Новости (№ 34 2014 г.)
Наиль Курамшин, член избирательной комиссии с решающим голосом избирательного участка 220 по Ново-Савиновскому району Казани (ул. Лаврентьева, 18а), по представлению «Справедливой России», принес в редакцию интересные результаты выборов по своему участку и свои наблюдения. В списках участка 2651 избиратель. Проголосовало досрочно 212 избирателей, в территориальной комиссии – 19, в помещении для голосования – 1808, вне помещения переносными урнами – 19. Всего на участке проголосовало 2039 человек. Досрочно проголосовало, как видим, 10,4%. Очень мало в этом году проголосовавших с помощью переносных урн – 1%. То есть технология «победоносных» выборов изменилась существенно. Явка составила 77%. Это очень много. Результаты выборов: за «Единую Россию» – 1529 (75%), «Справедливая Россия» – 203 (10%), Коммунисты России – 124 (6,1%), КПРФ – 102 (5%), ЛДПР – 40 (2%), Родная партия – 11 (0,5%). Родина – 7 (0,34%), не действительны – 23 (1%) бюллетеня. Наиль Курамшин считает, что большой результат «Единой России» вызван популярностью президента РТ Минниханова, люди голосовали за Минниханова, а не за «Единую Россию». Фамилию Мухаметшина он на участках от людей не слышал, народ шел и говорил, если Минниханов, тогда «за» него. Тем более не знали женщину-учительницу с плаката Татарстанского отделения ЕР. Как говорит Наиль Курамшин, отец Минниханова Нургали часто говорил ему: «Самое большое счастье в жизни – делать добро людям», и Минниханов, выполняя завет отца, поэтому пользуется популярностью в народе. Но он слишком связан с «Единой Россией», и это может отрицательно отразиться на его рейтинге на президентских выборах 2015 года. Как считает Наиль Курамшин, Минниханов выступил в роли «паровоза», он затащил в Госсовет Татарстана «морально устаревшие вагоны с крупной буржуазией Татарстана, которые пора списать в утиль, нет депутатов в новом Госсовете от малого бизнеса, интеллигенции, активистов-общественников, правозащитников, экологов». Наиль Курамшин считает, что явка в Татарстане была завышена. Также характерна победа Коммунистов России над КПРФ на участке. Наиль Курамшин считает, что КПРФ даже «натянули» результат до проходных 5% за счет Коммунистов России, «Справедливой России», ЛДПР. Голоса коммунистов раскололись. Относительно большой, второй результат «Справедливой России» на участке вызван, скорее всего, хорошим качеством контроля на данном участке со стороны Курамшина.
Многие ведущие российские СМИ сообщают, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью телеканалу «Хабар» 30 августа в Астане заявил о возможности выхода из создаваемого совместно с Россией и Беларусью Евразийского экономического союза (ЕАЭС) во главе с Москвой. «Астана никогда не будeт в составе оргaнизаций, которые представляют угрозу независимости Казахстана», – цитируют российские СМИ Нурсултана Назарбаева. При этом некоторые утверждают, что президент Казахстана формально не связывал свое заявление с ключевым выступлением Владимира Путина во время Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2014» 29 августа. Напомним, что, говоря о Казахстане на фоне обострения кризиса в Украине, Путин там заявил: «Он (Назарбаев, – Ред.) совершил уникальную вещь. Он создал государство на территории, на которой государства не было никогда. У казахов не было государственности» (радио «Азатлык»).
Член-корреспондент АНТ, профессор КФУ, заслуженный деятель науки РФ и РТ Мидхат Фарукшин издал новую книгу «Этнополитология». В книге около 300 страниц, тираж 500 экземпляров. Вот заголовки глав книги: «Коллективные права национальных меньшинств», «Право на самоопределение», «Политическое представительство этнических групп в РФ», «Позитивный смысл этнических федераций», «Риски этнофедерализма», «Национализм гражданский и этнический», «Способы урегулирования этнических конфликтов». Изложение, как это характерно для Мидхата Фарукшина, блестящее. Вот что он, например, пишет: «Отечественная практика не знает механизмов, обеспечивающих этническим меньшинствам право блокировать на государственном, особенно общефедеральном, уровне принятие решений, идущих вразрез с интересами этнических групп. Нет и специального государственного органа занимающегося межэтническими отношениями… На федеральном уровне отсутствует институт квотирования и резервирования мест в органах государственной власти для представителей этнических групп».
Путин правильно сказал некогда не было у казахов государство. И в Коране написано: когда чабаны , пустынники, начнут строит в пустыне города то конец Настанет. Вроде так я не читал просто слышал. Казахи не государево люди.
Guest.16.10.2014.в21:43
Путин не правильно сказал,что на было у казахов своего государства. Было казахское ханство это в те времена объедененные джузы и составляли государство-ханство. Вопреки всему казахи теперь государевы люди, живущие в современном государстве.
В следующем году будет 550 летие с образования Казахского (Казакского) ханства.
Только идиот может назвать земли с людьми закрепленных за жузами кочевий,cо своим языком,религией, ханом, судьями(бии),войсками,городами(Сауран,Туркестан,Сарайчик и др)торговыми путями и тд "безхозными".При том что они признавались их соседями(Хива,Коканд,"Китайские" династии).
А особенно глупо об этом говорить русским людям чьи предки платили дань подобным "не гоcударственникам".
не было гусударсва!
у киргиз-кайсаков(историческое название казахов!)
жузы враждовали меж собой
и никто никому не подчинялся.
каждый мнил себя прямым потомком:
"нэселемез чингиздан килэ" - бил себя в грудь
каждый,у кого сто баранов.
вот и фсе гусударство.
пральна вофкы сказал в селигере.
не было гусударсва!
у киргиз-кайсаков(историческое название казахов!)
жузы враждовали меж собой
и никто никому не подчинялся.
каждый мнил себя прямым ............
--------------------------------
"В следующем году будет 550 летие с образования Казахского (Казакского) ханства."
Утрись шовик.
Guest, 18.10.2014 в 09:59
не было гусударсва!
у киргиз-кайсаков(историческое название казахов!)
-----------------------------
Казахи ни когда не звали себя киргиз-кайсаками.Так их звали на руси, и то только русские.
Вот цитата из Киргизская степь. Рассказ солдата. Публикация 1876 года.
"Киргизъ, он себя киргизомъ не назоветъ.Это его такъ только русскiе называютъ, а самъ себя он казакомъ зоветъ."...
Казахи это несмешивающиеся герметичные жузы. Это не единый народ.
Казахи это несмешивающиеся герметичные жузы. Это не единый народ.
=====================================================
Как много глупости можно услышать,когда кто-то берется рассуждать о том,о чем понятия не имеет.
а у татар то, есть свое государство? или опять ,по сабантуям бегать..
а у татар то, есть свое государство? или опять ,по сабантуям бегать..
Все три жуза существовали как разные государства со своими ханами и даже в состав России вошли по отдельности и с разбросом в сто с лишним лет.
Поэтому ...
казахи - это несмешивающиеся герметичные жузы. Это - не единый народ.
Guest, 18.10.2014 в 21:24 = Дебилоид
Я живу в Казахстане и чуть не лопнул со смеху когда прочел "Казахи это несмешивающиеся герметичные жузы. Это не единый народ."
Жузы и рода у казахов это часть их культуры и истории но ни коем образом не повод для разногласий и быть им не может(никто особо не смотрит на то с кокого жуза его родственник)все жузы называли себя казахами(казактар).Это в первую очередь один народ с одним языком, культурой и религией.
PS.Вообще это очень интересно когда зная свой жуз и род ты можешь определить кем были и где жили именно твои предки многие столетия назад.
прочитал интересное о казахах
ссылка:
http://varandej.livejournal.com/612545.html
О трёх казахских жузах
Лишь в ХХ веке, стараниями Советской власти, была затёрта главная степная единица - племена.
Каждый степной народ, хоть башкиры, хоть туркмены, хоть монголы - это совокупность племён, искусственно консолидированных в 1920-30-е годы.
Более того, народы и племена даже не совсем совпадают: допустим, найманы есть среди тюркоязычных казахов, киргизов и узбеков и среди монголоязычных бурят и собственно монголов; байулы - среди казахов и башкир, канлинцы - среди казахов, башкир и каракалпаков и т.д.
Племена делятся на роды, и по идее каждый казах обязан знать родословную до 7-го колена - дело в том, что в старину лишь при такой глубине отсутствия родственников брак не считался кровосмешением.
Всю это информацию содержат шежире (или "жеты-ата" - "семь дедов"), гениологические справочники рода, племени, жуза и наконец всей нации (последний, впрочем, уже современный проект).
И в 21 веке казахи не забывают родства - каждый назовёт как минимум свой жуз, что же до племён, то как мне показалось, казахи и это в основном помнят, но русских без надобности не посвящают - скорее всего, просто исходя из того, что таких подробностей неказахам уже не понять.
Но в любой части Казахстана от местных можно услышать примерно следующее: "Ты там дальше будь осторожнее!
У нас тут народ гостеприимный, а там смотри - люди злые, хитрые!" (понимай - "там другое племя живёт!").
Вообще, формирование Казахского ханства произошло в общем-то на крошеночном пятачке его огромной территории.
В 1428 году распалась Золотая Орда, и в её среднеазиатской части Белой Орде правил Абулхаир, потомок Шибана - одного из сыновей Джучи, который был старшим сыном Чингисхана и получил в улус тюркскую степь.
Также на трон претендовали султаны Жанибек и Керей - потомки Орда-Эджена, старршего сына Джучи.
Подняв мятеж, они откочевали в Семиречье, то есть степь между Балхашом и Тянь-Шанем, а после смерти Абулхаира покорили его владения.
Внук Абулхаира, Мухаммед Шейбани пытался бороться, но проиграв борьбу в в степи, откочевал в нынешний Узбекистан со своими сторонниками.
Так произошло деление одного народа на казахов и узбеков, чьё соперничество за главенство в Средней Азии продолжается до сих пор.
Столица Казахского ханства в разные годы менялась: Сыгнак и Сузак (посменно в 1465-1599 годах), затем Туркестан. Все они находились на стыке нынешних Южно-Казахстанской и Кызылординской области, то есть на северном краю Средней Азии с её древними городами и на южном краю беспокойной Степи, и этим районом традиционно владел Средний жуз, располагавшийся в основном гораздо севернее.
Окончательно ханство распалось на жузы в 1720-е годы.
Позже, на фоне войны с джунгарами, его объединял в 18 веке хан Абылай, а в 19 веке всеказахским ханом себя провозгласил мятежный Кенесары.
Но тут уже сменились времена: теперь не степняки покоряли оседлые державы, а оседлые державы готовились делить Степь, и в этих реалиях жузы пошли разными путями.
Пожалуй, в современном Казахстане жуз - это субэтнос.
Средний жуз
Области: Акмолинская (Астана, Кокчетав), Кустанайская, Северо-Казахстанская (Петропавловск), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), Карагандинская, север Алматинской (Талды-Курган), Южно-Казахстанской и Джамбулской.
Основные племена: найманы, аргыны, кипчаки, коныраты, кереи, уаки.
Земли: Сары-Арка (Казахский мелкосопочник), Тургайская степь, Бетпак-Дала (Голодная степь), Казахский Алтай, Джунгария.
Главные реки: Иртыш, Ишим, Тобол
В составе России с: 1759 (протекторат), 1779 (прямое подчинение).
Наиболее чтимый хан: Абылай (1711-1781)
Старейшие города: Семипалатинск (1782), Петропавловск (1807)
Крупнейшие города: Астана (около 700 тыс.), Караганда (480 тыс.).
Исторические центры: Улутау, Бурабай.
Народы (кроме казахов и русских): татары, украинцы, немцы, чеченцы.
До революции: Акмолинская (Омск), Семипалатинская, Тургайская (Кустанай) области; казаки Сибирского войска.
Самый большой из казахских жузов, занимающий в основном север и восток страны, а также образующий длинный "отросток" к Сырдарье - на территории Среднего жуза находились и Туркестан, и Сузак, хотя сейчас по ним об этом ни за что не скажешь.
Да и просто Средний жуз (Орта-жуз) значит не "средний по старшинству", а Центральный.
Большая часть его земель - это холодная влажная степь и лишь на самом юге пустыня...
Здесь холоднее и влажнее климат, на сопках и в городах исправно растут сосны, а деревянные дома - не такая уж редкость.
Средний жуз больше похож на Сибирь, чем на Среднюю Азию... да это и есть Сибирь в физико-географическом смысле, так как его главные реки текут в Северный Ледовитый океан.
Здесь не видно верблюдов, даже под Жезказганом (где климат им вполне подходящий), зато как нигде много коней.
А ещё здесь много старых русских городов разной степени сохранности, и почти в каждом есть Татарский край: татары осваивали Среднюю Азию бок о бок с русскими, будучи тюрками и мусульманами, они гораздо лучше находили общий язык с коренными жителями.
Кроме того, в близких по климату условиях прекрасно обжились украинцы, составлявшие сто лет назад в Северном Казахстане (так называемый Серый Клин) до трети населения.
Здесь же обитали и немцы - частью дореволюционные переселенцы, частью депортанты, в 1977 году чуть не получившие собственную АССР. с центром в Ерейментау.
Во многих городах, по словам экс-местных, ещё в 1980-е удивлялись, увидев казаха на улице.
В общем, в Среднем жузе казах наиболее европеизирован и космополитичен, даже в жутком Аркалыке.
И порядка в Северном Казахстане больше всего, и думается дело тут не только в том, что русские (с украинцами, татарами и немцами) составляют в крупных городах 40-60% населения, но и в специфике самих местных казахов.
Которые, кстати, и сами в большинстве своём русскоязычны.
Средний жуз и наименее религиозный - в городах обычно стоит одна центральная мечеть, как правило красивая, но оставляющая впечатление "чтоб было", а в аулах мечети встречаются намного реже, чем элеваторы.
В принципе ощущения, что находишься в мусульманской стране, Средний жуз не оставляет вообще, а в крупном городе девушка в длинной юбке скорее всего окажется русской.
И даже старики здесь редко носят национальный костюм.
Можно подумать, что Средний жуз наименее колоритен - но это не так: да, тут меньше всего "восточного колорита", характерного для Средней Азии, но тут наиболее силён дух Великой Степи.
Младший жуз
Области: Актюбинская, Западно-Казахстанская (Уральск), Атыраусская, Мангышлакская (Актау), частично Кызылординская.
Основные племена: алимулы, байулы, жетыру
Земли: Прикаспий, Приаралье, Мангышлак, Кызылкумы, бассейны главных рек.
Главные реки: Сырдарья, Яик (Урал), Эмба.
В составе России с: 1731 (протекторат), 1738.
Наиболее чтимый хан: Абулхаир (1693-1748)
Старейшие города: Уральск (1584), Кызылорда (1820)
Крупнейшие города: Актюбинск (372 тыс.)
Исторический центры: Сарайчик (близ Атырау)
Народы (кроме казахов и русских): корейцы (Кызылординская область)
До революции: Уральская, Закаспийская (Мангышлак), Сырдарьинская области; казаки Уральского (Яицкого) войска.
Западная часть Казахстана от Урала до Каспийского и Аральского морей.
Считается, что в его основе Алшынский племенной союз, некогда отколовшийся от Среднего жуза - возможно, действительно в 18 веке.
По другой версии, Младший жуз - это вошедшая в состав Казахского ханства Ногайская Орда, с ногайцами и казахов Младшего жуза много общего.
После распада Казахского ханства Младший жуз пробыл независимым совсем недолго - первый же хан Абулхаир привёл его в русское подданство.
Но хотя Младший жуз объединился с Россией первым - русское влияние тут минимально.
И вот почему: Младший жуз - это Дикий Запад Казахстана, огромный, пустынный и гиблый.
Бесконечные засухшливые степи, в лучшем случае слегка холмистые, а чаще просто плоские, утлые грязные аулы, редкие города, чаще всего при месторождениях и железнодорожных станциях, пыль, ветер и пустота.
Плотность населения здесь - 3-4 человека на квадратный километр, это примерно как на Дальнем Востоке.
Причём даже неясно, какая часть Западного Казахстана безлюднее - степь или пустыня... в пустыне, тут, кстати, много домашних верблюдов.
Впрочем, основа процветания Казахстана залегает именно в степях Младшего жуза... нефть, важнейшие месторождения которой находятся в Атыраусской и Мангышлакской областях.
Впрочем, местные с этого имеют немного.
Другие ресурсы - уран (Кызылординская область) и хром (Актюбинск).
При всём том русские тут жили аж с 16 века, когда ещё было сильно Казахское ханство - речь, конечно же, про яицких казаков, главных бунтарей степи в 18-19 веках и последних в общем-то казаков в исходном смысле слова - сухопутных пиратов, ушедших на поиски "вольной волюшки".
Но здесь не казахи обрусели рядом с казаками - а казаки превратились в полноценных степняков, пускай и православной веры.
В остальном же Младший жуз - самый казахский, другие народы в этой глуши просто не прижились, кроме депортантов-корейцев, выращивавших рис вдоль Сырдарьи.
Русскоязычные казахи тут - редкость, а не владеющие русским - обыденность.
Как и в Среднем жузе, казахи здесь не религиозны, сельские мечети более-менее регулярно попадаются лишь в Кызылординской области... а вот о городских мечетях Актюбинска и Уральска слышал слухи, что там гнездо вахабитов - видимо, сказывается близость Кавказа.
Места тут гиблые, настоящей власти не было по сути дела никогда, и наше время не исключение.
В Младшем жузе самая большая популяция гопников, самые приставучие менты, самые плохие гостиницы, еда и дороги, самый недружелюбный народ.
А учитывая, что к большей части России Казахстан обращён этими задворками - не удивительно, что русские путешественники его так не любят.
Казахи говорят: "Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага": люди здесь агрессивны, я бы сказал - задиристы.
Правда, казахи всё-таки лучше яицких казаков - в Уральске по Куряням ходить страшно, а в Атырау в 2009-м меня ограбил на вокзале явный казачёк.
В Аральске вечером, правда, чуть не побили казахские подростки.
А казахи из Чимкента, подвозившие меня в районе Аральского моря, прямо говорили: "Тут варвары живут!".
Непосредственно близ Арала, в ауле Бугунь, мне правда повстречались очень душевные и гостеприимные люди - я искал, кто меня отвезёт до воды, и в первом же дворе поиски взял на себя мужик-хозяин, а я в это время пил чай в глинобитном доме, на подушках за низким столом с почтенной и очень спокойной бабушкой.
Хороших людей, конечно, и здесь больше, чем плохих.
Старший жуз
Области: Южно-Казахстанская (Чимкент), Джамбульская (Тараз) и юг Алматинской, частично Кызылординская.
Основные племена: дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны.
Земли: Семиречье, Чуйская долина, Муюнкумы, Кызылкумы
Главные реки: Сырдарья, Или.
В составе России с: 1867
Наиболее чтимый хан: ?
Старейшие города: Тараз, Туркестан (с незапамятных времён)
Крупнейшие города: Алма-Ата (более 1,5 млн), Чимкент (более 600 тыс.).
Исторические центры: Туркестан, Тараз, Отрар, Сайрам, Сауран, Сузак.
Народы (кроме русских и казахов): узбеки, уйгуры, дунгане, киргизы, чеченцы.
До революции: Сырдарьинская, Семиреченская области; казаки Семиреченского войска.
Старший жуз в Казахстане самый маленький, но самый обособленный.
Во-первых, он и в Средние века входил не в улус Джучи (как Великая Степь), а в улус Чагатая - вместе с "глубокой" Средней Азией и Синьцзяном.
Во-вторых, он и в составе России оказался последним: Южный Казахстан отвоевали (с согласия казахов) в 1860-е у Кокандского ханства, в свою очередь завоевавшего его ещё в 18 веке, а за Семиречье пришлось ещё дипломатически побороться с Китаем.
В общем, самый дальний и экзотический, Старший жуз - это безусловная Средняя Азия.
Здесь совсем другая природа - глинистая пустыня с замысловатыми формами выветривания, от которых почти не отличить руины древних крепостей и городища с черепками и костями на земле.
Извилистая Сырдарья, зелёные оазисы с остатками древних городов да пасущиеся среди глины и колючек верблюды... в том числе одногорбые, как на Ближнем Востоке.
А за пустыней - горы Тянь-Шаня и Джунгарского Алатау, близость которых здорово отличает Старший жуз от двух других.
В принципе Южный Казахстан и Семиречье сами отличаются очень сильно, а в домонгольские времена вообще принадлежали разным сущностям - Мавверанахру (сфера влияния Персии и Аравии) и Могулистану (сфера влияния Китая) соответственно, то есть по сути Семиречье - часть Восточного Туркестана, не ставшая Синьцзяном.
Тут огромное разнообразие ландшафтов, порой чрезвычайно экзотических.
В отличие от полностью кочевых Среднего и Младшего жузов, в старшем жузе многие казахи издавна были оседлыми - поэтому здешние аулы гораздо основательнее, чище и уютнее, чем на большей части страны.
Улицы засажены высокими деревьями, вдоль дорог проложены арыки с прозрачной водой - они тут в гораздо лучшем состоянии, чем в городах.
Да, возможно их такими сделали русские, не знаю - но если и так, то здешние казахи хотя бы не привели всё это в негодность.
Во многих аулах - сельские мечети (хотя они уже в Кызылординской области не редкость), почти всегда новенькие, хотя бывают и в 19 века.
В городах - настоящие восточные базары.
Национальный костюм носят многие даже не пожилые женщины, а национальная кухня - абсолютная повседненость.
Нет, конечно шурпу, куырдак или манты продают по всему Казахстану, но здесь сложно найти что-то другое.
Чрезвычайно популярен курт - очень твёрдый и солёный сухой творог.
На пышных некрополях, коих много по всему Казахстану, в порядке вещей старые-старые глинобитные мазары.
Да и просто тут очень древняя земля. Вот домонгольские мавзолеи близ Тараза.
И конечно же главная святыня всего тюркского мира - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, "мусульманского апостола" Средней Азии.
Гигантский мавзолей над его могилой построил сам Тамерлан, а казахским ханам он служил по совместительству церемониальным дворцом и некрополем.
Здесь живут и другие народы - в Южно-Казахстанской области много узбеков, испокон веков селившихся у мусульманских святынь; в Алматинской - уйгуров, бежавших в 1870-е годы из Китая, когда тот подавил их восстание; в Джамбульской - дунган, то есть мусульманских китайцев, бежавших тогда же и от Китая, и от уйгуров.
У казахов Старшего жуза самая высокая рождаемость, и вдобавок сюда очень активно переселяются киргизы и узбеки со своих небогатых родин.
В общем, не будет преувеличением сказать, что нынешний Старший жуз Казахстана - центр всей Средней Азии.
В Старшем жузе знойно, и люди здесь по-восточному спокойные и вальяжные.
Хотя атмосфера тут самая азиатская, именно в Старшем жузе я чувствовал себя наиболее безопасно.
Обратная сторона - типично азиатское панибратство: каждому встречному надо со мной поздороваться и отнять у меня минут десять расспросами о том, сколько мне лет, есть ли у меня жена и дети, кто я по национальности и вероисповеданию, и конечно же страшно удивляться, как это в 27 лет - и без детей?
Уклад тут куда как патриархальнее, чем в остальном Казахстане.
Уж не знаю, от чего так - то ли влияние узбеков (а самый-самый "восточный колорит" и в Казахстане, и в Киргизии в местах их компактного проживаниря), то ли климат располагает, то ли дело в том, что в 1930-е годы Старший жуз меньше всего пострадал от коллективизации, в Среднем и Младшем жузах обернувшейся чудовищным голодом, сломавшим хребет традиционному казахскому обществу.
В общем, именно в Старшем жузе силён этот дух незыблемой Азии.
В аулах Старшего жуза многие не владеют русским языком, но здесь же стои Алма-Ата - самый открытый и космополитичный казахстанский город.
И в целом, если Средний жуз оставляет ощущение порядка и поступательного развития, а Младший - злой и дикой вольницы, то Старший жуз - это в первую очередь горячая жизненная сила, бьющая ключом на улицах городов и аулов.
А ещё из Старшего жуза происходит Сам, а стало быть и большая часть казахстанской элиты.
...В старину к жузам не относились торе (чингизиды), ходжа (потомки Мухаммеда, его споджвиников и арабских миссионеров) и толенгиты (потомки джунгарских военнопленных), но эти сословия - в прошлом.
Так что стоит рассказать и ещё о двух категориях современных казахов, которые сложно отнести к тому или иному жузу - оралманы и шала-казахи.
Оралманы - это всего лишь репатрианты, их официальное название в Казахстане: в своё время Назарбаев развернул мощнейшую кампанию по их возвращению на родину, в первую очередь на замену уехавшим русским.
Как оказалось, казахов по свету рассеяно немало - в первую очередь в Узбекистане, Киргизии, Таджикистане, Афганистане, Китае и Монголии.
Вот только чаще всего переселились их предки туда ещё до советской власти, зачастую и до вхождения трёх жузов в состав России, поэтому от "коренных" казахов оралманы отличаются очень сильно.
Я общался с монгольскими и узбекскими оралманами - в общем-то монголы и узбеки, хотя и говорят на казахском языке.
"Коренные" казахи оралманов недолюбливают и смотрят на них как на людей второго сорта.
А вот шала-казахи интереснее.
В принципе повстречай таких в Москве - примешь за японцев или корейцев.
В переводе значит "полукахази", "как бы казахи", а в русском языке их обычно называют "асфальтовые казахи", то есть для которых почва - не родная степь, а асфальт построенных русскими городов.
Шала-казахи почти всегда русскоязычны, часто даже не владеют родным языком, среди них много интеллигентных людей с европейским образом жизни и мышления.
Больше всего их, как нетрудно догадаться, в Алма-Ате и Астане.
В современном Казахстане принято считать, что это как бы и не совсем казахи... но никто, даже самый отъявленный националист, не сможет поспорить с тем, что именно шала-казахам страна обязана своим благополучием.
Сохранив национальную идентичность, но отбросив всё то, что называют "бабайством" (кстати, свой синоним "быдла" у казахов тоже есть - мамбеты), шала-казахи проникли и во власть, и в бизнес, и в культуру, и именно благодаря им страна нашла своё место в мире, став ближе к России и Украине, чем к своим "соседям снизу".
ссылка:
http://varandej.livejournal.com/612545.html
щто бы тута ни пиздели:
на днях столкнулся с казахом,
который оказался метисом(мать-татарка),
зашла речь - я говорю:моя тетка вышла за казаха,
у них трое пацанов ит.д.
он сразу:-из какого они ЫРУГА?
то есть - до сих у них как у собак-метить!
Татары,обратите внимание какую простыню про казахов опубликовал засранец и какой вывод сделал в итоге.Вот что значит провокация,как примитивно описываются люди,их обычаи и пр. Все эти суждения на уровне обывателя,40-50 летней давности.Японцы в обыденной жизни сохраняют свои тысячелетние традиции,что не помешало им стать уникальным,образованнейшим народом.И казахи пройдя определенные ступени своего развития,стали единым консолидированным народом,с огромными перспективами в своем развитии.И решающий рывок в своем мировозрении и развитии был сделан с обретением государственной независимости.Казахам можно только по доброму завидовать.Казахи идут вперед,по широкой национальной дороге и это дорога прогресса.Мы же татары волочемся в кандалах,с ярмом на шее за русскими.
очень даже рад за братьев казахов.
дай им аллах и дальше благополучия,процветания..
а вот нурсултан отойдет-
начнется сучья свадьба.
свобода фсе-таки с неба упала.
а так не бывает,шарапов,чтобы все шло зашибись.
у казахов все еще впереди- и смута,и посеръезнее.
накаркал?!- а поживем увидим.
аминь аллаху акбар.
Когда уйдет Назарбаев, будет попытка вернуть Северный Казахстан России. Россия и Китай из-за Казахстана еще будут спорить. Казахстан та же Украина, только на Востоке.
Рубль все падает и падает, конца не видно.
ШАЛА-КАЗАХИ-это полуказахи-полутатары(метисы).
ЧАЛЫ КАЗАКЪ - по татарски.
например-КУНАЕВ.
России влезть в Казахстан,это будет значить восстановить против себя полмира,мусульманско-тюркского мира.Казахстан это не Украина,где та и другая сторона осенены крестом и разлад в основном не этноконфессиональный,а так "между непокорным вассалом и сеньором".Конфликт с Казахстаном будет совсем другой,это будет Афганистан в квадрате и на территории не ограниченной границами Казахстана.Рашка загонит себя в капкан на радость Китаю.
сегодня нурсултану удается дружить и с АМЕРИКОЙ,
и с КИТАЕМ.
но долго так не может-придется сделать тяжелый выбор.
если бы фсе зависело только от самого КЗ!..
Японцы в обыденной жизни сохраняют свои тысячелетние традиции,что не помешало им стать уникальным,образованнейшим народом.
===
Японцы - оккупированная страна, такая же как и ФРГ.
Guest, 20.10.2014 в 12:00
Японцы - оккупированная страна, такая же как и ФРГ.
=================
Самое примечательное, что американская оккупация никак не помешала Японии и Германии стать одними из самых процветающих государств мира, точно так же, как и оккупированной США Южной Корее. А Северной Корее русская оккупация помогла стать одной из самых бедных стран мира, как и самой отсталой страной Дальнего Востока. Вообще разница между территориями, которые оккупировал русский Иван и американский Джон, видна даже из космоса. Убедитесь сами!
Еще одна фотография Корейского полуострова.
Вид из космоса: Корейский полуостров ночью: КНР (вверху), Япония и Южная Корея (внизу), КНДР (в центре и выше), освещённая точка на территории КНДР — в районе Пхеньяна.
Догадайтесь, господа, где была американская зона оккупации, а где русская!
В Северной Корее русские не стояли ни одного дня.
СССР соблюдал полный нейтралитет в Северной Корее, как в Украине нет русских солдат, так и там были добровольцы.
Что вы хотите сказать этими космическими картами -нужно Крым вернуть, что ли?
Guest, 21.10.2014 в 06:44
В Северной Корее русские не стояли ни одного дня.
==========================
Враки! С 1945 по 1948 Северная Корея находилась под русской оккупаций вплоть до 38 параллели северной широты, а южнее стояли американцы. Отсюда и разница, господа!
А снимок 1948 года?
Или все же 60 лет прошло.
А как было с освещением городов в Японии после демократических ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки?
Риторические вопросы в общем-то.
Русский казанец, 21.10.2014 в 14:16
А снимок 1948 года?
Или все же 60 лет прошло.
=====================
Вам охота играть под дурачка? Тогда для вас специально поясняю - в Северной Корее в 1948 стоял русский Иван, в Южной - американский Джон. В результате через 60 лет на севере Кореи темнота и глушь, а юг Корейского полуострова и Япония светятся как новогодняя ёлка.
Русский казанец, 21.10.2014 в 14:16
А как было с освещением городов в Японии после демократических ядерных взрывов в Хиросиме и Нагасаки?
Риторические вопросы в общем-то.
=========================
Демократические ядерные взрывы к освещению Японии имеют такое же отношение, как и православные бомбардировки и обстрелы Грозного, после которого столица Чечни выглядела как Хиросима и Нагасаки после 1945.
Ядерные бомбардировки на пользу пошли, стало быть!
Как это прекрасно!
Русский казанец
Ты всегда будешь не прав. Всегда во всем правы татары. Их мнение - истина в последней инстанции. А еще ты засранец
Всегда во всем правы татары.
--------
Засранец,ты на картинках хорошо получаешься.
Малмыжда очрашулар - "Худяковские чтения" в Малмыже
Кадерле дуслар! Мин бу көннәрдә Киров өлкәсенең Малмыж шәһәрендә һәм шул тирәдәге татар авылларында булдым. Малмыжда музей уздырган "Худяковские чтения-20014" дип аталган фәнни-гамәли конференциядә катнаштым һәм чыгыш ясадым, шулай ук шәһәр мэриясендә татарлар белән очраштым, Үзәк мәчеттә мөслимәләр каршында чыгыш ясадым. Яңа Смәил һәм Салкын Чишмә авылларында мәчетләрдә халык белән очраштым.
Дорогие друзья! В эти дни я была в Кировской области, в городе Малмыж и в татарских деревнях района. В Малмыже я участвовала в межрегиональной научно-практической конференции "Худяковские чтения-2014", выступала с докладом "Михаил Худяков - историк народов Поволжья". Так же в Малмыжской городской администрации я встретилась с татарами, в Центральной мечети выступала перед мусульманками. В деревнях Новая Смаиль и Салкын Чишмэ (Холодный ключ) в мечетях выступала перед народом.
Фәүзия Бәйрәмова.
худяков из малмыжа?
шаляпин еще из тех мест(его родители).