Национальный вопрос в институте стратегических исследований
О научной конференции «Пути решения национального вопроса в Российской империи. Современный взгляд на дореволюционный опыт»…
В завершение 2013 года в Российском институте стратегических исследований состоялась конференция, которую директор института Леонид Петрович Решетников назвал самой важной из всех прошедших в институте в прошлом году. Конференция была посвящена самой горячей теме нашего времени – национальному вопросу.
Мы не полностью приводим выступления некоторых участников конференции, горячо обсуждавших эту проблему.
В своем вступительном слове Л.П. Решетников отметил, что «сегодня мы сталкиваемся с такими проблемами, которые не знаем, как решать и как анализировать, из числа подобных – проблема национального вопроса». «Именно поэтому, – продолжил директор РИСИ, – для разрешения наиболее больного вопроса мы попробуем обратиться к опыту Российской империи.
Дело в том, что в наше время Россия использует, как правило, либо опыт западных стран, пытаясь копировать то, что делают или делали они, либо в какой-то степени использует советский опыт – сознательно или подсознательно. И все это как-то у нас не очень получается. Не задумываясь о смысле и не заглянув в словарь, мы принимаем к действию инородные для нашей традиции образцы, как, например, стали употреблять такое опасное западное слово, как «толерантность», забыв при этом хорошее русское слово «уважение».
После конференции институтом будет подготовлена аналитическая записка в администрацию президента, в управление внутренней политики, чтобы формирующие политику органы нашей страны ознакомились с мнением собравшихся здесь исследователей.
На мой взгляд, проблема национальной политики сегодня заключается в том, что мы, русские, потеряли свое лицо. Русский человек не может быть таким, каким мы его видим сейчас. Он должен быть или сильным, цельным, верующим человеком, тогда он вызывает уважение и в Татарстане, и на Кавказе, и в Якутии, в противном случае многонациональной России не быть. Если же русский ворует, пьет, бросает детей, топором рубит машины за то, что его «подрезали» на дороге и т.д., то никто нас уважать не будет. От этого все проблемы. Это от нас, от русских, все несложения в обществе. Вот увидите, если русский народ станет подлинно русским, все изменится. Я всегда цитирую Достоевского: «Русский не православный – дрянненький человечишка». Это пророк написал, не писатель.
Один чеченский генерал мне сказал: «Будет у вас Белый царь, будет у вас Бог, все мы встанем рядом и пойдем вместе с вами». А у большинства русского народа – ни царя в голове, ни креста в душе. Сегодня у нас все патриоты: патриоты правые, левые, сталинисты, национал-демократы, либералы-патриоты – все патриоты, а русских людей нет. Россия в ожидании ренессанса русского народа!».
Ершов Андрей Николаевич – ректор Казанского института экономики и антикризисного управления – выступил с докладом «Социальные проблемы межэтнических отношений: взгляд из Казани»:
«К концу XIX века в состав Российской империи входили народы различных верований: православные, мусульмане, католики, протестанты, люди непохожих культур, принадлежащие к разным цивилизациям. По переписи 1897 года в Российской империи проживало 125,5 миллиона человек, среди которых великороссы составляли только 43% населения. Закономерно, что национальный вопрос, обеспечение мира и стабильности в многонациональном государстве становились важнейшими задачами социально-политической жизни страны. Российская империя была достаточно прочным государственным образованием, просуществовавшим несколько веков без значительных сепаратистских образований. Правление осуществляла централизованная система во главе с императором.
Главной целью и принципом национальной политики являлось сохранение единой, неделимой Российской империи. Для достижения этой цели использовалось довольно много политических, экономических, религиозных инструментов, полицейских и военных методов. Стоит отметить политическую гибкость правительства, умение принимать во внимание особенности развития того или иного народа, вовремя корректировать социальные и политические акции. Прикреплению территорий предшествовали строительства укрепленных линий крепостей, торгово-экономические связи, например, со Средней Азией, в Поволжье и на Кавказе. Присоединение к России территорий не влекло за собой упразднения исторически сложившихся форм государственности. Государства сохраняли установленные положения, денежные и налоговые системы, казну и даже армию. Например, в 1815 году в Польше была обнародована конституция, а в Польше и Финляндии было отменено крепостное право. То есть политика правительства по отношению к наиболее развитым районам, имевшим традиции независимых в прошлом государств, отличалась от политики в других частях империи, последние включались в административно-территориальные деления России: Сибирской, Кавказской, Казанской, Уфимской, Тюркистанской и других губерний.
Одной из характерных черт российской культуры, в том числе и политических, была открытость для других культур. Общая культурная картина Российской империи представляла собой единство в многообразии. Отсутствие расизма даже при, несомненно, существующем национальном неравенстве – было отличительным признаком государственного устроения России.
Изначально проэтничность русского государства, давние традиции совместного проживания народов не могли не сказаться на развитии интернациональных черт Российского государства. Служению России посвятили себя многие выдающиеся люди, имеющие самые разные этнические корни. Высшие классы присоединяемых территорий получали, как правило, права русского дворянства, входили в состав общероссийского культурного общества. Примечательным является тот факт, что в ряду офицеров русской армии были воины, которые несколько десятков лет назад возглавляли джихад горцев против России. Среди известных дворянских родов было много выходцев из Орды, например, Юсуповы, Кутузовы. В вооруженных силах империи были созданы специальные боеспособные национальные подразделения, отдельные части казанских, крымских, сибирских татар, башкирские, калмыкские конницы, дивизии горцев Кавказа, польские уланы, латышские стрелковые дивизии и др. Исторические взаимоотношения этносов в России складывались бесконфликтно. На протяжении XVIII – XIX вв. не было зафиксировано сколько-нибудь значимых межнациональных конфликтов, в частности, между русскими и татарами.
С конца XVIII века, когда в Казани по указу императрицы Екатерины II стали строиться мечети и начала развиваться татарская буржуазия, была создана татарская ратуша, которая просуществовала до 1854 года.
Подготовила Мария МОНОМЕНОВА,
член Союза журналистов России.
(«Русская народная линия».)
Снова русская тема. Не понимают , что Россия многонациональное государство и что национальный мир можно достигнуть лишь уважая ( хорошее слово вспомнил Решетников) своего соседа независимо от его национальной принадлежности. Вот для всех рецепт мира в многонациональном доме:
- признание и уважение многообразия культур;
- реализация прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности;
-общественный диалог всех этнических образований;
- воспитание , особенно среди молодежи, культуры межэтнического общения. Вот истина стезя прямая , для всех и каждого из нас. В противовес единой и неделимой, государствообразующей, русского марша, русского леса, русской победы в ВОвойне.
Стоит отметить политическую гибкость правительства, умение принимать во внимание особенности развития того или иного народа, вовремя корректировать социальные и политические акции.
Мария МОНОМЕНОВА,
член Союза журналистов России.
(«Русская народная линия».)
=============
Вот типичный пример российской национальной политики: погром мусульманских мечетей по всей Российской империи в 1742 году.19 ноября 1742 года императрица Елизавета издала указ о разрушении всех мечетей на территории Казанской губернии и недопущении возведения новых. Епископ Лука (Конашевич) приступил к лихорадочному исполнению предписания — в течение двух лет из 536 мечетей в Казанском уезде было разрушено 418. В Сибирской губернии, в Тобольске, Таре и уездах эта цифра составила 98 из 133; в Астраханской губернии — 29 из 40.
А теперь в Москве на 800 церквей приходится 4 мечети и при этом строительство новых не допускается. Похоже, указ о запрещении строительства новых мечетей не отменен?
А теперь в Москве на 800 церквей приходится 4 мечети " А для кого строить? Для мигрантов понаехавших на заработки в последние 20 лет?
А для кого в Татарстане существуют церкви? Для мигрантов, наехавших в Татарстан после 1552 года?
Для мигрантов понаехавших на заработки в последние 20 лет?
---------------------
Почему?
В Москве много своих коренных мусульман, которым негде молиться, но их права ущемляются, а в Казани и вообще в Татарстане повсюду строятся церкви, хотя православные не любят туда ходить и они пустуют!
Татарскую гипертрофированную толерантность надо отменить, и внедрить русскую антитолерантность!
Ведь они везде и всем навязывают только свое!
А татары не навязывают и не собираются навязывать свою религию, но нам надо отстаивать права на Свободу вероисповедания, на строительство мечетей, право на высшее и среднее образование на родном языке и т.д.
В Москве, например, в шаговой доступности должны быть мечети, как и церкви и т.д.
А для кого в Татарстане существуют церкви? Для мигрантов, наехавших в Татарстан после 1552 года?
-----------------
Аналитик прав на 100 %!
"В Москве, например, в шаговой доступности должны быть мечети, как и церкви и т.д" ну это пусть люди проживающие в районе говорят властям что им нужно, но уж точно не вы!
"Для мигрантов, наехавших в Татарстан после 1552 года?" ОНИ НЕ МИГРАНТЫ, ИХ ВЫНУЖДАЛИ СЕЛИТЬСЯ НА НОВЫХ ЗЕМЛЯХ! ПОТОМКИ ЭТИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ УЖЕ ДАВНО ТАКИЕ ЖЕ ПОЛНОПРАВНЫЕ ГРАЖДАНЕ ТАТАРСТАНА КАК И ВЫ!
Guest, 23.02.2014 в 17:28
"Для мигрантов, наехавших в Татарстан после 1552 года?" ОНИ НЕ МИГРАНТЫ, ИХ ВЫНУЖДАЛИ СЕЛИТЬСЯ НА НОВЫХ ЗЕМЛЯХ! ПОТОМКИ ЭТИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ УЖЕ ДАВНО ТАКИЕ ЖЕ ПОЛНОПРАВНЫЕ ГРАЖДАНЕ ТАТАРСТАНА КАК И ВЫ!
=============
А вам не приходит в голову, что 600 тысяч татар, живущих в Москве, это не мигранты, а такие же полноправные граждане РФ? Или в России полноправными гражданами могут быть только русские?
"600 тысяч татар, живущих в Москве, это не мигранты..." а кто их мигрантами зовёт??? они просто москвичи, граждане России. Но они как раз и не выступают против Собянина, их всё устраивает. Речь не о них, приезжих с кавказа и среднеазиатских республик.
Guest, 23.02.2014 в 19:02
"600 тысяч татар, живущих в Москве, это не мигранты..." а кто их мигрантами зовёт??? они просто москвичи, граждане России. Но они как раз и не выступают против Собянина, их всё устраивает.
=================
Вот посмотрите, как работает гбистская пропаганда - московских таьтар якобы "всё устраивает". А разве 600 тысяч московских татар поручали выступить русским нацистам выступать от их имени? А если поручали, есть ли у тебя, недоносок, доказательство этого? Лично я таких полномочий не имею, но сомневаюсь, что все 100% татар устраивает тот факт, что у них, в отличие от православных соседей, нет мечетей в шаговой доступности.
Итак, кому еще нужны доказательства, что ложь есть главное оружие русского империализма? Кстати, это доказывает, насколько он слаб, ибо к лжи прибегают слабые и проигравшие. Русский империализм слаб и проигрывает с каждым днем, только что он потерпел сокрушительное поражение на Украине. А вслед за этим он проиграет и в своих внутренних колониях - Татарстане и других.
В Москве планируется 200 церквей строить, это около 163 га территории города отойдет на данный счет. Видимо, есть острая нехватка церквей, народ не умещается?
" есть ли у тебя, недоносок" Кто тут говорил что татары люди культурные? Объясните аналитику что не достойно человеку так выражаться. ну не может он вести себя прилично, видно воспитание такое.
как же было великолепно в старину на святой нашей руси:толерантности с лихвой,дружбы..процветала империя!обижать инородцев?!-боже сохрани,ни боже мой,куды?!
Ну, Аналитик по крайней мере не обращается к фекальным аргументам, что среди русских нацистов встречается сплошь и рядом. А что до грубости, то с кем поведешься, от того и наберешься. Видимо, от русских набрался.
После прочитки всех комментариев хочется сказать-каждый должен жить на своей земле и не зариться на чужое-захватывать чужие земли!На чужом несчастье свое не построишь.Рано или поздно все империи распадаются...
Аналитик очень сдержанный по сравнению с русскими шовинистами.
У него есть чувство меры, потому, что у татар не принято грязно выражаться - татары ведь мусульмане, а исламская этика запрещает грязные выражения!
Но если он иногда бывает немного резок в словах, то это можно понять, ведь надо иметь железные нервы, чтобы выдержать постоянные грязные оскорбления и унижения татарского народа со стороны шовинистов и нацистов!
Послушаешь сказки Решетникова и представляешь себе что не Российская империя это была с насильственным крещением волго-уральских народов и черносотенными казачьими бандами убивавших инородцев,а была Швейцарская конфедерация,где действительно демократия и равноправие.