7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Крым – Казань (ч.7)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Крым – Казань (ч.7)

3 июля 2014 года
Крым – Казань (ч.7)

      6. Конец «Саинова стула»: контуры новой реальности

     Агония Улуса Джучи, названного солдатом удачи Иоганном Шильтбербером в начальных десятилетиях XV в. «Золотой Татарией» (так что понятие «Золотая Орда» придумана отнюдь не русскими), продолжалась в течение длительного времени – начавшись с эпохи «Великой замятни», она закончилась лишь в 1502 г., когда крымский хан Менгли-Гирей нанес последний удар по сильно ослабевшей Большой Орде, именовавшейся в тогдашних источниках «Саиновым стулом», «Батыевым юртом», «престольным местом» («тахт эли»), присвоив себе громкий титул «Великая Орды великий хан» (Олуг Урданынг олуг ханы). В этом промежутке времени, т.е. между 1361-1502 гг., когда сменилось 5-6 поколений татар, произошло огромное число событий, бесчисленные сражения, для описания которых понадобился бы целый том. Мы же далее должны сосредоточиться лишь на том сюжете, который был заявлен как тема настоящей статьи.
     Когда описывают распад Золотой Орды, даже историки-профессионалы допускают одну традиционную ошибку – не учитывают фактического деления этого государства не на две, а на три части; кроме правового и левого крыльев (Ак Урда и Кок Урда), оно еще имело центр – ханский домен, находившийся в Поволжье. Специфика политической ситуации, однако, заключалась в том, что изначально этот центр входил в более сильное правое крыло, занимая, тем не менее, его рамках, особое место. Так вот, начиная с эпохи «Великой замятни», вся внутренняя борьба в Золотой Орде была сосредоточена вокруг обладания этим «престольным местом», как сейчас устанавливается, имевшем материальное выражение в виде «Золотого шатра» и стоявшего там «Саинова стула» «золотого трона» («алтын тахт»), унаследованного еще со времен Бату-хана, но восходящего по временам Чингис-хана, также имевшем огромный шатер – «Большую золотую ставку» /«Золотую Орду», внутри которой также стоял «золотой трон». Именно там происходила интронизация Чингисидов. Далеко не случайно, что Утемиш-хаджи, рассказывающий о том, как Тай-Дуглы бегим, жена Узбек-хана и мать Джанибек-хана, после смерти Бирдибека «призвала Хызр-хана и делала [его] ханом на троне Сарая», упоминает о «золотой юрте», оставшейся от ханов Узбека и Джанибека (правда, хивинский историк уже не знал о подлинном предназначении этого объекта, назвав его «свадебной»). Не зря Тай-Дуглы бегим, когда Хызр-хан решил разломать эту юрту из-за золота и серебра, ее украшавшей передала через своего человека новому хану, что делать этого нельзя – «здание, построенное прежними добрыми [людьми], пусть не разрушают», давая видимо иносказательно понять, что оно являлось средоточием власти в Золотой Орде. Именно в ходе той борьбы, которая разгорелась при распаде государства за овладение названным «тронным местом», обнаруживаются многие нити, связывающие Крымское и Булгарский / Казанский вилайеты Золотой Орды.
     Внимательный анализ имен ханов, в смуту 1360-1370-х годов сменявшие друг друга с неимоверной быстротой (иногда после четырехдневного правления предыдущего хана), когда в «Великую замятню» на престоле Золотой Орды побывали до 24 правителей, показывает, что, за небольшим исключением тех из них, чья генеалогия неясна, за обладание ханским доменом – престольным владением, тогда боролись Шибаниди, представлявшие правое крыло и Тука-Тимуриды, а также Ордуиды, представлявшие левое крыло (последние две группировки, по уже рассказанным причинам, враждовали между собой, а вот между Тука-Тимуридами и Шибанидами временные союзы случались, о чем еще будет сказано). Приход хана Тохтамыша к власти в Золотой Орде, в первый раз происшедший, по современным исследованиям, в 1371-1372 гг., затем сменившийся правлением Ордуида Урус-хана, прерывавшиеся временным занятием г. Сарая в 1374/75-1377/78 годах ханами из Шибанидов (Айбек / Илфак-ханом, его сыном Каганбеком, племянником последнего Арабшахом) и ставленником Мамая Мухаммедом Буляком, закончившийся после в 1378 г. смерти Урус-хана и его сына и наследника Токтания через два месяца правления, успешном завоеванием в 1379 г. Тохтамышем г. Сарая, подчинения им Хорезма, а весной 1380 г. – Крыма с Азаком, когда после битвы Мамая и его убийства в Кафе, по сообщениям русских летописей, «Мамаевы… князи сшедши с конь своих и биша челом Тохтамышу, и даша ему правду … и яшася за него», в политическую ситуацию, сложившуюся до этих событий, ничего особенно нового не добавил, ибо власть в государства в итоге оказалась у Тука-Тимурида. Новым было то, что в итоге победы Тохтамыша, чье домениальное владения находились в левом крыле – не случайно русские летописи подчеркивают приход этого хана «ото восточныя страны, от Синей Орды» – впервые произошло переселение кланов, традиционно находившихся там на территорию правого крыла, причем с одновременным вытеснением, как мы уже видели на примере Крымского тумена, ранее контролировавших этот регион, старых кланов (не только кыйятов, но и, очевидно, других). После этого события выходцы из Кок Орды в последующей политической жизни Золотой Орды стали важным фактором, что очень хорошо видно и на примере Едигея, чей родной клан-мангыты, также принадлежал в свое время к левому крылу государства, но затем стали играть ведущую роль и на территории Ак Орды.
     Теперь мы можем перейти к периоду ухода хана Тохтамыша с политической арены и усиления на распадавшемся золотоордынском политическом пространстве Едигея, попытавшегося восстановить могущество Золотой Орды, но не сумевшего преодолеть веления времени. Этот период для нас важен потому, что именно тогда окончательно выкристаллизовались будущие ведущие политическое игроки позднезолотордынской эпохи.

     Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (17)
Aqbars, 03.07.2014 в 17:10

Вопрос Д.Исхакову:
После развала Золотой Орды начинается системное отставание всех исламских стран от Западной Европы. Начало Реформации в Западной Европе - первая половина 16 века, выступление доктора богословия иттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, т.е. после развала Золотой Орды, которая произошла de facto даже в середине 15 века.
Не является ли "великая замятня", т.е. период гражданской войны середин 14-15 веков в Золтой Орде и родственных государсвах, неудачным аналогом Реформации в исламских государствах?
Вспомним академию Улугбека в Самарканде. И в этот период еще исламские страны, в частности и Золотая Орда, не отставали от Западной Европы.

Guest, 05.07.2014 в 15:55

Акбарсу.

Да, это интересно!
А Вы составьте, пожалуйста, перечень вопросов Дамиру Исхакову, и может быть уважаемый редактор Рашит Ахметов возьмет у него интервью, и опубликует в этой газете.
Это же всем очень интересно, а Вы сможете задать правильные вопросы, потому что сами хорошо знаете историю!

Guest, 05.07.2014 в 20:49

актырнак,ус-с-с!

Aqbars, 05.07.2014 в 21:44

Тохтамыш и Дмитрий Донской.
В соответствии с московской историографией поход Тохтамыша 1382 года на Москву связан с отказом Дмитрия Донского платить дань. Дмитрий Донской куда то сбежал, якобы собирать войска русские против Золотой Орды. Москву защищал литовский князь Остей. Тохтамыш взял Москву, Остей погиб при обороне. Дмитрия Донского же Тохтамыш оствил великим князем с правом собирать дань для Золотой Орды с других русских княжеств.
Неужели Тохтамыш и его советники страдали слабоумием? Почему право на великое княжение не было передано тверскому князю, помогавшему Тохтамышу в Московском походе?
Может, на самом деле в Москве было восстание против Дмитрия Донского, верного союзника Тохтамыша, который на Куликовом поле выполнял приказ Тохтамыша по подавлению мятежа Мамая?
Тогда становится понятным, почему после подавления мятежа у Дмитрия Донского не отбирается великое княжение.

Guest, 05.07.2014 в 22:57

дорогой АКТЫРНАК!
удивляюсь :почему в собственной истории так беспомощны?!
вроде много тех,кого в полный рот называем УЧЕНЫМИ-ИСТОРИКАМИ.
вопросы остаются без достоверных ответов.
вместо -предположения.
и это за такой близкий ист.период,как те же мамай,дм.донской?!
говорят -мало источников письменных.
русские летописи врут.
еще причины называют.
скорее -отговорки все же.
что же мешает копать глубжее?
зато за более древние времена кричат,бывает,петушком :мы такие,мы-сякие,полмира,поллитра и т.д.
в чем истинная причина отсутствия научной ист.истины,когда блуждаем все время в "трех сосенках"?!
продолжаю удивляться...

Guest, 05.07.2014 в 23:18

Говорят умные люди, что история дальше 17 века больше похожа на легенды народов мира. Поэтому не возможно достоверно узнать, что и как там было, и было ли вообще.

До сих пор непонятна причина смерти Сталина, как на самом деле развалили СССР.
А это ведь не времена Тохтамыша.

Guest, 06.07.2014 в 02:48

"Тогда становится понятным, почему после подавления мятежа у Дмитрия Донского не отбирается великое княжение".
***********
Да, это вполне логично! Скорее всего, так и было! Интересно, что об этом скажет Дамир Исхаков?
И вообще всю российскую лживую и приукрашенную псевдоисторию надо переписать нашим историкам, ведь они основываются только на фактах, а не на сказках, как писали раньше придворные российские историки.

Aqbars, 06.07.2014 в 08:37

Хан Узбек и Калита.
Основателем России-Московии, по-существу, нужно считать хана Узбека, разрешившему московскому князю Ивану Калите собирать дань для Золотой Орды с русских княжеств, которая в Москве изрядно воровалась. (С тех пор Москва и является перманентным воровским, коррупционным центром).
Почему хан Узбек совершил столь серьезную ошибку?
Возможно, значение русской дани в жизни Золотой Орды сильно преувеличено. Она составляла малую долю ее доходов. (Все соответствующие области сегодня дотационные). В случае, когда каждое княжество платило дань отдельно, приносило хлопот больше, чем пользы: денег привозят мала и постоянно друг на друга доносят. Постоянно необходимо назначать комиссии для расследования доносов. Вот и разрешили самому слабому княжеству собирать консолидированную дань.
Какую часть доходов Золотой Орды на самом деле составляла дань (налог на современном языке)с русских княжеств? Имеются ли на этот счет оценки историков&

Guest, 06.07.2014 в 14:13

"В случае, когда каждое княжество платило дань отдельно, приносило хлопот больше, чем пользы: денег привозят мало и постоянно друг на друга доносят. Постоянно необходимо назначать комиссии для расследования доносов. Вот и разрешили самому слабому княжеству собирать консолидированную дань.
Какую часть доходов Золотой Орды на самом деле составляла дань (налог на современном языке)с русских княжеств? Имеются ли на этот счет оценки историков?"
_______________

Да, видимо, для того, чтобы было меньше вынужденных контактов с вороватыми соседями, которые любят друг на друга доносить и грабить, хан Узбек решил поручить собирать эту небольшую чисто символическую дань Московии - самому слабому княжеству.
Таким образом, он, наверное, хотел научить население московии и других русских княжеств умению нормально контактировать и строить друг с другом цивилизованные отношения (без которых невозможно мирное сосуществование), а не только грабить и доносить на соседей.

Guest, 06.07.2014 в 19:08

Выходит, хан Узбек педагог великий, макаренко 13 века. Смотри-ка ты. А мы думаем, что это у нас не грабится и не доносится на соседей совсем. Вот же ответ - хан Узбек. Светоч!

Guest, 07.07.2014 в 17:12

а что нам скажет начальник транспортного цеха - ув.ДАМИР ИСХАКОВ?!

ДАМИР ИСХАКОВ, 08.07.2014 в 01:11

ничего не скажу

Guest, 08.07.2014 в 19:23

Есть версия, что поскольку Александр Невский побратался с Сартаком, то формально вошел в род Чингизидов. Соответственно, среди всех Рюриковичей только его род воспринимался монголами как равный и родственный. Поэтому все ханы тупо по родственному и отдавали ярлыки на княжение московским князьям - потомкам Невского

Guest, 08.07.2014 в 22:31

Уважаемые, в газете уже писали что вся Дань Руси Золотой орде составляла около 5 тысяч рублей в год, или 0.1 копейки с человека. Примерно стоимость буханки хлеба в год. И эта дань шла на содержание отрядов, которые защищали западные рубежи Руси от католиков.

Guest, 08.07.2014 в 23:44

В Золотой орде даже газеты выпускались? Надо же!

Guest, 09.07.2014 в 10:20

"В Золотой орде даже газеты выпускались? Надо же!"
================================================
Да! Выпускалась. "Ярлык" называлась. Её выписывали русские князья, в Орде.

Guest, 09.07.2014 в 15:29

"Уважаемые, в газете уже писали что вся Дань Руси Золотой орде составляла около 5 тысяч рублей в год, или 0.1 копейки с человека. Примерно стоимость буханки хлеба в год".
""""""""""
Это же в высшей степени гуманно и справедливо!
Почему бы не применить это мудрое и дальновидное решение, этот положительный опыт Великой Золотой Орды в области налогообложения Татарстана?
Тогда и все остальные вопросы решились бы мирно и положительно!