М.X. Хасанов был новатором и реформатором
Мансур Хасанович Хасанов по своим масштабам для Российской Федерации — это выдающийся ученый, беззаветно служивший стране, родной республике и ее народу.
Годы, прошедшие после его ухода из жизни, только укрепили его авторитет и наше глубокое понимание роли Мансура Хасановича во всех направлениях его деятельности в Татарстане. Не стирается, а усиливается то громадное впечатление, которое он производил на ближайшее окружение, к которому принадлежал и я, и не в силу своего должностного статуса, а как равный товарищ.
Трудно и в то же время легко говорить о такой масштабной личности, какой был М.X. Хасанов. И в этом нет внутреннего противоречия. Трудно, потому что невозможно коротко рассказать обо всех гранях его таланта – настолько он был многообразен. А легко потому, что его деятельность оставила глубочайший след в истории нашей республики. Каждый житель Татарстана изо дня в день сталкивается с ее прекрасными плодами. Сотни школ и дошкольных учреждений, больниц и поликлиник, домов и дворцов культуры и спорта, библиотек, музеев и театров — вот далеко не полный перечень того, что было создано в Татарстане под непосредственным руководством Мансура Хасановича.
За этой внешней, очень яркой и эффективной стороной работы М. X. Хасанова на самых высоких государственных постах порой оставался незаметным для широкой общественности еще один важнейший пласт его деятельности – фактическое руководство культурными процессами в Татарстане. Он неотделим от тех выдающихся деятелей татарской культуры, которые способствовали ее сохранению и развитию в самые непростые для республики годы.
Я много раз задумывался, в чем заключался секрет успеха и неизменного авторитета М.X. Хасанова, к мнению которого прислушивались выдающиеся писатели и ученые, государственные и партийные деятели самого высокого ранга. Это не праздный вопрос, так как ответ на него служит ключом к пониманию сложнейших процессов, которые происходили в республике и стране в те годы. Меня всегда восхищало умение Мансура Хасановича мыслить аналитически, глубоко проникать в суть самых сложных проблем, способность находить нестандартные решения крупных государственных задач. А это, в свою очередь, было заложено М.X. Хасанову в годы учебы в Казанском университете.
Мансур Хасанович Хасанов со студенческой скамьи шел по тем же ступеням, что и я, правда, был на два года меня моложе и учился на несколько курсов позже меня. Нас с Мансуром в партийной организации КГУ вместе приняли в члены КПСС. Вскоре после меня и он стал сталинским стипендиатом. Я был секретарем партбюро факультета. Когда меня избрали заместителем секретаря парткома КГУ, Мансур стал секретарем факультета. Я работал заведующим отделом культуры, науки и учебных заведений обкома. И здесь мне на смену пришел Мансур. Наша судьба была сплетена дружбой, глубоким взаимопониманием, пониманием проблем.
Самое интересное – Мансур Хасанович блестяще владел и татарским, и русским языками. Это достаточно редкое явление. Я, например, про себя так сказать не могу, потому что учился только в русских школах. А Мансур Хасанович, видимо, еще в школе усвоил татарский язык, а потом уже как ученый специализировался на понимании философских и филологических проблем.
И он выделялся из всей среды подобных молодых людей, пришедших из национальных районов Татарстана и даже России, своей настойчивостью, своим упорством, умением находить нужные слова. Он был секретарем комсомольской организации, партийных организаций. Он прошел богатейшую школу. Его отличали разносторонние дарования, привлекательность как личности и как ученого, хорошего, верного друга — вот такая емкая характеристика может быть изложена в любой монографии, посвященной этому человеку.
Я Мансура оберегал от превратностей вот в чем. Ребята, поступившие в университет после татарских школ, нередко критиковали советскую власть, выражали недовольство национальной политикой. И их начали сажать. Например, Нафигов Рафик Измайлович. Он вернулся лет через десять, я, кажется, уже секретарем обкома был. А я его очень жестко критиковал. Он говорит: «Фикрят, я мог бы про тебя что-то сказать, и тебя посадили бы». – «А что я, – говорю, – вся комната, все знали, что я тебя критикую».
И Мансура я в этом смысле оберегал.
Мы с Мансуром Хасановичем учились у великих учителей, которые говорили, что человек должен уметь при всех сложностях жизни сначала анализировать общие законы человечества, его духовную культуру, а потом от этих общих законов идти к анализу конкретных явлений, событий, того предмета, которым он интересуется. Обогатив это конкретикой, он возвращается к общим проблемам и делает вывод.
Большие успехи в деятельности Мансура Хасановича были продиктованы еще и личностным, человеческим фактором. У пророка Мухаммеда есть одно великое изречение: «Относись к человеку так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились». Этим принципом М. X. Хасанов руководствовался всю свою жизнь. Он жил и работал по совести. А к этому, как говорится, и добавить нечего. Редкое сочетание человеческих и профессиональных качеств и сделали Мансура Хасановича таким, каким его знают в Татарстане и далеко за его пределами.
Он блестяще налаживал контакты с учеными из Москвы, коллективами промышленных предприятий Казани, студенчеством, потому что Казань – город студентов. Он был подлинным кумиром всех этих молодежных групп. И за все это ему приходилось отвечать — и за студенчество, и за молодежь, и за культуру. И он умело находил решение иногда искусственно создаваемых противоречий между обществом и отдельными группами интеллигенции, особенно национальной интеллигенцией.
За время работы в Татарстане мне посчастливилось поработать со многими прекрасными руководителями, блестящими профессионалами, которые обеспечивали республике экономическую, интеллектуальную, образовательную, культурную мощь. И, несомненно, самое высокое и достойное место среди них занимал Мансур Хасанович Хасанов.
Редким людям удается сочетать масштабную государственную деятельность с активной научной работой. Зачастую эти вещи взаимоисключающие. Мансур Хасанович и здесь достиг выдающихся результатов.
На Мансура Хасановича было возложено судьбой развитие научного направления, связанного с гуманитарными науками, – очень важного направления понимания литературы и искусства для Татарстана. Он внес огромный вклад в развитие татарского литературоведения, общественной мысли, ориенталистики, задал им современную направленность. Имя академика М.X. Хасанова, без сомнения, стоит в одном ряду с самыми яркими татарскими учеными XX столетия.
Мансур Хасанович принадлежит к той прекрасной плеяде представителей татарской общественной мысли, которые на протяжении многих десятилетий вынашивали идею возрождения государственности нашего народа. В переломные, судьбоносные для республики годы он был в числе тех, кто осуществлял эту многовековую мечту многих поколений.
Это был неизведанный путь нового государственного строительства Татарстана. Очень важно было пройти его без внутренних и внешних потрясений, что называется, не «наломать дров». Его интуиция, прозорливый ум, незаурядные аналитические способности помогли руководству республики преодолеть многие подводные камни современных политических отношений, вывести корабль государственности на путь цивилизованного, демократического развития, строительства подлинной федерации.
С обретением суверенитета республики появилась насущная потребность в дальнейшем укреплении ее научного потенциала, обеспечении высокого интеллектуального и образовательного уровня. М.X. Хасанов выступил инициатором создания Академии наук Татарстана и был избран ее первым президентом. В сложные поворотные моменты истории деятельность выдающихся личностей знаменуется колоссальными свершениями. Создание Академии наук Татарстана – несомненно, яркое свидетельство того, что М. X. Хасанов был новатором и реформатором современной эпохи. АН РТ явилась не только средоточием мощного научного потенциала, но и стала центром духовной жизни всего татарстанского народа, фактором укрепления и развития социально-экономического потенциала республики.
Мы с Мансуром Хасановичем жили и работали в очень сложное, противоречивое время, которое еще предстоит объективно изучить не одному поколению ученых.
Фикрят ТАБЕЕВ.
(Из книги «Временем призванный».)
самодовольные все.
счастливы.