Лев Пономарев
Лев Пономарев родился 2 сентября 1941 г. в Томске. В 1965 году окончил МФТИ, преподавал в МФТИ на кафедре общей физики. Доктор физико-математических наук. В 1988 году один из инициаторов создания общества «Мемориал» (вел учредительное собрание). Один из инициаторов создания и лидер движения «Демократическая Россия». Организатор огромных московских демократических митингов численностью в полмиллиона человек (Манеж, Лужники) в конце 80-х годов. В 1989 г. был доверенным лицом академика Сахарова на выборах в народные депутаты СССР. В 1990 – 1993 годах депутат Верховного Совета России. В 1994 – 1996 годах депутат Государственной думы России. В 1997 году создал общероссийское движение «За права человека». Член федерального политсовета демократического движения «Солидарность». Четверо детей. Две дочери – известные адвокаты, одна дочь – социолог, сын – журналист. У Льва Пономарева шесть внуков и одна внучка.
Он сразу приехал на митинг и конференцию в Казань с большим интересом. Лев Пономарев выступает за объединение всех демократических сил в России. На приеме граждан в ТОЦ в Казани предложил татарскому и русскому национальным движениям (присутствовали А. Салагаев и лидеры ТОЦ) провести совместный «круглый стол» в Казани, на котором он согласен быть модератором, для взаимного преодоления «образа врага», в котором заинтересованы реакционные структуры. Лев Пономарев с интересом осмотрел Петропавловский собор, мечеть в Кремле, прогулялся по Баумана, по Казанскому университету. Казань ему понравилась. За ним все время велась усиленная слежка, примерно пять человек, ездил серый «Рено-логан», прослушивался телефон. На приеме в ТОЦ 25 марта, который он проводил в течение пяти часов, он принял 22 казанца. Предлагаем небольшое интервью с ним.
- Лев Александрович, вы уже вошли в историю как один из создателей демократической России. Многие политики да и сам Ельцин во многом обязаны вам своим приходом к «рычагам власти». Вы видели многое – жизнь удалась?
- Удалась. Я считаю себя средним физиком-теоретиком. У меня была успешная научная карьера, но не выдающаяся. Занимался физикой элементарных частиц. Вовремя защитил диссертации, кандидатскую, докторскую. Но меня всегда интересовала не только наука, но и общественная деятельность. При коммунистах, сами понимаете, нормальная общественная деятельность была невозможна. Я с десятого класса был антикоммунистом, хотя особенно не светился, не был в диссидентском движении, но по взглядам был в оппозиции к режиму. Юрий Орлов, создатель Хельсинкской группы в СССР, был тогда близким другом моего близкого друга. Потом Орлова посадили, я сблизился с его кругом, познакомился с его родными. Стал бывать на семинарах диссидентов. Но был в сторонке. В 1986 году Горбачев освободил Сахарова, и я понял, что ситуация принципиально меняется. Понял – Горбачев не только болтает, но в стране уже что-то происходит. И понял, мне что-то надо делать. Первая идея была – увековечить память погибших в результате репрессий. Я был уверен, что страна пойдет по правильному пути, если она внятно выскажется о миллионах погибших в результате репрессий в советское время. Нашел единомышленников, и мы вместе создали движение «Мемориал». Я был доверенным лицом Андрея Сахарова и два года с ним плотно общался. В 1990 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР от Московского округа N2, очень большой округ. Это, конечно, были самые честные выборы, которые я видел в своей жизни. Огромная заслуга Горбачева, что он дал команду провести честные выборы. Он немножко «крутил», когда выбирались народные депутаты СССР, помните, там «красная сотня» была. На выборы в Верховный Совет РСФСР Горбачев махнул рукой и дал команду провести честные выборы. У нас был блок «Демократическая Россия». Оказалось в результате в Верховном Совете РСФСР нас на несколько депутатов больше, чем коммунистов. И нам удалось Ельцина избрать председателем Верховного Совета РСФСР. Ельцин потом «отказался» от «Демократической России», он пытался быть «президентом всех россиян». Потом я был депутатом Государственной думы России, выступил инициатором создания движения «За права человека». Это единственная крупная общефедеральная правозащитная организация сегодня. Эта организация живет, занимается крупными проблемами. Мы, например, много занимались событиями в Благовещенске в Башкортостане, специально выезжали туда. Дел в России очень много, люди бесправны. Я всегда был демократом и верю, что Россия будет демократической. Вот такой итог. Жизнь вообще быстро пробежала и была интересной.
- Это как бы о вашей общественной стезе. А какие книги любите читать? Каков, так сказать, ваш богатый внутренний мир?
- Я люблю русскую литературу. Люблю Достоевского, Гоголя, Лескова. Относительно недавно открыл для себя Томаса Манна. Из современных российских писателей Акунин, например, мне мало интересен. Меня недавно поразил своим небольшим произведением «День опричника» Сорокин. По-моему блестящее эссе. Некоторые вещи Сорокина мне одновременно кажутся омерзительными, чистые эксперименты. Я вообще против цензуры, но некоторые описания Сорокина меня покоробили. Быкова считаю в чем-то гениальным, но поэзия у него средняя, речитативная. Читаю его с интересом, потому что это на злобу дня. Поэзию люблю, но читаю эпизодически. В юности мне очень нравилась проза Марины Цветаевой. Я чувствовал, что это не просто проза, а проза большого поэта. От ее прозы я получал эстетическое удовольствие, что редко бывает. Солженицын – это достаточно громоздко, мне не нравится тот искусственный архаичный стиль, которым он увлекается. «Архипелаг ГУЛАГ» – это скорее огромный документальный труд, а не художественное произведение. Но у меня такая история. В 39 лет вдруг обнаружил в себе большой интерес к живописи и ощутил потребность писать портреты. Написал шесть портретов. У меня несколько автопортретов. Я не прошел школу рисунка и считаю, что не умею рисовать. Масло чем хорошо – можно бесконечно все изменять и вдруг получается похоже. И появляется счастье, которое остается на всю жизнь. Ты в портрете открываешь свое в человеке, вдруг ты разглядел в человеке какую-то черту, которая не давалась.
- Вы верующий человек?
- Нет. Я не атеист, с чужой верой не борюсь. Но сам не верю. Мне кажется все это нелепым.
- А к современным увлечениям экстрасенсами как относитесь?
- Это вопрос сложный. Я верю, что между близкими людьми существует связь. Что-то передается на расстоянии. Так и должно быть, мозг испускает слабые сигналы. И если есть резонанс, они улавливаются. Есть резонанс двух близких людей. Сложное явление, которое наука пока не описывает. У меня довольно много такого опыта было в этом смысле.
Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.
Список политзаключенных
Уважаемые друзья. На собрании инициативной группы 5 января мне и Льву Пономареву было поручено разработать список политзаключенных, конкретизирующий требования митинга об их освобождении. Я этим текстом инициирую публичную дискуссию на эту тему.
Вопрос о списке политзаключенных тесно связан с вопросом о том, кого считать политзаключенным. Существует много подходов. Не претендуя на истину в последней инстанции, я предлагаю критерии отнесения к политзаключенным, которыми руководствуются Союз солидарности с политзаключенными и Правозащитный Центр "Мемориал".
Детальные критерии довольно длинные. С ними можно ознакомиться тут http://www2.memo.ru/d/2884.html.
Но если, упрощая, излагать кратко, то мы считаем политзаключенными (преследуемыми в уголовном порядке по политическим мотивам) две категории людей, подвергающихся уголовному преследованию.
Во-первых, это узники совести, т.е. те, кого преследуют непосредственно за их законную деятельность, за реализацию своих гражданских прав, за принадлежность к национальной, религиозной или иной группе, за убеждения и взгляды.
Во-вторых, это те, кого преследуют, с одной стороны, с существенными нарушениями закона или явно избирательно, а с другой, по политическому мотиву власти.Именно на основании этих критериев разработан нижеследующий список.
Вывешивание персональной ссылки на каждое дело достаточно трудоемко, поэтому фамилии привожу без ссылок, имея в виду, что справки по всем нижеприведенным делам имеются с списке политзаключенных на сайте Союза солидарности с политзаключенными http://politzeky.ru/politzeki/ves-spisok/22379.html
Поскольку в резолюции митинга речь шла о "политзаключенных", то, в первую очередь, надо выделить тех, кто в настоящее время находится в неволе.
Это
1. Аракчеев Сергей Владимирович
2. Батукаев Умар Абдул-Рашидович
3. Березюк Игорь Анатольевич
4. Визир Сергей Андреевич
5. Власов Владимир
6. Гаянов Булат
7. Горячева Алена
8. Гумаров Равиль Шафиевич
9. Данилов Валентин Владимирович
10. Жеребин Павел
11. Иванников Александр Иванович
12. Ишмуратов Тимур Равилевич
13. Клевачев Михаил
14. Курцин Алексей
15. Лебедев Платон Леонидович
16. Малаховский Владимир
17. Мохнаткин Сергей Евгеньевич
18. Муртазалиева Зара Хасановна
19. Осипова Таисия
20. Переверзин Владимир
21. Петьков Иван Сергеевич
22. Пичугин Алексей Владимирович
23. Пулин Михаил
24. Решетин Игорь Андреевич
25. Сардаев Анатолий Андреевич
26. Теременко Борис
27. Торбеев Григорий Иванович
28. Унчук Кирилл Владимирович
29. Урусов Валентин Яковлевич
30. Хамиев Лорс
31. Ходорковский Михаил Борисович
32. Хубаев Руслан Тамерланович
33. Чекалин Григорий Александрович
34. Шайхудинов Фанис Аглямович
35. Шимкевич Сергей Владимирович
Помимо этих лиц есть еще люди, которые в настоящее время находятся на свободе, но подвергаются уголовному преследованию либо,находясь под следствием, либо, будучи освобождены по УДО, либо отбывая условный срок и т.д.
Представляется, что есть основания включить их в общий список,имея в виду требование прекращение их незаконного уголовного преследования, не дожидаясь, когда они окажутся за решеткой.
1. Балуев Николай Николаевич
2. Батый Борис Вадимович
3. Баширов Равиль
4. Бойков Игорь
5. Большаков Иван Викторович
6. Быстров Артем Владиславович
7. Бычков Дмитрий Сергеевич
8. Гайнутдинов Альберт
9. Гафиатуллин Ленар Рафитович
10. Гембарук Олег
11. Дмитриев Андрей Юрьевич
12. Зенцов Алексей
13. Ивахник Владислав
14. Исаева Дарья Александровна
15. Киселёв Александр Павлович
16. Кривоносов Павел
17. Куров Александр Андреевич
18. Леонов Виталий
19. Лукин Антон
20. Малышкин Даниил
21. Мамедов Вадим
22. Марочкин Алексей
23. Махмутова Айгуль Фатиховна
24. Милюк Андрей
25. Низовкина Надежда Юрьевна
26. Николаенко Александр Алексеевич
27. Осмаев Адам
28. Песоцкий Андрей
29. Петров Олег
30. Попов Игорь Петрович
31. Пороховой Сергей
32. Приведенная Юлия Анатольевна
33. Путенихин Дмитрий Викторович
34. Сандин Сергей
35. Стецура Татьяна Сергеевна
36. Хренов Роман
37. Худяков Евгений Сергеевич
38. Яшин Александр
Приведенные выше списки, с одной стороны, заведомо неполны. С другой, в небольшом числе случаев нами могло быть упущено прекращение уголовного преследования или освобождение из мест лишения свободы. Но тут лучше включить в список кого-то лишнего, чем кого-то упустить.
Сергей Давидис
член политсовета движения "Солидарность", Москва