27 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.4)

18 мая 2015 года
Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.4)

     Прочитав все это, еще раз внимательно просмотрел подлинник документа «Некоторые наши соображения…» и перепечатку его в избранных трудах. Ничего подобного в нем, конечно, нет. Вот так тревожные размышления и пессимистические, но реальные прогнозы Султан-Галиева товарищи из военной коллегии и в первую очередь председательствовавший на заседании бригвоенюрист Суслин и его напарник, имевший такое же звание, Буканов превратили в четко разработанный план государственного переворота и отделения республик от СССР. Очевидно, оба они не только не отличались грамотностью, но и проявили халатность при подготовке приговора. Ничем иным не могу объяснить его строку о том, что речь идет о Султан-Галиеве, «органами НКВД в 1928 г. высланного на 10 лет за к/р деятельность». Султан-Галиев был приговорен к 10 годам концлагеря в Соловках, которыми заменили первоначальный приговор к ВМН только в июле 1931 г. А весь 1928 г., вплоть до ареста в декабре в г. Глазове, находился на свободе, бывал в служебных командировках в нескольких областях и республиках, в том числе и Татарии. То, что оба бригвоенюриста были обязаны вынести такой приговор, естественно, и претензий к ним нет, никто не хотел быть тогда политическим «камикадзе». Но материалы дела они, очевидно, читали невнимательно или «были явно не в форме» и полностью доверились малограмотному «клерку» в звании младшего военюриста, писавшему проект приговора, не изучив биографию подсудимого. Отсюда и эта нелепая ошибка о его высылке на 10 лет за три года до того, как это случилось.  
     При Ежове в том же доме на Никольской немедленно приводили в исполнение многие приговоры к высшей мере наказания, выносимые коллегией. Бывали дни, когда из его подвала в крематорий Донского монастыря и другие места захоронения увозили 20 – 30 тел. Теперь же проходила объявленная приказами нарковнудела СССР Л.П. Берии и генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского, кампания по «восстановлению законности и правопорядка». Поэтому Султан-Галиеву не только дали высказаться по ряду пунктов обвинения и опровергать некоторые из них, но после оглашения вердикта разъяснили, что хотя приговор окончательный и обжалованию не подлежит, но он имеет право написать ходатайство о помиловании Президиуму Верховного Совета Союза ССР, и оно обязательно будет передано туда. Что он и сделал на другой день, написав такое ходатайство на четырех страницах, где опровергал обвинения в шпионаже и подготовке восстания в Прелюбском районе Саратовской области,  являвшиеся самыми «расстрельными». Ответа из Президиума ВС СССР пришлось ждать почти полтора месяца. Он был буквально «завален» такими просьбами и ходатайствами. Отказ в помиловании, оформленный как «Постановление заседания Президиума Верховного Совета Союза ССР N6/ 49/сс от 20 января 1940 г.». О чем ему сообщили 27 января, за день до расстрела, то ли в Лефортовской, то ли в Бутырской тюрьме, ибо в справке о приведении приговора в исполнение указан только город Москва. В одном документе написано, что из Казани в конце 1937 г. его этапировали в Бутырскую тюрьму, где он сидел еще в 1930 – 1931 гг. Очевидно, это произошло все-таки в «Бутырке». Судя по изданному в 2004 г. международным обществом «Мемориал», Комиссией по реабилитации жертв политических репрессий при президенте РФ и другими правозащитными организациями списку «Жертвы политического террора в СССР» и документам ЦА ФСБ РФ о лицах, расстрелянных в конце января – начале февраля 1940 г., включая самого Ежова и двух названных выше казанских чекистов, их тела были кремированы в Донском монастыре и прах захоранивался в общей могиле. Скорее всего, там «упокоился» и Султан-Галиев. В романе, посвященном его судьбе, весьма живописно рассказано, как его расстрелян лично Л.П. Берия, якобы приехавший утром 28 января по поручению Сталина в Лефортовскую тюрьму и потребовавший у Султан-Галиева покаяния, но получивший отказ. В книге эта сцена, конечно, весьма запоминается, особенно впечатляет «диалог Берия – Султан-Галиев», когда Берия услышал в его конце: «Я верил Сталину, а он завел нас в тупик». В ответ раздался выстрел. Удивило при чтении романа лишь сталинское поручение Берии этой «процедуры», такое вряд ли было в реальности. Для подобной «работы» существовали специальные «исполнители», и в этот день, судя по документам, они расстреляли более 10 человек. Да и для Сталина он не был тогда такой уж значительной фигурой, чтобы посылать к нему для расстрела самого наркома внутренних дел СССР Берию.
     Султан-Галиев и до сих пор личность легендарная, теоретик планетарного масштаба. Его биография была окутана мифами и вымыслами, авторами которых являлись как специалисты по созданию образов «политических злодеев», так и доброхоты, пишущие приглаженные «жития святых» политических деятелей, погибших в годы репрессий. Вторых особенно много развелось после ХХ съезда КПСС. Особенно насыщен ошибками «панегирик» Султан-Галиеву, изданный в 1990 г. А.В. Сагадеевым под названием «Мирсаид Султан-Галиев и идеология национально-освободительного движения. Научно-аналитический обзор». Автор, квалифицированный специалист по философии арабского мира, но совершенно не знающий историю Татарстана, очевидно, решил высказаться на тему, становящуюся все более «модной», а главное – безопасной и сулящей определенные моральные преференции. Он добросовестно пересказывает иностранные издания, положительно характеризующие Султан-Галиева. Но когда дело доходит до Татарии, ошибка за ошибкой. Чего стоят его утверждения, что Р. Сабиров (председатель ТАТЦИК, никогда не занимавший должности в партийном аппарате) был секретарем Татарского обкома партии, а писатель Галимджан Ибрагимов, тоже никогда не работавший в партийных органах, также назван им «председателем татарских большевиков». По утверждению Сагадеева, башкирский лидер Заки Валидов, получивший первоначальное образование в сельском медресе своего отца-муллы, а затем продолживший его в медресе Марджани в Казани и закончивший Венский университет только в 1935 году, являлся профессором Казанского университета, преподававшем там еще до 1917 г. Особенно «впечатляют» и его фантастические «версии» о судьбе самого Султан-Галиева, одну из которых стоит процитировать. Он пишет «Существует даже версия, согласно которой Султан-Галиев был жив еще в 1952 г., получил по распоряжению Сталина комнату в Москве, где готовил ему какие-то материалы». Ладно, еще не добавил, что он помогал Маленкову по поручению Сталина готовить отчетный доклад на XIX съезде партии. Сагадеевский опус, особенно в части, касающейся татарских деятелей, вызвал критический отзыв в печати трех казанских историков, подробно перечисливших его ошибки в изложении истории республики и биографий ее деятелей, напоминающие очень «развесистую клюкву». После четверти века с момента появления этой работы, равно как и предшествовавших ей книг некоторых зарубежных ученых, откуда он берет свои сведения о теоретических взглядах героя, и в первую очередь фундаментальных трудов Беннигсена и Лемерсье-Келькеже, первыми привлекших внимание зарубежной научной общественности и интеллектуалов к судьбе, как они его называли, «отца третьего мира», можно объяснить некоторые их ошибочные суждения тем, что в то время еще не были опубликованы многие рассекреченные в 90-х гг. материалы по делу Султан-Галиева. Я с большим удовольствием в Париже, где меня познакомила с ней известная журналистка и писатель, правнучка последнего турецкого султана Кенеза Мурад, вручил в 1998 г. Ш. Лемерсье-Келькеже (ее наставник и соавтор Беннигсен к этому времени уже умер) изданную в Москве с моим предисловием и биографическими справками, «строго секретную» стенограмму «Четвертого совещания по национальному вопросу», проходившему 9 – 12 июня 1923 г., дающую ответ на многие вопросы, связанные с судьбой Султан-Галиева и политической атмосферой того времени. Просмотрев ее, она сказала по телефону: «Как жалко, что Беннигсен и я не читали ее раньше, какими мы были наивными». Все это, конечно, не оправдывает так называемые «факты», приводимые А.В. Сагадеевым о Татарии и ее деятелях. 

Б.Ф. СУЛТАНБЕКОВ,
профессор.
 
(Продолжение следует.)

Комментарии (33)
Расим, 20.05.2015 в 14:46

И тут татнацисты не упомянули случаем обмазать Ахмет Заки Валиди. Сталинский стукачок Султангалиев - значит мыслитель планетарного масштаба. А Валиди "закончил университет только в 1936 году". Стукачов Султангалиев - дерьмо рядом с Валиди. Валиди - учёный мирового уровня. Организатор башкирского государства. А Султангалиев - дерьмо.

Рафаэль, 21.05.2015 в 07:18

Ублюдочный Расим до сих пор не знает что татар типтяр Валиди организовал для них государство . А сын башкорт Рахимов пропупал его , хотя А Дильмухаметов давно предупреждал его об этом . Кстати Айрат то же полукровка , ну не везет башкирам с чистой кровью почти все тупицы на вроде Расима.

Расим, 21.05.2015 в 12:48

Типтяр? Типтяры - говно на палочке. Стукачки вроде Айдара (на самом деле Бориса) Халима.

Рафаэль, 23.05.2015 в 09:54

Есть сайт рб 21 век А Бердина , который подписывается ником Герей .Редкое чмо скажу я вам возомнившем из себя великого ученного .Типичный башкирин статьи и коменты антитатарские печатает и пропускает . А те что пишут татары удаляет .

Кул Шариф , 23.05.2015 в 18:33

А кто такой валиди? Нет никто и звать никак!

Кул Шариф, 24.05.2015 в 03:15

Рафаэль брат - зашел на сайт А Бердина. Чушь полная , башкирское высокомерие так и прет из всех щелей. Но теперь я все понял , если коротко то спасибо башкирам за все что они сделали для нас. Если бы не они то мы бы так и остались кочевым народом))) с полным отсутвием - культуры, гос - сти, и тд. Еще я понял что все герои это башкиры , а мы только присвоили их себе. Ну и конечно главный герой всех времен и народов Салават Юлаев. Если бы не этот животновод то история татар, да и не только была бы намного трагичней. Ответ те за что башкиры так не любят татар???

Рафаэль, 24.05.2015 в 07:17

Основный причина в ассимиляции башкирского населения в татар(схожий язык , одна религия , культура. межнациональные браки ) . Чтобы остановить этот этот процесс надо работать над собой повышать культуру , осваивать новые знания итд .Быть конкурентноспособным если коротко а это не легко сами знаете вот и приходится им идти простым и проверенным путем по принципу курятники клюй нижнего и сри на нижнего . Вторая причина черная зависть ,когда человек не может реализоваться не остается ничего другого как обливать других грязью .

Рафаэль, 24.05.2015 в 14:55

клюй ближнего . Хочу добавить такая политика вредит в первую очередь самим башкирам так как происходит замещение целей . Вместо идей развития им подсовываются ложные цели.

Ильшат, 24.05.2015 в 18:30

Рафаэль, по первой причине согласиться можно. Многие башкирские активисты утверждают, что татаризация башкир, особенно в приграничных с РТ районах, идет полным ходом и этот процесс пытаются в последние 10-15 лет остановить. Татаризация началась с момента воплощения в жизнь большевистского проекта под названием ТААСР, когда вам предоставили формальную государственность, и длится по настоящее время. Но ваша республика, по идее, в те годы для этого и была создана, что тоже понятно.
Вторая причина, как вы пишите, - это "черная зависть"... Пытался понять вас, но так и не понял. Завидовать есть чему? Положение татар, в целом, намного хуже и плачевнее, чем у башкир.
И про замещение целей и про курятник тоже ничего не понятно. Кстати, колхозный сленг советую вам здесь не использовать, так как со стороны смотрится не совсем красиво.

Кул Шариф, 25.05.2015 в 00:21

Ильшату . И в чем же положение татар хуже башкирского позвольте спросить?А ведь теперь все понятно - ТАССР была создана специально , что бы всех башкир сделать татарами.И ведь ваш муртаза записывав татар целыми аулами в башкиры, не правда ли ?Пишу с полной ответственностью , так как тесть с тещей были записаны башкирами( не то в95-97)Вы спросили хотим ли мы видеть вас в своем народе- уверяю вас нет!!! Не нужны вы нам. Уясните себе- слишком вам много чести будет. Оставайтесь башкирами.Хотя при становлении республик вам отдали наши земли, не забывайте этого. Вынужден написать вам правду так как побывав на ваших нац сайтах был поражен вашей ненавистью к татарам. Хотя кто вас замечает с вашей тупой злобой.

Guest, 25.05.2015 в 08:03

Башкиры отвоевали республику, татарам республику подарили.

Guest, 25.05.2015 в 11:44

У кого башкиры отвоевали? И кому подарили? Башкиры сами пришедшие под руку русского царя ( одевшие добровольно хомут на шею) . Вам ли вякать??? Сидели бы в юртах и молчали в кошму.

Кул Шариф, 25.05.2015 в 12:44

Согласен!!! Кочевники! У которых никогда не было своей нос - сти . Это факт. И не надо обижаются башкирам на это. Татары их и не замечают, на все их потуги доказать себе и всем , что они такие востребованные и всем нужны. Якобы что татары их желают включить в свой народ. Мы не хотим видеть их татарами - даже если бы они просились!кроме себя они не кому не интересны.и что брать то у них- никаких больших успехов ни в чем. Не понимаю башкирской неприязни к татарам .в чем мы вас обидели? Всегда хорошо относился к башкирскому народу , но то, что читаю на ваших сайтах меня по меньшей степени удивляет.получается если бы не татары то вы жили бы счастливо и припеваючи. Мы то в чем перед вами виноваты?

Расим, 25.05.2015 в 13:45

Кул Шариф, 25.05.2015 в 00:21

Ильшату . И в чем же положение татар хуже башкирского позвольте спросить?А ведь теперь все понятно - ТАССР была создана специально , что бы всех башкир сделать татарами.И ведь ваш муртаза записывав татар целыми аулами в башкиры, не правда ли ?Пишу с полной ответственностью , так как тесть с тещей были записаны башкирами( не то в95-97)Вы спросили хотим ли мы видеть вас в своем народе- уверяю вас нет!!! Не нужны вы нам. Уясните себе- слишком вам много чести будет. Оставайтесь башкирами.Хотя при становлении республик вам отдали наши земли, не забывайте этого. Вынужден написать вам правду так как побывав на ваших нац сайтах был поражен вашей ненавистью к татарам. Хотя кто вас замечает с вашей тупой злобой.
______________________________________
Какие "наши земли", полоумный? В 1897 году в Уфимской губернии вас было всего то 7%. Беженцев. О каких "наших землях" идёт речь?

Расим, 25.05.2015 в 13:46

Guest, 25.05.2015 в 11:44

У кого башкиры отвоевали? И кому подарили? Башкиры сами пришедшие под руку русского царя ( одевшие добровольно хомут на шею) . Вам ли вякать??? Сидели бы в юртах и молчали в кошму.
____________________________________________
Башкирскую республику башкиры отвоевали. С Заки Валиди и после - Хэнэк Болахы (Восстание Вил), он же Кара Боркот - Чёрный Орёл. Восстания. Войны. А татары только и делали, что стучали на башкир то красным то белым. И сейчас татарские "воины" воюют за независимость: ТОЦ пишет доносы на башкир в Кремль и ФСБ чуть ли не ежемесячно!

Расим, 25.05.2015 в 13:48

Стоило мне написать, кто такой Султангалиев по сравнению с Валиди да и вообще что это за дерьмо, стукачок. Так татарва сразу взбесилась. Визжит и плюётся как пойманный за руку базарный вор.

Guest, 25.05.2015 в 17:05

Кул Шариф, 25.05.2015 в 00:21
----------------------------
Проект ТАССР был реализован в жизнь не для ассимиляции башкир, а для того, чтобы расколоть мощное тюркистское движение в стране. Башкирская политическая элита поддерживала отношения с басмаческим движением, азербайджанскими деятелями, беглыми младотурками. Не удивлюсь, если выяснится, что Советам в данном вопросе помогал Акчура, прихвостень Ататюрка. Казанская историческая школа очень слабая, у них не занимаются фундаментальной историей, башкирские ученые уже давно бы все это исследовали.
Большевики, создав ТАССР для деморализации башкирских политических деятелей, сделали две важные вещи. Во-первых, в рамках этого же проекта они не стали "сочинять" татарскую историю. Сейчас это головная боль №1 для казанцев. Хочется и монголами побыть и булгарами. Но любая нация, не имеющая собственной истории, бессильна перед вызовами.
Во-вторых, советские государственные строители, создали татарский советский народ из разных этнических групп, кроме отдаленной схожести в языке, не имеющих ничего общего. Все это было, безусловно, продуманно соратниками Ленина-Сталина.
Не хочу никого обидеть, просто изложил исторические факты, имеющие важное значение для братского Татарстана.

Рафаэль, 25.05.2015 в 18:50

В чем разные то . Моя мать из Сибири ее отец сибирский татар мама казанская татарка . Мой отец имеет корни татар казаков ( мищари ) его отец из казанских татар . В чем разность языка и менталитета ? Вы себе сказки напридумывали что мы отличаемся друг от друга . Татары единая нация и мы не смотрим кто в каком регионе родился . Глупости это все - башкирские .Конечно вам это дико у вас до сих пор родоплеменной строй . А я живу в Алматы

Рафаэль, 25.05.2015 в 19:05

Знаю 4 башкир по Алматы все женаты или были женаты на татарках и еще одна башкирка замужем за татаром выходцем из Китая . Слышал есть еще одна башкирская семья , но их дети скорее всего женятся или выйдут замуж за татар . Вопрос какая здесь татаризация ? Кто их силком заставил женится или выходить замуж за татар ? Кто виноват что их дети считают себя татарами ?

Рафаэль, 25.05.2015 в 19:40

Я с казахами и уйгурами прекрасно общий язык нахожу а вы пургу несете что татары все разные .Вы дальше своего аула нос не высовываете а рассуждаете а таких вещах . Каждый суслик агроном каждый башкир историк . Мы по сегодняшним событиям не можем найти согласия а вы за чистую монету считаете версии своих историков которые черпают знания из сомнительных источников и однобоко освещают исторические события .

Русский казанец, 25.05.2015 в 19:54

Мы по сегодняшним событиям не можем найти согласия а вы за чистую монету считаете версии своих историков которые черпают знания из сомнительных источников и однобоко освещают исторические события.

=================================================


!

Кул Шариф, 25.05.2015 в 23:27

Казанец Вы правы.каждый кулик свое болото хвалит. Мне просто не понятно за что башкиры винят татар во всех бедах. Если бы не татары у них было б свое государство- при всем уважении к братскому башкирскому народу - у них не было своей гос сти. И только сейчас они создали что то подобное. Поэтому обращаюсь к башкирам не стоит винить татар. Лучше учитесь , образовывайтесь, становитесь сильнее без оглядки на татар. Не мы виноваты в ваших бедах! Рафаэль дустым как всегда я сто бой согласен на все 100! Я рад что у меня такой соплеменник!Ассаламу Алейкум брат!

Рафаэль, 26.05.2015 в 06:52

Валейкум ва салам дустым !

Guest, 26.05.2015 в 09:41

папа,а башкирские ученые-историки есть?
-нет,сынок.это-фантастика.

Башкир, 26.05.2015 в 11:41

Хотелось бы побольше информации про мишарей. У них много групп в социальных сетях. Они всегда подчеркивают свою самобытность. Но научной литературы о них не встречал. Это правда, что одно время существовала Мишарская республика?

Мишарин, 26.05.2015 в 12:08

Нет таковой не существовало. Мы причесляем себя к малой под группе ( большого единого татарского народа) короче едины. Среди народа можем шуточно называть себя- сливками))) короче мы ТАТАРЫ!!! И вбить клин не удастся.

Кул Шариф, 26.05.2015 в 12:14

Полностью поддерживаю. Спроси любого мишарина кто он - ответ один татарин. И потом уже в ходе общения выясняется что кто то мишарин, типтяр и тд. А в большинстве даже и не выясняется потому что никому это и не надо. Просто земляк вне зависимости от места проживания.говорят у башкир есть разделения- луговые, степные ?

Guest, 26.05.2015 в 13:06

Луговые степные это одуванчики. А вот про Мишарскую республику где-то писали уже.

Guest, 26.05.2015 в 13:34

Скорее суслики.

Guest, 26.05.2015 в 13:42

Башкиры и мишаре - братские народы и никто нас не сможет рассорить.

Guest, 26.05.2015 в 19:50

Конечно самые братские из всех братских!!!

Guest, 26.05.2015 в 20:08


№2 написал: Расим Сегодня, 14:09



ICQ: -- | | Группа: Гости | Регистрация: --




Публикаций: 0
Комментариев: 0

Надо бороться. Они будут стучать, провоцировать. Мы тоже можем найти экстремизм у них. Они на нас 10 анонимок, мы на них 100.=== Вот это по башкирски.

Guest, 28.05.2015 в 00:46

Действительно суслики башкирские.