Мансур Хасанов
Арабское имя Мансур означает «победитель». Это человек дружелюбный, «легкий», полный идей и воплощающий свои идеи от нулевого цикла до конца. Обычно он заражает своими идеями окружающих. Считается, что человек с таким именем трудно переносит одиночество.
Мансур Хасанович Хасанов был легендарным человеком, чья биография достойна отображения для потомков в серии ЖЗЛ. Родился 25 июня 1930 года в селе Бегишево. Окончил с отличием Казанский университет, филолог. Защитил кандидатскую, был главным редактором газеты «Татарстан яшьлэре». Энциклопедист. С 1961 года, то есть в 31 год, стал заведующим отделом науки, культуры и учебных заведений в Татарском обкоме КПСС и 10 лет руководил им, до 1971 года. Это было время не только «оттепели», «Нового мира» Твардовского, но и осторожного реформирования, эпоха раннего Брежнева, который, кстати, «утвердил» Дубчека первым секретарем компартии Чехословакии со словами: «Саша не подведет». По всей деятельности Мансура Хасановича можно понять, что он был не только ярким представителем татарской интеллигенции, но и человеком, разделяющим концепцию «демократического социализма», социализма с человеческим лицом. Он и похож был своей утонченной интеллигентностью, умом, мудростью, взвешенностью поступков, продуманностью последствий именно на «еврокоммуниста».
Защитил докторскую диссертацию в 1971 году. Докторские степени тогда присуждали за разработку нового направления в науке. Затем с 1971 по 1984 год был заместителем Председателя Совета министров ТАССР, потом до 1992 года первым заместителем Председателя Совета министров ТАССР. С 1992 по 2006 год – первый президент Академии наук Татарстана.
Мансур Хасанович никогда не был равнодушным человеком или карьеристом – интересы людей, народа, науки у него всегда были на первом плане, в любых невероятных ситуациях он находил выход. 30 лет он был на вершине власти и пользовался громадным уважением у всех, как у либералов, так и консерваторов. Он оказал значительное влияние на М.Ш. Шаймиева, укрепляя его волю к суверенитету. С этой точки зрения он отличался, я бы сказал, «татарской бесстрашностью», когда он вроде внешне соглашался с предложенной политикой, внешне отступал, но неизменно гнул свое, как говорится, «не мытьем, так катаньем» проводил дорогие его сердцу идеи в жизнь, несмотря, казалось бы, на их полную неосуществимость в той эпохе. Создание в татарском обществе атмосферы развития и поощрения «высокой культуры» – это и его заслуга. С этой точки зрения он вполне соразмерен фигуре Гаяза Исхаки, настолько велико влияние парадигмы его нестандартного мышления на современное татарское общество. Мансур Хасанович в буквальном смысле опережал время.
Чиновники говорили, что он является в какой-то мере аналогом Анастасу Микояну по своей «непотопляемости», который «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича», который в дождь остается сухим, так как «проходит между струйками». Его иногда так и называли «татарский Микоян». Но это было не признаком тотальной приспособляемости, а признаком объективной востребованности, так как именно его светлая голова требовалась для решения труднейших национальных, культурных проблем. Неожиданно оказывалось, что лучше Мансура Хасановича с этими проблемами никто справиться не может, он находит взаимовыгодные для всех решения, которых, казалось бы, и в природе не существует. Действительно, талантливый человек талантлив во всем.
Мансур Хасанович кропотливо и настойчиво, шаг за шагом укреплял волю татарского общества к самостоятельности, к выходу татар на мировую арену. Слушать его было всегда удовольствием. Даже когда в партийной речи трудно было что-либо сказать, он артикулировал интонациями настолько продуманно, что подводный смысл его речи становился ясен, и он всегда отличался от пустых дежурных выступлений именно тем, что в любой его речи светило содержание. С этой точки зрения он, несомненно, выдающийся оратор и классик. Вообще любое дело, за которое брался, он превращал в «конфетку». Я бы назвал его не «Микоян», а «Моцарт» татарстанской политики, настолько его решения были «легкими», «искристо-волшебными», от него словно шел поток позитивной энергии. Как жаль, что нет его мемуаров!
Мансур Хасанович учил татар всегда отстаивать свою свободу, пусть даже внутреннюю, так как внешняя свобода была невозможна в то время сусловских «заморозков» и воинствующего догматизма, он всегда был принципиальным сторонником повышения статуса республики с «автономной» в «союзную». Тщательно изучал опыт союзных республик и старался все новое, интересное перенести в ТАССР. Искренне завидовал возможностям прибалтийских республик, республик Средней Азии. И методично усиливал работу по развитию науки, культуры в Татарстане, разрыхляя почву для интеллектуального прыжка «из царства необходимости в царство свободы» для республики. Если бы не кадры, подготовленные Мансуром Хасановичем, вряд ли республика так быстро приняла Декларацию о государственном суверенитете Татарстана. К этому моменту руководство республики органично восприняла идеи о суверенитете, его необходимость казалась само собой разумеющейся.
В то же время Мансур Хасанович был глубоким культурологом и любил культуры всех народов на внутреннем сердечном уровне. Он был живой антитезой казенности. Всегда добивался именно равенства культур, защищая татарскую культуру от внешнего давления людей, по существу являющихся отрицательными персонажами великой русской литературы. Человечность культуры для Мансура Хасановича всегда была приоритетом. Любовь к своей культуре и огромное уважение к чужой – эта черта хасановской интеллигентности.
Огромная внутренняя культура, толерантность (тогда такого слова не было), уважение к чужому мнению. И в то же время романтическая мечта о свободе татарского народа, базирующаяся на глубокой уверенности в ее объективной необходимости, невозможности для татар больше жить в условиях внешних, административных указаний, парализующих живое развитие татарской культуры – вот сплав его несгибаемого мыслительного стержня.
С этой точки зрения Мансур Хасанович был не только востребован, но он был словно даром Аллаха татарскому народу, так же как и М. Шаймиев. Как говорят богословы, Аллах не только ставит перед человеком препятствия, но и дает ему средства для преодоления этих препятствий. С этой точки зрения в существовании таких фигур, как Хасанов и Шаймиев, всегда чувствовалась рука провидения. И их феноменальная карьера была доказательством этого божественного провиденциализма. В сущности, крупный ученый — всегда пророк, и научное, и художественное вдохновение, несомненно, от Аллаха. Возможно, две тысячи лет назад такие люди, как Мансур Хасанов, и были пророками. Таинственное и неслучайное взаимодействие науки, искусства, религии в душе у Мансура Хасановича вызвало к жизни его многогранный феномен. Я был на могиле великого суфия Джалалетдина Руми, заложившего идеологические основы Турции, и образ Мансура Хасановича перекликается у меня с образом этого великого суфия. Суфий – всегда космический человек. Именно таким космическим человеком был Мансур Хасанов. Он светил и светит нам, как звезда из глубин космоса.
Рашит АХМЕТОВ.
(Из книги «Временем призванный».)
..божий дар-шаймиев..
отличная мысль!