Кто в доме хозяин (ч.4)
Что является главной проблемой?
Действительно, основная проблема в системе ЖКХ - это несовершенство законодательной базы на федеральном уровне. Принимаются законы, противоречащие друг другу.
- Например, в течение только одного года нам пришлось работать с пятью документами, которые трактуются по-разному, доводить их смысл до населения: это постановления КМ РТ №87 от 16.02.2009 г. и №262 от 14.04.2010 г., а также постановления Правительства РФ №307 от 6.05.2011 г., №354 от 6.05.2011 г., №344 от 16.04.2013, - возмущается в «Уютном доме».
Обсуждение вопроса больших показателей ОДН было с мэром г. Казани Ильсуром Метшиным во время его визита в УК «Уютный дом».
Любое изменение вызывает волну недовольства граждан, и этот удар принимают на себя жилищники. Сначала мы с большим трудом доказывали гражданам, что выгоднее платить по счетчикам, затем провели разъяснительную работу о зависимости величины ОДН от самих собственников, смогли снизить число мошенничеств по подключения к сетям. В этот момент федеральный центр отменил постановление №262 от 14.04.2010 г. Кабинета министров РТ, и вступило в силу 344-е постановление РФ, по которому разница между общедомовыми приборами учета и индивидуальными легла на управляющую компанию. С учетом этого (только в нашей компании ежемесячно эта сумма превышает 3,5 млн рублей) возникли огромные риски для УК, ведь поставщики коммунальных услуг выставляют счета в полном объеме. В итоге небольшие управляющие компании просто становятся банкротами, в судебных спорах поставщики имеют преимущество.
По мнению М.Нуриева, все равно главная задача управляющей компании - сделать своих жителей довольными.
- Когда житель доволен, то это и есть главный успех в работе управляющей организации, - добавляет он.
Как мы видим, ситуация на рынке управляющих компаний Казани сложнее, чем кажется. Нередко в большом плюсе остаются не крупные УК, управляющие огромным жилищным фондом, а напротив - маленькие и компактные организации от застройщика, которые обслуживают новые и желательно элитные дома. К тому же очень важно, как в УК налажена работа отдела взыскания долгов: если задолженность удается сокращать, то и финансовые показатели демонстрируют позитивную динамику, делают вывод составители рейтинга.
«Все равно свой долг придется оплачивать рано или поздно»
Второй проблемой, конечно, остается нежелание жильцов оплатить за полученное услуги.
Сохранить устойчивую ситуацию в сфере ЖКХ помогла бы плотная информационная работа властей с населением в плане оплаты услуг, чтобы подготовить город к новому отопительному сезону и завершить капремонт» - заявляют в «Уютном доме».
В 2020 году, во время пандемии, снижение экономической активности, мораторий привели к падению на 3% апрельских сборов за ЖКУ. Много это или мало? Для «Уютного дома» при 300 млн рублей ежемесячных начислений, и 3% недоплат - это 9 млн рублей! Для компании это было много, особенно в период подготовки к новому отопительному сезону, который неминуемо начнется осенью.
Несмотря на рост неплатежей, руки не опустили. Вели с должниками разъяснительную работу, развешивали объявления о необходимости своевременной оплаты. Эффект есть, пусть и незначительный. Но ведь каждая копейка дорога.
Обслуживающих жилой фонд предприятий нет в списках пострадавших отраслей, поэтому о помощи речи нет, справлялись без кредитов.
Что интересно, Нуриеву удалось достичь рекордной собираемости за ЖКУ: жильцы оплачивают 98-99% выставленных счетов (как известно, 100-процентной оплаты за ЖКУ достичь еще никому не удавалось, даже в странах с высокой сознательностью граждан и более жестким законодательством в этой сфере). Между тем многие интересуется, не связана ли эффективность компании в финансово-производственной деятельности и работе с населением с тем, что у «Уютного дома» вполне приличный жилой фонд, много высотных домов с небольшой территорией, а вот, к примеру, проблемных хрущевок вообще нет.
Но это вообще не так. В обслуживании УК «Уютный дом» находится 48 двухэтажных домов с деревянными перекрытиями, 260 пятиэтажных хрущевок. А если говорить о «новой» части, так это те дома, в которых людей переселяли по программе ветхого жилья. А они, если честно сказать, даже хуже, чем хрущевки - так были построены. У них стены зимой «плачут», там уже силами компании был проведен большой объем работ. Кроме того, 66 процентов всех домов Ново-Савиновского района, а конкретнее 550 строений, почти сплошь советского времени. Самый молодой дом - 2004 года постройки. Построенные позже находятся под управлением ЖСК, ТСЖ, других УК.
По мнению Нуриева, государство дало право собственности, однако этот закон не сделал автоматически людей настоящими хозяевами: «Собственность у людей появилась, но полноценного, здравомыслящего собственника до сих пор нет. Собственников надо начинать готовить со школьной скамьи, к примеру, на общегосударственном уровне ввести в школьную программу предмет ЖК».
До сентября 2012 года закон запрещал приостанавливать услугу по водоотведению. Но с 1 сентября 2012 года стало возможным приостанавливать предоставление всех коммунальных услуг, за исключением отопления, а в многоквартирных домах - также за исключением холодного водоснабжения (пп. «в» п. 119 новых Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, согласно ст. 154 ЖК РФ, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, оплачивать услуги и работы по управлению многоквартирным домом нанимателям необходимо.
- Конечно, мы почувствовали, что люди по каким-то причинам не смогли платить во время пандемии. А некоторые этой ситуацией с коронавирусом просто пользуются. Но мы постоянно обращаемся к собственникам, чтобы они не задерживали платежи, и судебную работу ведем - ее никто не отменял. Есть же граждане, которые, даже оказавшись в тяжелой ситуации, услуги оплачивают. Большинство жителей это делают, причем в полном объеме. Надо одно понимать: все равно свой долг придется оплачивать рано или поздно. Копить большие долги я не советую, потому что потом будет тяжело их погасить. Тем, у кого небольшой долг и есть стремление его погасить, мы помогаем: и на работу к себе приглашаем, и график погашения составляем, пени списываем, - заявляет руководитель компании УК «Уютный дом». - На сегодняшний день долг населения составляет 350 миллионов рублей. Это очень большая сумма для нашей управляющей компании. Управляющая компания, в свою очередь, обязана ежемесячно оплачивать все поставленные коммунальные услуги, что составляет 70 процентов общей суммы. Нам такой долг никто не списывает.
- За счет чего УК покрывает долги перед поставщиками коммунальных услуг? - интересуемся у руководителя.
- У нас тоже есть определенные долги перед поставщиками коммунальных услуг. К примеру, в зимний период появляется самая дорогая услуга - отопление, которую не все в состоянии оплачивать, и возникает задолженность. Мы садимся за стол переговоров с поставщиком, определяем график погашения долга и ежегодно свои обещания выполняем, к июлю все долги покрываем.
- Можно ли эти средства направлять на погашение долгов перед коммунальщиками?
- Такие решения принимают собственники на общем собрании. Но, как я уже сказал, согласно Жилищному кодексу РФ, данные средства должны направляться на содержание общего имущества. А долги - это ведь не оплачено кем-то, проживающим в конкретном доме. Думаю, неправильно и нерационально закрывать чьи-то долги из дополнительных доходов. Долги надо гасить за счет оплаты собственников. И следует понимать, что из-за долга мы вынуждены сокращать количество и качество жилищных услуг домам. У нас есть дома, у которых нет ни копейки долгов, там и ситуация другая: и подъезды чистые, и входная группа отремонтирована.
Долги по квартплате в ЖКХ будут, пока жилец не понесет по закону наказание за неуплату, и здесь нужны согласованные действия всех уровней власти. Резкое увеличение безнадежной, как мы называем ее, задолженности произошло, когда федеральные регистрационные органы перестали требовать для сделки купли-продажи квартиры справку об отсутствии долга по квартплате. В итоге квартиры продаются, а новый собственник не несет обязательств по задолженности старого. Самосознание граждан не достигло того уровня, когда они могут взять ответственность за состояние своего жилья, имеем в виду не отдельную квартиру, а весь дом. Не говоря уже о халатном отношении к общему имуществу - нет понимания, что твое жилье начинается со двора, подъезда, и расходы за места общего пользования государство больше не несет. В законе прописаны права собственников, но не обязанности. Сейчас жилищники не могут даже кровлю залатать без решения собрания собственников, а жильцы не приходят на эти собрания, не обеспечивают кворум. Выходит, что право принимать решение у жителя есть, а обязанности ходить на собрание нет. А если крыша потекла, кто виноват? Управляющая компания! А то, что сам житель не пришел на собрание, никто не вспомнит. Поэтому налицо тенденция возврата от ТСЖ к прежним формам управления жилым фондом.
Н. АНИСИМОВ.
(Продолжение следует.)