внедрять хиджаб, распространяя ислам среди жителей Аравийского полуострова.
      Иные представители мусульманского духовенства даже в наши дни считают: раз ислам пришел к нам от арабов, то все должно соответствовать арабским толкованиям «истинного» ислама – ваххабизму – официальной религии Саудовской Аравии. Вот еще взялись внедрять среди татарок ношение ходжабов, чтобы мусульманки выделялись среди остальных женщин Татарстана. С какой целью это делается?
      Господин Рустам Батров, ссылаясь на Ш. Марджани, вольно трактует его слова. Ш. Марджани не говорит о хиджабах. Он просто отдает предпочтение тем женщинам, которые платком покрывали всю голову, чем тем, кто стал носить калфаки. Да, в основном пожилые татарки носили платки, накинутые на голову и плечи, подвязывая спереди. При необходимости этот же платок подвязывали сзади, превращая в косынку. Подвязывание такого платка спереди – это не хиджаб. Нельзя обманывать людей.
      Ш. Марджани был одним из инициаторов джадидизма, был противником кадимистов. Он вместе с Гаспри (Гаспринским), К. Насыри был сторонником широкого просвещения среди татар, приобщения их к достижениям науки. Они считали, что будущее татарского народа зависит от уровня образованности, подготовки своих кадров во всех отраслях жизни. Медресе «Мухаммадия» и учительская семинария, открытые усилиями Гаспринского, содействовали появлению татарской интеллигенции.
      Приверженец религиозных канонов Саудовской Аравии господин Р. Батров желает изменить основы нашего татарского ислама. Татарстану нужен муфтий, сторонник татарского варианта ислама, а не сторонник религиозных канонов и обычаев Саудовской Аравии.
      Я потомок многих поколений мусульманских деятелей разных степеней. Вся наша многочисленная родня была связана со службой исламу. В трех казанских мечетях имамами были наши родственники, имамами были в двух деревнях Камско-Устьинского района, в деревне Хаерби Лаишевского района. Дядя отца преподавал в медресе «Мухаммадия». Отец тоже окончил это медресе. Широкое родство с мусульманскими деятелями, наверное, было связано с тогдашним обычаем заключать браки среди своего сословия. Мы были в родстве с видным мусульманским деятелем Амирхановым. Младшая сестра отца Галия была женой Хатыпа Амирханова, племянница отца была женой Султана Габяши, сына главного казыя всероссийского муфтията. Поэтому о различии между хиджабом и ношением платка, подвязанного спереди, пишу на основании своих наблюдений. Утверждаю, что ни одна женщина среди наших родственниц, даже очень пожилых, никогда не носила хиджаба. Они обычно во время совершения намаза платок подвязывали спереди. А при выполнении разных домашних дел платки подвязывали сзади. По праздникам Курбан-байрам и Ураза-байрам, когда приходили гости или сами шли к родным, наша мама надевала калфак, украшенный жемчугом, прикрепляя легкую шелковую шаль, закрывавшую волосы, заплетенные в косы. Такой же наряд на голове был и у родственниц. До сего времени у нас сохранились фото с такими головными уборами татарских мусульманок. Мне уже за 90 лет, поэтому я застал время ношения платков, подвязанных сзади, и калфаков.
      Поэтому убежденно утверждаю, что мусульманки Татарстана не носили хиджабов. Климатические условия не вынуждали носить хиджабы. Ношение калфаков татарками становилось все популярнее. Мужья не возражали этой моде. Поэтому Ш. Марджани не требовал запрещения калфаков.
      В прогрессивно развивающихся мусульманских странах: Турции, Малайзии, Индонезии, Иране духовенство не насаждает канонов ислама Саудовской Аравии. Они стремятся направить энергию народа на созидание, овладение достижениями науки.
 

И.А. ГАЛИМОВ,
заслуженный учитель РСФСР,
ветеран ВОВ.


Комментарии (17)
Guest, 24.04.2013 в 01:13

Автор, к сожалению, неверно трактует Ислам.
Во-первых, татарского Ислама нет , и никогда не было. Если были какие-то нововведения, то это уже от людей, а не от Бога. А в Священном Коране однозначно сказано, что никакие корректировки Священного Писания (Корана) недопустимы, что после Пророка Мухаммада (мир ему) будут попытки многочисленных Лжепророков внести изменения, но они потерпят неудачу, т.к. Коран защитил сам Господь от подделок его людьми.
Ислам один во всем мире и на все века.
Ислам - это не мода, и не народные традиции, которые отличаются в разных странах.
Другое дело, что в разных странах один и тот же неизменный Ислам и Священный Коран (которые по определению не подлежат подделкам, корректировкам и любым изменениям) люди толкуют по-разному, исходя из народных обычаев, традиций определенных народов, населяющих эти страны.
Например, если в Татарстане не все татарки носили
хиджабы (платки, завязанные сзади), а носили платки, завязанные спереди и калфаки, то это лишь по той причине, что при российских царях Ислам был разрешен только в урезанном виде, и хиджабы запрещали носить. Поэтому татарки, дабы хоть как-то выходить из положения и покрывать голову, носили платки, завязанные спереди и национальный головной убор - калфаки. Т.е. это было вынужденной мерой, приспособлением к суровой и жестокой российской действительности.
А в Саудовской Аравии и некоторых других странах женщины носят не хиджаб (платок, завязанный сзади), а чадру, которая закрывает лицо, но это не требование Ислама, а их арабская национальная традиция, обычай - закрывать женщинам лицо.
А Ислам не требует закрывать лицо, но надо обязательно закрывать голову, покрывая ее платком, завязанным сзади (хиджаб).
Это требование покрывания головы хиджабом по Исламу является обязательным - как неотъемлемый атрибут нравственной, воспитанной женщины.
Искажать и по-своему трактовать Ислам нельзя!
Кстати, иудаизм и христианство тоже требуют женщинам покрывать голову.
А вообще-то смешно, что из-за платочка женского столько шума (это же такая мелочь!), ведь было бы лучше, если бы каждый человек был свободен и имел право соблюдать требования своей религии, мы же все-таки живем в демократическом государстве.
Главное, чтобы люди хорошо учились, и стали качественными специалистами, а не зацикливаться на внешних атрибутах.
Лишь бы все было скромно, красиво, эстетично и со вкусом.
Приоритетами Ислама являются Просвещение, Образование, Миролюбие, Равенство, Справедливость, Добрососедские отношения, Уважение к пожилым людям, женщинам, детям, Помощь нуждающимся.
Вот, что главное в Исламе, а не обсуждение головных уборов и других мелочей.
Надо глобально мыслить.
А определенные требования к одежде в Исламе призваны лишь к тому, чтобы люли были скромными, воспитанными, чтобы сохраняли женское достоинство, чтобы мужчины не смотрели на женщин, как на объект сексуального удовлетворения, а чтобы прежде всего видели в ней равноправную Личность, Человека, и только после этого Женщину!

Гость, 24.04.2013 в 09:45

Каноны Ислама не придуманы Саудовской Аравией,или какой-либо еще страной,как это пытается нам показать автор статьи.
Всевышний даровал человечеству те законы,которые в полной мере удовлетворяют всем потребностям и особенностям проживающих на земле людей.Нежелание признавать законы Творца,не освобождает от ответственности перед Ним.
Автор,полагаясь на свою логику и пристрастия,делает вольные выводы относительно того,что в Исламе называется повелением Аллаха и не подлежит обсуждению.

гость, 24.04.2013 в 11:33

Просто удивляюсь какие у нас заслуженные учителя?!?
Ничего не понимая в религии, выкладывают свои статьи для всеобщего прочтения.Время ветиранов войны, это время неверия, а религия вечна, хиджабы вечны, до судного дня.
Вы бы лучше боролись с женщинами, хотя бы вашего возраста, которые ходят сейчас в трусах(шортах), раньше так не ходили.

Адиль, 24.04.2013 в 11:55

Насчет хиджабов,очень точно было сказано,что вопрос по сути не в соблюдении религиозных канонов или нарушении школьной формы одежды.Вопрос о хиджабах,поднимается теми кому не по душе существование в России нерусских народов имеющих право на свою самобытность,на право воспитания своих детей в духе национальных традиций.Кто видел девочку татарку до революции без платка и с открытыми коленями,никто.Просто никто не видел в этом покушения на государственные устои, как и безусловное знание родного языка.Заслуженных учителей почему то не шокируют трусики учениц,когда они в коротеньких юбочках наклоняются в классе или размалюют себя косметикой как маленькие обезьянки.Или в разговоре между собой употребляют мат и курят.

э, 24.04.2013 в 13:37

А причем здесь фото Батрова? Заслуженный учитель испугался свою фотку выставить.

Guest, 24.04.2013 в 15:40

Вызывает большие сомнения "ЗАСЛУЖЕННОСТЬ" этого учителя!
Ведь Учитель должен быть думающим, анализирующим, эрудированным, а автор этой статьи совсем не владеет знаниями в области Ислама, и позволяет себе так вольно трактовать Ислам!
Это удивительно!
Сейчас ведь уже можно ознакомиться с первоисточникоми - Священным Кораном и Суннами Пророка Мухаммада (мир ему), а не рассуждать штампами и стереотипами, навязанными российскими СМИ.
Может быть возраст уже не позволяет осмысленно изучать Ислам автору этой статьи, но зачем тогда свои глупые, поверхностные рассуждения публиковать в столь уважаемой газете?
Здесь ведь обычно публикуются уважаемые, авторитетные ученые, общественные деятели, заслуженные люди (за некоторыми известными исключениями), а не амбициозные "кухарки", которые хотят управлять государством!
Религия - это вещь серьезная, и к ней нужен научный, аналитический, мудрый,осторожный подход!
Нельзя выдавать желаемое за действительное, сейчас не те времена...
Так можно только навредить всем... - всему Человечеству, а значит и нашей Планете!

Аналитик, 24.04.2013 в 23:42

Очередной ветеран то ли МВД, то ли НКВД учит, каким должен быть ислам. Всех их волнует любое проявление исламской религиозности в школах, которое якобы нарушает принцип отделения религии от государства. А разве православные иконы и молельные комнаты в ряде российских школ не нарушают этого принципа ? В некоторых российских школах вообще 1 сентября начинается с православной молитвы ! По сравнению с этим хиджаб вообще ерунда ! И почему в российских школах не запрещено ношение крестиков ?

Guest, 26.04.2013 в 02:54

Да, действительно, тогда надо запретить ношение крестиков - это же религиозный элемент, который также может быть неприятен некоторым мусульманам, как некоторым православным неприятен хиджаб - самый обычный платок.
Ведь главное, чтобы одежда школьников была приличной - чтобы не было мини-юбок, вырезов декольте - где между грудей старшекласниц вызывающе и демонстративно висит православный крест, чтобы не было дикой яркой косметики, а платки как раз подчеркивают скромность девочек и не отвлекают их от учебы всякими нарядами, косметикой, мини-юбками и т.д.
И, конечно, не должно быть икон, попов, молитв православных, ведь школы считаются светскими. В светских школах это недопустимо!
Или надо тогда повесить Шамаили (мудрые цитаты из Корана, призывающие к миру, добру и т.д.)в школах, и приглашать Имамов, чтобы они читали детям молитвы и учили основам Ислама, с тем, чтобы было равноправие религий.
Когда в обществе есть реальное равноправие и справедливость, тогда не бывает разногласий - это аксиома!

Guest, 26.04.2013 в 10:50

"Ведь главное, чтобы одежда школьников была приличной - чтобы не было мини-юбок, вырезов декольте - где между грудей старшекласниц вызывающе и демонстративно висит православный крест, чтобы не было дикой яркой косметики, а платки как раз подчеркивают скромность девочек и не отвлекают их от учебы всякими нарядами, косметикой, мини-юбками и т.д.
И, конечно, не должно быть икон, попов, молитв православных, ведь школы считаются светскими. В светских школах это недопустимо!" Вы абсолютно правы, в светской школе не должно быть религиозных атрибутов, или они не должны быть видны. За исключением спецпредметов религиозных.Уверен что те кто сейчас разрабатывают школьную форму в Татарстане наверняка думают как вы. Хотя сказали, что каждая школа в праве самостоятельно решать какую форму будут носить.

Аналитик, 27.04.2013 в 10:54

, 26.04.2013 в 10:50

"Ведь главное, чтобы одежда школьников была приличной - чтобы не было мини-юбок, вырезов декольте - где между грудей старшекласниц вызывающе и демонстративно висит православный крест, чтобы не было дикой яркой косметики, а платки как раз подчеркивают скромность девочек и не отвлекают их от учебы всякими нарядами, косметикой, мини-юбками и т.д.
И, конечно, не должно быть икон, попов, молитв православных, ведь школы считаются светскими. В светских школах это недопустимо!" Вы абсолютно правы, в светской школе не должно быть религиозных атрибутов
=========
Где вы в России увидели светские школы ? С тех пор как в российских государственных школах начали преподавать уроки "православной культуры", светских школ в РФ больше нет. Если там допустимы православные молитвы и молельные комнаты(!!!), то почему бы не быть и хиджабам ?

Аналитик, 27.04.2013 в 11:58

Зачем нужны РПЦ молельные комнаты в государственных школах?
14 ноября 2012, 20:59
Давайте поверим Церкви: эти комнаты нужны для укрепления духовности, морали, веры среди учащихся, среди детей.

Теперь представим, как это все будет происходить?
Как эти комнаты будут использованы? Представим детей, подростков, которые между физикой, букварем, физкультурой устремляются в молельную комнату, чтобы на ходу перекреститься, исполнить одну-другую молитву, пожаловаться Всевышнему на двойку по биологии. Кстати, молельная комната может стать идеальным местом, чтобы прогулять, например, ненавистную химию. Ну как его (ее) отправить на урок, если он (она) в данной момент устремляется к Богу.

Трудно предположить, чтобы эти молельные помещения будут переполнены.
Церкви-то стоят пустые, а тут еще в школах выделят – этакие «часовенки». Такие комнатки скорее нанесут удар по религии, чем возвысят ее. Религия превращается в часть быта, она десакрализуется. «Вера на бегу», «вера походя» дискредитирует и саму Церковь, отношение к ней. Известное, скептическое отношение к православию и церкви у гимназистов, школяров, весело описанное дореволюционными русскими писателями. Странно, что церковные идеологи всего этого не понимают. А может, не хотят понимать? Может, им важнее другое?

Тогда что другое?

Похоже, что это, прежде всего, политические амбиции.
Да, да то самое стремление к политическому влиянию, от чего церковники всячески открещиваются. Если посмотреть на последние деяния церковных политиков и чиновников, то они озабочены укреплением своей власти не над душами человеков, но, так сказать, над их телами. На наших глазах произошло обмирщение Церкви, причем в самом худшим его варианте. В Церкви заняты не укреплением веры, но насаждением консервативной религиозной идеологии и соучастием в государственных делах.

http://www.echo.msk.ru/blog/malashenko/951193-echo/

Аналитик, 27.04.2013 в 12:15

В российских школах появятся "молельные комнаты"
14 ноября 2012, 12:04 | Алена Березина
После принятия нового законопроекта "Об образовании в РФ", который Госдума уже утвердила в первом чтении, в российских школах могут появиться "молельные комнаты" для верующих.
Поправка в новый закон об образовании, принятый Госдумой в первом чтении, даст полномочия администрации школьного учреждения выделять верующим отдельное помещение для богослужений, сообщает РИА "Новости" в среду, 14 ноября.
Для того, чтобы школа организовала так называемую молельную комнату, учащимся или их родителям достаточно будет обратиться к руководству учебного учреждения с соответствующей просьбой.
По сути, новая поправка разрешит проводить богослужения и религиозные обряды "в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей".
В Московской патриархии считают, что поправка не нарушает принцип светского государства, отмечая, что речь в данном случае идет о возобновлении богослужений в церквях, которые были построены еще до революции, и в которых сейчас располагаются государственные образовательные учреждения.
Законопроект "Об образовании" Госдума должна принять до конца декабря, он вступит в силу с 1 января 2013 года.

Итак, в российских светских школах "молельные комнаты" могут быть, православные иконы разрешены, ношение крестиков разрешено, а вот хиджабы под запретом. А почему ?

Аналитик, 27.04.2013 в 12:27

Запрещаем в школе хиджабы и открываем молельные комнаты: логика?
Хакасия, 14 ноября 2012, 15:40 — Законопроект «Об образовании в РФ», принятый Госдумой в первом чтении, предполагает внесение поправок в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», в соответствии с которыми, администрация школьного учреждения может принять решение о выделении верующим отдельного помещения, комнаты или здания, сообщает "Газета.ру".

Для того, чтобы в школе появилась так называемая «молельная комната» или ее аналог, необходимо ходатайство со стороны учащихся и их родителей, отмечают в агентстве.

«Суть поправки заключается в том, что богослужения и религиозные обряды могут проводиться в зданиях религиозного назначения, расположенных на территории государственных образовательных учреждений, а также в помещениях, которые специально выделяет администрация организации по просьбе учащихся и их родителей», – пояснила одна из разработчиков документа, руководитель юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения (Чернега).

Речь, по ее словам, идет о «возобновлении богослужений» в церковных зданиях, которые были построены еще в дореволюционное время и в настоящее время используются государственными образовательными учреждениями. В качестве примера Чернега привела домовый храм святой мученицы Татианы в здании факультета журналистики МГУ, в котором в последнее время располагается Патриаршее подворье и регулярно совершаются богослужения.

Инокиня также подчеркнула, что поправка не нарушает принцип светского характера образования в государственных образовательных учреждениях и не посягает на запрет создавать структуры религиозных объединений в государственных школах, установленный действующим законодательством. Аналогичная практика давно применяется в больницах, тюрьмах, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов и других подобных учреждениях, напомнила Чернега.

В Русской православной церкви такие поправки к законодательству поддерживают. Представители Духовного управления мусульман европейской части России и Федерации еврейских общин отнеслись к нововведениям настороженно, отмечает РИА «Новости».
http://www.19rus.info/news/90353
В самом деле, где логика - почему в российской светской школе православные иконы допустимы, а хиджабы - нет ?

УУСТИК, 28.04.2013 в 15:04

теперь об обрезании.тот же принцип-в пустыне в жару орган портится:попадает песок,воспаляется...а в наших местах применять обрезание-членовредительство.у нас в челнах много лет эту процедуру(операцию)исполнял армянин-хирург(вот это по нашему!),которого в прошлом году судили в связи с гибелью мальчика.хотя оказалось,родители недосмотрели(не перевязали вовремя или что там...),одним мусульманином стало меньше плюс трагедия и вечный УКЕНЕЧ(зачем было портить созданное природой,аллахом) родителей.

Аналитик, 28.04.2013 в 15:24

УУСТИК, 28.04.2013 в 15:04
теперь об обрезании.тот же принцип-в пустыне в жару орган портится:попадает песок,воспаляется...а в наших местах применять обрезание-членовредительство.
=======
Ну, насчет членовредительства вы перегнули, обрезанный член никак не повреждается, а действует ничем не хуже необрезанного. Иначе с чего 80% мужчин в США подвергали бы себя этой хирургической операции. Что касается гибели детей, то вероятно, их больше гибнет после крещения, когда их окунают в купель и они заглатывают воду с микробами, захлебываются, простужаются и т.п. Как насчет того, чтобы запретить крещение детей как вредную для здоровья операцию ?

Guest, 28.04.2013 в 16:43

В США почти 90 % мужчин всех религий (и мусульмане, и христиане и т.д.), и атеисты и агностики, делают обрезание, т.к. врачи и вообще современная медицина считает, что это полезно для здоровья - это гигиенично и препятствует возникновению всяких инфекционных заболеваний в половой сфере.
А в США медицина и наука ведь намного более развита, чем в России!
Надо здравомыслящим и заботящимся о здоровье мужчинам в России тоже задуматься об этом.
Нет ни одной рекомендации или требования, изложенного в Исламе (Священном Коране и Сунне), которые бы противоречили современной науке, т.к. это Истинное Божественное Откровение, а не рукотворное, созданное людьми учение, как некоторые другие!
Ведь многие научные открытия, которые совершает человечество в наше время, были предсказаны в Священном Коране еще в 7 веке!

педагог, 04.07.2013 в 15:08

Статья автора И.А. ГАЛИМОВа, заслуженного учителя РСФСР, ветерана ВОВ меня поразила... Откуда столько невежества у этого заслуженного учителя? (ни дене, ни дине)((
К вашему сведению,"заслуженный учитель РСФСР", вы очень заблуждаетесь! История хиджаба татарочек есть и вот какими были наши предки, татарочки-бабушки и пробабушки наши,читайте внимательно! А я вам,"заслуженный учитель РСФСР", И.А. ГАЛИМОВ, как учитель, педагог, на сегодня ставлю вам -1! КОЛ вам, И.А. ГАЛИМОВ!

ИCТОРИЯ ХИДЖАБА У ТАТАР
( Инфо-Ислам , 19.04.2013 )

Хиджаб с арабского языка переводится как покрывало, то есть то, что скрывает женское тело. В соответствии с ханафитским мазхабом минимальный хиджаб должен покрывать все тело, кроме овала лица и кистей рук.

С того момента, как ислам окреп среди мусульманских народов Поволжья, покрывающая одежда стала неотъемлемым атрибутом гардероба любой женщины. Более того, до конца XIX века татарки по большей части закрывались полностью, как предписывали им это богословские книги того периода и жестко стояли на этом кадимисткие муллы. Об том свидетельствуют как религиозные книги, так и записки русских и иностранных писателей, описывавших быт татар в тот период, как например, книга доктора богословия Знаменского. Он пишет: “Как во всем магометантском мире, у татар существует до известной степени затворничество женщин. Чем татарин богаче, тем более укрывает свою жену. В быту бедного, рабочего люда, как городского, так и сельского, такое укрывательство женщины, разумеется, невозможно; но и бедная женщина этого класса при встрече с мужчиною обязана закрыть, свое лицо или по крайней мере отвернуться от него при разговоре…”.

Сперанский тоже пишет о татарках и приводит в доказательство выдержки из сочинения Фукса: “Как трудно бывает увидеть татарку, когда это даже необходимо, всего лучше можно видеть из рассказа Фукса, который пишет: “Как врач, я имел несколько случаев пользовать Татарских жен; расскажу один из них. Хозяин ввел меня из приемных комнат, чрез многие пустые комнаты до дверей их спальни; тут позвал он старуху и приказал ей проводить меня к больной, но сам не пошел туда со мною. Пришед к больной в спальню, я увидел широкие нары, покрытые богатыми коврами, и на них множество подушек. Кругом по стенам висели женские платья и богатейшие шубы. На месте стульев стояло там много больших, красиво окованных сундуков, также покрытых коврами. Моя больная лежала на перине за богатым занавесом. Я, сколько знал по-татарски, просил ее, чтоб она позволила мне пощупать пульс; она из-под занавеса выставила мне руку, которая была унизана золотыми браслетами и Голландскими червонцами; а как это препятствовало мне сыскать пульс, то немалого стоило труда уговорить ее снять эти украшения. Но посмотреть у больной язык, что мне всего нужнее было, и увидать чрез это ее красивое личико, старуха ни под каким видом мне не позволила”.

Об этом имеется свидетельство и доктора медицины А. А. Сухарева в его диссертации “Казанские татары”: “…татарки и до сего время носятъ покрывала (халаты или уже по Европейски шали), скрывающія обнаженныя части тела отъ атмосферныхъ вліяній”.

А энциклопедия о народах Российской империи пишет о татарках так: «У зажиточных людей живет и ест женский пол особливо. Когда идут женщины их по улице, то лицо занавешивают, да и дома не кажутся».

Еще одно свидетельство из подобной этнографической энциклопедии: “Татарки любят наряжаться еще в большей степени. Одежда их состоит из ситцевой или шелковой рубашки, доходящей до пят, с яркими нашивками по краям и с широкими оборками по подолу… На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры”.

Еще одна энциклопедия пишет: “Dans l’intérieur de leur maison, les femmes et les filles laissent leur visage découvert. Au dehors, elles portent sur la tète un grand voile qu’elles ramènent sur la figure quand elles sont inoccupées. Celles qui vivent dans l’aisance observent cette coutume avec plus de rigueur” (У себя дома женщины и девушки оставляют свои лица открытыми. Снаружи они носят большое покрывало на голове, которым закрывают лицо, когда они не заняты. Те, кто живет в достатке, соблюдает этот обычай более строго).

Завьялова пишет в книге «Татарский костюм»: «С первой половины XIX в. ситцевые, шелковые, парчевые платки и шали мануфактурного производства пополнили головные уборы татарских женщин. Покрывала подразделялись на два типа: нижние и верхние. Нижние («тастар», «өрпәк», «яулык») белого цвета с вышивкой надевались непосредственно на голову и плотно закрывали голову, лоб, шею. С появлением фабричных платков в начале века тастар вышел из употребления, название «яулык» было перенесено с расшитого убора на квадратный платок, способ повязывания которого (в роспуск) повторял прежнюю форму. Называли такие платки «француз яулык». На них надевали шапочку — сферическую тканевую или меховую, или закрепляли дополнительным платком, сложенным на угол, с узлом сзади. Замужние женщины, соблюдая приличия, ходили дома в нижнем покрывале; в гостях — часто не снимали верхнего. Верхние покрывала служили для выхода из дома и были ярких расцветок. По форме они представляли вытянутый прямоугольник, надеваемый на боковую кромку или квадрат, сложенные на угол. Свободно свисая с головы, они позволяли закрыть нижнюю часть лица и фигуру. Для таких верхних покрывал служили восточные шелковые ткани или парчовые фабричные платки, иногда два неразрезанных между собой».

В конце XIX века как в арабских странах, так и в России начались западные веяния, которые не обошли стороной и татар. Джадидизм с XX века стал проводником секуляризма в татарский быт. Появились театры, балы, татарки тоже начали придерживаться более свободной формы одежды. Как пишет Рустам Батров, один из татарских историков и богословов XIX века Ш.Марджани в своей работе «Мустафад аль-ахбар» по этому поводу писал: «Сейчас, к большому сожалению, женщины начали носить калфаки, они их носят даже после того, как выйдут замуж». При этом Ш. Марджани таким женщинам ставил в пример тех, чьи «платки полностью покрывают голову», кто «на грудь одевает специальные нагрудники и всегда носит платья с длинными рукавами», ибо «такая форма одежды наиболее подходит женщинам-мусульманкам».

Не только Марджани, но и многие религиозные деятели начала XX века выступали против феминизации и оголения. Одним из “женских” вопросов того периода был вопрос посещения женщинами мечетей. Представители традиционного направления (кадимизма) запрещали женщинам посещение мечетей. Более либеральный Ризаэтдин Фахретдин, наоборот, призывал женщин ходить в мечети и обучаться, но и он, в своей книге “Җәвәмигуль-кәлим шәрхе” (208 хадис) обуславливает это посещение некоторыми моментами, среди которых упоминает и закрытость: “Посетительницы мечетей не должны походить на разукрашенных, надушенных женщин, ходящих по гостям, свадьбам и зрелищам, а должны принять вид бедняцкий, дервишский, богомольский, не смешиваться с мужчинами, сидеть в отдельных рядах, руки, лица и, в особенности, волосы, должны быть покрыты… иначе нет смысла в посещении мечетей вообще».

Журнал “Дин вә адаб” под редакцией Галимджана Баруди в 1907 году (№4) попытался дать краткий резюмированный ответ на возникшие «женские» вопросы в десяти пунктах:

«1. Достигшей половой зрелости девушке неправильно показывать свое тело не являющемуся родственником мужчине, кроме лица, рук(кистей) и ног(до щиколоток).

2. Неправильно разговаривать соблазнительно и кокетливо перед мужчинами.

3. Если нет необходимости, то не запрещено держать открытым лицо, но сунна и мудрость указала на путь безопасности от вреда мужчин и их глаз.

4. Когда вероятность смуты сильна – покрыть лицо является обязанностью. Особенно, является преступлением и предательством, когда замужняя женщина, посвятившая себя через брак мужу, дает насладиться чужим глазам своим прекрасным лицом и ублажает чужой слух своим сладостными речами. Неправильно оставаться наедине с мужчиной неродственником, даже если нет разговоров друг с другом».

В последующие годы, особенно после революции, платок потерял свое религиозное положение и остался лишь в селах среди престарелых мусульманок, которые сохранили его до времен перестройки.

Подготовил Фатих хазрат Хабиб

http://www.islyam.ru/publ/islam_kak_religija/istorija_khidzhaba_u_tatar/3-1-0-846