Крым – Казань (ч.6)
5. Завязка конфликта золотоордынских элит в последней четверти XIV – первых десятилетиях XV вв.
Отношения Тука-Тимуридов с кланом кыйят испортились во время событий, развернувшихся после смерти в 1312 г. хана Токты. Согласно преданиям, попавшим в сочинение Утемиш-хаджи, дело было так.
Покойный хан, дабы обезопасить свою власть от покушения со стороны других Чингисидов, также имевших права на золотоордынский трон, «истребил своих родственников и даже свое потомство». Исключение было сделано для сына и наследника Эль-Басара (Эль-Басмыша), а еще одного из его племянников (это был сын младшего брата Токты Тогрыла (Тогрылджи), спрятала его мачеха Байалун-келин (она являлась византийской принцессой. – Д.И.), переправившей султана – будущего хана Узбека, в «Черкесские горы». И тут случилось несчастье: наследник Эль-Басар умер раньше своего отца (по источникам, в 1309 – 1310 гг.). Когда больной хан лежал в великой печали из-за того, что ему некому было оставить престол после смерти, Байалун, после гибели мужа Тогрылджи ставшая женой Токты, раскрыла ему секрет, рассказав, что его племянник жив и находится в «Черкесском вилайете». Обрадованный хан распорядился послать за ним кыйята Исатая (Иса-бека) и сиджита (салджигута) Алатая с «сорока тысячами человек», чтобы они вернули султана, которому тогда, как говорит Утемиш-хаджи, исполнилось четырнадцать лет. Конечно, это предание, но не без некоторой связи с реальными событиями, согласно Ибн-Халдуну, «когда умер Токтай, то наместник его Кутлутемир возвел на престол Узбека, сына брата его Тогрулджайа, по совету хатун Байалун, жены отца его Тогрулджайа». По «Истории Шайха Увайса», «Узбек, сын Тулычи, в Хорезме сговорился с Кутлук-Тимуром».
Но дальше было вот что: после смерти хана Токты, как сообщает Утемиш-хаджи, один из знатных лиц (он был аталыком покойного хана. – Д.И.), которого звали Баджиртук-Буга (Баджир Ток-Буга), происходивший из «омака (т.е. аймака. – Д.И.) уйгур», как отмечает названный выше хивинский историк, «эля с многочисленными (и) сильными родами (и) племенами», решил до приезда Узбека перехватить власть у Чингисидов и стать ханом в нарушение всех канонов. Что он и реализовал – он не только «провозгласил себя ханом», но и взял в жены всех жен предыдущего хана (включая Байалун), «подчинив себе весь народ».
Когда беки, поехавшие за султаном Узбеком, узнали о случившемся, они сговорились по прибытии в ставку хана убить его. Если принять во внимание, что это были предводители основных кланов (скорее всего, из карача-бейских) Золотой Орды, к тому же с большим войском, да еще, судя по сообщениям источников, поддержанных наместником хана Кутлук-Тимуром, также бывшим из клана кыйят, у узурпатора дела были плохи. В «Истории Шайха Увайса» сообщается, что после того, как Узбек в Хорезме сговорился с Кутлук-Тимуром, они «отправились в орду… под предлогом выражения своей скорби (о смерти) государя», а когда вошли в ставку, во время аудиенции Узбек «вонзил нож в Ильбасмыша, а Кутлук-Тимур ударил ножом Кадака» (последний тоже, видимо, являлся одним из великих беков и намеревался на престол посадить сына Ильбасмыша). Но в «Чингиз-наме» Утемыша-хаджи события даны более красочно. Там также рассказывается, что после прибытия султана Узбека и поехавших за ним беков они вошли в ханскую ставку, причем их успели предупредить, что по сигналу там их собираются убить; они не стали дожидаться покушения на себя и Исатай из клана кыйят, вытащив меч, «рубанул по шее» сидевшего на престоле Баджиртук-Бугу, а Алатай из клана салджигут, насадив голову, «отлетевшую на целый шаг», на кинжал, закричал: «Вот (она) голова вашего повелителя! Не двигайтесь из своих мест!». Затем эту голову носили «по куреням», а после того «ханом подняли на трон хазрата Узбека-хана».
Какой бы версии событий мы не придерживались, ясно одно – после смерти хана Токты в Золотой Орде была предпринята попытка государственного переворота – а если исходить из Утемиша-хаджи, то и сопряженной с интронизацией «черного человека», не бывшего представителем «золотого урука» Чингисхана – пресеченная на корню верными Чингисидами и обычно старшими эмирами.
Что должен был сделать в такой ситуации хан Узбек? Конечно, потребовать к ответу членов своего «улуса», позволивших случиться такому. Что он и сделал. Как рассказывает Утемиш-хаджи, воссевший на трон в весьма необычных условиях Узбек-хан в гневе на «огланов (т.е. на других принцев-Чингисидов. – Д.И.) Йочи (Джучи)-хана от (других его) семнадцати сыновей, родившихся от других матерей», сказал: «Разве не сыновья вы нашего отца? Чем становиться рабами нукерами черного человека (Баджиртук-Буга, даже имея знатное происхождение и являясь представителем сильного клана, даже побывав ханом, не будучи Чингисидом, оставался «чернью». – Д.И.) и покоряться ему, оспорил бы кто-то из вас у (него) ханство. Коль согласились вы на рабство (и) нукерство у черного человека, то и я отдам вас в кошун (отряд, подчиненная группа. – Д.И.) простолюдину!». И хан приказал отдать султанов-Джучидов под подчинение кыйяту Исатаю. Последний, в свою очередь, как отмечает Утемиш-хаджи, из-за «уважения» к предку Шибанидов «Шайбан-хану» не стал их репрессировать, «предоставив их самим себе» и даже передав им «двухсотавный эль» из кланов буйран и карлук. Похоже, тогда у Джучидов левого крыла были отобраны (полностью или частично) их эли. Например, беку Алатаю, сопровождавшему Исатая во время его поездки к Узбеку, был отдан эль, «состоявший из племени минг» (Утемиш-хаджи). Между тем из более поздних источников мы знаем, что этот клан входил в число личных элей (каучинов) Тука-Тимура, дарованных ему самим Чингисханом. Получается, что в период восхождения Узбека к власти в Золотой Орде пострадали и Тука-Тимуриды, оказавшиеся во власти Исатая-бека из клана кыйят, ставшего беклерибеком хана Узбека. И этот акт политической воли нового хана имел определенные последствия, о чем также можно узнать у Утемиш-хаджи.
Он отмечает, что тогда, когда во время «смуты», т.е. очевидно, «Великой замятни», Мамай с правым крылом ушел в Крым, а левое крыло во главе с Тенгиз-Бугой (он в этом источнике назван «сыном» названного выше бека Исатая, на самом деле являясь его внуком, ибо его отцом был Джир-Кутлы. – Д.И.) отправилось «на берег реки Сыр», что подразумевает территорию Кок Орды, случилось следующее: Тенгиз-Буга из клана кыйят, явно занимавший позицию главы левого крыла, будучи «наглым и злым человеком», по отношению к тем Джучидам, которые по воле хана Узбека оказались под его властью, применительно к ним вел себя из рук вон плохо. Он их, как сказано в источнике, «истезал и унижал», даже использовал как простых рабочих, «таскавших воду, делавших и подносивших кирпичи» при возведении мавзолея над могилой Джир-Кутлы, отца Тенгиз-Буги. Кроме того, согласно источнику, когда в юрте бека Тенгиз-Буги игралась хвалебная музыка в его адрес, все джучидские принцы, вынужденные сидеть в кругу вне юрты, пред ее дверями, «снимали… шапки свои, опускались на колени и стояли до тех пор, пока (Тенгиз-Буга) не выпивал (свою) чашу и не прекращали играть музыку». Однажды опальным огланам-султанам подобное пришлось проделывать в лютые морозы, в итоге у одного из них, бывшего потомком Орды, правителя левого крыла, «обморозились уши», да так, что «более чем до половины отвалились».
Когда проштрафившиеся Чингисиды жили в таких условиях, пришла весть о смерти хана Бердибека (это произошло, напомним, в 1359 г.). И в момент получения Тенгиз-Бугой этой вести указанные Джучиды, в составе которых, судя по именам, кроме Ордуидов находились и Тука-Тимуриды, решили взять реванш – сговорившись заранее, они ворвались в ставку правителя левого крыла Золотой Орды Тенгиз-Буги и «отрезали ему голову».
Из приведенного рассказа можно понять, что Ордуиды (из них происходил хан Урус) и Тука-Тимуриды (в их число входил хан Тохтамыш) по отношению к клану кыйят, чьим беком, как уже отмечалось, на правом крыле (Ак Орде) являлся Мамай, могли испытывать только лютую ненависть, о чем при анализе дальнейших событий не следует забывать.
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
(Продолжение следует.)
Ак Орда - Кок Орда, Чингизиды - Кияты, ... у нас сейчас тоже есть Россия и Новороссия, путиниты и казаки, похоже "замятня" начинается.
А это - перманентное состояние Ордынской империи -России-СССР-РФ. Каждому держиморде рано или поздно приходится иметь дело с требованиями масс о социальной справедливости и равноправии.
После распада Золотой Орды принципиальных перемен на территории Евразии действительно не произошло. Россия-Московия так и застряла в позднем средневековье. Распад же Золотой Орды произошел по вполне современной причине: отсутсвие демократической процедуры смены власти в Орде через каждые 4-7 лет. К середине 14 века, когда Золотая Орда достигла своей высшей точки развития, число джучидов, примерно с одинаковыми правами на Сарайский престол, стало большим. За каждым своя партия феодальной аристократии и непобедимая татарская конница. И развернулась почти столетняя граданская война.
"Идегей":
"...Множества были – для дела войны –
Тысяцких, сотских, десятских видны,
И иргавылы на конях,
И сургавылы на конях,
И ясаулы на конях
Все, кто мог помчаться в поход,
Все, чей род–Чингизов род,
Выехали из дворца.
Не осталось даже юнца,–
Лишь бы способен был сесть в седло,
Сапоги надев наголо.
Неизмеримо было число
Пеших бойцов на всех путях
Черный взметнув Чингиза стяг,
С черной пушкой, внушавшей страх,
Выстрелами колебля прах,
Оглашая рассветную тишь,
Войско повел хан Токтамыш.
...
Устремился вперед Идегей.
Опрокинул, когда пришел,
Он с холодной водою котел,
Всех давя, валя, гоня,
Наземь свалил Чингиза стяг,
И копыта его коня
Раздавили Чингиза стяг.
...
Было утро, спустилась мгла –
Пыль густая на землю легла.
Эта битва была тяжела,–
Тяжела работа была.
Скоро стали для дела войны
Берега Идиля тесны.
От копыт не осталось коней
От голов не осталось мужей
Мертвецов валялись тела,
Сосчитаешь,– нет им числа.
На удар отвечал удар,
Друг друга пришлось убивать
Двум войскам свободных татар,
Когти, зубы пришлось вырывать.
А была ли в этом корысть,–
Чтобы горла друг другу грызть?
Был у воинов ум помутнен
тот пал, пополам рассечен,
Тот затоптан, к земле примят...
Опустился на землю закат
Потемнел небосвод над рекой.
Очень мало осталось в живых
На одной стороне и другой.
...
Смута настала в Идиль-стране.
Гибли в междоусобной войне
Множества отцов и детей,
Как предсказал муж Идегей,
Темный день на землю пришел.
Сотворенный Чингизом престол
Стал престолом, где кровь лилась.
Ханский дворец исчез из глаз.
Край разоренный стал пустым.
Отошли друг от друга тогда
Аждаркан, Казань и Крым.
Золотая распалась Орда."
БРАВО,актырнак.в этом ПРИЧИНА.много стало равновеликих : :- син дэ мулла,мин дэ мулла - атка печэн кем сала?!
Согласен, но дело не только в равновеликих и в социальной справедливости, дело также и в этническом факторе, в тамошнем населении. Люди сейчас живущие на территории между Днепром и Кубанью это ведь не совсем русские, и уж точно не москали, хотя и говорят на русском, эти люди казаки. В 17 веке они подняли восстание, отделились и так потрепали Речь Посполитую, что ту в конечном итоге через 100 лет разделили между собой Пруссия, Австрия и Россия. Тем самым эти казаки можно сказать фактически развалили польскую империю.
До того, в 14 веке то же население Днепра, Дона и Кубани, тогда их называли половцами (кыпчаками, куманами, позднее ногайцами) подняли мятеж против сарайских ханов чингизидов, об этом идёт речь в настоящей статье, и развалили Золотую Орду.
Ранее, в 5 веке онногуры, сарогуры и другие племена всё с тех же земель Дона и Кубани восстали против гуннов, сыновей Атиллы и уничтожили их империю.
Так что восстание в Донецке и Луганске это скорее начало процесса развала не столько Украины, сколько РФии, так как "Новороссия" это не только юго-восток Украины, но также Ростов и Кубань, и население этих территорий не украинское или русское, а казацкое, и исторически так сложилось, что мятежи там запускают процессы развала великих империй. Вообщем зря Путин их вооружает и спонсирует, они отделятся сначала от Киева (присоединить их к РФии не дадут американцы), а затем и от Москвы (восточная "Новороссия") и тем самым похоронят путинскую империю.
И правильно сделают...