19 ноября 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.3)

11 мая 2015 года
Красный пророк: возвращение (к 75-летию гибели М.Х. Султан-Галиева) (ч.3)

     Автор записки в президиум совещания, член Туркестанской делегации и Средазбюро, узбек Инакджан Хидыралиев, в своем выступлении давший, пожалуй, самый квалифицированный анализ причин возникновения басмачества и его перспектив. Следовательно, вопрос об амнистии и возвращении Валидова к политической деятельности за пределами Средней Азии обсуждался на самом высоком уровне, вплоть до ЦК. Безусловно, в этом участвовали Ленин и Сталин, хорошо знавшие Валидова и неоднократно встречавшиеся с ним как в официальной, так и неофициальной обстановке. Обо всей этой довольно запутанной истории пишет и сам Заки Валидов в воспоминаниях, завершенных в 1967 г. незадолго до ухода из жизни. Причем он приводит текст больших писем Рудзутаку и Ленину, в которых нет ни слова о раскаянии или признание ошибочным своего нового перехода на сторону противников советской власти. Когда читаешь их, создается впечатление, что ряд моментов добавлен им через много лет. Полагаю, что, как и почти в любых мемуарах, там есть и немалая доля, мягко скажем, недоговоренности или недосказанности. Более склонен верить Хидыралиеву, что он все-таки, хотя бы в мягкой форме, признал ошибочность своего сотрудничества с басмачами и, возможно, просился обратно в Россию. Впрочем, читатель и сам может судить об этом, ибо воспоминания Валидова, в которых есть и этот эпизод, изданы в СССР еще в 1998 г. довольно большим тиражом и имеются в библиотеках. Там же есть и изданная в 1992 г. стенограмма сов. секретного «Четвертого совещания», откуда взята реплика Каменева и записка Хидыралиева. По крайней мере, читал их в научной библиотеке КГУ. Но Валидов не решился вернуться и, очевидно, правильно сделал, учитывая последующую трагическую судьбу большинства своих ближайших соратников. Как ни странно, уцелел только один из них, участник Первой мировой войны, выпускник медфака КГУ 1902 г. М.С. Кулаев. Он стал первым главой самопровозглашенной республики Башкирии и участвовал в этом качестве в переговорах в Москве. Его подпись стоит рядом с подписями Ленина и Сталина в соглашении 20 марта 1919 г. о создании Автономной Башкирской Советской Республики. 
     Валидов вначале считался только командующим войсками, поэтому его подписи там нет. Хотя в опубликованном «письме» Ленину он утверждает обратное. После окончания Гражданской войны Кулаев полностью отошел от политики, долгое время работал в Казани врачом-фтизиатром и умер в конце 50-х гг. Валидов же предпочел уехать из Средней Азии через Афганистан и Иран в Европу, а затем осел в Турции, получил ее гражданство и стал именоваться на тамошний манер Валиди-Тоган. Тем более что Ленин, с которым он еще, хоть и с оговорками, соглашался, но приписал не свойственное ему выражение, что договор с башкирами в 1919 г. – это просто «клочок бумажки», никого и ни к чему не обязывающий, вскоре умер. А другим вождям, и особенно Сталину и Троцкому, он не доверял и считал, что его постигнет судьба Султан-Галиева в еще более жестком варианте. Припомнят и участие в белом движении и басмачестве. Хотя предложения вернуться в СССР повторялись, по его словам, и потом, в частности, через известного тюрколога академика А.Н. Самойловича, приезжавшего в Турцию по научным делам. Не исключаю, что на него повлияла и трагическая судьба Бориса Савинкова, пошедшего после ареста на сотрудничество с «органами» и даже призвавшего эмиграцию прекратить борьбу с советской властью, но при загадочных обстоятельствах «выбросившегося» в 1925 г. из окна одного из зданий Лубянки. В этом смысле биография Султан-Галиева была безупречна, всегда воевал на стороне большевиков. Командовал отрядом, одним из последних оказывавшим сопротивление чехам и учредиловцам в районе электростанции около Кабана во время захвата ими города в августе 1918 г., потом был членом РВС 2-й армии Восточного фронта и непосредственно участвовал в боях с колчаковцами около Малмыжа в 1919 г. и тем не менее…
     Перебравшись в Иран, а затем в Турцию, где получил гражданство, Валидов свободно посещал ряд стран и даже окончил университет и защитил в Вене диссертацию. До 1938 г. преподавал в немецких университетах, и есть версия, что даже вступил в нацистскую партию или сотрудничал с ней. Чем даже потом вызвал недовольство турецкого правительства, не желавшего портить отношения с СССР, добивавшим фашистскую Германию. Был в 1944 г. арестован за пронацистские взгляды и провел в заключении около полутора лет. Но это предмет особого исследования, проблемы, и сейчас еще вызывающей прямо противоположные суждения, не входящей в задачу книги. Тем более что Валидов ничего не пишет о своем пребывании в Германии и всех обстоятельствах его тамошней жизни. Не прекращал он и антисоветских выступлений, нередко публикуя статьи в эмигрантском журнале «Прометей» и других изданиях подобного рода с разоблачениями «красного империализма, захватившего Приуралье и Среднюю Азию». Отмечу только, что Валидов, почему-то тщательно обходит имя Султан-Галиева, человека, сыгравшего огромную роль в судьбе Башкирии в годы Гражданской войны. В своих воспоминаниях о периоде после Гражданской войны он упоминает его только единожды в числе 12 представителей тюркской интеллигенции, якобы приглашенных в Москву, где каждому из них поручили «написать масштабные труды по культуре своего народа и о путях строительства коммунизма, заняться переводом важных трудов по коммунизму на тюркские языки». Хотя Валидов был информирован, что одним из самых главных обвинений его стала попытка войти в контакт именно с Валидовым. Только и всего-навсего как о переводчике и литераторе сказано им о человеке, который фактически помог ему весной 1919 г. избежать разгрома Красной армией и, возможно, гибели. 
     Подготовил он и почву для подписания соглашения дающего весьма большие права Башкирии встающей на советский путь. Он советовал Валидову осуществить переход войск на участке фронта, занимаемом 5 армией, однако Валидов по каким-то соображениям сделал это там, где позиция занимала Пензенская дивизия 1 армии, командование которой совершило ошибку, посчитав перешедшие башкирские части военнопленными, которых после проверки надо распустить по дома. Это привело к боестолкновениям и другим неприятным инцидентам и даже временному отказу наиболее боеспособной  кавалерийской части от перехода к красным. Впоследствии при анализе этих событий, действия командования Пензенской дивизии были расценены как головотяпство, а кое – кто был даже наказан.  Очень четко и в полном соответствии с исторической истиной сказал об этом делегат от Крыма И.Фирдевс один из наиболее осведомленных деятелей о мусульманских народах в годы гражданской войны на «Четвертом совещании» когда у всех присутствующих еще были свежи в памяти эти события. « В свое время был организован переход башкирских частей на сторону Советской власти, путем нелегальной связи, с санкции ЦК партии, эта работа была проведена через Султан – Галиева». Поясняя причины выбора организатора этой важнейшей операции  он добавил «Кроме того Султан – Галиев  личный товарищ по школе Валидова и происходит из Башкирии». Ни участники совещания, ни члены Политбюро, включая Троцкого, курировавшего эту «башкирскую рокировку» опровергать слова Фирдевса не стали, хотя общий настрой совещания был явно разоблачительный по отношению к Султан – Галиеву.  Возвращаясь, к их отношениям замечу, что в своих показаниях 1923 г.  и 1929 г. Султан – Галиев, не случайно говорил и писал, что учитывая дошедшие до него сведения о стремлении Валидова порвать с  басмачами, хотел связаться с ним и помочь возвращению в «лоно» советов, как сделал это в феврале –  марте 1919 г., выполняя поручения вождей. А ведь именно на этой злополучной фразе в письме  наркому просвещения БАССР Адиигамому и базировались в основном обвинение Султан –  Галиева: как в постановлении партколлегии ЦКК ЦК РКП (б) от 4 мая 1923 г. о его исключении из партии так и в докладе Куйбышева и разоблачительных  выступлениях участников совещания в Москве. Обращает внимание и то, что в  документе партколлегии басмачество квалифицируется как движение «поднимающееся на национальной почве массы», а не называется бандгруппами или шайками разбойников как вскоре. Такова еще одна из загадок приговора 1939 года, да и самого постановления 4 мая 1923 года. Но, особо нелепо звучит  его пункт: «В период 1925 г. Султан – Галиев написал программу борьбы, под заголовком «Об основах экономического, политического и культурного развития тюркских народов», в которой выдвинул идею создания «Колониального интернационала», с организацией в нем особого комитета по руководству пантюркистскими и пантуранистскими движениями тюркских  народов в СССР, с филиалами на местах, задачей которых являлась организация подготовки отделения национальных тюркских республик и областей от  Советского Союза». Вот так ни, больше ни меньше: «организация подготовки отделения тюркских республик и областей от СССР». 

Б. СУЛТАНБЕКОВ,
профессор.
(Продолжение следует.)

На снимке: Заки Валиди.

Комментарии (54)
Расим, 12.05.2015 в 21:57

Татарские кяфиры и тут не упустили случая оклеветать Ахмет Заки Валиди. И он басмач. И нацист. И предатель коммунистов. И головотяп. И при этом ставят на один уровень с ним Султангалиева. Кто такой Султангалиев - сталинский стукачок. У татар что, своя армия была что ли? Чтобы за республику воевать? Нет. Всё время стучали красным и белым против башкир и всё. Султангалиев - татарский мусор и этим всё сказано. И ставить его на одну доску с Валидовым - это татарская демагогия и преступление.

М., 14.05.2015 в 12:21

Он дежурит тут, что ли?

Рафаэль, 14.05.2015 в 12:37

Расим типичный башкироид- он за Россию , готов лизать жопу русским (желательно за привилегии ) и люто ненавидит татар . Вот такой народец .

М., 14.05.2015 в 12:45

Рафаэль, так Вы про Расим"а говорите, или про народец?

Вы умеете нормально реагировать? Или Вы и в жизни себя так ведёте?

Guest, 14.05.2015 в 13:12

Он нормально реагирует , всем известно как башкиры не любят татар. Хотя за что не понимаю. Может то что татары более образованны в массе своей, были и остаются. Башкиры более всего кричат о своей государственности, исключительности и тд. Кочевой народ у которого никогда не было своей гос. - сти( да и не могло быть по определению)свои комплексы хотят компенсировать за счет татар. Якобы все заслуги и подвиги присвоили себе татары.пишу с уважением к нормальным представителям башкирского народа более того считаю что , башкиры переболеют этим недугом .

Рафаэль, 14.05.2015 в 13:25

Народ- башкорты имеют совесть и стыд но их мало а такие как Расим - народец без стыда и совести их большинство к сожалению .Реагирую очень мягко , встретил бы такого как Расим то уделал бы его , к сожалению в Алмате башкироиды не водятся .

Guest, 14.05.2015 в 13:38

Сколько татарских школ в мусульманской Алмате?

Guest, 14.05.2015 в 13:58

Татар в Казахстане официально 2 процента от населения, где-то 350 000.
Около 100 000 из них дети школьного возраста.

"В Казахстане преобладают школы с казахским языком обучения — 3843 и русским – 1508 (без специальных коррекционных школ и школ, при средних и высших учебных заведениях). По сравнению с прошлым учебным годом число школ, в которых обучение ведется только на казахском языке, увеличилось на 15 школ (на 0,4%). Также обучение ведется на узбекском – 58 школ, уйгурском -14 школ, на английском языке — 8 школ и на таджикском — 2 школы."

Для казахов школы есть, для русских - тоже, а для 100000 татарских детей?

Хоть одна татарская школа есть?

Guest, 14.05.2015 в 14:14

Вот еще инфа

В республике созданы полноценные условия для развития языков народов Казахстана.
В 2010/11 учебном году в школах республики, в рамках образовательной программы, а также факультативно и как самостоятельный предмет организовано изучение национальных языков: дунганского (4158 учащихся), турецкого (2648), польского (734), английского (741), курдского (341), уйгурского (4169), корейского (148), азербайджанского (157), татарского (135).


Итог

135 татарских детей из 100 000 факультативно (на уровне кружка после школы) посещают "Татарский".


Рафаэль, 14.05.2015 в 15:23

Казахам т е Назарбаеву татарский язык не нужен . Скажу больше ему и казахский особо не нужен .в Республике пока преобладает русский язык . Вывод какой татарам потихоньку надо валить в Татарстан и Башкирию там добиваться своей государственности .

Guest, 14.05.2015 в 18:21

Рафаэль, 14.05.2015 в 15:23
Казахам т е Назарбаеву татарский язык не нужен. Это понятно.____________________________________
Назарбаев для народа и думает о народе. Это настоящий политик. Создал город экономического будущего, АСТАНУ. Вот, что значит НЕЗАВИСИМОСТЬ !
Остается мечтать о таком Президенте.

Рафаэль, 14.05.2015 в 19:39

Независимость великая вещь это и дураку ясно .Вопрос в другом когда кругом враги с одной стороны в русские мечтают опять захватить Казакстан с другой стороны Китай вечный враг тюрок и мусулман с третьей стороны завистливые и недалекие кыргызы ( наподобие наших башкир ) , нужно быть предельно собранным и осторожным с своих делах и желаниях . Живя здесь я вижу много проколов со стороны казакских властей , народ то он простит а враги могут воспользоваться ситуацией .

Кунак, 14.05.2015 в 20:43

Где я только не побывал в республиках ЦА и Казахстана, везде были татарские школы, но спустя годы остались только кое -где здания. Общался с старыми выпускниками этих школ. В то время мне было 17, 20, 25 и 28 лет в зависимости от времени пребывания. В нв их уже скорее всего нет. Школы закрыли в предвоенное время, и первый год военного времени. В студенческие годы , в городе где учился в Казахстане даже знал здание этой татарской школы, которую переделали в дом железнодорожников. Да, Нурсултан Назарбаев много сделал для казахов и государства, перевез большую часть казахов из разных государств как и евреи собирали своих из разных стран. Но есть упрек в его сторону. Когда татары боролись за суверенитет, он выразил возражение. При развале союза в Казахстане в г Семипалатинске при организации татарских активистов была открыта татарская гимназия, которая закрылась. Учились в гимназии кроме татар и казахские и другие дети. Удушение татарского языка ведется еще до советских времен.
Правильно говоришь Рафаэль, нужно валить со всех мест татарам. Подлянки будут строить, как например, то что приехавшим из ближних забугорий татарам не дают прописки, а другим пожалуйста. Их разрозненность татар вполне устраивает. Но нужно стараться всеми способами. Прописаться на стороне,а собраться в РТ Есть права на свободное передвижение. Судится, опираясь на Страсбург. Помощь пусть окажут грамотные юристы.

Guest, 14.05.2015 в 22:32

Да, Нурсултан Назарбаев много сделал для казахов и государства, перевез большую часть казахов из разных государств как и евреи собирали своих из разных стран.---------------------------------

Возможно это так. Но в Ново-ОГОРЕВО должны были подписать проект Нового Союзного Госдарства - 9+1, + 1 - это Татарстан. Сегодня об этом замалчивается и в учебниках истории ни слова.Так что хотел Назарбаев или нет, если бы не предательство Гобачева и бездействие ГКЧП - то РТ, стала бы Союзной Республикой. За время Рос. империи, Сов. Союза, а теперь рф - загадили подрайскую землицу, которая кормила всю империю и шла на экспорт.

Guest, 14.05.2015 в 22:33

и зерно шло на экспорт.

Рафаэль, 15.05.2015 в 08:42

Кунак кардаш , процесс уже пошел в Татарстан потихоньку начинают уезжать продвинутые татары .Мои планы такие полностью подготовить детей для переселения в Татарстан . Что включает : физическая сила , психологическая устойчивость , способность правильно среагировать на экстримальную ситуацию ( которых будет великое множество ) Знание родного языка , соблюдение фарзов ,знания истории и менталитета различных народов .Стремление к познанию и наукам . А нытикам и слабакам в Татарстане делать нечего там нужны сильные люди которые смогут поставить на место зарвавшихся русских и их прихвостней и своих татарских дебилов .

Guest, 15.05.2015 в 08:56

Итог

135 татарских детей из 100 000 факультативно (на уровне кружка после школы) посещают "Татарский" в Казахской Республике.


Что же, отношение властей РК к татарам показано.

То, что татары массово записаны казахами, объяснять не надо. В такой же ситуации и татары не брезгуют подтасовками.

Только Одна Тысячная процента татарских детей может посещать кружок татарского языка.

И главное, не выступишь в свою защиту. Азиатский демократ Назарбаев (у него нашли в родословной кровь Чингисхана, как и у нашего Ш. в свое время) помнит уроки Жанаозена и легко отдемократизирует любое напоминание о существовании татар.

Татары, стройте блестящую Астану, но на руководящих должностях всё равно будут представители казахского клана (в точности как в "европейской" РТ).

Вот так и получается, что
Татары стали навозом для процветания казахской идентичности (с)

Рафаэль, 15.05.2015 в 09:29

Guest, 15.05.2015 в 08:56 Не надо пиздеть татар в Казакстане насильно не записывают в казахи (.Может полукровки ради карьеры делают это да и то не все .) В этом грязном деле преуспели башкиры , русские и узбеки

Guest, 15.05.2015 в 09:34

В Туркменистане за 25 лет удалось создать типично азиатское средневековое общество, где мнение национальных меньшинств не учитывается абсолютно (татар там было около 2 процентов, сейчас 1 процент оценочно = 50 000 из 5 млн всего)

Никаких школ с не туркменским языком нет, за исключением 2 русских школ в Ашхабаде, финансируемых Москвой.


-----

Мечта татар - моноэтническое государство создано.
Жаль, наверное, что не для татар, а даже наоборот!

Guest, 15.05.2015 в 09:37

Рафаэль, 15.05.2015 в 09:29

Не надо пиздеть

Да, да, мы уже поняли про толерантность казахского государства и про возможности татар в РК.

Юлтый, 15.05.2015 в 22:58

"Расим типичный башкироид- он за Россию , готов лизать жопу русским (желательно за привилегии ) и люто ненавидит татар . Вот такой народец".

Ребятки, во-первых, Расим, конечно,Ю представляет крайне фашиствующего из своей среды. Их, думается, нельзя идентифицировать с нормальными башкирами. которых, к сожалению почти нет.
И, второе, что ныне глава админа Хамитов в стадии занимания пустующего места З.Валиди. Именно он делает всё, чтобы татары чувствовали себя хуже с каждым днем
Так что не зря он клялся, что башкирин...

Юлтый, 15.05.2015 в 23:12

Подумайте только. За последние 25 лет татар в бывших союзных республиках должно быть здорово уменьшилосб. Да и здесь слышны голоса в защиту оставшихся там татар. А ведь были годы, когда их можно было массово переселить на землях Идел=Урала. Виноват во всем один Шайми. Ну и в придачу, - неорганизованность татар...
С другой же стороны, сам всё норовит обрусеть побыстрому, сам всё еще не в состоянии организоваться. Это позор наш. Подумайте.

Аналитик, 16.05.2015 в 08:01

Юлтый, 15.05.2015 в 23:12
Это позор наш. Подумайте.
============================
Ванька, это позор, что мы до сих пор не свергли ваше русское иго. Но мы свергнем его непременно, несмотря на ваш вечный обман и стремление внести раздор среди татар и вражду между всеми нерусскими народами.

Рафаэль, 16.05.2015 в 08:35

Согласен с тобой Юлтый. Шаймиев несет ответственность за провал переселения татар в Татарстан .===== Аналитик не стоит людей имеющих отличное от вас мнение записывать в Ваньки . Этим вы отталкиваете критически мыслящих татар .

Guest, 16.05.2015 в 09:24

Рафаэль 16.05.в 08.35. Вы правы.Аналитик часто страдает этим, у него даже натуральный башшовик Расим, в открытую угрожающий татарам убить их- Ванька.

Guest, 16.05.2015 в 11:21

Рафаэль, 16.05.2015 в 08:35 и
Guest, 16.05.2015 в 09:24

Всё! Список "Аналитика" пополнился вами.
Аналитик - опытный специалист и он не ваш, а наш. Просто у него метод работы особенный, называется "Пересаливание"! Не каждому удается.

Guest, 16.05.2015 в 12:39

Гость 16.05 в 11:21.Не пугай со своими списками! Несмотря ни на что, Аналитик остается самым умным, самым думающим, самым талантливым подписчиком этой газеты!!! Респект Вам и уважуха, уважаемый Аналитик.А кому не нравится сайт- не заходите сюда!

Guest, 16.05.2015 в 13:22

NETCAT_BBCODE_IMG

Рафаэль, 16.05.2015 в 14:48

Guest, 16.05.2015 в 13:22 Что своих мозгов нет перепечатываешь чей то бред . Весь мир передовой мир живет в рамках своего суверенитета , учись лапоть думать своей головой.

Аналитик, 16.05.2015 в 15:31

В Европе границ как таковых нет, из Германии в Бельгию можно пройтись пешком, не встретив пограничников. А ведь Германия является мощным в экономическом и военном отношении государством, которому ничего не стоит оккупировать крохотную Бельгию, территория которой менее половины Татарстана, в течение одного дня.
А почему она этого не делает и не порабощает бельгийцев? А все потому, что немецкому рейху пару раз очень крепко дали по башке за агрессию против других народов. Русский рейх думать на шаг вперед не способен и не желает понять, что его, по сути, ожидает то же самое - полный крах как наказание за стремление строить свое благополучие не на своем труде, а на ограблении народов.

Кунак, 16.05.2015 в 17:56

Guest, 16.05.2015 в 13:22

Guest, 16.05.2015 в 13:22
А прикинь проведут эксперемент и на пару лет отделят от РФ Визы для выезда в соседние города...
По территории РТ тоже не будут проходить поезда пассажирские, товарные, нефтеналивнные и тд. При таком экономическом кризисе и низком уровне житья народа не скоро и не подсилу строить объездные линии.




Guest, 16.05.2015 в 18:10

Кунак, да не будет народ татарстана даже думать о каких то отделениях, не стоит даже время тратить.

Guest, 16.05.2015 в 18:44

Guest, 16.05.2015 в 18:10
Кунак, да не будет народ татарстана даже думать о каких то отделениях
=========================
Интересно, есть ли хоть один русский нацист, который не порывался бы говорить от имени татарского народа? При этом, что характерно, все русские нацисты говорят, что на мнение татар им наплевать, как русские нацисты захотят, так и будет, независимо от мнения татар, которых они якобы представляют!

Guest, 16.05.2015 в 20:15

Русские размышляют, сразу прибить или дать помучиться. Вот и кладутся на весы разные аргументы. То есть Аналитик представляет независимость без границ, без охраны. А сейчас это все есть, что ли.

Или хочется так: Россия для всех, а Мегататария онли фор татар?

Я вот думаю, не будут для татар Россию делать проходным двором, закроют двери и всё. Визы, пропуски, приглашения, запретка, злые немецкие овчарки, чечены-пограничники. Где-то так.

А может просто ... закопают, а место разровняют.

Татары сами решат.

Аналитик, 16.05.2015 в 20:32

Guest, 16.05.2015 в 20:15
Или хочется так: Россия для всех, а Мегататария онли фор татар?
==================
Вы хотите Russia for Russian only, но почему-то хотите, чтобы другие нации служили России. А с какой стати? Вы считаете себя высшей расой, призванной повелевать другим народами? А судьбу Третьего рейха не припоминаете, ведь там тоже была одна нация, провозгласившая себя Herrenvolk? Помните, чем это для немцев закончилось?

Guest, 16.05.2015 в 20:33

Guest, 16.05.2015 в 20:15
Русские размышляют, сразу прибить или дать помучиться. Вот и кладутся на весы разные аргументы. То есть Аналитик представляет независимость без границ, без охраны. А сейчас это все есть, что ли.
________________________________________________
Бред какой то. Нельзя же со всем миром воевать. Пуп надорвешь. Жалко будет!

Guest, 16.05.2015 в 20:57

Россия и есть весь мир, особенно для татар.
Куда ни глянь, кругом Россия на тысячи км.
Чтобы придавить типажей наподобие крымского Джемилева, достаточно хрупкой Поклонской.
Воевать еще. Сами - всё сами!

Guest, 17.05.2015 в 00:00

Guest, 16.05.2015 в 20:57
Россия и есть весь мир.
===========================================

Педик, ты мыслишь как тот глист из анекдота:

У мужика, лежащего на пляже из жопы вылазят
два глиста - отец и сын.
Сын спрашивает:
-Папа, а что это такое - большое и голубое?
-Это, сынок - небо.
-А это - большое и синее?
-Это - море.
-А Это - круглое и красное?
-Это - солнце.
-Папа, здесь так красиво, а почему мы живем в жопе?
-Потому,сынок, что жопа - наша родина.


Так вот, ванька-педик, ты имеешь вашу сраную рашку считать всем миром, но у татар есть право придерживаться на этот счет совершенно другого мнения.

Guest, 17.05.2015 в 01:14

Прекрасная географическая иллюстрация для положения Татарстана. Куда ни глянь - везде Россия. Тысячу километров пробежишь, а ни одной границы не достигнешь.
Ты чего распедикался, писать больше не о чем.

Курлютурнее надо.

Guest, 17.05.2015 в 06:48

И почему многие русские готовы пешком преодолеть эти тысячи километров,но уйти отсюда.

Guest, 17.05.2015 в 10:04

Guest, 16.05.2015 в 13:22
А прикинь проведут эксперемент и на пару лет отделят от РФ Визы для выезда в соседние города...
По территории РТ тоже не будут проходить поезда пассажирские, товарные, нефтеналивнные и тд. При таком экономическом кризисе и низком уровне житья народа не скоро и не подсилу строить объездные линии.
________________________________________

Ан не будет татарстанской нефти и газа, зерновых культур и 90% налога - " При таком экономическом кризисе и низком уровне житья народа не скоро и не подсилу строить объездные линии." - все рашке конец будет.

Расим, 17.05.2015 в 10:41

Рафаэль, 14.05.2015 в 15:23

Казахам т е Назарбаеву татарский язык не нужен . Скажу больше ему и казахский особо не нужен .в Республике пока преобладает русский язык . Вывод какой татарам потихоньку надо валить в Татарстан и Башкирию там добиваться своей государственности .
______________________________

А что не рвётесь в Касимовское королевство (Рязанская область)? Почему не стремитесь в Темниковское княжество (Пензенская область)? Всё в Башкортостан. Всё у башкир украсть, урвать. Оклеветать. Русским на башкир стучать. Такие вы фашисты.

Расим, 17.05.2015 в 10:43

Рафаэль, 14.05.2015 в 19:39

Независимость великая вещь это и дураку ясно .Вопрос в другом когда кругом враги с одной стороны в русские мечтают опять захватить Казакстан с другой стороны Китай вечный враг тюрок и мусулман с третьей стороны завистливые и недалекие кыргызы ( наподобие наших башкир ) , нужно быть предельно собранным и осторожным с своих делах и желаниях . Живя здесь я вижу много проколов со стороны казакских властей , народ то он простит а враги могут воспользоваться ситуацией .
_________________________________________

Башкиры не хотят дарить татарам Башкортостан, башкиры возмущаются тому, что татары стучат на башкир в Москву. Следовательно башкиры - подлецы. Если бы подлецами не были, давно бы исчезли с лица земли ради великой татарской нации.

Рафаэль, 17.05.2015 в 11:12

Стучать это не хорошо , здесь я с тобой согласен Расим , но проблема в том что стучат на татар и башкиры так что мы в этом гнилом деле друг друга стоим . Насчет почему я написал переезжать в Башкирию то и здесь все просто многие татары во всяком случае кого я знаю выходцы из Башкортостана .С тем что башкиры не хотят дарить татарам Независимость тоже согласен Вот только спроси себя и ответь честно почему татары северо запада Башкирии и татаро говорящие башкиры против зауральских башкир ? Только без истерики и стенаний . Для меня ответ очевиден М Рахимов не смог правильно выстроить политику по отношению тат языка и его статуса .Интересно почитать твою версию

Neftekama kalahı, 17.05.2015 в 12:25

Северо-западные башкиры никогда не были против зауральских. Именно северо-западные башкиры и создали БАССР в свое время, чтобы не объединяться с татарами. Почитай биографию М. Халикова, например. Он -буздякский башкир, не желавший и слышать о Татаро-Башкирской Республике. Долгое время возглавлял Совнарком республики после образования БАССР.
Башкиры - очень сплоченный народ, поэтому казанская пропаганда оказывается неэффективной у нас, как бы не старались идеологи Идель-Урала.
А вот в татарской среде все куда сложнее: уже защищаются диссертации и издаются книги о самобытности мишарей. А ведь за ними и тептяре в очереди. Не это ли тот самый звоночек?

Guest, 17.05.2015 в 14:11

"Интересно, есть ли хоть один русский нацист, который не порывался бы говорить от имени татарского народа? " АНАЛ, НО ВЕДЬ ТЫ ТАТНАЦИК ГОВОРИШЬ ЗА ВСЕХ, ВОТ И ДРУГИЕ ТАК ЖЕ.

Кунак, 17.05.2015 в 14:48

Neftekama kalahı, 17.05.2015 в 12:25

А вот в татарской среде все куда сложнее: уже защищаются диссертации и издаются книги о самобытности мишарей. А ведь за ними и тептяре в очереди. Не это ли тот самый звоночек?

Ни какой это не звоночек. То что татар-мишаре с обостренным татарским самосознанием, сам факт говорит. Без татарнын, каймагы. То что издаются печатные труды о самобытности мишарей-плюс. Не вижу в этом какой-то угрозы. Имею родственников татар тептэрей,и никаких помыслов. Валидов тоже из тептэр. Сам происхожу от мамы саратовской татарки и отца татар-мишара. Об быте и укладе мишарей уже давно писалось, и открытием Америки не является


Рафаэль, 17.05.2015 в 15:37

Если сплоченный еще лучше, будет легче договориться,насчет мищарей и типтярей вы желаемое выдаете за действительность .Не звоночек точно . Я желаю башкирскому народу процветания , но только не засчет татар . С русскими то же нет проблем только татары получается воду мутят хотят тат яз сделать 3 государственным , не хотят забывать свой язык , хотят передач на БСТ равноправия короче с русскими и башкирами . А вы им говорите хер вам татары . Мудрая политика ничего не скажешь больше одного миллиона татар держать на привязи .

Guest, 17.05.2015 в 16:00

Мишари, Казанлы и Сев.-Зап. Башкиры - это три субэтноса татарского народа, все происходят от булгар. Данные территориальные и диалектные группы образовались в результате ухода земледельческого населения из центральных районов Булгара под давлением кочевников в конце 14 - 15 в.в. Мишари ушли на Оку в русскую Мещёру (отсюда название Мещеряки), Казанлы на правый берег Волги и Камы, а так называемые сев.-зап. башкиры на Белую.
Все три субэтноса после покорения Казани в пределах Рос. империи совместно осваивали Приуралье и степную зону.
Четвёртый субэтнос - это служилые татары, выходцы из кочевых улусов бывшей Золотой орды, они были ведущим субэтносом в 16-19 в.в. находясь на службе империи. Количество служилых татар составляло 0,5% от общей численности народа, несмотря на это они были элитой, входили в российское дворянство.
После краха Рос. империи и большевистской революции служилые татары разбежались по миру вместе с русской эмиграцией, а остатки растворились среди "татарского пролетариата и интеллигенции".
Сейчас, на данный момент, мишари, казанлы и сев.-зап. башкиры (уфимские татары) все перемешались, переселились в большинстве своём в города и чувствуют себя все единым народом, разделить на составные части нас теперь ни у кого, никогда и ни при каких обстоятельствах не получится !!!

Такова, вкратце, этническая история.

Поэтому за независимость будем бороться все вместе и государство для всех будет одно, а с названием можно будет определиться по факту.

Guest, 17.05.2015 в 19:02

Чуваши с уверенностью считают себя настоящими потомками булгарского народа, вынужденного покинуть родные места после резни 13 века. Они постоянно пишут, что не перемешивались с кыпчаками и половцами и не считают татарский язык развитием булгарского. Татары это новый народ, осевший на восточные булгарские земли.

Кунак, 17.05.2015 в 19:20

Сколько раз общался с татарами из БР и не разу не заметил кто бы назвался башкиром, да еще северо западным. Это стало больше муссироваться при Муртазе с приближением переписных компаний населения с подключением СМИ всех родов. С свержением Муртазы, московским посаженцем стал Р Хамитов, в начале не понятный, загадочный. Какой он будит? Татары в душе ожидали перемен в лучшую сторону после правления национал проститутки М.Шакирова, Муртазы. Ан нет. Этот тоже не оправдал надежд уфимских татар. В парт билете татарин по 5-й графе, а из уст как из рога изобилия, я башкир с северо западным диалектом баш. языка, и дальше больше. Замутилась новая переписная компания населения, заработал зомбо ящик, радио эфир по 50 минут ежедневно, печать.

Кунак, 17.05.2015 в 19:45

Guest, 17.05.2015 в 19:02
Чуваши с уверенностью считают себя настоящими потомками булгарского народа.

ни постоянно пишут, что не перемешивались с кыпчаками и половцами и не считают татарский язык развитием булгарского. Татары это новый народ, осевший на восточные булгарские земли.
От части согласен. Булгары разделились на две части. Одна отошла западнее, где и находится ныне Чувашия , другая на слиянии Иделя с Акиделем. И образовалась Волжскокамская Булгария, население которой постоянносмешивалось с различными тюркскими народами, позже половцами кыпчаками. После падения ЗО и смуты в ней приток татар ордынцев в Волго камье усилился, с этим и кыпчакизация местного языка. Правильно, чуваши с кыпчаками не перемешивались и их язык прото тюркский-булгаский с примесями марийского. Таким образом мы нынешние татары никак не булгары. При прочитывании очень старых намогильных плит приходилось прибегать к чувашскому языку тк язык периода Казанского ханства много отличался от утраченного булгарского периода. На истину в последней инстанции не претендую.

Guest, 17.05.2015 в 22:52

Guest, 17.05.2015 в 19:02
Чуваши с уверенностью считают себя настоящими потомками булгарского народа, вынужденного покинуть родные места после резни 13 века. Они постоянно пишут, что не перемешивались с кыпчаками и половцами и не считают татарский язык развитием булгарского. Татары это новый народ, осевший на восточные булгарские земли.

**********************************************************

Чувашам эту басню придумали в 19 веке Ашмарин и Ильминский, попы-русификатары мусульман. В фольклоре чуваши с Булгарам себя никогда не связывали, макмаксимум есть у них придания о переселении из Заказанья в Чувашию, но это уже относится к эпохе русского завоевания.
Язык чувашей не булгарский тюркский, а севернохуннский - смесь тюркского и монгольского, то есть язык северных хунну, которые ушли в Европу под давлением сяньби во 2 веке н.э. и здесь подчинив и смешавшись с аланами превратились в гуннов. Часть алан также перешла на гуннский язык. Их племенные названия, возникшие после крушения гуннской державы, известны из письменных источников разных авторов византийских, готских, римских, армянских, персидских, арабских. Это оногуры - десят родов (племён), кутургуры, утургуры что значит с гуннско-чувашского тридцать родов (хутур - 30, вместо тюркского утыз). Позднее эти племена вошли в тюркский каганат, ещё позднее в Хазарию и Волжскую Булгарию. У арабских авторов известны были как сакалиба и буртасы. Вот эти аланы с гунским языком и есть будущие чуваши.
Булгары же всегда говорили на тюркском языке, как и другие тюркские племена восточной европы - хазары, барсилы, сабиры, изгили. Все они составили основу тюркского населения Булгарии. Хотя сакалиба-буртасы-чуваши были также многочисленны и составляли значительную часть населения.
Булгары как известно в 8-9 в.в. приняли ислам и вошли в Халифат в 922 г., буртасы также частично исламизировались и соответственно булгаризировались. Те кто оставались язычниками сохранили свой гуннский язык и смешавшись с марийцами стали чувашами.

Надмогильные плиты известны с 12 века и были на двух языках - тюркском булгарском и чувашском. Плиты 14 века на чувашском языке оставили буртасы-чуваши-мусульмане, которых монголы, особенно при Узбеке, привлекли и продвигали в администрацию для управления Булгарским вилайатом. Есть данные, что Узбек-хан имел резиденцию в г. Мухши в буртасских-чувашских землях. После распада ЗО в 1361 г. Булгар отделился и "чувашские" надмогильные плиты исчезли, а тюркские булгарские продолжали ставить вплоть до настоящего времени.

Guest, 25.05.2015 в 12:52

Вроде как служилых татар было не 0.5%, а порядка 20-25%.