Новости (№ 21 2013 г.)
3 июня в Казани триумфально начался Международный фестиваль тюркских театров «Науруз». В этом году планка его значительно выросла за счет более качественного отбора спектаклей и за счет когорты известных столичных критиков. Открылся фестиваль нашумевшим спектаклем петербургского режиссера Искандера Сакаева, воспитанника Р. Исрафилова, поставившего в Альметьевском театре «Мещанскую свадьбу» («Туй») Брехта. Актеры в Альметьевском театре великолепные, актерам удалось создать именно ансамбль в спектакле, отметили столичные критики, их в начальных сценах настраивают, словно инструменты оркестра. И имя Искандера Сакаева звучит, столичные критики заметили его предыдущий спектакль «Ашик-Кериб». Но как сказала выдающийся критик Ирина Мягкова: «Я очень боялась злой сатиры – и вот она меня настигла». Режиссер Сакаев заявил свое кредо, что татарский театр мало того, что в глубоком кризисе, но он ставит однообразные спектакли в стилистике «колхоз-навоз», все слишком «сладкое», слишком поверхностное, засилье воинствующего колхозного кича, татарского мещанства, и поэтому он специально выбрал «жесткого» Брехта и поставил его не только в стиле биомеханики Мейерхольда, но и скатываясь к «театру абсурда», гротеску, в сознательном нанесении нокаутирующего удара по псевдотатарским театральным штампам. «У нас все время «психологизм», татарский театр глубоко вторичен», – отметил в своем страстном монологе Сакаев. Ирина Мягкова, хотя и признала, что театральное действие в спектакле словно остановилось, застыло, все время воспроизводится одна и та же сцена, люди показаны в роли кукол, бездушных механизмов, но три сцены в спектакле потрясающие, где люди словно оживают, – это трагический монолог отца в одежде итальянского паяца (Рафик Тагиров), финальная сцена жениха и невесты (Эльмира Ягудина, Ильсур Хайрутдинов), где они светятся любовью, любовь побеждает, и все захватывает на сцене (зрители сидят, кстати, прямо на сцене), сцена совместного пения татарской песни за столом на свадьбе. Блеснули и актрисы, они, как обычно в татарском театре, часто играют проникновеннее, органичнее, искреннее мужчин (Наиля Назипова, Мадина Гайнуллина). Особо была отмечена критиками тончайшая и берущая за душу музыкальность спектакля (на уровне «Золотой маски»). Ирина Мягкова отмечала: хорошо, что татарский театр, наконец, начал проходить «прививку Брехтом», которую театр в Москве прошел лет тридцать назад. Это прививка правды, переход от театральщины к настоящему театру. Сам по себе опыт показывает, что если даже пьесы Брехта не удаются (в спектакле Сакаева, по мнению Мягковой, Брехт отсутствует), как говорит Мягкова, то в последующем театр добивается больших удач. Но складывается впечатление, что Сакаев слишком отклонил маятник своего «протеста» против театральной фальши в сторону позитивистской голой театральной механики начала XX века, когда алгеброй хотели поверить гармонию, и весьма поэтически одаренный режиссер Сакаев из принципа словно «вынул» душу из спектакля.
В БКЗ им. Сайдашева с большим успехом состоялся концерт выдающегося пианиста Дениса Мацуева. Он играл свои любимые произведения, которые, как он заявил на пресс-конференции, он уже играл примерно по 300 раз (Мацуев дает примерно 130 концертов в год) – «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского. Пианист шесть раз выходил на «бис» к восхищенной публике. Он сфотографировался со студентами Казанской консерватории, передал привет Рэму Урасину. Мацуев особо любит Рахманинова, отметил, что с дирижером Сладковским они большие друзья и когда он играет с Государственным симфоническим оркестром Татарстана или с оркестрами в Вене, Берлине, США, Лондоне, он не чувствует разницы, то есть класс ГСО сравнивается с классом лучших оркестров мира. Для Мацуева классическая музыка является лекарством, все болезни уходят. Когда играет Мацуев, его игра дает слушателям огромный заряд положительной энергии. Возможно, в клиниках можно применять музыку в исполнении Мацуева для лечения болезней. Сам Мацуев сформулировал свой принцип так: «Для меня музыка является любовью, любовь и музыка – это одинаковые явления для меня». «Я и в любви, и в музыке не изменяю, – заметил пианист. – Поэтому игра меня всегда вдохновляет». Мацуев – действительно «солнечный музыкант» и, пожалуй, один из самых «положительно» заряженных пианистов мира. Семья Рахманинова подарила ему рояль, на котором играл Рахманинов. В Южной Корее автомобиль, в котором ехал Мацуев, публика носила на руках. Мацуеву нравится Казань, как один из центров положительной силы. У Мацуева в Казани есть несколько любимых мест, которые он держит в секрете. Концерт Мацуева прошел в Казани при поддержке президента Минниханова.
В Казани 5 июня в «Татнефтьарене» пройдет концерт выдающегося певца Джо Кокера, который входит в десятку лучших исполнителей мира. Как сообщил Денис Валеев, один из организаторов гастролей певца, такого шоу Казань еще не видела, и само по себе выступление Джо Кокера всегда вызывает музыкальный сдвиг в городе, где он выступает, от его выступления остается длинный психологический след. Организаторы заявили, что на концерт соберется не только вся элита республики, но и желают приехать примерно две тысячи человек из других регионов России. Некоторые прилетают даже из-за рубежа России. Обычно гонорар певцов такого ранга составляет примерно миллион долларов. Жалко, что президент Минниханов не встретится со столь выдающимся певцом, мировой мегазвездой. Концерт планируется длительностью два часа. Но татарских мелодий, как в репертуаре тех же «Скорпионов», в исполнении Кокера не прозвучит, Денис Валеев сообщил, что это не позволяют слишком огромные отчисления в авторский фонд, которые в России достигают 5%. Кокер не религиозный человек, но, возможно, посетит мечеть Кул Шариф. Выступит ли певец в тюбетейке, которую ему наверняка подарят, – вопрос.
Характеристика репертуара современных татарских театров очень верна.Все авторы спектаклей не могут вытащить свои ноги из бывшей советской трясины.Действительно показываются бывшие совковые моменты в жизни.Если комедии то обязательно комические моменты связаны с водкой.Татарского в большинстве постановок только то,что спектакль на татарском языке.Злободневности,тем о развитии народа в современном мире вообще не прослеживается.Отсюда вытекает вторичность татарской культурной жизни,ее подчиненность навязанным русским штампам в отображении жизненных коллизий.Корни всего этого кроются в несвободе татар как народа,цензуре,но прежде всего в отсутствии внутренней свободы у авторов пьес и постановщиков.
Так называемая творческая интелигенция сама по себе рыхлая и бесхрибетная .А если взять во внимание что татары находятся под прессингом ждать выдающихся произведений исскуства в ближайшее время не приходится .