Новости (№ 27 2013 г.)
15 июля перед помпезным зданием Дворца земледельцев в Казани, в культурном парке Универсиады при большом стечении народа состоялась премьера татарской оперы «Белый волк» композитора Зульфии Рауповой, либретто Рузаля Мухаметшина. Инициатором и мотором постановки был дирижер ГСО РТ Александр Сладковский. Прямо скажем, событие в некотором роде историческое, так как это мифологическое полотно ставит вопрос примерно так - дух предков татар взывает к «смелости, чести, справедливости», как отметил Рузаль Мухаметшин, «мы хотели нащупать аналогии с современностью». Авторы, конечно, не решились полностью осовременить пьесу, они воспевали борьбу татарского государства со злыми силами в виде трехголового Дива (Глупая, Хитрая и Злая голова в исполнении Дениса Ханбабы, Айрата Имашева, Динара Джусоева) и змеей Юхой (Алина Шакирова), которая лишает памяти Тегина (Рузиль Гатин). Тегин ищет похищенную Дивом мать Ханбике (Альбина Латипова, это, конечно, мифологизация украденной Родины - матери татар), у которой, кстати, оказался, пожалуй, самый прекрасный голос на премьере. Трехголовый Див был предельно минимизирован по одежде, в черных плащах скорее западного покроя, чтобы, не дай Бог, не походил на Ивана Грозного или носителя четко выделенной культуры. Предки были доисламские, Зульфия Раупова определила время действия, как V - VI век на берегах Волги. Красивую женщину Эльмиру Калимуллину сделали седой старухой-ведуньей Кам Аной, лучше было бы оставить девушкой. Змея Юха (это, видимо, аналог современных пропагандистских СМИ) и голос имела невыразительный, и заколдовала Рузиля Гатина как-то неубедительно. Сам Белый волк (Артур Исламов) был обряжен в лубочный откровенно гейский белый костюм с галифе и напоминал опереточными метаниями по сцене Филиппа Киркорова. Если кто и был одет по настоящей стилистике современной оперы, кто и был самим «Белым волком», то это дирижер Сладковской, одетый в ослепительно белый современный костюм великолепного покроя. Прекрасна была музыка Зульфии Рауповой. На пресс-конференции на вопрос редакции она ответила, что ее любимые композиторы - Бах, Моцарт, Сайдашев и Яруллин. Музыка танцев девушек в опере удивительно напоминает по легкости произведения Сайдашева, Яруллина и Моцарта. А вот мотивы Баха в опере, в ее трагических и патетических местах не прозвучали. Раупова - великолепнейший мелодист, и, конечно, это пока ее первые шаги, и она еще напишет много хороших произведений. В принципе, когда звучала музыка Рауповой и играл вышколенный Сладковским оркестр, то пение на сцене только мешало, ослабляло впечатление от хорошей музыки оперы. Конечно, подобные произведения нужно слушать в зале. Сама драматургия оперы казалась несколько искусственной, а временами просто фальшивой. В основе, как заявили авторы, лежит детская сказка. Сын ищет и спасает мать, которую отец и два старших брата не смогли защитить от Дива. То есть вся надежда на татарское интернет-поколение (Рузиль Гатин, кстати, очень незаурядный драматический актер, ему нужно попробовать себя в мюзиклах Камаловского театра). Подруги у Тегина нет в опере, и сразу из оперы уходит страсть, эротика, лирика, то, на чем основывается вся итальянская и мировая опера. Лобовой сюжет ввиду отсутствия любви и подруги у Тегина, отсутствия баланса «инь» и «ян» сразу стихийно приобретает модный ныне голубой оттенок. Да и Белый волк без подруги обходится как-то непонятно, патронируя Тегину. Современностью в опере и не пахнет, хотя писалась как мифологическое полотно, и это делает костюмы и сцену довольно шаблонными, неинтересными, уже примелькавшимися образами оперируют артисты, все несколько отдает нафталином, свежести и сконцентрированности, упругости действия нет, все словно кисель. Нет в опере и юмора. Наверное, нужно было бы соединить два времени, прошлое и настоящее, в самом действии, Дива перенести в наш век с яхтами и «ягуаром» в Казани (или в Москве?), и вот герой отправился бы в будущее спасать мать. Такая идея уже была в фильме «Дилемма», но она не реализовалась художественно. Вообще, что сказал бы хан Батый, перенесшись, например, в наше время на Универсиаду? В оперу можно было внести узнаваемые элементы современной Казани и Москвы. Или оперу нужно было делать действительно шаманской, мистической, в ней должен был царить мир духов. Авторы говорили, что хотели передать в опере атмосферу тенгрианства. Но они лишь выхолостили оперу, уходя от «столкновения цивилизаций». Многие детали оперы не резонируют в душе, все-таки татары уже тысячу лет как исламский народ, и ислам помог им сохранить корни, национальную идентификацию в условиях гонений, далекое тенгрианство воспринимается как экзотика. Еще раз повторюсь, самая большая неудача оперы - Белый волк, это должен быть мудрый Бог татар, прозревающий прошлое и будущее, а он превращен буквально в карикатурный образ. В конце оперы исполняется патетическая оратория, которую вместе со всеми почему-то поют и головы Дива. Но в целом это, безусловно, шаг вперед к развитию татарской культуры.
4 августа исполняется 70 лет выдающемуся татарскому поэту Равилю Файзуллину. Он издал более 50 книг тиражом более миллиона экземпляров, переведен в Италии, Франции, Англии, Венгрии, Сирии, Монголии и т.д. Его произведения включены в «Библиотеку всемирной литературы», долгие годы он возглавляет журнал «Казан утлары». Награжден орденом Дружбы народов. Поздравляем!
Известный этнолог, доктор исторических наук Д. Исхаков отверг предложение Р. Сулейманова о сотрудничестве. Он объяснил это тем, что занимает иную политико-идеологическую позицию, чем РИСИ, выступая за подлинно федеративную Россию и равенство прав всех народов в стране, тогда как Р. Сулейманов и его сподвижники являются сторонниками унитарной, фактически имперской России с преобладанием лишь одного народа. Д. Исхаков выразился так: «Принципы и жизненные идеалы не продаются».
Д. Исхаков выразился так: «Принципы и жизненные идеалы не продаются».
---------------------------
Ответ настоящего мужчины.Уважаю.
Снова Исхаков большую феодальную пипиську Казанского кремля подлезал. Нет чтоб в целях укрепления России работать ,так он вместо этого как истинный пидрахуй в очередной раз свой анал БАБАЮ подставил
"Заки", угомонись и не прикидывайся татарином больше.
Д. Исхаков поступил правильно, как порядочный человек, как настоящий татарин.
Даже просто чтение опусов существа, чьё имя в среде татарской интеллигенции уже стало позорным и нарицательным обозначением национального предательства само по себе омерзительно, какое тут может быть сотрудничество?
"Сотрудничество" существа, о котором шла речь выше с настоящими учеными на мой взгляд,если и возможно в будущем, то только в качестве уникального в своем роде объекта исследований для специалистов.
Исхакова в ''печку истории''. Дорогу молодым и сильным . Ему Сулейманов шанс предложил свое усердие на благо страны направить ,вместо того чтоб на зооморфное подобие академии наук работать.
"Сотрудничество" существа, о котором шла речь выше с настоящими учеными на мой взгляд,если и возможно в будущем, то только в качестве уникального в своем роде объекта исследований для специалистов".
=========================
Дамир Исхаков молодец - он настоящий Татарин!
Даже невозможно представить, чтобы такой Настоящий Татарин, патриот, интеллигентный, умный, честный и порядочный человек, как Дамир Исхаков, сотрудничал с предателями!
Это было бы позорным и очень странным явлением, не характерным для адекватных татар!
Хорошо, что предатели среди татар редко встречаются в природе - это такие мерзкие "экземпляры", с которыми никто не хочет иметь дело, чтобы не испачкаться и не испортить свою биографию.