Московская декларация по вопросам джихада опирается на труды идеологов салафизма
Помпезно прошедшая 25 – 26 мая 2012 года в Москве международная конференция "Исламская доктрина против радикализма", собравшая на одной площадке как ряд российских, так и зарубежных мусульманских деятелей, в ряде мусульманских СМИ была преподнесена чуть ли ни как панацея от проблемы экстремизма и терроризма на религиозной основе. Многие из этих изданий, как печатных, так и электронных, буквально захлебывались в прославлении этого события как начала некой эры в истории человечества, а ряд журналистов, выступающих с различными проектами политизации ислама под соусом «уммастроительства» или белоленточных «исламских гражданских хартий», поспешили сравнить принятую по итогам работы мероприятия Московскую декларацию по вопросам джихада, применения норм шариата и по халифату с Мекканской, Каирской и Амманской декларациями. Однако, несмотря на столь пристальное внимание телевидения и прессы как к самому мероприятию, так и к итоговому документу, многие не заметили некоторых деталей, на которые особенно стоило обратить внимание.
Так, к примеру, в числе тех, кто участвовал в конференции и подписывал эту декларацию, были генеральный секретарь Международного союза исламских ученых Али аль-Карадаги и заместитель председателя Международного союза исламских ученых Абдуллах бин Байя. Имена этих людей большинству российских мусульман мало что говорят. Зато организация, которую они оба представляли, – Международный союз исламских ученых – известна больше благодаря ее председателю Юсуфу Кардави, отсутствовавшему на мероприятии, но и без него было понятно, что аль-Карадаги и бин Байя представляли именно своего патрона. 85-летний катарский шейх Кардави известен не только своими призывами к поддержке всего мусульманского мира чеченских боевиков и различных наемников с Ближнего Востока, воевавших против России на Северном Кавказе каких-то десять лет назад, но и недавним призывом к бойкоту российских товаров только за то, что Россия не стала поддерживать инициируемую странами Запада гражданскую войну и интервенцию в Ливии и Сирии.
Вызывает удивления и сама Московская декларация по вопросам джихада. Тот, кто ознакомился с этим документом, обнаружит там многочисленные цитаты из отца-основателя идеологии салафизма Таки ад-Дина ибн-Таймийя (1263 – 1328), что само по себе уже вызывает массу вопросов: к чему включать в документ, призывающий к отказу от религиозного радикализма, слова проповедника, кто заложил доктрину того, чему противостоит мусульманская умма России последние двадцать лет? Особенно удивляет, что в тексте декларации употребляется эпитет «наш шейх» по отношению к этому теоретику салафизма.
Однако, несмотря на всю пафосность мероприятия и пиар кувейтского центра «Аль-Васатыйя», а также его российского филиала во главе с бывшим калужским священником, принявшим ислам, Али Вячеславом Полосиным, конкретного результата видно очень мало. Один из самых крупных по численности приходов муфтиятов России – Духовное управление мусульман Татарстана – по сути, бойкотировало это мероприятие (муфтий Татарстана Илдус Файзов не принял приглашения), официально не комментируя свою позицию, но давая понять, что участие в тусовке с участием сподручных катарского идеолога «Братьев-мусульман» Юсуфа Кардави, то оправдывавшего террор против российских солдат на Кавказе, то призывающим к отказу от российских товаров только за то, что Москва не стала отдавать на растерзание Западу Сирию, ни к чему казанскому муфтияту (ДУМ РТ представлял только начальник его аппарата Ришат Хамидуллин). Не стал участвовать в ней и председатель Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин, понизив присутствие своего муфтията на конференции до своего заместителя. То есть основные лидеры традиционного для России ханафитского духовенства воздержались от участия в этом мероприятии. Так упорно лоббируемое, что особенно странно, в том числе и российскими властями, учение «аль-Васатыйя» («срединный ислам») больше приведет к усилению влияния религиозных центров монархий Персидского Залива на российских мусульман с игнорированием всего богатейшего наследия российской мусульманской теологической мысли, что и продемонстрировала эта конференция. Например, совершенно неудивительно, что в тезисах Московской декларации не нашлось места для цитирования трудов отечественных исламских богословов уровня Шигабутдина Марджани (1818 – 1889) или кого-то из российских классиков исламской теологии, зато страницы итого документа пестрят цитатами из трудов теоретиков салафизма.
Но самое главное, что останется в сухом остатке, это малорезультативность мероприятия: для экстремистов и террористов все эти декларации совершенно ничего не значат. Как воевали они, прикрываясь исламом, так и продолжат это делать. Поэтому в чем-то наивно рассчитывать на то, что, собрав в одной гостинице некоторых российских муфтиев и представителей тех, кто, сидя в странах Персидского Залива, выносит антироссийские фетвы, нередко оправдывающие терроризм, удастся навсегда решить проблему религиозного экстремизма, тем более что в России ваххабитское подполье нередко финансируется из тех стран, откуда прибыли зарубежные участники конференции.
Раис СУЛЕЙМАНОВ,
руководитель Приволжского центра
региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.
Падение самоценности российских мусульман налицо. Все эти потуги войти в так называемую Умму с саудитами показало, что там тех же татар никто не ждёт. Давным давно уже стало ясно, что для этих монархий религия это бизнес. Мы по сравнению с ними Империя, мы, татары, государствообразующий, наравне с русскими, народ России. Мы-сооснователи цивилизации. От Антлантики до Тихого океана. Вот о чём надо думать и мыслить и делать. А не принимать с придыханием очередных "бизнесменов" в чалмах. Кто они были бы, если бы не нефть? Есть фильм, про войну в чечне. И там хороший диалог между стариком-чеченцем и главарём боевиков. Когда старец пытается объяснить боевику его ошибку следованию командам наёмника-араба: "Он недавно по пальмам прыгал, а сейчас тебя религии учит."
Писал явно расист - арабы, прыгающие по пальмами впечатляют. Довольно глупо.
С одной стороны, сдерживающий фактор необходим. Однако, незримые границы укрепляются не стягиванием сил на границы и демонстрацией силы мышц. Разумнее фундаментальное укрепление всей системы, всех её элементов. И фундаментальность заключается не в наращивании военной техники и боевой мощи, не в навязанной идеологии("посмотрите какая опасность на нас надвигается"), а в формировании у членов общества разумного мировоззрения практически на все аспекты жизни, и тем самым укрепления духа, самодостоинства, формирования основательности, доброжелательности. Сильный и доброжелательный легко отклонит непотребное, проницательно распознает ложное. К чистому и прозрачному грязное не прилипает.
В том, что пишет Сулейманов, не ощущается личного основательного мировоззрения, а присутствует идеологическое мнение определенной группы.
Крайности, в которые бросается представитель РИСИ удивляют отсутствием баланса мысли. Если речь ведётся о мусульманах, об умме, о татарах, башкирах, то выдавая себя защитником интересов определенной этно-религиозной группы(мусульман России), распознавателем инородных происков, зачем(извиняюсь за это непотребное слово) "мочить" во всех своих предыдущих статьях носителя духа своего народа Айдара Халима, Сибагатуллина, который выявляет другой взгляд на историю татар. Очевидно, что они в своих трудах поднимают достоинство того народа, который имеет принадлежность и к исламу и к этносу, который живой историей своей связан серебряной нитью с народами Востока и Азии.
Чтобы писать о мусульманах России, в частности о татарах и башкирах, надо быть единым в духе с ними. Надо быть одним из них или доброжелательным к ним. Тогда возможно проявится полезность. А пока, Раис, складывается мнение, что отрабатываешь линию: не "пущать" одних и ослабить других. Необходимо менять не тактику и стратегию, а мировоззрение. Чувствительные аппараты людей, то, что мы называем душой, мгновенно реагируют своей открытостью и отзывчивостью на посыл искренности и истинности.
Всего доброго.
пузатенький еврейчик
Ослоподобный Раиса Сулейманов в своем репертуаре.
Хоть он и Ослоподобный, но хорошо понимает команды своих начальников-"Мочить" ИСЛАМ и все что с ним связано.....
Непонятно, нахрена "Звезда Поволжья" этому челу площадку предоставляет
(... к предыдущему комменту) Р.А. правильно делает, что дает слово всем, в т.ч. таким уродам. А мы злее будем и сплоченнее.