Неоязычество в современной России: идеология, распространение, влияние на молодежь
24 февраля 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Неоязычество в современной России: идеология, распространение, влияние на молодежь». Мероприятие было организовано Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ и прошло в формате научной конференции.
Исследователи религиозной жизни в современной России обратили внимание на появление такого явления как неоязычество, под которым стоит понимать религиозное учение, создаваемое искусственно городской интеллигенцией из отрывков древних верований с целью возрождения национальной духовности и самобытности, а на самом деле это вытекает в создание идеологии для социальной и политической общности в духе национализма. При этом эксперты разделяют язычество и неоязычество: в первом случае это явление так или иначе присутствует в традиционной национальной культуре любого народа в виде определенных обрядов и действий, при этом, как правило, не воспринимаются самим населением как языческие. Неоязычество представляет собой как раз конструирование религиозного учения путем выдумывания его идеологии и ритуальной практики, причем имеет всегда ярко выраженный этноцентризм, порой принимающий шовинистические формы.
В России это явление получило в постсоветский период определенное развитие, когда стали в русской среде появляться родноверие, а среди татар и других тюркских народов страны – неотенгрианство (вера в Тенгри – языческого бога неба в тюркской мифологии).
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Неотенгрианство в постсоветском Татарстане: идеология, ритуальная практика, персоналии», в котором он осветил проблему неоязычества среди татар. По мнению эксперта, это явление стало возникать на волне политического национализма 1990-х годов в регионе, когда часть татарских националистов трактовало «национальное возрождение» татар именно как возврат к доисламским верованиям – тенгрианству. Однако, мало имея (как и неоязычники в среде других народов) письменных источников, откуда можно было получить информацию о самом тенгрианском вероучении и его ритуально-обрядовой практики, татарские неоязычники взялись за его конструирование. Зачинателем неотенгрианства в Татарстане был один из лидеров Союза татарской молодежи «Азатлык» Рамай (Рамазан) Юлдашев, который стал на практике проводить неоязыческие обряды, для чего с 2000 года организовал в Арском районе Татарстана возле дер.Камаево летний полевой лагерь «Тан батыр» («Богатырь зари»), куда ежегодно вывозил татарскую молодежь для проповедования среди нее неотенгрианства и проводил языческие жертвоприношения барана, сформировав целую ритуальную практику: стреляние из лука, метание копья, конные скачки, обвод барана семь раз вокруг костра перед принесением в жертву, кропление кровью. Информационную поддержку неотенгрианству в Татарстане оказывал Дамир Шайхетдинов из Набережных Челнов, который стал издавать неотенгрианскую газету «Безнен Юл» («Наш путь»), впоследствии условно осужденный за разжигание межнациональной розни. А теоретическую базу неотенгрианства сформулировав Рафаэль Безертинов, автор работ про древнюю тюркскую историю, изложенную им в своих псевдонаучных книгах. Для неотенгрианцев характерны русофобия (так, к примеру, Рамай Юлдашев с удовольствием приглашает в свой лагерь «Тан батыр» марийских или чувашских неоязычников, но никогда не приглашает, к примеру, русских родноверов, мотивируя это тем, что, дескать, «для русских характерен синдром старшего брата», не объясняя в чем это конкретно заключается). Для неотенгрианства характерен пантюркизм и неприязненное отношение к России. Как любит говорить один из идеологов неотенгрианства, «у татар в России всего 5% интересов, а, к примеру, с Манчжурией или Монголией 50%». Стоит отметить, что на неотенгрианские лагеря нередко приезжают и «гости из-за рубежа» из Японии и Турции, которые приезжали под видом ученых-этнологов.
Неотенгрианцы склонны все беды татар видеть в традиционном для них исламе, поскольку считают, что «семитская религия» (так они называют ислам) уничтожает этническую идентичность татар. Причем в своей риторике, особенно в последнее время, неотенгрианцы апеллируют к угрозе ваххабизма, заявляя, что именно это учение ислама, как наиболее экстремистское, стремится лишить татар их этничности. Не секрет, что ваххабиты не скрывают своего презрения даже к культурному национализму, обвиняя приверженцев последнего в «джахилии» - доисламскому периоду истории, характеризующемуся четкому разделению на племена и этнические группы. Однако культурный национализм (когда человек выступает за развитие национальной культуры своего этноса, с уважительным отношением к другим культурам и без каких-либо политических заявлений) не несет в себе угрозы исламской умме, поскольку, согласно Корану, Аллах специально создал многонациональное человечество и не стремился к его деэтниизации. Поэтому неотенгрианцы, выступая против ислама, в своей его критики выступают против ваххабизма, отождествляя последний со всей мусульманской религией. Правда, это не мешает неотенгрианцам порой самим, так сказать, «впадать в ислам». Один из лидеров неотенгрианцев Поволжья Рамай Юлдашев, ежегодно привозивший на День Памяти 15 октября (день взятия Казани Иваном Грозным) в столицу Татарстана марийских неоязычников из Йошкар-Олы, во время шествия по городу выкрикивал речетативом «Ля илляха иль Аллах» («Нет Бога, кроме Аллаха»), что весьма странно, если учитывать, что он – неоязычник, и не скрывает этого, а, наоборот, даже гордиться своим фактом принадлежности к создаваемой им же «древней» тюркской религии.
Отличительной особенностью неоязычников почти всех российских народов является аппеляция к «арийскому» происхождению своих народов. Для неотенгрианцев это тоже характерно. Здесь они «высасывают» подобные бредни из этимологии этнонима «татар», где часть слова «ар» они отождествляют с арийством.
Продолжая тему современного неотенгрианства, заведующий Отделом образования и науки Духовного управления мусульман Валиулла Якупов остановился на исламофобской составляющей этого явления. Неотенгрианцы видят, по их мнению, рабскую психологию татар в исламе и призывают их отказаться от него в пользу выдуманного ими нового религиозного учения. Ущербность неотенгрианства заключается в том, что это явление пользуется популярность у 20-30 представителей светской интеллигенции, и его появление стоит рассматривать как крайние формы одичания национализма. Стоит отметить, что тезис, который нередко выдвигают неотенгрианцы, что именно ислам как «семитская религия», якобы формируя у татар рабскую психологию, и поэтому у татар до сих пор нет независимого своего национального государства, абсолютно не состоятелен: независимые Казахстан, Азербайджан или Узбекистан позиционируют себя не как тенгрианские государства, а как исламские. И ислам им не мешал в образовании своих государств. Существующие в татарской мифологии убыр (упырь), шурале (леший), су анасы (водяной), пэри (черт), йорт хужасы (домовой), по мнению мусульманского богослова Валиуллы Якупова, не более, чем джины, о которых говорится в Коране, а не какие-то языческие боги. Якобы языческие по происхождению праздник урожая Сабантуй («Свадьба плуга») на самом деле не имеет отношения к язычеству, поскольку никаких поклонений богам на нем не совершается. «Сам Шигабутдин Марджани (1818-1889), известный татарский теолог, бывал на Сабантуе, принимал участие в куреше (борьбе на поясах), несчитая для себя зазорным принимать участие в этом народном празднике, который не имел языческой составляющей, на чем нередко пытаются спекулировать неотенгрианцы», - отметил Валиулла-хазрат, при этом призвал ни в коем случае не считать татарским праздником Навруз (весенний новогодний праздник равноденствия), поскольку это праздник зороастризма. Что же касается Нардугана (праздник зимнего солнцестояния, отмечаемый неотенгрианцами в конце декабря), то это часть традиционной культуры православных кряшен, который отмечается ими как святки.
Стоит согласиться с татарским богословом Валиуллой Якуповым в том, что неотенгрианством «заражены» в основном 20-30 представителей татарской интеллигенции, активно сочиняющих свои труды в духе тюркомании, когда желанием везде и всюду в прошлом любых древних цивилизаций (от Древнего Египта, Шумера, Греции до государств инков, ацтеков и майя) видеть тюркские корни, при этом абсолютно не берется в расчет элементарная логика, факты, научные исследования других российских и зарубежных ученых, которые если не подтверждают очередное «открытие» татарских академиков, то тут же обвиняются в европоцентризме или татарофобии. Одним из подобных направлений является стремление написать так называемую «национальную историю» татар, якобы самую правдивую и честную. Порой этот маразм превращается в стремление описать практики группового анального секса, якобы распространенные у предков современных татар в Волжской Булгарии и Золотой Орде, что уже вызвало протест со стороны мусульманской общественности Татарстана, заявившей, что никакого «тюркского секса» у татар не было и порекомендовавшей сочинителям различных татарских кама-сутр пенсионного возраста заняться, наконец, серьезной наукой, а не выдумыванием «тюркских» сексуальных поз, якобы бытовавших среди предков современных татар («Татарская женщина предпочитает, чтобы мужчина был сверху», - описывается в одной из публикаций в Интернете на эту скользкую тему).
Ярко выраженный этноцентризм сочинений подобных авторов, написанных в духе неотенгрианства, нередко принимает шовинистические (точнее – русофобские) формы. Отсюда и стремление к идеализации и романтизации исторического прошлого «без русских»: описание величия каганатов, ханств и других существовавших и несуществовавших (вроде Чердынского ханства, якобы находившегося на территории Пермского края) в истории тюркских государственных образований. Многочисленные подобные сочинения, являющиеся идеологической основой для неотенгрианства, написаны в жанре «фольк-хистори» - псевдоисторической публицистики, написанной с позиций исторического ревизионизма. Наиболее известными тюркскими «фольк-историками» помимо упоминавшегося выше Рафаэля Безертинова являются Мурад Аджи, Эрнст Мулдашев, Лев Гумилев, Мирфатых Закиев, Нурихан Фаттах, Абрар Каримуллин, Фаузия Байрамова, Наркас Мулладжанов, коневод Фатих Сибагатуллин и многие другие. В татарском политическом национализме всегда питали симпатию к подобной тюркомании: написанные в ее духе сочинения льстили этническое самолюбие читателю, служили идеологическим обоснованием для сепаратизма, а уж анималистский культ волка, изображение которого можно встретить от флагов татнационалистов до демотиваторов в Интернете, должен был служить своеобразной нитью для связи с духом кочевых предков. Здесь стоит отметить, что культ снежного барса, несмотря на его изображение на государственном гербе Татарстана, не стал популярен среди неотенгрианцев и татарских националистов. Возможно, это связано с тем, что белый барс («Ак барс») насаждался сверху государственными органами Татарстана и воспринимался татарскими сепаратистами как «продукт колониальной администрации» (так, в частности, региональное правительство именуют в Союзе татарской молодежи «Азатлык»). Поэтому культ волка гораздо популярнее среди татарских националистов, которые вслед за «Серыми волками» («Бозкурт») – националистической молодежной турецкой организации, созданной в 1948 году полковником Алпарсланом Тюркешем, даже используют его в качестве символического жеста, скрещивая пальцы руки в форме головы волка.
Директор музея «Природа, история и культура Самарского края» Елена Лемешева рассказала о русском неоязычестве – родноверии – в Поволжье. По мнению самарского религиоведа, адепты неоязычества зачастую маскируют свою деятельность под различные культурные центры народных промыслов, когда в каком-нибудь кружке по лепке из глины детям рассказывают про языческих богов древних славян. В подобных кружках часто работают психологи. Люди – прежде всего из семей с низким уровнем дохода – часто нуждаются в помощи. В православии они не всегда находят адекватную поддержку – церковь трактует бедность и другие жизненные трудности как испытания, посланные свыше, и предлагает человеку самому с этим бороться. В общине неоязычников, напротив, принято помогать друг другу – как советами, так и деньгами.
Родноверие как русское неоязычество, заявившее о себе активно в последние двадцать лет, стремится к размыванию сознания и мировоззрения у русского населения, увода его из православия. Осуществляется это и через различные этно-фестивали (в Татарстане, к примеру, подобный проводится ежегодно в пос. Крутушка Высокогорского района Татарстана), а также путем издания многочисленной литературы в духе «Велесовой книги» - признанный подавляющим большинством серьезных ученых фальшивым сочинением, примитивно имитирующем древний славянский язык и посвященного якобы имевшему место быть истории славян с VII в. до н.э. до IX в. н.э. Многочисленные авторы (Александр Асов, Валерий Демин, Юрий Петухов и др.), пишущие в духе «Велесовой Книги», в своих книгах, издаваемых многочисленными тиражами и свободно продаваемыми в почти любом книжном магазине страны, пытаются донести до читателя мысль, что якобы древнеславянское язычество было равносильно индуизму или античному политеизму Древней Греции и Древнего Рима. Как правило, родноверы пропагандируют вегетарианство и экологизм (нередко здесь их учение пересекается с учением анастасийцев – последователей Владимира Мегре, автор многочисленных книг об Анастасии - сибирской отшельнице с паранормальными способностями), выезжают на природу, где организуют пикники, камления вокруг самодельных истуканов языческих славянских богов: Сварог, Дажьбог, Перун, Род, Велес, Жива, Коляда, Купала, Лада, Макошь и др. Как следствие влияния родноверия, стало появляться новая разновидность имянаречения детей. Вместо православных имен русские Поволжья стали в последнее время давать славянские архаичные имена детям: Любава, Велимудр, Доброгнева, Любомила, Доброслава, Миролюб, Светозар, Храбр, Добрыня и др. Стали конструироваться языческие праздники, больше напоминающие шабаш: Коляда, Купала, Таусень (осеннее солнцестояние), а также Перунов день (конец июля), Мокоши день (конец октября) и др. В Татарстане, к примеру, в последнее время стало отмечаться в с.Печищи Верхнеуслонского района праздник Купала с прыганьем через костер и нудистским купанием в реке. Нередко подобное сопровождается половыми контактами в форме свингерства.
Председатель Общества ревнителей истории г. Казани Василий Ордынский рассказал о неоязыческих настроениях среди молодежных субкультур Татарстана. Наибольшим распространением неоязычество пользуется среди городской русской и татарской молодежи, причем нередко городская татарская молодежь принимает не неотенгрианство, а родноверие – русское неоязычество, что, как правило, обусловлено более близкими культурными контактами, когда русская культура не воспринимается как чужая культура, а считается своей. Выяснилось в ходе социологического исследование, что значительная часть русской молодежи Казани далека от православия и предпочитает больше иметь языческое мировоззрение и даже принимать в этом участие. Имеются среди русско-татарской городской молодежи и индианисты, организующие выезды на природу и устраивающие поклонения богам индейцев Северной Америки с переодеванием в соответствующие костюмы. Различные молодежные субкультуры Казани предпочитают неоязычество именно своей яркостью обрядов на природе, песнопениями, сидением возле костра и прыганием через него. К примеру, казанские скинхеды, среди которых значительный процент татар, причем примордиальных (т.е. таких, у которых оба родителя – татары), также разделяют русскую неоязыческую идеологию, считая, что она олицетворяет «белую расу», чем «семитские» христианство и ислам. Стоит отметить, что скинхедовское движение среди татарской молодежи стало уже типичным явлением. Так, к примеру, в Арске в группировке скинхедов из 9 человек 8 – татары, включая лидера.
По мнению Василия Ордынского, популярность неоязычества среди русской молодежи связана с некачественной работой казанской епархии Русской Православной церкви, которая крайне слабо работает даже с молодежным крылом Общества русской культуры Татарстана – единственной русской национальной организации в регионе, не то, что со значительной частью русской молодежи.
Магистр кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национально-исследовательского технологического университета Марат Исхаков выступил с докладом «Антисемитизм в русском неоязычестве». Неоязыческую идеологию используют представители самых разных движений и групп – от «народных целителей» до военизированных радикал-националистов. Их внимание к языческим культам, по мнению конфликтолога, не случайно: ломка традиционных взглядов на мир – необходимое условие для социальных потрясений.
Подводя итог заседанию Казанского экспертного клуба РИСИ, его участники сошлись во мнение, что неоязычество не отражает массовые чаяния как русских, так и татар, которые видят духовное возрождение не в конструируемых новых религиозных культах. Имея ярко выраженный этноцентризм в своем учении, который порой принимает такие дикие формы как антисемитизм, русофобия, национал-сепаратизм, неоязычество стремится к подрыву традиционных для народов России религий таких, как православие и ислам. Очевидно, что духовная безопасность России, которая является составной частью национальной безопасности страны, подразумевает поддержку именно традиционных для ее коренных народов религий, в данном случае речь идет об исламе и православии. И если нетрадиционные для татар формы ислама или нетрадиционные для русских, кряшен и угро-финских народов формы христианства (речь идет именно о различных неопротестанских сектах, заполонивших нашу страну) имеют зарубежное происхождение, то неоязычество, будь то в виде неотенгрианства или родноверия, возникло на местной почве, но оно также приводит в итоге к размыванию мировоззрения населения и архаизации сознания граждан, что подрывает основу духовной безопасности страны.
Раис СУЛЕЙМАНОВ
Статья нанюхавшегося клея и ацетона и заодно Раиска курит явно убойную "траву")))))))))))
хорошо
Неотенгрианство - путь к объединению Евразии.