27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Лекарство слова
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Лекарство слова

30 марта 2013 года
Лекарство слова

     Чтобы слово, словно брошенное в землю зернышко, проросло книгой и попало на стол к читателю, оно должно проделать долгий путь. Прежде всего оно незаметно взбудораживает память писателя, отнимая покой и сон, заставляя терзаться навязчивой идеей. А в один из дней слово, словно листок, проклюнувшийся из лопнувшей под ласковым напором солнечного тепла тополиной почки, выходит наружу и во весь голос заявляет о своих правах на существование. Человек, во всеоружии, с пером наперевес встречающий такой миг, становится, сам того не осознавая, пленником творчества. Набира Гиматдинова смолоду «заболела» словом. И мне кажется, что сейчас еще не время оглядываться на пройденный путь, наоборот, набравшись творческих сил, надо вдохновенно штурмовать все новые и новые вершины. Поэтому ей, тридцать с лишним лет проливающей творческий пот на литературной ниве, нужно сделать, подобно бегуну-марафонцу, пару глотков живительного шербета славы, глубоко, всей грудью, вдохнуть и продолжать бег по дистанции. А чаша с этим напитком – в руках общества. Собратья по перу уже пришли к выводу, что пришла пора по достоинству оценить заслуги этой хрупкой женщины, наравне с писателями-мужчинами ведущей борьбу за место под литературным солнцем. Правление Союза писателей Республики Татарстан выдвинуло Набиру Гиматдинову кандидатом на Государственную премию имени Габдуллы Тукая в 2013 году. 
      Услышавшие эту благую весть книгочеи облегченно вздохнули: наконец-то, давно пора! Между тем любители книги давно уже отдают свои голоса в пользу любимого автора. Книги Набиры Гиматдиновой семь раз становились победителями проводимого Министерством культуры совместно с Национальной библиотекой ежегодного конкурса «Книга года». Первую победу принесла в 1993 году повесть «Колдунья» («Сихерче»). Позже эта приятная участь выпала на долю «Дикарки» («Кыргый») в 1996-м, «Савили» в 2001-м, «Одинокой» («Парлы ялгыз») в 2003-м, «Одной капли любви» («Бер тамчы ярату») в 2006-м, «В любви грех есть» в 2008 г.
      Библиотекари в один голос говорят о том, что книги Набиры Гиматдиновой пользуются большим спросом, переходят буквально из рук в руки, минуя томительные ожидания очередного читателя на книжных полках. А количество приходящего на встречи с любимой писательницей народа лучше всяких опросов подтверждает благосклонное отношение читателей.
      Невероятная сила притягательности книг Набиры Гиматдиновой, их способность завоевывать читательскую любовь, не стану скрывать, заставляет призадуматься многих коллег по перу. Хотя вроде бы никаких секретов тут нет. Автору достаточно лишь понять психологию описываемого героя и суметь обернуть рутинный быт персонажа полупрозрачной вуалью «поэтического обмана». Но этот «обман» должен быть убедительным для читателя, он должен его взволновать и заставить сопереживать. Набира Гиматдинова сумела проявить такое волшебство уже в одном из ранних своих произведений – повести «Колдунья».
      Ох и жаркие споры то и дело возникали вокруг «Колдуньи». Казалось, что они отнимут у писательницы все ее чудодейственные силы. Но Набира-ханум сумела отстоять и сохранить свой статус «мастера магии и волшебства». Мало того, она наглядно доказала: когда знаешь жизнь, отчетливо представляешь себе все духовные переживания героев, можно простую, незатейливую жизненную ситуацию, малозначительное событие превратить в интереснейшее, захватывающее повествование. А ведь всего лишь двадцать лет назад считавшиеся полнейшей чушью, выдумкой, фантазией «секреты» теперь целые дни, а порой и ночи напролет обмусоливаются на многих телеканалах. Один умнее другого ученые всерьез заняты толкованием необъяснимых, невиданных событий. А Набира-ханум первой из татарских писателей попыталась приоткрыть завесу в этот волнующий мир.
      Ну вот, сама не заметила, как увлеклась и пошла только по одной ветви творчества писательницы. А ведь в этот раз правильнее было бы поговорить о произведениях, выдвинутых на соискание высокой государственной награды. Есть еще несколько веских причин для того, чтобы остановиться на кандидатуре Набиры Гиматдиновой. Например, за счет того, что по трем произведениям автора поставлены спектакли, ряды читателей приросли театральными зрителями, а это, согласитесь, немалое число. Поставленный труппой Нижнекамского театра имени Туфана Миннуллина спектакль «Волчья кровь» («Буре каны») по одноименной повести Гиматдиновой в 2009 году принял участие в проводимом в Казани театральном фестивале тюркских народов «Науруз». А в 2012 году отправился в турецкий город Конья на фестиваль «Дыханий тысячи, голос – один». Это волнительное, заставляющее задуматься действо игралось на различных сценах более 60 раз. И почему-то кажется, что спектаклю уготована долгая жизнь. Театральный критик из Азербайджана Севда Бабаева, режиссер Киргизского национального театра Замирбек Соронбаев, посмотрев «Волчью кровь», заинтересовались творчеством Набиры Гиматдиновой и попросили прислать из Казани ее книги. Другим произведением Набиры Гиматдиновой, обретшим еще большую популярность благодаря постановке коллектива театра драмы и комедии имени Тинчурина, стала повесть «Одна капля любви». И спектаклю «Бабочка на снегу» (по повести «Колдунья») тоже была уготована долгая театральная жизнь. А это значит, что Набира-ханум давно достойна стоять в одном ряду с самыми видными писателями, внесшими большой вклад в развитие и укрепление национального духа татарского народа! А ведь ее творчество в самом разгаре, а не на излете. На книжной полке в ее домашнем авторском архиве уже 18 книг. Готовится к изданию девятнадцатая. Журналы «Идель» и «Казан утлары» донесли до своих читателей ее новые повести. А 5-серийный телевизионный фильм «Не уходи!» вот уже двенадцатый год собирает зрителей у голубых экранов. Чтобы привлекать к своим произведениям самых искушенных читателей, чтобы соответствовать их запросам, писатель должен и сам обладать глубокими и всесторонними знаниями. Набира-ханум, готовясь к ежегодным встречам со школьниками республики, изучает труды по философии, религии, психологии, читает новинки татарской и русской литературы. Хорошо разбирается она и в зарубежной литературе. Несмотря на то что она внимательно изучает творчество предшественников, в зависимость от них Набира-ханум не попала, никому не подражает, не творит себе кумиров. Она проявляет уважение к великим по-другому. Например, собрала альбом, посвященный памяти знаменитого земляка Хасана Туфана.
      Когда пытаются дать оценку чьему-нибудь творчеству, то ставят обычно это творчество под какую-нибудь великую тень и делают сравнительный анализ. А мне это напоминает мучительное «потрошение» огромной матрешки: вскрываешь, достаешь одну – половинишь, достаешь вторую... третью... четвертую... ждешь чего-то нового, а они все, оказывается, одинаковые. Во Вселенной литературы и Маркес, и Чехов, и Амирхан Еники – неповторимые, штучные экземпляры. И Набира Гиматдинова! Ну скажите, разве английский читатель не смог бы правильно воспринять Набиру Гиматдинову?! Еще как воспринял бы! Да только кто переведет на английский или французский языки, например, столь высоко оцененный мной роман «Не уходи!»?! Пусть бы перевели и дали прочесть тем, кто изъявит желание! Пусть бы жители Европы через судьбы персонажей получили представление о том, что такое татарский народ, как он мучается в тщетных попытках избавиться от когтей незримого, но явственно ощущаемого чудовища. Да-да, подобно любовной линии, текущей то блаженно и степенно, то бурляще и неуправляемо, спокойную с виду реку сюжета время от времени «взбаламучивают» глубинные течения, полные горьких страданий и боли.
      Набира Гиматдинова не опускается в глубинные пласты истории. Она откидывает одеяло времени ровно на столько, чтобы обнажилось лишь еще два исторических поколения. Наше поколение росло с уверенностью, что история татарского народа началась не с семнадцатого даже года, а после войны. Но благочестивые герои произведений Набиры Гиматдиновой: Шанкала («Не уходи!»), Давыл-апа («У меня есть право на тебя», старик Султан, сохранивший на дне сундука сокровенный клад – страницу из священного Корана («Знаешь, как скучаю по тебе…», старушка Муслима, молящаяся за очищение душ «красных» извергов, безжалостно пустивших в распыл ее родственников («Не ищите меня на Земле…»), помогают нам представить, как жили татары до тех пор, пока в души людей не стали проникать леденящие щупальца национального отчуждения, а разум не оглушила кувалда бесноватого атеизма. Читающий книги народ тянется к произведениям Гиматдиновой и в поисках утраченных набожности, благоразумия, благородства. Читая, он, сам того не подозревая, будет переживать, тревожиться, искать пути очищения.
      Попытки найти в произведениях Набиры Гиматдиновой безмятежные истории счастливой любви обернутся бесполезно потраченным временем. Не все истории имеют счастливое, а порой и просто сказочное завершение, хотя есть и такие («Знаешь, как скучаю по тебе…», «В любви грех есть»). Некоторые заканчиваются на трагической ноте, «Не ищите меня на Земле…», «Не уходи!» – как оно, в общем-то, и бывает в жизни.
      Это, конечно, не персональное изобретение Набиры Гиматдиновой, я говорю о приеме вкладывания самых смелых слов не в уста здравых или пытающихся быть здравыми персонажей, но полоумных, блаженных, странноватых. Европейская литература к подобным хитростям теперь уже не прибегает. Но впитавшаяся в кровь нашего народа осторожность пока еще «работает». На «странноватый» народец в произведениях Гиматдиновой (Дервиш, Поэт, Дурачок, Сашка, Петрович) возложена еще одна весьма важная миссия. Казалось бы, в трагические для татарского народа времена, когда даже прямые призывы и лозунги не имеют никакого воздействия на умы, кто станет прислушиваться к маловнятному бубнежу полоумных?! Но вся сила литературных произведений в этом и заключена. Зачастую мысль, вложенная в героев басен, сказок, сказаний, былин, попадает не в бровь, а в глаз.
      Мы отчетливо понимаем и осознаем причины, доведшие нас до такого плачевного, хронически болезненного состояния. Понимаем и осознаем! Но чтобы показать, кто и как обескровил наши села, нужны дурачок Петрович («Одна капля любви»), полоумный Халиль по кличке «радио» из «Муравейника под дубом», неустанно во всеуслышание кричащий: «Татары вымерли! Их больше нет! А началось-то все с закрытия татарского радио!». А для борьбы с таким повальным, всепожирающим злом, как пьянство, нужны уже гнев, ярость, решительность сильных мужчин-лидеров, таких как Хафиз («У меня есть право на тебя»). А по-другому и быть не может.
      Несмотря на то что некоторые герои повествований Набиры Гиматдиновой к концу произведения доказывают свою способность быть строптивыми и эгоистичными, они, как правило, утонченные, зачастую ранимые и беззащитные люди, представители творческих профессий. Балерина («Не уходи!»), художники («Не ищите меня на Земле…», «Одна капля любви»), артистка («Судьба»), учительницы, женщины-ученые… В общем-то женщины, как говорится, слабый пол, постоянно нуждаются в помощи, поддержке и заботе. Даже такие, как Замзамия («Нам обоим тяжело»), способная без долгих раздумий нажать на курок винтовки… Наверное, поэтому Набира Гиматдинова вкрапляет в свои произведения тотемных для татарского народа животных – волка, сказочного белого змея. Но сумеют ли они, только они, спасти наш стремительно мутирующий мир? Холеный, манерный гламур, быками глядящие на окружающих, готовые в любую минуту переехать всякого встречного-поперечного чернолобые автомобили, новомодные бесшумные пистолеты и автоматы, способные незаметно убрать неугодных людей даже среди бела дня. А ведь в арсенале средств уничтожения человека как личности есть еще древние, как мир, Страх, Пьянство, Предательство, Алчность, Тупость, Зависть, Прелюбодеяние. Чтобы очистить Землю от всей этой скверны, нужны сокрушающая мощь тайфуна и колдовские чары тысяч колдуний. А это значит, что Набире Гиматдиновой необходимо писать, писать и еще раз писать. Гореть за татарских читателей, дотла себя сжечь, но писать!
 

Асия ЮНУСОВА.

laquo;заболела

Комментарии (15)
Рафаэль, 01.04.2013 в 15:04

К сожалению я не знаком с творчеством Нәбирә ханум .Таких как я оторванных от татарской литературы в изза России очень много .

Guest, 01.04.2013 в 15:49

ничего.Симпатичная старушка

Guest, 01.04.2013 в 17:02

ЭТО ЗАКАЗНАЯ СТАТЬЯ БОЛЬШОЕ СЛОВОБЛУДИЕ, ГДЕ АВТОР ПЫТАЕТСЯ ПОДНЯТЬ ДО НЕБЕС "ПИСАТЕЛЯ" НАБИРУ, В РАСЧЕТЕ ТОГО, ЧТО НИКТО СЕРЬЕЗНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ НЕ ЧИТАЛ ЕЕ, ВСЕ ТВОРЧЕСТВО КОТОРОЙ ТАКОЙ ЖЕ БАНАЛЬНЫЙ ПРИМИТИВ.
ПОМНЮ ТОШНОТВОРНЫЙ МНОГОСЕРИЙНЫЙ ТЕЛЕФИЛЬМ, ГДЕ ПРИМАДОННО ПАРИЖСКОГО БАЛЕТА В АКСУБАЕВСКОМ ЛЕСУ С ПРЕДКОЛХОЗОМ НА УАЗИКЕ ЛЮБОВЬЮ ЗАНИМАЮТСЯ. А ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ В ПАРИЖЕ РОДОМ ИЗ ЭТИХ МЕСТ, ВСЕ ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ ЗАБЫТЬ СВОЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОГО, КОТОРЫЙ БОМЖУЕТ В ТОМ ЖЕ ЛЕСУ. БОЛЕЕ ИДИОТСКОГО АБСУРДА В ЛИТЕРАТУРЕ ДУМАЮ НЕ БЫЛО.
ЗА ЧТО ВЫДВИГАЮТ ЕЕ НА ТУКАЕВСКУЮ ПРЕМИЮ - ЭТО СЛАДКОЕ МИФОТВОРЧЕСТВО -"КНИГИ" О ШАЙМИЕВЫХ.

Guest, 01.04.2013 в 17:26

Тукаевская премия 300 тысяч рублей, присуждается за выдающиеся достижения культуры.

УУСТИК, 02.04.2013 в 20:29

эту премию настолько уже опустили!..настолько ее уже получили все кому не лень!..какие только проныры,блатные-ай-яй и ой -йой!!!на том фоне набира вполне заслуживает,да и писателей женщин у нас нет почти

Динар, 09.04.2013 в 04:08

Читал ее книги. Очень скучный автор. Это как же так можно нудно написать романы, что читая их, начинаешь широко зевать на 5 странице.

Рамзия, 11.04.2013 в 21:00

Читала ее книги. Очень хорошо знакома с ее творчеством. Ее книги читала моя мама, ну и я так заинтересовалась, думаю,попробую почитаю. И так затянуло меня. Она красиво пишет))))

Guest, 12.04.2013 в 12:56

Динар и что вы читали? Романы?! Какие романы? Она не пишет романы. Коммент №3 сразу видно заказной от завистника или скорее всего от завистницы. Ты хочешь знать за что ее выдвигают на премию? А то, что ее книги, заметь всегда новые и разные, ежегодно становятся КНИГОЙ ГОДА тебе ни о чем не говорит?А то что она самый читаемый писатель в РТ? Завидовать надо молча

Guest, 12.04.2013 в 13:06

Книги Набиры Гиматдиновой никогда не залеживаются на полках магазинов, в отличие от других писателей и этим все сказано. Один из самых достойных кандидатов из всех тех, кто выдвигался за последние годы! Мы вас любим! Пишите и не обращайте внимание на черную зависть, исходящую от некоторых несостоявшихся людей. Народ Вас любит и читает!

Айдар, 12.04.2013 в 14:04

Нравится творчество Набиры ханум. Особенно повести "Бер тамчы ярату (Капелька любви)и "Буре каны" Достойный кандидат на премию Тукая. Удачи, успехов и крепкого здоровья Вам!!

Аида, 12.04.2013 в 14:24

Отличная статья об одной из самых видных писательниц настоящего времени в татарской литературе. Не думаю, что кто либо из нынешних писателей-женщин могут похвастаться такими тиражами своих произведений и такой разнообразной аудиторией читателей. Ведь произведения Набиры ханум читают как школьники старших классов, так и люди пожилого возраста. Сама лично начала знакомиться с ее произведениями в конце 90-хх годов со сборника рассказов и повестей "Ак торна каргышы", прочитала книгу полностью, т.к. сюжет каждой повести очень захватывающий, необычный. После меня читала моя мама, и также не остановилась, пока не прочла книгу полностью. Набира апа, я считаю, что Вы являетесь главным кандидатом на получение Тукаевской премии в этом году, я удивлена, что Вы не получали ее до сих пор.

Лейля, 12.04.2013 в 14:24

Мне нравится читать ее книги.Очень хорошо знакома с ее творчеством.Набира Гиматдинова давно заслуживает Тукаевсую премию.Удачи вам.Мы Вас любим и мы за Вас))

Ляля, 12.04.2013 в 15:05

Мне нравится ее творчество, благодарю за интересные книги. Желаю здоровья, успехов, творчества и благополучия.

Аделия, 12.04.2013 в 15:31

Сразу видно, что завидуют такой талантливой писательнице. Прочитайте ее произведения: в них глубокий смысл, актуальная сюжетная линия. У каждого свои вкусы, но от того, что Вы так оскорбляете имя творческого человека, популярности она не лишится!!!

Гульназ, 09.08.2015 в 21:21

Набира ханым! Сезнен ижадыгыз белэн сокланам! Сезгэ тазалыклар, ижади унышлар телэп калам!