Крым – Казань (ч.2)
1. Хан Тохтамыш, Ширины и Крымский тумен
Рассмотрение этнической истории крымских татар и анализ проблемы их прошлых связей с татарами Поволжья было решено начать с эпохи начавшегося распада Золотой Орды, явные признаки которого появились уже после «великой замятни» 1360 – 1370-х годов, когда с исторической арены ушли наследники могущественного золотоордынского хана Узбека (1312 – 1342), завершившего обращение в ислам татар – государствообразующего народа этого Великого Улуса (Олуг Улус). Почему отсюда? Да потому, что в этот период локальная история Золотой Орды становится более заметной, и мы можем узнать весьма интересные ее детали, ранее скрытые от нас из-за состояния источников.
Вначале обратимся к представленной в XIX в. русским властям крымскими мурзами-потомками крымско-татарской знати из рода князей Ширинских (в Крымском ханстве представители этого рода являлись беклярибеками – улуг карача беками или, по-русски, князьями князей), «Родословной Ширинских», сообщающей: «(Предки их) пришли в Крым от реки Волги с подвластными народами… Дангы-бей (один из основателей рода князей и мурз Ширинских. – Д.И.) прежде покорения Крыма татарами владел за Волгою (т.е. к востоку от реки. – Д.И.) многочисленным народом… Сын его Руктемир-бей находился при хане Тохтамыше». Упоминаемые в этой генеалогии фигуры – все лица исторические, а в самом рассказе о них нашли отражение подлинные исторические события, проливающие свет на этнополитическую историю крымских татар последней четверти XIV в. Но для того чтобы разобраться в них, нам придется привлечь новые данные.
Они содержатся в труде хивинского историка XVI в. Утемиша-хадиси «Чингиз-наме». Согласно ему, племя (эль) Ширин, возглавляемое князьями из этого клана, происходило от «эля Ас», у которого была тамга «чумеч» (ковш). Этот эль, наряду с несколькими другими (эли Барын, Аргын и Кипчак), входило в число «нукеров» жившего в районе Мангышлака Туй-хаджи, отца будущего хана Тохтамыша. Речь в данном случае идет о «каучинах» – племенах, дарованных предкам Тохтамыша и входивших в личные владения данной ветви Чингисидов (о ней еще будет сказано отдельно). Но «аское» происхождение Ширинов не означает, что оно должно обязательно возводиться к кавказским осетинам (асам/аланам). Дело в том, что старинный юрт Туй-хаджи, находившийся в Мангышлаке, поблизости от Хорезма, имел собственное «аское» население: судя по ал-Масуди (X в.), в Хорезме имелись асы (аль – arsiah > aorsi > as), которые хотя и были первоначально родственны кавказским осетинам (аланам), имея индоиранское происхождение, к XI в. уже оказались сильно тюркизированы печенегами – недаром ал-Баруни сообщает о том, что их язык являлся смесью хорезмийского (среднеиранского) и печенежского, что явно предполагает сильное влияние на более раннее индоиранское население тюркских групп (Алемань, 2003). Совершенно неслучайно, что арабские историки XIV в. (Абу Фида, Ибн Баттута, ал-Омари) различают аланов и асов, определяя последних как тюрков (qaummin al Turk), к тому же исповедующих ислам и живущих в степях, а также в г. Сарае. Так вот, можно полагать, что вместе с ханом Тохтамышем именно эта группа совместно с другими личными элями хана в 1370-х годах из района левого крыла (Кок Урда) Золотой Орды вторглась в земли правого крыла (Ак Урда) государства, о чем рассказывают не только родословные записи Ширинов, но и другие исторические источники. Но для того чтобы разобраться в них, надо еще раз вернуться к названной родословной.
В ней говорится: «…при Тохтамыше Дангы-бей командовал войском, а сын его Рухтемир (его подлинное имя звучало как Урунг/Уренг/Урен-Тимур. – Д.И.)… (находился) при хане Тохтамыше… Рухтемир (был) возведен в первые (места) над всеми подвластными хану беками (т.е. он стал улуг-карачи/беклярибеком. – Д.И.) и народами… В диване (ханском совете. – Д.И.) (он сидел) с ханом с правой стороны его». Эта информация может быть перепроверена на основе других источников. Так, согласно Утемишу-хаджи, Урек-Тимур, сын бека племени Ширин, находился на службе у хана Тохтамыша, в 1379 – 80 г. будучи его «улуг-беком» (т.е. улуг карачи-беком). Он воевал вместе с ханом Тохтамышем против Мамая за контроль над Золотой Ордой. Мамай, являвшийся беком (темником) племени Кият и одновременно бывшим зятем (гурген) хана Джанибека и владевшим Крымом, пытался тогда через подконтрольных себе ханов править всей Золотой Ордой. Описывая эти события, Утемиш-хаджи указывает: «Большая часть элей, оставшихся от Джанибек-хана, была у Мамая. Тохтамыш-хан убил Мамая и забрал его эли и нукеров, пришел в вилайат Сарая». Абдул-Гаффар Кырыми, историк XVIII в., говорит о том же: «Ширин-бей Урак-Тимур б. Дангы-бей служил Тохтамышу как главный бей (до 1395 г.) и его сын, Тегина б. Урак-Тимур, был отцом Ширинов в Крыму». На самом деле, как видно из Утемиш-хаджи, после убийства в 1380 г. Мамая Урак-Тимуру досталась не только жена (как указывалось, являвшаяся дочерью хана Джанибека) Мамая, но и его Крымское владение, известное по жалованной грамоте хана Тохтамыша за 1381 г. как «Крымский тумен». То, что вся эта информация достоверна, вытекает из источников, упоминающих Тегина-бея в первой трети XV в. Так, в 1408 г. «князь Тегина» фигурирует в сообщении русских летописей, рассказывающем о вторжении золотоордынских войск во главе с Идегеем в северо-восточные русские земли. Затем, в продолжении летописи арабского хрониста ад-Дахаби (Дзехаби) в комментариях по случаю смерти в 1419/20 г. великого Идегея сказано: «Он (т.е. Идегей. – Д.И.) был только вторым эмиром, так как при нем был еще другой эмир по имени Тегина. Старшими эмирами там бывают эмир правого крыла и эмир левого крыла. Должность эмира правого крыла правил Тегина, а должность эмира левого крыла – Идики».
Итак, Тегина-бей из клана Ширин, владевшего Крымом со времени Урак-Тимура, являлся главой правого крыла Золотой Орды – во времена его сына Эминека, как это видно из жалованной грамоты 1453 г., данная должность именовалась как «главный даруга, правитель Крымского тумена». Очевидно, клан Ширин возвышался над остальными личными элями Тохтамыша (Барын, Аргын и Кипчак), сосредоточенными в Ак Урде со времени завоевания хана всей Золотой Орды. То, что и Тегина-бей продолжил владеть Крымом, вытекает из отдельных русских летописей, повествующих о том, что осенью 1432 г. «князь великий ордынский Ширин Тегина», находившийся до того при дворе тогдашнего золотоордынского хана Улуг-Мухаммеда, ушел «в Крым зимовати», весной возвратившись в Орду хана «ис Крыма». Если принять во внимание, что при Улуг-Мухаммеде тогда находился и его зять Хайдар (Айдар), бек из клана Кунграт, также являвшийся «великим князем ордынским», очевидно, являясь предводителем левого крыла (Кок Урда) Золотой Орды, становится понятным, что в период летних кочевок все золотоордынские кланы, являвшиеся еще кочевниками, «стягивались» в Поволжье – домениальное владение сарайских ханов с центром в г. Сарае (город, вопреки разным утверждениям о его ликвидации Тимуром, продолжал существовать как значительное городское поселение вплоть до 1470-х гг.).
Понятно, что Тегина-бей, как и его ближайшие предки, оставался на постепенно распадавшемся золотоордынском политическом пространстве видной политической фигурой (следует обратить внимание и на его «службу» у хана Кадыр-Берди, сына хана Тохтамыша, о чем сообщает Утемиш-хаджи). Единственно, есть некоторые сомнения в том, действительно ли Тегиня являлся сыном Урак-Тимура, ибо в летописном сообщении от 1408 г. он назван «Шиховым сыном». Если это не испорченное от «Ширина», то он может оказаться сыном Яхшы-хаджи б. Урак-Тимура, являвшегося аталыком у другого сына хана Тохтамыша – Кепек-хана. Тогда он окажется не сыном, а внуком Урак-Тимура.
Как бы то ни было, Ширины овладели Крымом при хане Тохтамыше и закрепились там как «правители Крымского тумена». И тут стоит обратить внимание на следующее: согласно ал-Калкшанди (1355 – 1418), Крым, чьим политическим центром являлся г. Солхат (другое название, как уже отмечалось, Иске Кырым), образовывал в Золотой Орде (скорее всего времени правления Тохтамыша) особую область или «округ» (иклим), в состав которого кроме г. Старого Крыма входили не только Судак и Кафа, но и, что весьма показательно, г. Укек (Увек), находившийся, как известно, на Волге (рядом с современным г. Саратовом). Есть основания думать, что такая конфигурация Крымского владения была связана с кочевыми перемещениями в XIV – XV вв., возможно, и позже, кланов, составлявших Крымский тумен, затем и Крымское ханство. А это означает, что историю крымских татар первой половины XV в. точно нельзя рассматривать в отрыве от истории татар Поволжья, например, входивших в Большую Орду, но и не только.
Такая детализированная информация нам нужна потому, что без обращения к ней практически невозможно поставить на научную базу исследование крымско-поволжских этнополитических связей средневековья, особенно XIV – XVI вв. Однако для того чтобы данная тема получила достаточную разработку, в нее необходимо ввести еще один сюжет, на этот раз связанный с исследованием генеалогической линии хана Тохтамыша, родичи которого играли ключевую роль в западной половине Золотой Орды в первых десятилетиях XV в., а затем, после ее распада, в таких ханствах, как Крымское, Казанское и Касимовское.
Для начала отметим, что будущие крымские ханы Гиреи находились в близком родстве с Улуг-Мухаммедом, считающимся основателем Казанского ханства, где довольно долго правили его потомки, частично оказавшиеся и в Касимовском ханстве. Однако меньше известно то, что Улуг-Мухаммед, приходившийся близким родственником Тохтамышу (см. далее), в начальный период своего возвышения не только был тесно связан с Крымом, но и, согласно «Родословной Ширинских», именовался «Гиреем», что говорит о прекрасной осведомленности крымско-татарской знати относительно генеалогических нитей, связующих крымских Гиреев и линию Улуг-Мухаммеда.
Для того чтобы разобраться в хитросплетениях этих генеалогических связей, нам придется обратиться к родословной хана Тохтамыша и других его родственников. Итак, вот как выглядела генеалогическая таблица самого Тохтамыша: Чингисхан – Джучи – Тука-Тимур – Урунг-Тимур – Сарыча – Кунчек (Кончак) – Туглы-ходжа углан – Той (Туй)-хаджа углан – Тохтамыш-хан. А вот генеалогия Улуг-Мухаммеда: Чингисхан – Джучи – Тука-Тимур – Урунг-Тимур – Сарыча – Кунчек (Кончак) – Тулек-Тимур – Ченте углан – Хасан (Ичкеле Хасан) углан – Улуг-Мухаммед-хан. Как видим, ханы Тохтамыш и Улуг-Мухаммед были близкими родственниками – первый приходился дядей (по отцу) второму. Из-за того, что в 1391 и в 1395 годах Ченте углан, дед Улуг-Мухаммеда, фигурирует в войсках хана Тохтамыша, можно полагать, что все ближайшие родичи хана Тохтамыша вместе с ним передвинулись в западную часть Золотой Орды.
Теперь обрисуем начальную часть генеалогии крымских Гиреев, что позволит нам установить их родственные связи с названными выше Чингисидами: Чингисхан – Джучи – Тука-Тимур – Урунг-Тимур – Сарыча – Кунчек (Кончак) – Тулек-Тимур – Ченте углан – Баш (Таш)-Тимур – Гийас ад-дин – Хаджи– Гирей-хан (генеалогия дается по Муизз ал-ансаб). Из приведенной родосдовной явствует, что отец Улуг-Мухаммеда Хасан углан и Баш (Таш)-Тимур, являвшийся дедом Хаджи-Гирея, были братьями.
Таким образом, все приведенные выше «гнезда» Чингисидов, давших правителей возникших на развалинах Золотой Орды западных татарских ханств, приходились друг другу близкими родственниками, явно находившимися в ближайшем окружении хана Тохтамыша, о чем в источниках можно найти весьма любопытные сведения.
Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
(Продолжение следует.)
так и я о том же :как нос воротить крымтатарам от предков-не получается никак(как тут писал в прошлый раз один крымец:татар -для нас обидная кличка!).
На кой нам эта история монгольской кочевой знати, которые большее отношение имеют к русскому дворянству, к казахам и узбекам чем к нынешним крымским и волго-уральским татарам. Мало ли, что в 13-16 веках они управляли территориями от Днестра до Иртыша, гораздо важнее для нашей истории, то что в 16 веке они все продались Московии и вместе с Иваном Грозным штурмовали Казань в 1552 году, а потом 7 лет грабили и уничтожали население захваченного государства. Также и с Крымом потом обошлись. Зачем лепить эту искусственную "славную историю средневековой татарской этнической общности" которой, этой общности, не было, а были и есть казанцы, крымцы, ногайцы, каракалпаки, казахи, "кочевые" узбеки и другие тюркские народы.
Всё это явно заказная парадигма татарской истории в духе евразийской концепции, продвигаемой известно откуда...
какие бы парадигмы в россии,все заказные,на продажу.сегодняшняя реальнсть.историю пишем и пишем и пишем...котов вчера душили душили,душили душили!..
Не считаю лишним описание Д.Исхакова о истории брачно-родственных союзов между крымским,астраханским и казанскими ханствами. Это тоже занимательно, особенно тем кто глубже интересуется историей.
все заказные,на продажу
__________________________
именно, и цена этому для татар - русификация и исчезновение. а для казахов и среднеазиатов - утрата государственности с, также, последующей русификацией. казахи к примеру помнят же советские времена. вот и всё евразийство вместе с историей брачно-родственных союзов чингизидов.
разве господин исхаков не хочет кушать.в академию?дети взрослые,внуки-все как у людей.какой взгляд на фоте многозначительный!
Исхаков - молодец.
Давно пора писать истинную историю татар.
Татары - это Золотая орда, болгар-булгар придумывали в Москве, чтоб оболванить всех татар.
Болгары, как об этом пишут арабские историки, были самым скверным народом во всей Восточной Европе, их всех истребил и выгнал из родных мест исламский полководец Марван.
Болгары - единственный народ в истории, которых мусульмане поголовно вырезали, города которых сровняли землей, все это они сделали только из-за того, что болгары были самыми дикими людьми, самыми большими исламофобами (ат-Табари).
В нас нет не капли гнусной болгарской кяфирской крови.
Болгаризм - это новый вид предательства, когда татары прячутся от своей сути, бегут от своей истории за кличкой "булгар".
Все болгары-булгары - ПРЕДАТЕЛИ ТАТАРСКОГО НАРОДА, слуги Московские.
нугай. Ай какой ты "молодец". Ай какой ты "герой". Покапайся в истории. Почитай разных авторов. Может чуточку поумнеешь.
Во всяком случае, предателем не стану, не стану прятаться за навязанной Москвой скверной кличкой булгар.
Когда иван грязный утопил казаньское ханство в крови ни ногайцы, ни крымчане не пришли на помощь, а марийцы и чуваши боролись наравне с казаньцами.
Бүленгәнне бүре ашар. Где сегодня ногайское ханство, где крымское ханство? Потмки булгар хоть как-то выживают на территории татарстана. О том, что казаньское ханство есть преемник Волжской Булгарии уже давно доказано.
Читай Гафарова, Закиева, стихи Мухамедьяра, дастан ИДЕГЕЙ, Р. Фахретдина и др.
Предателями НОГАЙЦЫ стали в 1552 году, когда они предали казаньцев. Первым предателем был ИСМАГИЛ, Юсуп не пришел на помощь Суембике.
НЕ БУЛГАРИСТ.я не поэт,но я скажу стихами...НЕ ПРИШЛИ НА ПОМОЩЬ ни нугаи,ни крымцы,ни астраханцы,ни сибирцы-никто!а вот с русской стороны участвовало много наших(не осуждая,отмечаем как факт).то,что через год ГИРЕЙ маскву пожег,историю не меняет-казанское ханство уже уничтожено,народ брошен на растерзание, и,говоря по русски, У ВСЕХ ХАТА С КРАЮ!так это было,никак иначе!
Гость 17.05 09:13.Дорс эйттегез.+100%.Эгэр дэ бу хэллэр кабатланса- тагын да шулай булачак.Кызганыч, бик тэ кызганыч, халыкнын милли уз анлыгы тубэн.Булгэлэп бетерделэр инде татарны.Шатлансыннар.
Яхшы.
Татарча язам.
Болгарлар - иң кабәхат халык булганнар, алар 200 ел буе исламга каршы сугышканнар, йөзмеңләгән мөэминне суйганнар, Кобрат хан үзе Константинополдә укып кайткан поп булган. Шуның өчен дә ул башкисәрләрне илләреннән куып таратканнар мөселманнар. Безгә аларның нибары 2 меңе генә килеп җитә алган (Әт-Табари). Казан ханлыгы халкы 2 мең кафер шул болгарлардан килеп чыккан дип атаудан да көлке әйбер юк. Татарларны болгар итү - Мәскәүгә кирәк, татар хәтле татарны өтек Татарстан кысаларына тыгып куяр һәм аның данлыклы бар тарихын юкка чыгару өчен.
Ә кырымлыларга караган вакытта ялгышасың, Казанда Кырым ханзадәләре булган вакытта Казан бөек, көчле булган, нугайлар белән дә ялгышасың, Казан ханлыгының 60 %-ы нугайлар булган, Каманың бар көн-ягы.