Навальный
Навальный вряд ли станет следующим мэром Москвы, но он устроил россиянам то, чего они давно не видели, – подлинную политическую кампанию «снизу», пишет обозреватель «Bloomberg» Леонид Бершидский. По мнению автора, Навальный кое-чему научился у Барака Обамы и Кевина Спейси. Предвыборная кампания – шанс показать Кремлю, что Навальный – политическая сила, с которой стоит считаться. То есть это шанс остаться на свободе (Навальный приговорен к 5 годам тюрьмы).
«Навальный, популярный в соцсетях, но практически неизвестный телезрителям, начал, не имея ни денег, ни избирательного штаба», – пишет автор. К началу августа, по словам Навального и главы штаба Волкова, было собрано более 1 млн. долларов и привлечено 14 тыс. волонтеров. Сторонники Навального установили на улицах 1 тыс. «кубиков», где волонтеры раздают буклеты и агитируют за кандидата. Тысячи москвичей зарегистрировались, согласившись распространять листовки и выполнять другие обязанности, требующие всего несколько минут в день. В Москве много машин со стикерами в поддержку Навального.
Сам Навальный неустанно встречается с избирателями. Его программа проста: если обуздать коррупцию, больше средств из городского бюджета удастся направить на реальные потребности. Он также призывает ограничить нелегальную иммиграцию, чем завоевывает популярность у «ксенофобского большинства», по выражению автора.
Противники быстро подметили сходство с кампанией Обамы в 2008 году. Сам Навальный говорит, что вдохновляется сериалами «Карточный домик» (где Кевин Спейси сыграл политика, склонного к манипуляциям), «Прослушка» и «Чужой среди своих» («Родина»), а также встречами с американскими политиками в 2010 году.
Рейтинг Навального вырос вдвое, до 20,3%. Автор полагает: даже 20% были бы великолепным результатом для Навального, поскольку его соперника поддерживают «Путин и вся мощь его финансовой и пропагандистской машины». Станет ясно, сколько могут сделать простые люди.
Автор прогнозирует: «Если после голосования Навальный не окажется в тюрьме, он, вероятно, будет баллотироваться на других выборах, каждый раз наращивая свою популярность по мере приобретения опыта».
Леонид БЕРШИДСКИЙ.
(«Bloomberg».)