15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Незабываемое (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Незабываемое (ч.3)

12 апреля 2014 года
Незабываемое (ч.3)

      Договор признавал за Татарстаном собственное гражданство. Однако в отличие от ранее согласованного проекта много полномочий было передано России и в совместное ведение. Милиция, суд, прокуратура оставались в российском ведении, хотя по предварительной договоренности они были отнесены к ведению самой республики.
     Договор вызывал недовольство как в России, так и в Татарстане. В Москве российского президента обвиняли в уступчивости, в развале страны и грозили даже импичментом. В Татарстане Шаймиева также критиковали в излишней уступчивости. Подлинную оценку договору смогли дать руководители России. Ельцин так охарактеризовал его:
     «Так, в 1994 году для решения очень сложных и спорных вопросов с Татарстаном мы впервые использовали принципиально новый конституционный элемент. Имею в виду двухсторонний договор о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами власти.
     Тогда он выполнил роль своего рода «скорой политической помощи». Предотвратил опасность раскола Федерации. Премьер-министр РФ В.С. Черномырдин дал аналогичную оценку, сказав, что подписанный документ «позволил уберечь Россию от распада».
     Положительную оценку договору дал и В.В. Путин во время своего пребывания в Казани накануне выборов президента Российской Федерации. Он назвал Минтимера Шаймиева одним из основателей современной Российской Федерации. Это, по сути, было оценкой пионерской роли Татарстана в процессе демократического преобразования России. Вовсе не случайно, что более 40 регионов России, последовав за Татарстаном, заключили договора с федеральным центром о разграничении полномочий и предметов ведения. Это было признанием того, что такая относительно небольшая, но, как ее называли тогда, гордая республика, смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы.
     Бесспорно, что договор неоднозначный. В нем, кроме значительных отступлений от первоначальных договоренностей, заложено немало того, что действительно способствует укреплению суверенитета. Татарстан активно и успешно использовал заложенные в нем возможности. Начал вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, открыл в ряде стран свои представительства. Успешно работали представительства республики в США, ряде стран Западной Европы. Особо теплые отношения сложились у Татарстана с Турцией. Визиты государственных делегаций Татарстана и приемы, оказываемые им, подтвердили, что западный мир воспринимает Татарстан как государство, находящееся в особых отношениях с Российской Федерацией.
     Однако с течением времени договорный принцип взаимоотношений между центром и регионами стал раздражать некоторых имперски настроенных политиков.
     В результате регионы, имевшие договора о разграничении полномочий с федеральным центром, отказались от их продления. Только Татарстан остался верен избранному им пути. Это не просто линия на защиту прав республики, а защита самой России, ее целостности. Ибо только полноправные регионы страны могут обеспечить демократическое развитие России.
     Однако усилились атаки и на Татарстан. Хотя договор 15 февраля 1994 года и был бессрочным, пришлось согласиться на подготовку его нового проекта. После долгих и утомительных переговоров он прошел через обе палаты Федерального собрания и утвержден президентом В.В. Путиным. И тем самым стал законом, обязательным для всех.
     Новый договор отличается от предыдущего и своим содержанием. Он намного беднее предыдущего и составлен с учетом приведения Конституции и законов республики в соответствие с законами и Конституцией Российской Федерации.
     Тем не менее новый документ позволяет развивать начала, заложенные в предыдущем договоре. В его преамбуле говорится, что он заключен с учетом «опыта применения Договора Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 г., заключенного на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г., и в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан». Следовательно, договор преодолел решение Конституционного суда России 1994 года о неправомерности нашего референдума, и теперь результаты референдума стали легитимными. Это имеет принципиальное значение.
     Новый договор отличается от предыдущего и своим содержанием. Он намного беднее предыдущего и составлен с учетом приведения Конституции и законов республики в соответствие с законами и Конституцией Российской Федерации.
     Однако значение заключается в сохранении договорных отношений между Россией и Татарстаном. В силу чего Татарстан сохраняет свою позицию как единственной республики с особым статусом.
     В дни, когда отмечается двадцатилетие договора 15 февраля 1994 года, многие задаются вопросом: а что же дальше? Что ждет Россию и Татарстан в будущем?
     Заглядывать в будущее всегда было нелегко. Не так просто сделать это и сегодня. Ибо история народов определяется различными и весьма противоречивыми событиями. Потому при попытке сделать это необходимо исходить из нынешних реалий, определения тенденций общественного развития, состояния и перспектив государственного устройства. Не следует забывать, что, как это доказывают история и современные реалии, огромный перевес общественных сил над государственными возможностями приводит к революции. А это нежелательно и допустить этого нельзя. Необходим баланс интересов. В многонациональном государстве, каковым является Россия, он должен быть соблюден и во взаимоотношениях государства и национальных республик и регионов.
     Татарский фактор в истории страны всегда был в числе важнейших гарантов российской государственности. Он был им и в 90-е годы, о чем свидетельствовали Ельцин, Черномырдин и Путин. Он и сегодня должен быть им. Нельзя забывать того, что российская государственность – это плод главным образом взаимоотношений русских и татар.   

     Индус ТАГИРОВ.


Комментарии (8)
Аналитик, 13.04.2014 в 01:10

Главное, что не должен забывать каждый, кто имеет дело с русским империализмом, это то, что договариваться с ним бесполезно - любое соглашение или договор, подписанный с Кремлем, не стоит той бумаги, на которой он написан. А вся история соглашений Казани с Москвой с XVI века по XXI лишь подтверждает эту истину!

Рафаэль, 13.04.2014 в 15:22

Шаймиев номенклатурный аппаратчик у него нет опыта борьбы и лишений за свои убеждения как у М Джамилева . Слабакам в политике делать нечего . Татары в очередной раз лоханули .

УУСТИК, 13.04.2014 в 23:06

с прискорбием: бабай-худший,ниже никак.только о себе думает.жаль,у татар не нашлось лидера в исторический момент.просрали!

Аяз автору, 14.04.2014 в 15:02

Мөхтәрәм Индус әфәнде,
Вы должно быть помните слова Бисмарка о том, что любое соглашение с Россией не стоит той бумаги, на которой и тд. То же самое и с известным договором о разграничении полномочий с Татарстаном. Наш Референдум (21.03.92), проведенный по всем нормам международного права, КС РФ не признал, а вот Крымский “референдум” на оккупированой территории без участия коренного населения признал “ничтоже сумяшеся”. Крымских татар ждет та же судьба, а скорее “каргыш”, что и нас.
“Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй” ныне стоит на восточных границах Украины, “озорно” – нагло и пакостливо, это лицо современной власти России и у нас нет будущего в объятиях этого чудища и Вы это прекрасно осознаете.
Где Ваши прекрасные передачи “кара-каршы”, где Татарский Национальный Университет, где татарская школа и тд.? – и Миннеханов зовет Крымских татар в лоно этого Чудища!? Пока я согласен с М.Гафури:

“Өмид шәме мае бетеп сүнде”,

но надеюсь что Колесо Истории все же еще раз прокатится по этому “чудищу” и окончательно раздавит его и анексия Крыма тому только начало.

Сау булыгыз.

Guest, 15.04.2014 в 08:49

Апофеоз "суверинетета". Татарстана -курлутай проведенный на улице в оцепление силовиков ... Жалкое зрелище бессилия 7 - миллионого народа . Как жалок выглядит Шаймиев ... Как можно прислуживать человеку , который подтер задницу ,выстраданный им Договор ? Если нет силы духа сопротивляться уничтожению многолетних усилий и труда , уничтожению республики и духовного геноцида своего народа , то надо сохранить честь и достоинства и хотя бы не участвовать и не пачкать свои руки общаясь с подонками .
Трагедия татарского народа в том что он доверил свою судьбу аппаратчику с беспредельным гибким позвоночником . Чтобы вести народ к свободе ,нужен лидер как у крымских татар , которого репрессиями не испугать . А здесь достаточно наехать на семейный бизнес чтобы сделать послушным старого аппаратчика

УУСТИК, 15.04.2014 в 11:32

вот это и развращает более всего людей -когда они(не слепые же)видят,что вытворяет "лидер нации".рыба гниет с головы.правда,чистят ее с хвоста.

Guest, 16.04.2014 в 06:19

В Гос. Совете те, кто служил Республике и Народу, после первого созыва не осталось. А все остальные , кто в пух и прав разнес Конституцию РТ от от 6 ноября 1992 г. и Договор от 15 февраля 1994 г. со своей политикой одобрямс сидели и сидят не поднимая тяжелой 5 точки.

Дустум, 04.05.2014 в 00:50

Дуслар, вместе вы сила. Ватаным Татарстан - Героям Слава.