Нужна ли цензура в России? (ч.5)
Анализ зарубежной практики показал, что, несмотря на значительные культурные различия между странами, в целях защиты детей от вредной информации в них применяются похожие технологии:
– возрастная классификация контента информационной продукции;
– запрет и в ряде стран уголовная ответственность за коммерческое распространение информационной продукции без указания возрастной категории;
– запрет на распространение определенных видов контента;
– уголовная ответственность за предоставление детям информационной продукции, не подлежащей распространению среди несовершеннолетних;
– установление «водораздела» при осуществлении телерадиовещания;
– использование программно-технических средств для фильтрации контента (V-чип, программы фильтрации интернет-контента и др.);
– производство информационной продукции, специально предназначенной для детей, в том числе в сети Интернет: создание детской информационно-просветительской общеевропейской образовательной сети «Schoolnet», в США – детской доменной зоны kids.us и т.п.
Порядок и способы защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию, могут определяться как законодательными актами, так и актами органов саморегулирования. Ограничение доступа детей к определенной информационной продукции не признается противоречащим принципам свободы слова.
Нашим журналистам неплохо было бы изучить зарубежный опыт по контролю СМИ в современных условиях. Безусловно, в мире происходит глобализация, мир меняется, меняемся мы, меняется наше сознание, меняются приоритеты, но тем ценнее становится многолетний опыт таких гигантов, как ВВС Великобритании. Об этом пишет российская журналистка Ирина Садовская: «Для меня есть три существенных момента на британском ТВ, которые я считаю первостепенными, – их не стыдно было бы позаимствовать. Первое – это отсутствие рекламы на национальном общественном телевидении: известно ведь, к чему приводит погоня за рейтингом. Второе – активная позиция телезрителей, которые с помощью общественных советов постоянно сражаются за чистоту своих телеэкранов. А третье – патриотизм: здесь невозможно увидеть ничего «антигосударственного и антинародного». Серьезное внимание всех каналов уделяется содержанию детских передач.
Родившись как радиокомпания в 1922 году, ВВС сейчас – настоящая телеимперия. Финансируется она за счет регулярной лицензионной платы, которой облагаются все владельцы телевизоров в Англии (приблизительно 145 фунтов в год) – эти отчисления составляют три четверти доходов телекомпании. Здесь нет рекламы! Более того, и кодекс журналистской этики ВВС строго-настрого запрещает любого рода рекламу – в том числе и косвенную. Сегодня в эту телерадиовещательную корпорацию входят девять британских телекомпаний и десять иновещательных. Кстати, на зарубежных реклама присутствует, и именно она приносит ВВС недостающую долю финансирования. Такая система сложна, но, по убеждению многих, является легко контролируемой, давая налогоплательщикам законное право выражать согласие или несогласие с политикой ВВС.
Самым популярным телеканалом в Великобритании является ВВС-1. Его программы самые разные – новости, текущие события, детские передачи, музыкальные, художественные, комедии, развлечения. Религиозным программам отведено 92 часа в год, хотя до 2005 года им было предоставлено времени больше – 101 час.
ВВС-2 – второй по популярности телеканал, спектр тематики которого рассчитан на более продвинутых – интеллектуальных зрителей. Одна из самых популярных передач Top Gear («Высшая передача») – об автомобилях. Ее ведущий, известный британский журналист с прекрасным чувством юмора, – Джереми Кларксон, который сотрудничает и с Sunday Times. На телеканале «Россия-2» эта программа идет с очень плохим дубляжем диктора. Мало того что голос диктора абсолютно не совпадает по тембру, он еще и чрезмерно интонирует, пытаясь создать свой собственный образ ведущего, который ровным счетом не имеет никакого отношения к Джереми Кларксону.
Каналы ВВС-3 и ВВС-4 созданы недавно, соответственно, в 2002 и 2003 годах. Целевая аудитория ВВС-3 – 16 – 34 года, а цель канала – поддержать «инновационное» содержание молодежной аудитории и способствовать открытию новых талантов. ВВС-4 делает упор на документальные фильмы, музыку, международные кинофестивали, текущие события.
CBeebies и СВВС – два детских канала. Первый – для детей до шести лет, второй – от 6 до 12 лет. Директор детских каналов Джо Гудвин очень трепетно сформулировал задачи, сказав, что «огнем воображения мы должны помочь детям понять окружающий мир». Здесь и интересные истории, и анимационные фильмы, и фильмы о детстве, о разных странах – обо всем, что знакомит детей с нашей сложной действительностью.
Конечно же, общественное финансирование имеет свои плюсы. ВВС, высказывая свою точку зрения, критикует подчас не только кабинет министров, но и самого премьера. В 1926 году Уинстон Черчилль, недовольный работой ВВС, требовал взять корпорацию под правительственный контроль. Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра тоже всегда была в постоянной конфронтации с ВВС. Но дальше всех пошел Тони Блэр, который фактически вынудил руководителей корпорации Гэвина Дэвиса и Грега Дайла уйти в отставку. Поводом для скандала послужил репортаж, в котором подверглась сомнению правомочность ввода войск в Иран.
О. ВАЛИТОВ,
профессор,
доктор философских наук,
кандидат исторических наук,
член Союза журналистов с 1959 г.,
бывший начальник Главного управления
по охране государственных и военных тайн в печати
по Башкирской АССР с 1980 по 1992 г.
(Продолжение следует.)