Крым – Казань (ч.4)
3. Булгарский вилайет, Кыйяты и Мамаева Орда
Уже изложенные сведения исторического характера позволяют говорить об особых этнополитических контактах Мамаевой Орды, чей реальный глава из племени кыйят Мамай владел Крымским вилайетом (туменом), с Булгарским вилайетом во главе с «Булгарским князем» в конце XIV в., как мы видели, также бывшим из того же клана. Наша задача – опираясь на уже накопленные к настоящему времени данные, попытаться обнаружить глубинные исторические связи двух названных выше административно-территориальных образований Золотой Орды, контролировавшихся в определенный исторический период, как будет видно далее, весьма длительный, князьями одного и того же клана. Без этого практически невозможно разобраться в тех событиях, которые происходили в Ак Орде – западном крыле Улуса Джучи, во второй половине XIV – начале XV вв.
Хивинский историк Утемиш-хаджи в своем труде «Чингиз-наме», описывая события, случившиеся в Золотой Орде во время правления там сына хана Джанибека Бердибека (1357 – 1359), ради власти совместно с сарайскими беками уничтожившего не только собственного больного отца, но и весь свой «урук» (12 братьев, включая грудных младенцев), замечает: «…В то время было много смут. Кыйят Мамай забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, (a) левое крыло увел на берег реки Сыр (Сыр-Дарьи. – Д.И.) Тенгиз-Буга, сын кыйата Джир-Кутлы». Данное сообщение источника фиксирует раскол между Ак Ордой и Кок Ордой в ходе начавшейся в Улусе Джучи «великой замятни», но одновременно указывает на нахождение реальной власти в обоих крыльях Золотой Орды в руках знати из клана кыйят, занимавшего в государстве высокое положение. Согласно Утемишу-хаджи, в ходе названных событий «большая часть эля» хана Бердибека тогда ушла в «вилайет Крым к кыйяту Мамаю», затем, как мы уже видели, доставшуюся после поражения Мамая в 1380 г. от хана Тохтамыша победителям, в числе которых были и «личные» племена хана ширин, барын, аргын и кипчак, а также его «прочие эли».
Но что скрывается под этими скудными строками хивинского историка в плане внутренних событий в Ак Орде? Кое-что на этот счет из источников узнать можно, хотя относительно крымско-поволжских (булгарских) связей и не так много.
Известно, что темник Мамай начал возвышаться в 1361 г. не в последнюю очередь из-за своего происхождения из «царственоого» клана кыйят, а также благодаря женитьбе на дочери покойного хана Бердибека из «урука» хана Узбека. О высоком положении этого клана мы знаем из «Продолжения сборника летописей» (первая пол. XV в.), в котором есть рассказ о прибытии в 1315 г. «великого посла» из «кости» кыйят Ак-Буги из Золотой Орды в государство Хулагуидов – в г. Тебриз, где эмир Хусаин-гурген устроил в его честь пир и в ходе него захотел подать гостю чашу с питьем сидя. Ак-Буга тогда «рассердился и начал шуметь (говоря): «Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный йасак и обычай (йусун), по которому гурген (т.е. ханский зять не из «золотого урука» Чингисхана. – Д.И.) должен стоять как слуга перед уруком». На это эмир Хусаин возразил, что тот пришел «с посольством, а не для устройства урука Чингизханова», в результате чего Ак-Буга, согласно источнику, замолчал. Как видим, в первых десятилетиях XIV в. знатные представители клана кыйят, откуда в свое время вышли и предки Чингисхана, ставили себя в особое положение, о чем скорее всего как бек этого племени помнил и Мамай.
После первого захвата темником Мамаем г. Сарая в 1361 г. со своим ставленником уже знакомым нам ханом Абдаллахом/Габдуллой он там не смог удержаться, повторно завоевав этот «престольный» центр лишь в 1367 г. Но они опять весьма быстро, в том же или следующем 1368 г., были вытеснены оттуда своими противниками и ушли (во всяком случае, сам Мамай) в Крым. Но Мамай тем не менее продолжал контролировать часть Поволжья. Например, когда осенью 1370 г. великий князь суздальский и нижегородский Дмитрий Константинович послал рать на «болгарского князя Асана/Осана», это было явно сделано по повелению Мамая, посадившего в том году в своей Орде ханом «Мамат салтана» (Мухаммед-Булака, по нашему мнению). В итоге этого похода в политическом центре Булгарского вилайета на «княжение» (по русским летописям) был посажен некий «Салтан Баков сын» («Салтанбаков сын»). Скорее всего, это был Чингисид, ибо у него, судя по имени, можно заподозрить наличие титула «султан». А если иметь в виду, что при этом уже бывший там «князем» Асан/Хасан остался на месте, в лице «Бакова сына» мы, судя по всему, имеем дело с уже упоминавшемся в 1377 г. в г. Булгаре «Махмат Солтаном» (он там отмечается вместе с «болгарским князем Осаном»), в котором надо видеть названного выше «Мамат салтана»/Мухаммеда-Буляка. Поэтому можно думать, что прибытие в 1370 г. в Булгарский вилайет посла из Мамаевой Орды, скорее всего, привезшего в это престольное владение ярлык на контроль над данным административно-политическим образованием со стороны Чингисида «Мамат солтана», скорее всего свидетельствует о том, что сам политический центр Мамаевой Орды мог находиться не в степях Дешт-и Кипчака или в Крыму, а в г. Булгаре, далеко не случайно в некоторых поздних татарских хрониках называвшегося «золотым престолом» («алтын тахт»).
В итоге получается, что Мухаммет-Буляк (Махмат/Мамат солтан), как и Габдулла с Туляком, также, похоже, сидевшие на «ханском» престоле в Мамаевой Орде, точнее, скорее всего в г. Булгаре, были из клана кыйят, но не Чингисидами в том плане, что они происходили из женской линии «золотого рода», а не из мужской. Интронизация этих «шахзаде» на ханском престоле было нарушением обычая, но в условиях крайнего дефицита у Мамая подлинных Чингисидов допустимое – на территории Золотой Орды уже наступала пора правления «гургенов» (вспомним хотя бы Тимура), являвшихся на самом деле племенными беками, возможно, в ряде случаев (но не всегда) происходившими от принцесс ханского рода.
Теперь, имея в виду значимость вопроса о времени появления клана кыйят в Крымском и Булгарском вилайетах Золотой Орды, пора перейти и к его рассмотрению.
Отца Мамая, которого звали Алашем/Алышем/Алишом, пока не удалось связать с известными историческими личностями, но во время правления хана Узбека (1312 – 1342) клан кыйят уже занимал в политической структуре Улуса Джучи видное место. В частности, «старший эмир», «начальник улуса» этого хана Иса-бек, женатый на дочери Узбека (т.е. занимавший социально значимую в золдотоордынском обществе позицию «гургена»), может быть идентифицирован Исатай Кыйятом, сыгравшим решающую роль в интронизации Узбека. Судя по тому, что около 1358 г. Крымское владение с центром в г. Солхат перешло к Алибеку, сыну Исы б. Тулу (Тулук) – Тимуру (аль-Мухибби, ал-Калкшанди), домениальное владение клана кыйят в первой половине XIV в. находилось именно в Крыму (но в реальности Иса-бек приходился братом Тулук-Тимуру). Действительно, комплекс золотоордынских документов за 1358 г. упоминает «правителя Крымского тумена» Кутлуг-Тимура (итальянцы Кафы звали его «сеньором Солхата»), являвшегося, в свою очередь, сыном правителя Крымского тумена в 1300 – 1341 гг. Тулуг-Тимура, которого арабский путешественник Ибн Баттута посетил лично. Он сообщает, что над «городом Кирам (т.е. Иске Кырымом/Солхатом. – Д.И.) (со стороны хана Узбека) поставлен эмир, имя которого Тулуктимур». Затем, когда арабский путешественник выехал в г. Сарай в «сообществе» Тулук-Тимура, его сопровождали брат Иса и двое сыновей (Кутлу-Тимур и Сарубек). Присутствие клана кыйят, образующего в Золотой Орде отдельный тумен уже во время правления хана Тохты (1291 – 1312), видно из следующего высказывания Рашид-ад-Дина: «…племя кият в настоящее время находится у Тохтая и о котором говорят, что оно составляет один туман». По всей видимости, Мамай находился в родстве с упомянутыми выше знатными владельцами Крымского тумена из клана кыйят, но из-за состояния источников мы пока не можем установить точно его генеалогическую цепочку.
Из сохранившихся исторических материалов достаточно уверенно можно заключить, что клан кыйят появился в Крыму во время завоевательного похода монгольских войск 1236 – 1242 гг. Об этом свидетельствует и сообщение Утемиша-хаджи о том, что при выделении Шибану Бату-ханом «родов и племен» наряду с «вилайетами», в дополнение к уже данным «тридцати тысячам человек» ему были еще приданы «десять тысяч кыйятов (и) йуралдаев» (тут «йуралдаи» – это испорченное от имени Бурундай/Бурулдай, о котором см. далее). В этом источнике уточняется, что данное событие случилось перед походом Шибана «в вилайеты Крыма (и) Кафы». Кроме того, историк XVIII в. Абд ал-Гаффар Кырыми (он происходил из рода Ширинов) также упоминает об отправке Бату-ханом Шибана в крымский поход с аталыком последнего «Бор(а)лтай Тараклы Кыйятом». Наконец, в известном среднеазиатском сочинении XVI в. «Таварих–и гузида-ий нусрат-наме» есть следующее известие, подтверждающее уже приведенные выше отрывки источников: «Шайбан-хан проявил большую доблесть при завоевании Булгара, руссов, асов и в сражении с башгирдами. За это ему было пожаловано сорок тысяч человек». Далее в источнике приводятся имена лиц, возглавлявших отдельные клановые структуры этих войск: «…Имена предводителей этих сорока тысяч (таковы): кыйят Бурулдай бик, затем дед (предок) (Гали) бика из кунгратов, Тайбуга из буркутов,Туругбуга из тюменей».
Безусловно, после завоевательных кампаний 1236 – 1242 гг. часть этих войск осталась в районе Крыма. Так, при описании поездки египетских послов к хану Берке около 1263/64 г. через Крым и далее от Судака в степь, там отмечается «начальник по имени Тукбуга», который «начальствовал над десятком тысяч воинов и был правителем всего этого края». Похоже, что тут мы имеем дело с предводителями кланового войска из группы Шибана в один тумен из племени «тюмен/туман/таман» (не отсюда ли название Тюмени?). В 1258/1260 гг. из ряда русских летописей мы знаем также об участии «Бурундея безбожного», занявшего в 1256/57 г. «мест в Куремьсине» по соседству с Галицко-Волынским княжеством (на правом берегу Днепра), в походе во главе «множества полков татарских» на Литву (1258 г.) и на Польшу (1259 – 1260), когда после взятия Сандомира он затем «возвратился в свои вежи». Как видим, глава клана кыйят, несмотря на то что он мог быть в случае необходимости со своими войсками переброшен и в другие районы Монгольской империи (например, известно, что Бурунтай-нойон при Менгу кагане (1251 – 1260) во главе десятитысячного отряда «воевал между Бишбалыком и Каракорумом»), все еще оставался на западе, скорее всего центральным владением имея Крым.
В ходе завоевательного похода 1236 – 1242 гг. Бурундай-нойон (бек) и клан кыйят участвовали также в войсках Шибана и других Чингисидов во главе с Бату-ханом в покорении Волжской Булгарии осенью 1236 г. Об этом Рашид ад-Дин сообщает: «Бату с Шибаном и Бурулдаем и войском (пошли) в поход против буларов и башгудов». В русских летописях «Бурундай-багатырь» фигурирует среди первых воевод Бату в боевых действиях против «Болгарской земли», Владимирско-Суздальского княжества и при завоевании Киева. Эти известия перекликаются с другими данными (Джувейни, «Историей Вассафа»). Самое любопытное заключается в том, что участие Шибана и вверенных ему войск в завоевании Волжской Булгарии, судя по всему, привело к тому, что он и его потомки, а также части подчиненных им кланов, получили определенные права на эту территорию (возможно, на восточную часть Волжской Булгарии и все Приуралье), оставшись там. В этом плане заслуживает внимание один дастан об Аксак-Тимуре, записанный (или переведенный) казанским краеведом А. Кавериным в первой половине XIX в., в котором речь шла о том, что «Абдуллах-хан, владевший городом Булгаром», происходил «от поколения Джучи, сыновей его Бойярки (видимо, хана Берке. – Д.И.), Шабана и Кашела ханов», с примечанием, что последние двое владели «народом болгарским» после брата их «Бойярки-хана». Похожая информация есть и в «Джихан-наме» Катиба Челеби: «Упомянутый народ (булгары. – Д.И.) находился под властью Шейбани б. Джучи б. Чингиза и Кишилу-хана». Несмотря на то что мы имеем дело с легендарными данными, они соответствуют другим материалам, говорящим о нахождении Шибанидов в Булгарском вилайете.
Очевидно, пребывание клановых войск, связанных с Шибаном, в Крымском и Булгарском вилайетах уже с XIII в., позволяют протянуть нити между двумя административно-политическими образованиями Золотой Орды с XIV в. вплоть до походов 1236 – 1242 гг. Кроме прочего, тут нам следует обратить внимание на то, что Шибан и часть его владений, безусловно, оказались на правом крыле Улуса Джучи, что следует иметь в виду, когда мы займемся рассмотрением некоторых деталей той эпохи, которая наступила в Золотой Орде в результате «великой замятни» 1360 – 1370-х годов. Этот анализ и позволит посмотреть по-новому на крымско-казанские дела XV в., что историками в основном все еще в должной мере не сделано.
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
(Продолжение следует.)
Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный йасак и обычай (йусун), по которому гурген (т.е. ханский зять не из «золотого урука» Чингисхана. – Д.И.) должен стоять как слуга перед уруком
__________________________________________________
Иной раз начнёшь читать историков-татаристов, имперцов, евразийцев и начинаешь задумываться: зачем нам Туган тел возрождать, популяризировать, может с русского сразу на монгольский переходить ???? ((((
Правильно!
Монголия родина предков. Все татары в Монголию.
Там русских нет. Никто нам не помешает жить в своих традициях.
Хочу домой в Монголию!
статья тенденциозная-совершенно не упоминается великая кушанская династия марата токушева -из зависти конечно!
Ты Enter сколько раз нажал между строчками? Брысь отсюда, салага. Гадишь как котёнок. Здесь взрослые люди пишут.
Татарлар бер халык, Алтын урда варислары, иң бөек халык, болгарлар иң кабәхат, иң кафер, иң юнсез халкы кешелек тарихының.