Муфтий Японии (ч.2)
Абдурашид Ибрагимов – создатель первой национальной и религиозной партии мусульман-татар «Иттифак-аль-муслимин», издавал десятки газет и журналов, путешествовал по странам Азии, Европы, Африки, участвуя в политике России, Турции, Японии, защищал интересы мусульман-татар, оставив об этом огромное количество трудов.
Абдурашид Ибрагимов добивается того, что религия ислам становится официальной религией Японии, также он добился введения в японские учебники по истории главы о тюрко-татарах. Его труды издаются до сегодняшнего дня в Японии, Южной Корее, в Турции, в арабских странах и, наконец, стали издавать в России.
В Турции Абдурашид Ибрагимов издает книгу «Исламский мир, распространение ислама в Японии», в которой он повествует о своем пребывании в Японии, он автор около двадцати изданий, депутат первой мусульманской фракции в Государственной думе царской России.
В 1905 – 1907 годы редактирует три петербургские мусульманские газеты. В своих публикациях настаивает на изучении в новометодных (джадидских) медресе трудов Михаила Ломоносова, произведений Александра Пушкина, Льва Толстого и других российских авторов.
А теперь обратимся к результатам деятельности Абдурашида Ибрагимова по распространению ислама в Японии. В Стране восходящего солнца количество мусульман из России в 1920-х годах составляло около 500 человек, а в 1930-е годы увеличилось до 6 тысяч. Мусульмане проживают в городах Токио, Иокогама, Осака, Киото, Кобэ, Нагоя, Кавасаки. В каждом из них действует отделение махалли «Исламия» («Исламия Токио», «Исламия Кобэ» и т.д.).
Было учреждено и Духовное управление мусульман Японии, где он был первым председателем. Среди его отделений наиболее крупным и активным являлось отделение «Исламия Токио», официальное учреждение которого состоялось в 1924 году.
Полученное обществом право юридического лица, зарегистрированного властями Японии, давало возможность официального обращения в государственные учреждения, которые, как правило, удовлетворялись. Так, например, были отведены с соблюдением всех формальностей земельные участки под строительство мечети, медресе и под мусульманское кладбище в городах Токио, Кобэ, Нагоя. Токийская мечеть, построенная в 1938 году под руководством А. Ибрагимова, простояла 40 лет.
Мировые СМИ обошло фото, где изображено Токио после американских бомбардировок 1945 года, когда все лежит в руинах, а мечеть стоит не разрушенная. Это фото можно увидеть в учебных пособиях по истории, изданных у нас в стране.
В 1985 году после одного из землетрясений рухнули ее стены, в 1986 году мечеть была окончательно разобрана.
В июне 1986 года было принято решение о строительстве новой мечети. Но из-за начавшегося экономического кризиса только Турция смогла оказать финансовую помощь. Это стало возможным после официального визита в Японию президента Турции Сулеймана Демиреля в июне 1996 года. Строительство новой мечети было начато в марте 1998 года и закончено 30 июня 2000 года.
А еще раньше, в 1927 году, на этом же участке под руководством А. Ибрагимова было построено и двухэтажное здание медресе «Исламия».
Активистами махалли «Исламия» были также построены мечети и медресе при них в городах Нагоя и Кобэ. Деревянная мечеть в городе Нагоя сгорела во время американской бомбардировки, земля – собственность махалли «Исламия Нагоя» – была продана.
После того как наши соотечественники в годы войны были переселены из города Нагоя в город Кобэ, средства, вырученные от продажи, были переданы махалле «Исламия Кобэ».
«Мечеть города Кобэ, построенная в 1935 году, сохранилась до наших дней. Эта мечеть с двумя минаретами поражает совершенством форм и является ценным памятником булгаро-татарской архитектуры, созданной нашими соотечественниками на земле далекой и гостеприимной Японии. Даже после бомбардировки американской авиацией мечеть осталась целой, хотя вокруг все было разрушено. Половина мечети была школой, она сгорела, а мечеть осталась…» (Из письма госпожи Рамзии Лаиш, Стамбул, декабрь, 2000 г.)
После выполнения требований императорского закона Японии об образовании в 1937 году 5 декабря Токийское медресе было включено в реестр государственных школ Японии и стало пользоваться всеми правами, предоставленными государственным школам.
До наших дней сохранилось несколько учебников, которыми пользовались преподаватели этой школы, в частности, «Азбука татарского языка», написанная в Корее и изданная в типографии махалли «Исламия Токио» под непосредственным руководством А. Ибрагимова.
Махалля «Исламия» была взята под высокое покровительство многих видных государственных и общественных деятелей Японии. В связи с этим необходимо отметить особую роль в поддержке махалли «Исламия» старейшины японской нации господина Тоойяма.
А недавно в передаче «Эхо Москвы в Казани» была озвучена информация о том, что японская общественность потребовала от своего правительства ввести преподавание татарского языка и литературы в Токийском университете, который уже преподается в вузах Парижа, Берлина, Хельсинки и других столицах! Ведь татарский язык признан лингвистами в числе 14 мировых языков.
Община мусульман из России, у истоков которой находится Абдурашид Ибрагимов, сохранилась и в наши дни, объединяя татар и башкир в тюркской Ассоциации города Токио. Ее председателями поочередно с 1970 года избираются Таминдар Мухит и Анвар Апанай.
Являясь первыми представителями народов, исповедующих ислам, татары и башкиры вели на Японских островах миссионерскую деятельность.
В настоящее время в Японии насчитывается свыше 60 тысяч японцев, исповедующих ислам. Имя уже покойного председателя Духовного управления мусульман Японии профессора Абдукарима Сайто было известно во всем исламском мире.
Из семи директоров Исламского центра Японии четверо – японцы. Подпись хаджи Таминдара, вице-президента Исламского центра, имеет официальный характер и признается во всех префектурах Японии, являясь основанием для выдачи вида на жительство.
Мидхат ИЖБУЛАТОВ,
преподаватель Казанского высшего мусульманского медресе
имени 1000-летия принятия ислама.
Знай наших !
таминдар мохит-он живой или умер?