Новости (№ 18 2014 г.)
В Казанской ратуше состоялось вручение российско-итальянской литературной премии «Белла» памяти Беллы Ахмадулиной. Открыла церемонию президент фонда «Русская литературная инициатива», доктор филологии Наталья Иванова. Присутствовал муж Беллы Ахмадулиной, народный художник России, лауреат двух Государственных премий России, академик РАХ, председатель оргкомитета премии Борис Мессерер. Выступил профессор славистики из Пизы Стефано Гардзонио. Он, кстати, сообщил, что в Италии обожают Беллу Ахмадулину, у нее итальянская красота, и имя у нее итальянское. Вручено было четыре премии по 3000 евро и статуэтки Ахмадулиной работы Мессерера (не настала ли пора поставить памятник Б. Ахмадулиной в Казани). Итальянка Джулия Рускони получила премию за стихотворение «Когда люди». В области русской поэзии премию получил Григорий Князев. Ирина Сурат из Москвы получила премию за эссе «Маленькая апология поэзии». Премию «Касание Казани» должна по положению получать женщина до 35 лет из Казани, и ее утверждает Союз писателей Татарстана. Ее получила единственная номинантка Луиза Янсуар. Стефано Гардзонио с удовольствием почитал нашу последнюю газету, отметил высокий уровень поэзии Юрия Макарова и сказал: «Без поэзии нет свободы». Редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант тоже ознакомился с газетой и сообщил, что ныне у них 5 тысяч подписчиков, майский номер «Иностранки» полностью посвящен Шекспиру в связи с его 450-летием. Англичане говорят, что «Шекспир создал четверть нашего языка» или даже «Шекспир и есть наш язык». Самое большое число раз в мире ставилась пьеса «Буря». Недавно выходили номера «Иностранки», посвященные Вудхаузу, Оруэллу, Стоппарду, эротической литературе на французском языке, Японии, Швейцарии, Голландии.
22 мая в «Татнефть-арене» выступил Пласидо Доминго с Аидой Гарифуллиной. Продано 10 тысяч билетов при цене от тысячи до 30 тысяч. Ему 73 года, родился 21 января 1941 года в Мадриде. В 16 лет женился. Обладатель 11 премий Grammy. 42 сезона подряд пел в Метрополитен-опера. Пел на открытии пекинской Олимпиады. Его голос называют «экстраординарно теплым».
С 20 по 29 мая в Казани пройдет творческая театральная лаборатория в рамках проекта «Театральная АРТ-подготовка». Поддерживает лабораторию фонд «Живой город», представители которого Инна Яркова (директор фонда), Диана Сафарова, Артем Силкин провели пресс-конференцию в министерстве культуры. «Живой город» недавно уже привозил в Казань «Театр.док» с двумя номинировавшимися на «Золотую маску» спектаклями. В лаборатории будет представлен интереснейший проект «Волоколамское шоссе» немецкого режиссера Андреаса Мерц-Райкова (на татарском языке) в концепции «тотального театра» (показ зрителю 29 мая в Ангаре на улице Портовой). Он изучал драматургию и театральную режиссуру в Германии и Австрии. Работал ассистентом Дитера Дорна, Томаса Лангхоффа и Франка Касторфа. С 2010 года сотрудничает с Немецким культурным центром им. Гете в России, Белоруссии, Украине и Казахстане. Среди спектаклей, поставленных в российских театрах и театральных лабораториях: эскиз по Титу Андронику, «Святая Иоанна Скотобоен» и «Согласный/Несогласный» Бертольда Брехта. Мерц-Райков – поклонник Брехта, считает, что это совсем другой театр, чем русский психологический театр. Он ближе к древнегреческому театру, эпичен. По мнению редакции, Брехт представляет протестантский театр, а русский психологический театр опирается на православную традицию, и это, естественно, очень разные картины мира. Если говорить о тюркской театральной традиции, то она синтетически несет в основе исламскую и языческую культуру. При этом протестантская культурная традиция во многом «лунная», сумрачная, в отличие от «солнечной», природной исламской и языческой. Мерц-Райков возразил, что они с Брехтом – католики из Баварии. Но у Брехта нет оперной роскоши в постановке, которая характерна для католической церемонии. Мерц-Райков «влюблен в Россию». Мерц-Райков выстраивает спектакль со всей мощью немецкой философии и немецкого романтизма. Да, Брехт был коммунистом 30-х годов, но он всегда был сомневающимся, размышляющим коммунистом, говорит режиссер. Режиссер считает главным для любой постановки вопрос «Быть или не быть?». Но если человек имеет в себе искру Божью, то он не может сказать «не быть», и даже постановка подобного вопроса, например, в исламской культурной традиции абсурдна. В мире, где существует Бог, человек никогда не одинок и «не заброшен». Мир без Бога естественно превращается в театр абсурда. Артем Силкин сообщил, что вел переговоры с Йоссом Стеллингом о приезде в Казань, и режиссер выразил горячее желание приехать (у Силкина, кстати, любимый фильм – «Белое солнце пустыни», но это лишь российский парафраз киплинговского «бремени белого человека»). Диана Сафарова сообщила, что фонд планирует создать новый авангардный театр в Казани и ищет здание под этот проект. В общем-то нужен зал на 100 мест.