Незабываемое
14 февраля 2014 года в Государственном совете республики состоялся «круглый стол», посвященный 20-летию договора между Россией и Татарстаном, заключенного 15 февраля 1994 года. Вел его председатель Государственного совета Ф.Х. Мухаметшин. Главным лицом был главный человек, благодаря которому и стало возможным установление договорных отношений между Россией и Татарстаном, М.Ш. Шаймиев. С 15-минутным докладом выступил М.Г. Галиев. По семь минут было отведено выступившим В.Н. Лихачеву – руководителю татарстанской делегации на переговорах по заключению договора, участникам переговорного процесса Р.С. Хакимову, Б.Л. Железнову, И.Р. Тагирову, а также заместителю председателя Госсовета А.П. Гусеву, который, хотя и не принимал участия в переговорах, но, будучи одним из руководителей республиканского КГБ, был неплохо информирован о них. Не бесполезным было и выступление председателя комиссии Государственного совета Ш.Ш Ягудина, расставившего ряд юридических акцентов на событиях тех лет.
Однако меня удивило отсутствие участника переговорного процесса Ф.Ш. Сафиуллина, озвучившего 30 августа 1990 года текст Декларации о государственном суверенитете республики. Не было почему-то и редактора газеты «Звезда Поволжья» Рашита Ахметова.
Странным показалось мне и несколько однобокое освещение этого события рядом средств массовой информации. Иногда журналисты брали интервью у лиц, не имевших никакого отношения к переговорному процессу. Тогда как оставались в тени реальные участники важнейших событий тех лет. Так, электронная газета «Бизнес Onlain», сообщив о выступлениях на «круглом столе» Мухаметшина, Хакимова и Гусева, ни словом не обмолвилась о выступлениях члена делегации доктора юридических наук Железнова. А также Тагирова, являвшегося на переговорах заместителем руководителя делегации, на плечи которого легла немалая ответственность по аргументации нашей позиции в вопросах взаимоотношений России и Татарстана.
Однако как бы там ни было в любом случае встреча на «круглом столе» была полезной, ибо многие события тех лет уже стали стираться в памяти людей. К тому же выросли новые поколения, не имеющие необходимых представлений об этих непростых годах.
Годы, прошедшие со времени принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана и до настоящих дней, – лишь миг в бесконечном потоке времени.
Однако это такой миг, который высветил со всей основательностью роль татарского фактора в становлении и развитии российской государственности. Открыл возможности для проникновения в наиболее запретные страницы нашей истории. Что позволило воспринять в полном объеме истину о том, что государство Российское было создано главным образом двумя этносами – татарами и русскими.
Но самое главное в том, что такая относительно небольшая, как ее тогда называли, гордая республика смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы. Принятие уникальной декларации, проведение референдума, закрепившего суверенитет Татарстана, договор 15 февраля 1994 года превратили республику в авангард демократического развития России. Договорной практике Татарстана последовали более сорока регионов страны. Договор стал эталоном для решения многих конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Он лежал на столе у каждого из участников переговоров по решению статуса Косово.
Это были годы, вместившие в себя десятки лет, когда Татарстан после долгого забытья вышел на мировую арену.
Между тем этого могло бы и не быть, если бы народ и власти республики не оказались тогда в тесном единении. Тогда пришли в движение многонациональный народ Татарстана и вся татарская нация. Города и села республики бурлили. Всюду раздавались требования свободы Татарстану. Возгласы «Азатлык!», «Азатлык!» раздавались на площадях и улицах республики. У посетившего республику и даже побывавшего в одном из сел Мамадышского района президента России Б.Н. Ельцина спросили, что бы он делал, если бы был татарином. Он без всяких колебаний ответил: боролся бы за суверенитет Татарстана. Потому его слова, произнесенные в Татарстане и Башкортостане, «берите суверенитета, сколько сможете взять!» были сказаны от всего сердца под впечатлением всенародного движения за свободу республики.
Да, народ, именно он был главной движущей силой борьбы за суверенитет. События этих дней целиком и полностью подтвердили слова выдающегося французского психолога Густава Лебона о том, что народами руководят идеи, чувства и сложившиеся в течение многих веков черты характера и что ни революции, ни конституции и деспоты не могут их отнять у него. Он писал также, что народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера. Эти годы, кои для истории миг, продемонстрировали, что татарский народ не утерял своего главного качества как народа государственного. В нем проснулись гены, в которых запечатлена многовековая история своей государственности, годы величия и славы.
Солидарны с татарами были другие народы Татарстана. Десятки писем и телеграмм в адрес президента и Верховного Совета – тому яркое свидетельство. Примечательно, что были письма и телеграммы в поддержку Татарстана и от других народов страны, в том числе и от русских, проживающих вне Татарстана.
Однако народ, каким бы он ни был, без вождя, без выдающейся личности лишь толпа, не способная на позитивные действия. В республике в эти годы они появились. И, говоря о них, прежде всего нужно сказать о Минтимере Шариповиче Шаймиеве. Этот человек, выросший из народных низов, возглавил всенародное движение за суверенитет Татарстана. Он был не просто президентом республики, но и человеком, впитавшим в себя интересы и настроения своего народа, чувствовавший себя сыном своего народа. Его природный ум в сочетании с осознанной решимостью и расчетливостью смогли направить развитие событий в нужное русло. Он умел договариваться и находить общий язык с такими признанными авторитетами, как Марат Мулюков и Фаузия Байрамова.
Его верным помощником в бытность КПСС был избранный первым секретарем рескома партии Рево Рамазанович Идиатуллин, который не только работал с активом республики, но систематически посещал Москву, где в высшем партийном руководстве обеспечивал благоприятное восприятие нашей декларации и намерения республики подписать Союзный договор самостоятельно. Немало сил приложил он и для достижения взаимопонимания с руководством Башкортостана.
Задача заключалась в реализации особой позиции Татарстана, заключавшейся в стремлении подписать уже обновленный союзный договор вне делегации РСФСР, а самостоятельно, установив с Россией особые договорные отношения. Задача была не из легких, поскольку речь шла как о сохранении СССР, так и обеспечении целостности России. Аналогов решения такого рода вопросов еще не было. И эта задача была решена.
Большую роль при этом сыграли взаимоотношения М.Ш. Шаймиева и Б.Н. Ельцина. Именно благодаря этому через год после принятия декларации два президента решили создать делегации для переговоров по вопросу взаимоотношений России и Татарстана. Исходя из принципиальной важности обсуждаемой проблемы, делегации были составлены из высококвалифицированных и ответственных людей.
Российскую делегацию возглавил государственный секретарь, второй человек в администрации Ельцина, Геннадий Эдуардович Бурбулис. Это человек большого ума, умеющий принимать решения соответственно требованиям времени. В составе делегации были советники российского президента С.М. Шахрай, С.Б. Станкевич, министр юстиции российского правительства, в будущем президент Чувашии Н.В. Федоров, заместитель министра иностранных дел Ф.В. Шелов-Коведяев.
Нашу делегацию возглавил вице-президент республики Василий Николаевич Лихачев. Этот патриот своей республики, доктор юридических наук, профессор, смог продемонстрировать в ходе переговоров свою высокую эрудированность и дипломатические способности. И вообще сделал немало для становления суверенного Татарстана.
Заместителем руководителя делегации Шаймиев назначил декана исторического факультета университета профессора И.Р. Тагирова. В делегацию входили доктор юридических наук профессор Б.Л. Железнов, вице-премьер правительства республики Ф.Р. Газизуллин, председатель комиссии законности и правопорядка Р.Ш. Хафизов. Советниками делегации были Р.С. Хакимов и председатель комиссии Верховного Совета Татарстана Ф.Ш. Сафиуллин.
Индус ТАГИРОВ.
Индус Тагиров правильно озаглавил статью - о вероломстве русского империализма никогда не следует забывать. Ему ничего не стоит нарушить все заверения и любые договоры, как были нарушены все заверения и все договоры, заключенные между Татарстаном и Россией. Крымских татар русские империалисты тоже обманут, да и всех остальных крымчан тоже.
Но самое главное в том, что такая относительно небольшая, как ее тогда называли, гордая республика смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы. Принятие уникальной декларации, проведение референдума, закрепившего суверенитет Татарстана, договор 15 февраля 1994 года превратили республику в авангард демократического развития России. Договорной практике Татарстана последовали более сорока регионов страны. Договор стал эталоном для решения многих конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. Он лежал на столе у каждого из участников переговоров по решению статуса Косово.
Если этот договор вытащить из туалетного ведра и отстирать от гавна, я думую этот договор можно будет где нибудь использовать .Где нибудь ы Африке. .
"Договоры подписанный с Россией не стоят бумаги на которой они подписаны "- Отто фон. Бисмарк
Тут без комментариев....
Роман, 29.03.2014 в 07:52
Но самое главное в том, что такая относительно небольшая, как ее тогда называли, гордая республика смогла поставить огромную Россию на федеративные рельсы.
=============
Ха-ха-ха! Смешнее или глупее придумать ничего не смогли? Где вы видели федеративную Россию?! В какой это федерации президент может назначить главу субъекта федерации? Такого нет ни в одной федерации - ни в США, ни в ФРГ, ни в Мексике, ни в Индии, ни даже в Нигерии. Это возможно только в России, которая на деле не является федерацией, оставаясь все той же империей. Не Татарстан превратил Россию в настоящую федерацию, а Российская империя превратила Татарстан в колонию. Разве не так?
Не Татарстан превратил Россию в настоящую федерацию, а Российская империя превратила Татарстан в колонию. Разве не так?
-
Абсолютно верно!
Роман, наверное, шутит, что Россия - это федерация, сам он, конечно, понимает, что Россия - это унитарная, жесткая, архаичная, не демократичная империя, в которой Татарстан не имеет никаких элементарных прав - ни права распоряжаться своими налогами, ни права на образование на родном языке, ни права на использование наиболее подходящего алфавита и т.д.
Разве у колонии могут быть какие-то права?
Историк Индус Тагиров любит возвращаться к события начала 90-ых годов прошлого века. В период распада СССР и становления новой России в политической жизни Татарстана произошли три важнейших события : референдум о статусе республики, принятие Конституции РТ, заключение договора между РФ и РТ. Все эти события у всех у нас свежи в памяти. Тем более надо правильно расставить акценты. С исторической точки зрения необходимо написать о том : 1) Кто первым выдвинул идеи проведения референдума, принятия Конституции РТ и заключения договора между РТ и РФ ? 2) Кто внес какой вклад в проведении этих политических действий в жизнь 3) Что дали народам Татарстана и Россииэти политические решения ? И тогда будет все разложено по местам. И главное не будет места для спекуляций на историческую тему.