Национальный вопрос
В Общественной палате России представили социологическое исследование «Национальный вопрос в российской общественно-политической жизни».
Открывая слушания, член Общественной палаты Алла Гербер пояснила, почему было решено провести подобное исследование. «Мой скромный опыт на протяжении 20 лет показывает, что национальные болезни не только не рассасываются, а набирают силу, и метастазы распространяются по всей стране, – заявила она. – Национальный котел кипит, бурлит и вот-вот может выкипеть. Национальный кризис очень близок. Он серьезен, опасен, можно сказать, предсказуем. Результаты исследования говорят об этом».
Исследование было выполнено Агентством социальных технологий «Политех» при содействии Института этнологии и антропологии РАН. Директор «Политеха» Михаил Романов представил основные результаты и выводы социсследования. Было опрошено более 4000 человек в 400 городах всех субъектов страны. Как отметил эксперт, разные народы смотрят на вопросы, касающиеся национальных отношений, по-разному, поэтому акцент в исследовании был сделан на опрос титульных народов национальных республик, русского населения в этих республиках и русского населения в столичных регионах.
«То, что одни считают правильным, другие считают недопустимым», – сказал Романов. Например, 54% русских хотели бы вернуть графу «национальность» в паспорт, против чаще всего высказывались титульные народы Чечни, Ингушетии, Дагестана. То же самое наблюдается и в ответе на вопрос, можно ли указывать национальность преступника в СМИ. 51% считает, что можно: среди них 61% русские в столичных регионах. Против упоминания национальности преступника в СМИ 40%, среди них 67% – титульные народы в Республиках Северного Кавказа.
72% россиян высказались за введение визового режима со странами Средней Азии. Единственное исключение из этого правила составили титульные жители Чечни, Ингушетии и Дагестана, среди которых за введение виз со Средней Азией высказались чуть больше 40%. «Чаще всего, высказываясь за введение визового режима, респонденты говорили о том, что массовый приток иноэтничного населения приводит к изменению этнического состава населения России», – говорится в исследовании.
37% русских чувствуют, что находятся в униженном положении. В столичных регионах (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область) число таких граждан доходит до 46%. В республиках Северного Кавказа их 42%, Сибири и Поволжья – по 30%. Авторы опроса объясняют это тем, что «межэтнические отношения в России носят конфликтогенный характер», а «русские проигрывают в противостоянии со сплоченными мигрантскими сообществами».
Однако идею закрепить за русскими особый статус поддержали всего 29% (в их числе 33% русских респондентов в столичных регионах, 29% – в областях и краях, 25% – в республиках Сибири, 22% – Северного Кавказа и 17% – Поволжья). Против особого статуса русских высказалось большинство (от 82% до 87%) титульных народов в субъектах РФ.
Главу региона по национальному признаку избрали бы 47% респондентов. В столичных регионах националистически настроенных граждан оказалось больше: здесь за русского проголосовали бы 55%, в национальных республиках доля готовых голосовать за кандидата своей национальности колеблется от 26% в Бурятии до 39% в Чечне.
Если говорить о национальной составляющей в управленческой элите республик, на Северном Кавказе русских нет среди глав регионов, председателей правительства и мэров. Исключение составляет Ингушетия – 11% русских находятся на управленческих должностях при том, что русских в республике менее 1%.
Из предложенного участникам опроса списка возможных партий для голосования на выборах в Госдуму партию русских националистов выбрали 6% граждан (28% не ответили на вопрос, из чего авторы сделали вывод, что их будет не меньше 10 – 12%). За партию, которая обязуется защищать интересы людей той или иной национальности, проголосовали бы 44%: 46% русских (в столичных регионах 49%), 42% представителей титульных национальностей в республиках Сибири, 39% – Северного Кавказа, 35% – Поволжья. За православную партию проголосовали бы 53% русских и около 45% исповедующих православие титульных народов Поволжья и Сибири. За исламскую партию – 44 – 49% респондентов в республиках с распространением ислама, в Чечне и Ингушетии – 68%.
«На выборах в Госдуму за исламскую партию проголосовали бы 1,1% опрошенных. Но на региональных выборах она могла бы стать серьезной политической силой», – говорится в документе (создание партий по религиозному признаку в РФ запрещено законом). Авторы опроса резюмируют, что в РФ растет национализм, «некоторые республики можно уже сегодня назвать исламскими», а «жители столичных регионов и Северного Кавказа занимают по многим вопросам диаметрально противоположные позиции».
У участников опроса также интересовались тем, как они относятся к ношению хиджабов в школе, многоженству, лезгинке на улицах и др.
Председатель Комиссии ОП по межнациональным отношениям и свободе совести Николай Сванидзе, комментируя выводы доклада, подчеркнул, что исследование очень интересное и продуктивное, однако некоторые выводы не до конца обдуманы и мотивированы.
Например, вывод, касающийся того, что русские хотят большего государственного регулирования в нацвопросах (глава о национальности в паспорте). «Русские в национальных республиках Северного Кавказа и титульные народы этих республик ответили почти одинаково», – заметил глава комиссии. «Национальностью в паспорте большинство русских в больших городах хотят как бы усилить статус в стране, укрепить свои позиции и возможности в стране», – озвучил основной, на его взгляд, мотив глава комиссии.
«У русских на Северном Кавказе графа в паспорте никак не усилит позиции, у аварца в пределах Дагестана да и в пределах остальной России – тоже», – добавил он.
Николай Сванидзе подчеркнул, что главный раздражитель в «русском вопросе» не национальная подоплека, а социальные проблемы.
Председатель комиссии заострил внимание и на пункте упоминания национальности преступника. «В исследовании есть потрясающая цитата чеченской женщины. «Если чеченец убийца, что, он убийца из-за того, что чеченец? А я чеченка, но я никого не убиваю. Или русские мне сына убили ни в чем не повинного, 23 года ему исполнялось. Так что, из-за того, что мне сына убили и зятя, мне всех русских по мерке того убийцы мерить? Убийца есть убийца, а человек есть человек». Это сказал очень мудрый человек. Не надо экстраполировать преступление одного на целый народ», – заявил он.
По мнению Сванидзе, СМИ не нужно запрещать называть национальность преступника: во-первых, потому что существуют два базовых принципа: несомненный принцип невиновности нации, второй – принцип свободы слова. К тому же запрет будет просто неэффективен. Для любого журналиста будет делом чести обмануть закон. И посредством любых эфемизмов журналист найдет, как передать информацию, уверен член Палаты.
Вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России Зиновий Коган поддержал мнение о социально-экономических причинах национальных конфликтов. Особенно остро, по его мнению, относятся к национальным вопросам в молодежной среде. «Взрослые люди нормально переносят бациллы ненависти, а вот молодежь они ослепляют. Ненависть высушивает их души, и они, как сухая трава, могут вспыхнуть в любой момент», – сказал он.
«Пора бросить попытки успокоить общество увещеваниями о том, что у нас в многонациональном государстве нет противоречий. У нас земля горит под ногами, и это надо понимать, – заявил член ОП, протоиерей Всеволод Чаплин. – Разговоры о том, что национальные и религиозные различия и чувства уходят в прошлое – это протухшее клише. Они усиливаются. Придется признать, что у нас никогда не будет единого закона и образа жизни, и надо позволить разным народам жить по-разному, но, конечно, нужен межнациональный диалог», – уверен о. Всеволод.
По словам члена ОП, для решения проблем «нужно переходить от приятных разговоров к принятию обществом и государством самых решительных мер, основанных на голосе народа, а не на чьих-то внешних рекомендациях. Так, стоит подумать о жестком пресечении действий, нарушающих общественную нравственность. Это и оскорбления по национальному признаку, и разжигание национальной вражды, но одновременно – и вызывающее поведение в общественных местах, нарушение этических правил поведения в том или ином городе, селе, регионе».
Председатель Комиссии ОП по развитию гражданского общества Иосиф Дискин снова продолжил дискуссию о социальной природе этнических конфликтов. «Всплеск этнических конфликтов – результат фундаментальных макросоциальных изменений», – отметил глава комиссии. Он также затронул вопрос о том, как СМИ описывают национальные конфликты. По мнению Дискина, важно сформировать в СМИ жесткие нормы, и формирование этого этического фундамента – вопрос не власти, а гражданского общества.
В свою очередь, директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский тоже озвучил несколько рекомендаций. «Государство должно всерьез подходить к пресечению нарушений закона, связанных с ксенофобными эмоциями и националистическими убеждениями. Вне зависимости от того, кто их допускает. Хотя спрос с чиновников должен быть выше: рядовой гражданин может себе позволить быть ксенофобом, хотя это и неприлично, а чиновник за любую вольность в этом роде должен быть немедленно и громко уволен. Это следует прописать в законодательстве о госслужбе», – считает Верховский. Кроме того, не должно быть никаких безумных кампаний по ловле мигрантов. «Это откровенное подстрекательство к ксенофобии в обществе», – сказал он.
В заключение Алла Гербер отметила, что решение проблем кроется в соблюдении вечных ценностей, которые почитаются всеми религиями: и христианами, и мусульманами, и буддистами, и иудеями и другими. Она выразила сожаление, что на обсуждении такого болезненного вопроса для нашей страны не присутствовали представители органов власти. «Мы в ближайшие дни всем органам власти направим это исследование. Это не те знания, которыми можно пренебрегать», – заявила она.
нужен межнациональный диалог», – уверен о. Всеволод.------------------------------------
Как хорошо сказано!
Можно проводить какие угодно исследования по национальному вопросу и как угодно их интерпритировать.Но пока в России не будут соблюдаться элементарные права личности и право народов на этническое равенство(языка,культуры,образования,самоуправление на территории проживания),то все эти исследования не будут иметь никаких последствий для реальной жизни.
Хорошо сказано, и только. Однако, РПЦ декларируя намерения межконфессионального согласия, на деле ведет агрессивную политику колониального шовинизма и розни между народами России при мощной поддержке государства, выпуская всякие кинофальшивки, навязывая свою религию как основу государства.RL
"Например, 54% русских хотели бы вернуть графу «национальность» в паспорт, против чаще всего высказывались титульные народы Чечни, Ингушетии, Дагестана. " Почему кавказцы против?
рпц-это карикатура на российскую власть.много смешного исходит от гундяева,от чаплина,от кураева.нижние чины на дорогих иномарках людей на улицк давят и т.д(им этого можно,им за это ничего).все как у власти,только смешнее,потому что в спецодежде.актеры как бы.а правда в том-что бы ни говорил кто из них,неважно:то,что им скажут в администрации,то они и будут талдычить.можно не обращать внимания,что говорит чаплин(не чарли)
Кавказцы против, потому что эта графа реально приведет к их дикриминации на территории России. Будут негласные инструкции. Сегодня есть закон о всеобщей воинской обязанности. Но на Кавказе призыв в армию отменен. Потому что сплоченные кавказские землячества ставят под контроль российскую армию.
"Кавказцы против, потому что эта графа реально приведет к их дикриминации на территории России" Кавказцы и без графы в паспорте хорошо видны))) Кавказ на сегодня уже практически отделился от России, выгнали всех русских и желающих туда вернуться нет, хотя целые программы существуют по возвращению, но не едут. Такое впечатление что Кавказ сам боится что останется без России.
Кавказ для России что чемодан без ручки - тащить тяжело, бросить жалко. Потому как после отделения республик Северного Кавказа России может лишиться всех других колоний, всех их природных богатств, которые сейчас подвергаются разграблению со стороны российских монополий. А платить за этот колониализм приходится всему населению России, в том числе и русским. Ибо в этом мире за все надо платить!