Крым – Казань (ч.11)
Когда он в августе того же года вернулся в Крым, против него уже созрел заговор, в результате которого ему, возможно, на короткий период пришлось покинуть трон, но 11 января 1424 г. Давлат-Берди повторно был избран крымским ханом.
Именно в этот период сарайский хан Улуг-Мухаммед столкнулся с большими проблемами – по сообщениям источников, в 826 г.х. (1422 – 1423 гг.) Борак-оглан «захватил орду Мухаммед-хана, и большая часть улуса Узбекского подчинилась и покорилась ему». В итоге Улуг-Мухаммеду зиму 1423 – 1424 гг. пришлось провести на Днепре, что создало прямую угрозу крымскому хану Давлат-Берди. Действительно, между этими двумя ханами вскоре произошли два сражения – в них вначале в конце марта 1423 г. одержал победу Давлат-Берди, затем той же весной, несколько позже, Улуг-Мухаммед, в результате к 12 июня 1424 г. ставший крымским ханом, но ненадолго: уже в августе 1424 г. он покинул Крым, стремясь занять сарайский престол. Крымский же престол после этого опять занял Давлет-Берди, просидевший там до весны 1425 г.
Когда хан Улуг-Мухаммед между концом апреля и серединой мая 1425 г. вернулся в район Крыма, что было связано как с сезонным кочевым перемещением его Орды, так и с желанием самого хана овладеть Крымом, в г. Солхате накануне 14 мая 1425 г. его еще раз признали крымским ханом. Показательно, что зимой 1425 – 1426 гг. Улуг-Мухаммед зимовал уже в Крыму, очевидно, находясь в г. Солхате. Однако «сидение» в Крыму для него было временным явлением, в душе он оставался «сарайским» ханом. Как видно из его письма османскому султану Мураду II от 1428 г., в 829 г.х., начавшемся 12.12.1425 г., как он сообщает, «с Божьей милостью (его) войско двинулось в поход», в ходе которого (его воины) «обратили в бегство Борака с Мансуром». Как только Улуг-Мухаммед удалился из Крыма, согласно письму генуэзского консула от 6 февраля 1426 г., «татары пришли в движение», что означает – сторонники Давлет-Берди подняли голову. Дело закончилось тем, что с апреля 1426 г. в Крыму началось четвертое по счету правление прежнего хана.
Но Улуг-Мухаммед, судя по его посланию Мураду II, ушел недалеко и в 1426 – 27 гг., 1427 – 28 гг. зимовал на р. Озе, т.е. в Приднепровье. Таким образом, с марта 1426 г. Давлат-Берди правил в Крыму и прилегающих землях, а Улуг-Мухаммад и Борак – в остальных частях Золотой Орды. На этот раз правление Давлат-Берди в Крыму продолжалось недолго – к июню 1427 г. он перестал быть там ханом, то ли умер, то ли передал власть своему сопернику. У Абдулгаффара Кырыми сказано, что «Давлат-Берди в эпоху Улуг-Мухаммеда… находился в Крыму… в окружении нукеров», с добавлением, что он «умер в Крыму» и «его мазар (находится) в Салачике». Таким образом, на этот раз Улуг-Мухаммеду на довольно длительный период удалось объединить Крымское и Сарайское владения, возможно, имея столицу в г. Солхате. Согласно Ал-Айни в 832 г.х. (11.10.1427 – 1.10.1428) Улуг-Мухаммед был уже «государем Крыма и прилегающих к нему земель». По белорусско-литовским источникам это последнее воцарение Улуг-Мухаммеда тоже не обошлось без участия Витовта, ибо когда тот находился в Киеве, «старейшины ордынские» опять просили у него царя и он дал им «Магнета». Не исключено, что эти князья были во главе со знакомым нам Тегиня-беем, так как в «Родословной Ширинских князей и мурз» есть строки о том, что по «Кадыр-Берди первым Тегиня-беем Ширинским был избран Улуг-Мегмет Гирей хан». Учитывая знатное происхождение этого князя – напомним, что он со стороны матери происходил от дочери хана Джанибека Бисылу-хануш, сам будучи женат на сестре хана Тимура б. Кутлуг-Тимура, занимая как беклербек (баш карачи) пост «сеньора Солхата», по-другому – «главной даруги» или «правителя Крымского тумена» и имея резиденцией г. Солхат, он вполне мог сыграть самую активную роль в интронизации Улуг-Мухаммеда, что подтверждается и уже приведенным рассказом Абдулгаффара Кырыми о его поднятии на ханство.
После установления основных перипетий первого периода ханствования Улуг-Мухаммеда, можно переходить к описанию дальнейших событий, происходивших в зоне правого крыла Золотой Орды, в результате которых этот хан, достаточно неожиданно для себя, оказался на казанском престоле. В ходе этого описания мы столкнемся с Хаджи-Гиреем б. Давлат-Берди и другими его сородичами, с которыми Улуг-Мухаммед конкурировал. Но об этом в следующем номере.
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
Да-а-а-а-а-а... Такая муть, что ни одного комментария. С почином тебя, дамир. Добился таки того, что по крайней мере здесь, никто не хочет реагировать на твою пургу.
Подожди. Пусть допишет. Потом надо применить другую концепцию и получится новая гипотеза историографии. Просто у нас народ не привык к тюркским именам и топонимике. А они сами за себя говорят и наводят на новые подходы к трактовке событий. Халха монголы вообще отпадают в глухой изолят. Всем думающим это давно понятно. Ну, это на вскидку... Джагфар тарихи сплошняком в тюркских именах. Поэтому его и не собираются публиковать целиком с комментариями даже как предмет обсуждения. А без дискуссии не будет истины.
Конечно, а что тут интересного. Кочуют туда, кочуют сюда. Нет у них ни Родины, ни своего народа. В конце концов прикочевали в Московию к Ивану Грозному. Такова участь служилых татар. Ещё Мухамедьяр о них писал, не буду цитировать даже...
Можно пояснить,кто такие служилые татары,а кто не служилые и как их сейчас отличить друг от друга.
Могу пояснить. "Служилые татары" термин чисто московский, заимствован московитами у монголов. Монголы захватив территории впоследствии вошедшие в улус Джучи порабощённое население именовали татарами (видимо по тюркской традиции, т.к. род Чингисхана восходит к тюркизированному населению прибайкалья - курыканам). В Дешт-и-Кыпчаке мужское население они либо истребили, либо продали в рабство, в Египет в основном (мамлюки-бахриты). Подчинившихся брали на службу в войско, поэтому и войско и население было татарским в Золотой Орде. После принятия ислама при Узбеке кочевники стали именоваться узбеками, а при распаде Золотой Орды от узбеков отделились мангыты (ногайцы) и казахи. Те же кто не приживался во вновь возникших племенных объединениях уходили наёмниками на службу в Литву, Москву, в Казань или Крым, так и остались татарами.
В Москве кочевники-наёмники так и назывались - служилые татары, целое сословие служилое было наравне с детьми боярскими они впоследствии были объединены в дворянское сословие Российской империи.
Большевики как известно дворянство ликвидировали после революции и саму империю также. А кто сейчас служилый татарин, а кто не служилый и как их отличать сами думайте.