Нет политизации проблемы русского языка
Заведующий отделом этнической политики Управления по вопросам внутренней политики (УВП) Президента Республики Татарстан Вячеслав Никифоров согласился прокомментировать появившуюся на днях на сайте ИА «Regnum» статью о проведённой 13 апреля в Казани Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ научной конференции «Этнолингвистический конфликт в Татарстане: проблема русского языка в региональной системе образования».
По словам республиканского чиновника, появление данной публикации является не чем иным, как проявлением откровенной истерики со стороны окончательно дискредитировавших себя руководителей «Общества русской культуры Республики Татарстан» (ОРК РТ) и обслуживающих их корреспондента информагентства Алексея Дёмина. Вызвана она, в первую очередь, пониманием того, что попытки политизировать вопрос преподавания русского языка в Татарстане окончательно заходят в тупик и встречают растущее неприятие в обществе, как среди татар, так и среди русских. И именно прошедшая конференция продемонстрировала это в полной мере.
По мнению Вячеслава Никифорова, желая исказить её содержание и представить ситуацию в выгодном для себя свете, «профессиональные борцы за русский язык и народные праздники», поторопились дать свою версию конференции и, вместо непредвзятого анализа, сорвались на привычные для них голословные обвинения и прямые оскорбления в адрес оппонентов. Статья просто пестрит эвфемизмами, типа «забулачная интеллигенция», «педагогическая клака», «предположительно русские», и т.д. Причём, именуются ими весьма заслуженные, авторитетные люди – педагоги, учёные, общественные деятели, квалифицированно занимающиеся вопросами развития русского языка в республики и добившиеся, в отличие, от «основных докладчиков» в этом деле заметных успехов.
Как подчеркнул Вячеслав Никифоров, убедиться в передёргивании фактов и предвзятости всех этих обвинений можно весьма простым способом: достаточно просто посмотреть видеозапись конференции, фрагменты которой выборочно размещены даже на «Информпортале«ОРК РТ» (Русские в Татарстане)». Очевидно, что руководители ОРК РТ выглядели там отнюдь не самым лучшим образом, особенно председатель общества Александр Салагаев, который зачастую не мог дать конкретных ответов на поставленные вопросы, беспомощно отсылая всех к Екатерине Беляевой. И уж, конечно, никаких попыток «захлопать» и «заболтать» выступавших педагоги, учёные и работники Министерства образования и науки РТ не предпринимали. По словам заведующего отделом этнической политики, «забалтывать» и «захлопывать» профессиональных болтунов и «барабанщиков» – дело неблагодарное.
Все выступавщие на конференции и члены экспертной группы были приглашены руководителем Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раисом Сулеймановым, а не были «запущены» на неё «по разнарядке» в виде «десанта из аффилированных педагогов и преподавателей», как утверждается в публикации. Руководители ОРК РТ и тесно связанного с ним «Казанского гражданского союза» постоянно лицемерно заявляют о том, что общественность и власти их не слышат, но как только предпринимаются попытки наладить нормальный диалог, сами агрессивно открещиваются от него, стараясь всячески дискредитировать тех, кто предлагает им заняться конкретной работой, а не балаганным политиканством.
По словам Вячеслава Никифорова, это уже стало их «фирменным блюдом»: проблема преподавания русского языка в Татарстане, подобно недавно «засветившегося» на ИА «Regnum» вопроса о «русских народных праздниках» и целого ряда других, целенаправленно раздувается руководством ОРК РТ на протяжении последних лет не ради её решения, а в целях политического самопиара. Не случайно, завсегдатаями их «культурно-филологических» митингов и посиделок становятся многие сомнительные политические деятели, вроде руководителей Татарстанского регионального отделения партии «Новая сила» Виктора Дица и «Казанского гражданского союза» Бориса Бегаева. «Профессиональные русские» откровенно бегут от реальной работы и конкретных предложений, предпочитая им провокационные митинги с барабанным боем. Вот, и в этот раз, помимо обвинительных выпадов и общих требований, на прошедшей научной конференции от них не прозвучало никаких чётко сформулированных предложений в части разработки действенных механизмов законодательной реализации мер по совершенствованию преподавания русского языка в Татарстане.
Но наиболее опасным во всём этом, по мнению республиканского чиновника, является то, что своими действиями руководители ОРК РТ и «Казанского гражданского союза» провоцируют ответную реакцию татарских националистов, выдвигающих противоположные лозунги, в том числе – в защиту татарского языка. В данной связи он назвал смехотворными обвинениями в адрес Казанского Кремля в стремлении якобы «играть в этнолингвистическом конфликте на стороне дремучих татарских националистов», так как последние сами часто обвиняют республиканские власти в потакании русским националистам и «дискриминации» татарского языка. «Крайности сходятся, – заметил Вячеслав Никифоров, – подпитывая и возбуждая друг друга, и это напрямую влечёт за собой разжигание межнациональной розни в обществе, что в нашей республике и в России в целом просто недопустимо».
Он указал на то, что руководители ОРК РТ и «КГС» рассчитывали превратить прошедшую научную конференцию в своего рода «артподготовку» перед намеченными ими на 21 апреля 2012 года в Казани митингом и шествием «За родной язык!», но жестоко просчитались, поэтому и истерят сегодня со страниц поддерживающих их интернет-изданий. Вячеслав Никифоров отметил, что эти протестные «лингвистические» мероприятия, по сути дела, являются одним из пунктов единой политической программы по «раскачиванию лодки», и могут иметь весьма печальные последствия. Поэтому их организаторы должны чётко уяснить себе, что вся степень ответственности за это ложится, прежде всего, на их плечи.
Кроме этого, Вячеслав Никифоров заметил, что митинг и «шествие» намечено провести в «сплошную светлую седмицу», а многие из их организаторов постоянно демонстративно подчёркивают, что являются православными людьми. В то время, как каждый православный славит Господа, руководители ОРК РТ и «Казанского гражданского союза» намеренно разжигают страсти. «Хотя бы Бога побоялись», – заключил он.
Иван ГРОЗНЫЙ.
Обращение Татарского Общественного Центра РБ
Российская Федерация является многонациональным государством, возникшим в результате огаревского договора тогдашних властей России, Украины и Белоруссии. Видимой целью было создание славянского объединения с «освобождением» от национальных республик Средней Азии и Прибалтики. Даже желавший присоединиться Казахстан не был допущен в Огарево. Общеславянский союз не получился из-за стремления элит Украины и Белоруссии освободиться от диктата России, и она осталась единственной наследницей этой идеи- теперь уже создания Русского государства.
Первые шаги властей Российской Федерации (пока управление было ослабленным) оставляли надежду на демократический путь построения многонационального государства на основе отдельных договоров регионов с центром. Однако элита избрала направление укрепления вертикали власти «любой ценой»_- последовательные ее действия это доказывают.
Начиная с конца, отметим наиболее значимые вехи...
В 2010 году указы об отмене избраний руководителей регионов вплоть до отмены региональных президентских структур национальных республик, находящихся на территории Российской Федерации.
Перед этим отмена региональных компонент школьных программ резко сократила возможности обучения и воспитания на национальных культурных традициях всех народов кроме русского
Централизация финансовых средств в Москве с системой обратного одаривания тех, кто наиболее послушен и, конечно, в гораздо меньших объемах по сравнению с тем, чего регионы добились в начале ельцинской эпохи.
Особо стойко сопротивляющемуся Татарстану, старающемуся сохранить национальную культуру и язык, дали пощечину в виде закона о недопущении перевода национальных алфавитов с кириллицы на другие системы. Это при том, что только в 1940-е годы ( без всякого учета мнений самих людей) всех кроме Прибалтики перевели на кириллицу. А ведь для тюркских народов СССР принятие латинского алфавита в 1928 году было одним из главных символов возрождения национальных культур и языков.
Были приняты и другие не демократические законы, показывающие, скорее всего, слабость идеологических позиций нынешних российских властей. Чего стоит, например, «закон, запрещающий искажение истории в ущерб российской государственности» - а разве в поддержку можно?
Сейчас идет проталкивание «болонской программы» и тестовой системы экзаменов, разрушающих наше школьное образование, и перевод высшего образования на 4-х летний срок – так называемый бакалавриат.
Когда по телевизору показывают, как строй матросов или солдат обмахивает кадилом православный священник , то неужели не понимают, что это оскорбление национальных чувств тех, стоящих в строю, кто воспитан в исламских традициях и, возможно, даже сам мусульманин. Зачем это делается? Очевидно, идеологи управления Россией стараются превратить страну в «плавильный котел», который растворит национальные различия, заодно уничтожив национальные культуру и языки всех народов.
А ведь еще памятно начало 90-х, когда Советский Союз разрушался изнутри из-за десятилетиями проводившейся политики русификации. Видимо, сейчас, когда освободились от сильной оппозиции Среднеазиатских и Прибалтийских народов, рассчитывают усмирить остальных силой « вертикали власти»
Многолетняя война на Северном Кавказе показывает слабость этих расчетов. В начальный период Джохар Дудаев просил только статуса союзной республики для Ичкерии. Зачем понадобилось убивать его и развязывать новую кавказскую войну, превращающую в «душманов» весь Северный Кавказ? Да и не только северный – достаточно вспомнить совсем недавно активно употребляемые слова « лицо кавказской национальности» , более изощренное оскорбление трудно придумать.
Все этносы и народы желают сохраниться и развиваться и имеют на это полное право, признанное всеми демократическими институтами всех государств. Татары, проживающие на территории нынешней республики Башкортостан, не являются исключением. Все годы переустройства Российской государственности – десятилетий конца двадцатого и начала двадцать первого века, мы требовали признания за татарами нашего региона равных прав с другими народами. Тем более, что по численности в РБ татары стоят на втором или даже на первом месте. Ключевым является вопрос сохранения родного языка как фундамента национальной культуры. Наше требование: придать татарскому языку в Башкортостане статус государственного, наравне с русским и башкирским.
Правящая башкирская элита не дала возможности дать татарскому языку статуса государственного.
Последний ответ Администрации Президента РБ: «Придание статуса государственного языка татарскому языку в Республике Башкортостан осложнит положение башкирского языка в много языковой среде республики» (исходящий № 1-А от 10.01.2012) означает продолжение политики подавления татарского языка и культуры.
В своих делах правители Башкортостана опираются на поддержку центральной Московской власти. Даже куцая культурно – национальная автономия татар РБ не реализована, торпедируется совместными усилиями местной и центральной властей. Ярким примером внедрения межнациональной вражды стало опубликованное несколько лет назад в официальной региональной печати обращение представителей управляющей башкирской элиты к центральным властям – заявление о том, что, оказывается веками башкиры защищали русских от « татарской экспансии», более дикую мысль трудно придумать).
Как же сохранить нам национальную культуру, родной язык и не сгореть в «плавильном котле» новой цивилизации. Почти вся территория нашего государства является местом первоначального зарождения и формирования тюркско-татарского этноса, татары –коренной народ страны, и сейчас проживающий во всех регионах. Поэтому татары имеют все основания быть полноправными гражданами на всей территории Российской Федерации. Кроме того нам не нужны лишние границы, разрезающие наши семьи ( как это случилось, когда в среднеазиатских республиках у многих из нас остались родные братья, сестры, родители, дети ). Региональный государственный статус татарского языка в Башкортостане до сих пор невозможен из-за противодействия региональной и центральной властей Мы выбираем единственно остающееся, позволяющее сохранить единую государственность на всей территории и демократическое развитие страны с признанием равноправия всех ее народов. Гарантией движения по этому пути является признание татарского языка вторым государственным на всей территории РФ.
На такой же статус для своих культур и языков имеют право претендовать и другие народы страны, в первую очередь, видимо, угро-финские народы, рассеянные по всей территории государства. Но инициатива в этом направлении принадлежит самим народам.
Приведём аргументы в поддержку вставшего на повестку дня вопроса о придании татарскому языку статуса государственного на всей территории Российской Федерации.
Во-первых, татары – второй по численности после русских народ в России, рассеянный по всей стране, «коренной» –сформировавшийся в нацию во всех местах своего обитания.
Во-вторых, татарский язык получил международное признание: в списке ЮНЕСКО 14-и мировых языков, достаточных для объяснения с подавляющим большинством людей земного шара, языки всех тюркских народов представлены татарским, стоящим в списке ЮНЕСКО на 11-м месте. Это потому что, наш язык достаточно развит для общения в любых сферах жизни и «срединный» для тюркских языков – он в основном понятен всем остальным тюркам. Особо подчеркнём, среди всех языков списка ЮНЕСКО только татарский представляет народ, не имеющий своей государственности.
В-третьих, единственным путём построения демократического государства на нашей общей территории является широкая и твёрдая социальная база для действий властей в этом направлении. Признание за татарами равных прав с другими народами, в частности, с русским народом, создало бы надёжную социальную опору властям, буде они действительно захотят демократических преобразований.
Мы учитываем и то, что кроме просто татар в нашей стране проживает многочисленная масса «полу-татар» от смешанных браков, сочувствующая нам.
Татары активно работают и проявляют себя во всех сферах жизни страны: от дворников до министров, от медсестёр до академиков, в деревнях и на шахтах, в промышленности и в армии. Это даёт нам уверенность, что выживем и сохраним свой язык, национальную культуру. Но надо, чтобы наша страна не только выживала, но заняла достойное место в мире, с которой считались бы не из-за страха её непредсказуемости, а из уважения к её достижениям и месту в общем движении человечества к демократическому устройству жизни.
Мы считаем, что движение в этом направлении начинается с признания равных прав татар, равных с русскими – придание татарскому языку статуса государственного на всей территории Российской Федерации.
ТОЦ РБ