Конгресс (ч.5)
Потому я из Риги, сев в автобус, поехал в Ауцк. Моих попутчиков-латышей, поскольку они поняли, что я не местный житель, заинтересовала цель моей поездки. Я им рассказал все как есть.
Но в Ауцке стало ясно, что он никогда не был уездным центром. Мне посоветовали поехать в республиканский военкомат в Риге и назвали фамилию полковника, к которому я должен обратиться. Однако день уже клонился к концу. И все же я решил вернуться в Ригу и найти этот военкомат. Сев в автобус, я увидел своих старых попутчиков, возвращающихся в Ригу. Я им рассказал о сложившейся ситуации. Тут вдруг начался шквальный дождь, автобус не мог идти дальше, остановился. Мои попутчики подошли к водителю и хором стали просить его, несмотря ни на что, продолжить путь. Водитель согласился. Автобус бежит. Но время приближается к шести, т.е. к концу рабочего дня. А мне, поскольку я ночным поездом должен уехать в Москву, нужно было успеть приехать в военкомат. Я волнуюсь, но больше всего волнуются мои попутчики. Один из них снова подходит к водителю и просит его подвести нас прямо к военкомату. А пассажиры в один голос поддерживают его. Водитель согласился, и вот мы в шесть часов у дверей военкомата.
Вижу, как из дверей выходят офицеры и расходятся по домам. И, встречая чуть ли не каждого из них, называю фамилию нужного мне полковника. На мое счастье один из них, спускавшийся со второго этажа, оказался тем, кто мне нужен. Я, рассказав свою ситуацию, попросил его помочь мне. Согласился. И мы с ним вернулись в его кабинет. Он нашел соответствующие материалы и сказал, что отец захоронен в Салдусе в братской могиле.
В 1977 году я поехал в Салдус и убедился, что наш отец захоронен там в братской могиле. Затем в 1987 году мы с братом Энгелем привезли туда нашу маму. Это была трогательная встреча и прощание наших родителей и их детей. Мы долго сидели около гранитного камня, на котором высечено имя отца. Мама прочитала намаз. Оттуда привезла кладбищенскую землю, дома, уложив ее в специальный горшок, посадила цветы. И они цвели очень долго, напоминая нам о нашем отце.
Вот такова предыстория нашей официальной поездки в Ригу. Нашу делегацию возглавлял Василий Николаевич Лихачев. Здесь мы провели несколько встреч с нашими земляками, возглавлявшимися председателем центра татарской культуры Ильдусом Сабитовым и его заместителем Зайнуллиным. Они рассказали о том, чем занимаются. Все они трудоустроены, обеспечены жильем. Их никто не притесняет, наоборот, оказывают всяческую поддержку в организации жизни национальной общины, создают все условия для изучения родного языка, истории и культуры нашего народа. Единственное пожелание наших земляков – это чтобы было побольше внимания со стороны Татарстана и более частыми встречи в Риге и Казани. На прощание Зайнуллин подарил мне обработанный золотом кортик.
Во время приема в правительстве мы убедились, что в Латвии к Татарстану относятся с большим уважением. Отдельная встреча состоялась у главы правительства. Однако нас удивило то, что на стене его кабинета развешаны портреты всех премьер-министров, начиная с 1918 года, кроме тех, кто возглавлял правительство республики в годы Советской власти. Казалось, что этого периода в истории Латвии не было вообще.
Нас всюду сопровождал наш посол, вежливый и внимательный человек. Удивили меня только его чуть ли не с мольбой сказанные слова: «Не уходите из России!».
Лично у меня создалось впечатление, что кто-то, скорее всего в высших эшелонах власти в Москве, всерьез опасается выхода Татарстана из России и послу поручено следить за каждым нашим шагом.
Поскольку у республики такого намерения никогда и не было, мы его успокоили, сказав, что мы всегда с Россией.
В Белоруссии приходилось бывать неоднократно. Здесь проживают и польско-литовские татары, и татары, оказавшиеся там в более позднее время. Помню, однажды, когда мы с Таэминой-ханым Биктимировой, приехав в Минск, зашли в гостиницу. Это были первые дни чеченской войны, начавшейся заверением военного министра России Павла Грачева, что Грозный будет занят в течение нескольких часов. Весь мир следил за событиями в Чечне. Всех тревожил вопрос, что же будет дальше.
Открыв дверь, мы увидели сгрудившихся вокруг телевизора работниц гостиницы, не обращавших никакого внимания на нас и слушающих вести из Грозного. Видим, вдруг на экране появляется Дудаев. Женщины все в один голос ахнули: «Слава богу, живой!».
Интересно прошли наши встречи с местными активистами во главе с Абубакиром Юхъяевичем Шабановичем и доцентом университета Ибрагимом Борисовичем Канапацким. Сначала мы встретились в школе, где Шабанович работал директором, затем на собрании с большим стечением татар. Они татарского языка не знают, но чувствуют себя татарами, соблюдают все мусульманские обряды, интересуются историей. Испытывают огромную тягу к Казани. Подарили нам несколько книг по истории местных татар.
Следующая моя встреча с татарами Белоруссии состоялась во время визита правительственной делегации во главе с Ф.Х. Мухаметшиным. Помню, тогда при закладке мечети состоялся митинг татарского населения. Наши выступления и особенно заверения Мухаметшина о том, что Татарстан окажет всяческую поддержку татарам Белоруссии, были встречены аплодисментами.
Интересной была встреча с А.Г. Лукашенко в его резиденции. Встречая нас, Александр Григорьевич сразу же, разумеется, в шутку сказал: «Если хотите критиковать меня, сначала критикуйте вашего соплеменника Урала Латыпова. Он мой советник, и я работаю по его советам!». Встреча эта продолжалась более часа. Лукашенко, рассказав о ситуации в республике, похвалил и местных татар за их трудолюбие. «Первые овощи, лук, редиска, огурцы на базаре – это их продукция», – сказал он. Выяснилось, что он прекрасно осведомлен и о ситуации в Татарстане. Выслушав Фарида Хайруловича, обогатившего его новыми знаниями о нашей республике, сказал: «Знаю, верю, что Шаймиев не сдастся чубайсам!».
Киев мы посетили в сентябре 1994 года. Тогда в Украине по данным переписи 1989 года проживало 133 тысячи татар. Почти во всех городах они сплочены вокруг национальных организаций, которым предоставлены специальные комнаты. В Киеве созданы и проводят большую работу по сплочению татар общество «Илдаш» и две религиозные организации. Функционируют татарская школа, несколько воскресных школ и прекрасный ансамбль песни и пляски.
Несмотря на финансовые трудности, правительство республики оказало финансовую помощь для проведения съезда украинских татар. Ежегодно на самом большом стадионе «Спартак» проводится праздник Сабантуя.
Мы убедились, что татары Украины живут интересной и содержательной жизнью. Их единственное пожелание, как и во всех республиках бывшего Союза – это побольше внимания.
Мне очень хорошо запомнилась поездка нашей правительственной делегации во главе с М.Ш. Шаймиевым в Финляндию, в город Хельсинки в октябре 1999 года. Татар здесь никогда не было много, во всяком случае, не превышало тысячи человек. Но они живут качественной национальной жизнью. Большинство их или предприниматели, или ученые. Их магазины расположены по всему городу.
В собственности наших татар два больших многоэтажных дома. Один из них они сдают в аренду, а деньги, полученные от этого, идут на содержание другого дома, расположенного в центре столицы. На нем изображен полумесяц, означающий, что здесь и мечеть. Вся общественная жизнь, в том числе и работа воскресной школы, протекает в этом доме. Там состоялась содержательная встреча с участием М.Ш. Шаймиева.
Финские татары как минимум знают четыре языка. Прежде всего свой родной татарский язык. Дома говорят только на нем. В Финляндии два государственных языка, финский и шведский. Кроме этого наши татары владеют английским языком.
Татарская община возглавляется преподавателем татарской кафедры столичного университета Оканом Дахером. До него главой общины был его отец, долгое время являвшийся советником президентов страны Юхо Кусти Паасикви и Урхо Кекконена. Окан Дахер также часто привлекается к международной деятельности. Так, он был консультантом руководителя переговорного процесса по вопросу о Косове.
Образцовым является татарское кладбище. Там чистота и порядок. К каждой могиле подведена труба с водой. На них благоухают цветы. Особое внимание уделяется могилам татар, погибшим во время советско-финской войны 1939 – 1940 года.
Вообще жизнь финских татар хорошо организована и поддерживается государством. Об этом мы еще раз убедились во время встречи со спикером парламента Финляндии, ставшей в последующем президентом страны. Чтобы запечатлеть эту встречу, я в ходе ее делал некоторые пометки. Передаю их без всяких исправлений и сокращений.
15 октября 1999 года. 9.50.
Парламент. У спикера Финляндского парламента. Прекрасная встреча. Сижу рядом с президентом (президент кырыендаутырам – так написано).
Президент об экономическом сотрудничестве. До 17 августа более благоприятная ситуация. Президент ставит вопрос об экономических льготах для Татарстана. «Мы могли бы очень быстро нарастить объемы сотрудничества». «Мы в ожидании больших перемен. Кончается эпоха Ельцина. Кто бы что бы ни говорил, я его всегда поддерживал. Он положил жизнь за эти перемены».
Спикер интересуется будущим России и Татарстана. Президент о будущем парламента (российского. – И.Т.).
Блок Отечество – Вся Россия. «Я не скрываю, что я один из лидеров. Но по Конституции Татарстана я не могу быть в списке».
Есть определенные противоречия в Кремле. Я считаю, что эти действия недопустимы.
Как и Финляндия в 1917 году, люди заговорили о своих правах.
О взаимоотношениях с РФ подробно. Полно, достаточно точно.
Спикер: Вы работаете с большой мудростью государственного деятеля. Я переживаю с нашими министрами. Дела в Татарстане, судя по вашему рассказу, находятся в надежных руках.
В самые трудные периоды нашей истории Турция являлась важной опорой тюркских народов. Многие видные татары, скрываясь от преследований властей, находили в этой стране надежный приют. До революции там определенную часть своей жизни провели Рашит Ибрагимов, Юсуф Акчура, Гаяз Исхаки и ряд других общественных деятелей. Свою знаменитую пьесу «Зулейха» Исхаки написал в Турции. Однако последнюю точку на ней поставил в Петербурге, куда он в 1913 году вернулся по подложному паспорту. Завершив пьесу, выходит на улицу. Видимо, не знал, что к нему приставлен хвост. И когда давно следивший за ним сыщик окликнул: «Гаяз!», он повернулся в его сторону. Этого оказалось достаточно, чтобы он снова очутился в тюрьме.
Так уж случилось, последние годы своей жизни он провел в Турции. «Если умру в России, похороните меня рядом с Тукаем, а если умру в Турции, положите меня рядом с Акчурой». Его могила в Стамбуле рядом с могилой Юсуфа Акчуры.
В Турции много татарских следов.
Недалеко от города Иске шехер расположена татарская деревня Османия. Ее жители – это мухаджиры, когда-то переселившиеся из деревни Сарабикулово нынешнего Лениногорского района.
Филиал «Мерседес-бенц» в Турции основал Ахметвали Менгер. Этот сердобольный и щедрый человек помог встать на ноги многим молодым татарам. Журнал «Казан», выпускавшийся местными татарами, также финансировал он. Известный историк профессор Надир Давлет стал знаменитостью благодаря покровительству этого человека. Много сделал он и для Махмута-ага Ураллы.
Впрочем, Махмут-ага – это особая история. Он родился и вырос в Башкортостане. С началом Великой Отечественной войны он, 17-летний парень, добровольно уходит на фронт. Там попадает в плен. По окончании войны, несмотря на то что находился в американской зоне оккупации, по достигнутой договоренности он должен был быть отправлен в СССР. Там его, как и других пленных ждала Сибирь. Но над ним сжалились. Поляки и американцы разработали план его спасения. По этому плану юноша Махмут соответствующим органам был представлен как уроженец татарской деревни Кырык татар (Сорок татар), расположенной в Польше. Следовательно, он не гражданин СССР. Так был спасен Махмут-ага.
Махмут-ага некоторое время живет в Германии. Вот тут-то он и попадает в поле зрения Ахметвали Менгера. Юноша становится его надежным помощником, в последующем сам становится крупным бизнесменом и, так же как и его покровитель, оказывает всяческую поддержку татарам Стамбула. Его дочь Гультен – достойная представительница своего народа становится одним из руководителей татарской общины Стамбула. Созданный ею ансамбль с пропагандой татарской музыкальной культуры объезжает не только Турцию, но и ряд стран Европы и Латинской Америки.
Необходимость изучения татарской жизни Турции и оказания духовной поддержки нашим землякам и привела нас туда для проведения выездного заседания исполкома ВКТ. Это зафиксировано в наших официальных документах. Передаю их с некоторыми сокращениями в переводе на русский язык.
Мы у губернатора Стамбула Эролма Чакыра. 8.12.2001 год.
8.12.01 (Стамбул). Выездное заседание исполкома Всемирного конгресса татар.
На заседании были рассмотрены современное состояние татар, проживающих в Турции, перспективы их национального развития и связи с Татарстаном
На заседании присутствовали и выступили Надир Давлет (Стамбул), Римзил Валиев, Фарис Харисов, Роза Туфетуллова (Казань), Аттила Кондыз (Стамбул), Генел Пултар (Анкара), Яшер Байтал, Фарид Бичури, Махмут Ураллы, Рушания Алтай, Гюлтэн Ураллы (Стамбул), Мавлидаулид Унлыќаеклы (Кыбрыс). Присутствовали также и выразили свои пожелания и предложения студенты, приехавшие из Татарстана в Турцию для продолжения своего образования.
Подробно рассмотрев поставленные на заседании вопросы, исполком Всемирного конгресса татар принял следующее постановление:
1. Отметить плодотворную работу и вклад татарской общественности Стамбула, Анкары, Искешехер по бережному отношению к нашей национальной истории, родному языку и культуре.
2. Считать необходимым оживление татарских общественных организаций городов, сел и махалле.
3. Отметить помощь органов власти, культурных и научных учреждений Турецкой республики татарской интеллигенции и общественности в духовном развитии татар.
4. Признать необходимым создание единой организации, объединяющей все другие организации и культурные центры.
5. Совместно с исполкомом ВКТ принять меры по открытию воскресных школ, торговых и культурных центров, проведению культурных мероприятий и Сабантуев в местах компактного проживания татар.
6. Оценивать сотрудничество татар, проживающих в Турции, с Татарстаном в рамках многостороннего сотрудничества России и Турции.
7. Обратиться к президенту России В.В. Путину и президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву с просьбой о предоставлении татарам Турции, признающим своей исторической родиной Татарстан, Урал и Поволжье, таких же льгот, кои предоставлены российским зарубежным соотечественникам
8. Совместно с национально-культурными организациями, научными центрами принять меры по созданию истории татарского мухаджирства.
9. Признать важным и необходимым путем создание национально-культурных автономий, воскресных школ, театров, принять все необходимые меры разъяснения молодому поколению необходимости сохранения нации, языка, национальных традиций и обычаев.
Индус ТАГИРОВ.
(Продолжение следует.)
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АНАЛЬНЫМ СЕКСОМ
Гей порно Гей порно.
Гей порно для некоторых мужчин является вполне нормальной вещью, такие мужчины называют себя геи. Если тебе ни разу не приходилось использовать свою попку, то не доверяй столь ответственное дело чужому. Новичок должен запастись вазелином и небольшим фалоиметатором и разрешить своим рукам делать с ними что угодно. То что ты почувствовал лишь небольшая толика того что ты будешь ощущать со своим мужчиной. Есть много нюансов: есть ли у твоего друга обрезание, размер члена, позиция.
Размер пениса твоего партнера имеет значение, если влагалище может растягиваться, то мужчны не могут похвастаться такой же возможностью своего ануса, они не могут на первых этапах своей сексуальной жизни легко принимать в себя большие размеры.
Многие начинающие, если они находится в пассивной роли, то они уподобляются женщине, это не верно. Если они любят почувствовать наслаждение сзади, то это не значит что они пассивны
Когда геи занимаются сексом они не придают значение кто активен, а кто пассивен, все зависит от движений и поз. Отбрасывают предрассудки и окунитесь в мир наслаждений. Любящие отдаются любимому человеку не задумываясь о пассивности, но если напарник все время требует от тебя этого, то задумайся, нужен ли тебе такой любовник.
Теперь поговорим о гигиене. После туалета не используй бумагу, она наносит микротрещины, что плохо очень плохо, опытные предпочитают подмываться. Ну и естественно перед сексом вы должны помыть и анус и член.
Теперь о клизме. Если вы не хотите выглядеть перед своим любовником невежей и не хотите испортить наслаждение каловыми массами, то нужно сделать клизму. Делается это обычно так: нагинаются и вводят смазанный наконечник аккуратно себе в анус, вода должна быть теплой и чистой. После клизмы нужно подмыться мылом.
Нас всюду сопровождал наш посол, вежливый и внимательный человек. Удивили меня только его чуть ли не с мольбой сказанные слова: «Не уходите из России!».
Лично у меня создалось впечатление, что кто-то, скорее всего в высших эшелонах власти в ....."Москве, всерьез опасается выхода Татарстана из России и послу поручено следить за каждым нашим шагом.
Поскольку у республики такого намерения никогда и не было, мы его успокоили, сказав, что мы всегда с Россией......"
==================================================
Конечно с Россией!!!!! А куда татарам деваться то...?! На самостоятельность они не способны, да не никто и не стремится к независимости, боясь быть завоеванными какими то неведомыми враждебными государствами, либо ассимилированы кем то (а какими государствами и кем одному Богу известно!!!). Возомнили себя великой нацией, как будто весь мир зациклился на этих татарах, как будто вся политическая, экономическая обстановка и прочее-прочее, зависит от татар..!!!! Их одни только вечные стенания о том,что где то, кто то так и норовит проглотить, уничтожить татарскую нацию (именно татарскую) и прочие ереси чего стоят...!!! А на самом деле, эти самые татары никому и задаром нужны..... Ведь живут же другие народы и государства вне России, и, ничего...!!! А о того, что - есть ли Татария и татары, нет ли Татарии и татар в современном мире, ничего не изменится...!! Вот была она ВЕЛИКОЙ, то - ДА....!!! Она бы влияла каким то образом..!!
Ой, как трогательно - татары в Латвии, татары в Белоруссии, татары в Киеве, татары там, татары еще где то......, везде татары.....!! И везде татары знают свой язык, чтут свои традиции, культуру и прочие национальные особенности.. Ну надо же так, а..??!!! А не лукавит ли автор..?? Насколько я знаю, татары, живя вне Татарии, в тюрко-мусульманской среде обрусели до невозможности, а тут они живут совершенно в чуждой для них языковой и религиозной среде, и вдруг сохранили свою татарскость...!!! Невероятно, даже не верится..!! Полагаю, что автор просто лукавит - надо же ему что то написать, надо же отработать свой хлеб, заработать лишний гонорар...!!!!
Артур покажи великую нацию. Где она ? Что за бред ты написал.
Татария - Татарстан ! Ты из какого аула или степей. Что то в тебе татарскости не видать. Желчь одна. !
..я не из аула, а из татарской ДЕРЕВНИ...!!!!!!
Да что там - "вне Татарии.....!!!!!". Татары даже в своей Татарии обрусели, не говоря уже вне пределов Татарии, как например в тех же Ригах, Киевах, Белоруссиях......!! Врать тоже надо уметь...!!!!
Guest, 18.07.2014 в 18:12
Это что за нашествие...
Артур, 18.07.2014 в 20:16
А куда татарам деваться то...?! На самостоятельность они не способны, да не никто и не стремится к независимости, боясь быть завоеванными какими то неведомыми враждебными государствами, либо ассимилированы кем то (а какими государствами и кем одному Богу известно!!!).
==================
Вот вам типичный пример излюбленной русской нацистской пропаганды, которая внедряет в сознание татар рабское мышление. Как всегда, русский ванька под татарским ником уверяет татар, что они якобы ни к чему неспособная низшая раса, что татары пропадут без русского кнута, без этого они ассимилируются. А разве в отсутствие своего государства татарам не угрожает ассимиляция среди русских?! За кого ты нас принимаешь, ванька?!
Отправлено 07 Ноябрь 2005 - 21:27
Рабит БАТУЛЛА
ОБРУСЕВШИЕ ИЛИ ЖЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ?
Среди русскоязычных татар немало тех, кто живо интересуется прошлым, сегодняшним и будущим татарского народа. Обычно такие татары носят европейские, русские имена под татарскими фамилиями - Альберт Мифтахов, Михаил Шамсутдинов, Виктор Абдуплин... Они начитанны, so их недостаток - это незнание татарского языка, литературы и истории.
При разговоре один из таких обрусевших татар выразил свое отношение к данному вопросу так:
- Друг мой, я не обрусевший, - начал он. - Я русскоязычный татарин. Язык не основной компонент определения нации. И не религия составляет основу нации. Историю и лицо татарского народа составляют знание, наука и национальный характер. Если отсутствует знание, то история исчезнет. Те, кто хорошо владеет татарским языком, обычно бывают малограмотными, отсталыми. Обрусевшие татары более организованны, я бы даже сказал, интеллигентнее. Те, кто во все горло кричит: "Моя татарская нация, мой татарский народ, да, мы татары", являются в основном малограмотными фанатиками, они даже свою-то историю знают понаслышке, мировую историю они вообще не знают, и свою-то религию они как следует не знают, они громко кричат об исламе, но не соблюдают законы шариата.
http://www.azatlyk.c...s/news_311.html
Прочитайт всю статью до конца по ссылке. Что скажете, иптяшляр? ;)
"Dusları da şundílar anıñ: Raxmetov kük timer tatarlar" (X. Tufan)
Какие глупости пишет этот провокатор под ником "Артур"!
Наиболее образованные татары на самом деле всегда стремились и стремятся сохранить родной язык!
Ленин писал:
«У казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же региона 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых (у татар) одна школа на 100 душ обоего пола, у православных — одна на 1500—3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое!» [Ленин В. И., ПСС, Т. 28, 514—515]
До революции и после революции проводились переписи населения по национальной грамотности. Татары занимали 1-ое место, а русские занимали второе, и по грамоте от татар отставали 15 раз! Последняя перепись проводилась в 1924 году.
Почему татары занимали первое место? Потому что все знали свой родной язык, арабский и русский.
Ленин полагал, что отношение к татарам и другим инородцам должно измениться и на бытовом уровне: "...Третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как "полячишкой", как татарина не высмеивают иначе, как "князь", украинца, иначе как "хохол", грузина и других кавказских инородцев - как "капказский человек", - писал Ильич.
Родной язык — это источник и средство умственного развития и нравственного воспитания подрастающего поколения.
«Язык — основной элемент мышления, в котором выражается жизнь мысли». (Маркс и Энгельс)
О значении родного языка К. Д. Ушинский сказал: «…родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякой понимание, через него проходит и к нему возвращается».
Наиболее умные, интеллигентные, успешные, знаменитые, достигшие высоких результатов, татары прекрасно знают родной язык, сохраняют свои родные татарские имена, и детям дают татарские имена, несмотря на то, что многие из них проживают за пределами исторической Родины!
Например, Шамиль Рашидович Сюняев (род. 17.01.1971, Москва) — адьюнкт-профессор (associate professor) Гарвардской медицинской школы, руководитель исследовательской лаборатории клиники «Бригам энд Вименс» (Brigham & Women’s Hospital), ассоциированный член Объединённого института Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.
Фамилия Сюняев происходит от слова "Сюнна", "Сунна" - то есть высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Создатель). Мусульмане, как известно, опираются на Священный Коран и Сунну - это два самых авторитетных источника.
Шамиль Сюняев родился в Москве, 17 января 1971 года. Его отец советский и российский астрофизик, академик РАН Рашид Сюняев. У Шамиля Сюняева есть двое братьев и сестра.
В 1988 году Шамиль закончил среднюю школу и поступил в Московский Физико-технический институт. В 1994 годы окончил факультет физико-химической биологии МФТИ[1]. В этом же году поступил в аспирантуру Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта. Его научным руководителем стал В. Г. Туманян[2]. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Статистический подход к задаче распознавания пространственной укладки белковой глобулы поаминокислотной последовательности»[3].
Далее, под руководством Пира Борка (Peer Bork), прошёл подготовку «постдока» в Европейской молекулярно-биологической лаборатории (EMBL).
Затем, переехав в США, начал работу в Гарвардском университете. В настоящее время он адьюнкт-профессор (associate professor) Гарвардской медицинской школы и руководитель исследовательской лабораторией в клинике «Бригам энд Вименс» (Brigham and Women’s Hospital)[4], а также ассоциированный член Объединённого института Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.
Основные научные интересы Ш. Сюняева относятся к созданию новых статистических и вычислительных методов генетики, геномики и протеомики, преимущественно ориентированных на исследования наследственной изменчивости генотипа человека. С помощью теоретических моделей эволюционной генетики осуществляется анализ полногеномных данных об индивидуальных последовательностях ДНК и данных по функциональной геномике. Лаборатория Шамиля Сюняева разрабатывает методы компьютерного предсказания эффекта мутаций человека на функцию и структуру белков. Методы основаны на подходах молекулярной эволюции и биофизики белков и применимы в медицинской генетике. Лаборатория также активно участвует в проектах по анализу генетической изменчивости и генетике многофакторных болезней, ведёт исследования по вычислительным методам в протеомике и биологии развития[4][5][6][7].
Ш. Сюняев руководит рядом проектов финансируемых Национальными институтами здравоохранения США.
В разное время Шамиль Сюняев был членом редакционных коллегий различных журналов, как например, American Journal of Human Genetics. Был удостоен премии для начинающих ученых, присуждаемой журналом «Геномные Технологии», и Международной Премией за исследования HDL холестерина, присуждаемой корпорацией Pfizer. Приглашается в качестве эксперта в области биоинформатики[8].
Ш. Р. Сюняев автор множества работ опубликованных в ведущих научных изданиях мира[9][10]. Его индекс Хирша на начало 2013 года составляет 36.
Семья: Шамиль Сюняев женат. Его сына зовут Рауф, а дочь Адиля
========================
Рашид Алиевич Сюняев (тат. Rəşit Ğali uğlı Sөnəyev, Рәшит Гали улы Сөнәев; род. 1 марта 1943 г.) — выдающийся советский и российский астрофизик, действительный член РАН (1992).
Родился в Ташкенте в татарской семье. Обучался в Московском физико-техническом институте и аспирантуре МФТИ. Доктор физико-математических наук (1973), профессор. Он возглавлял отдел астрофизики высоких энергий ИКИ РАН, с 1992 года — главный научный сотрудник Института космических исследований РАН. Он также является директором Института астрофизики общества Макса Планка в Гархинге (Германия).
В сотрудничестве с Я. Б. Зельдовичем создал теорию, известную под названием эффект Сюняева — Зельдовича, согласно которой реликтовое излучение в космосе постепенно рассеивается под воздействием электронов[1][2][3][4].
Р. А. Сюняев совместно с Н. И. Шакурой разработал модель аккреционных дисков, образующихся при падении вещества на чёрную дыру и служащих причиной сильного рентгеновского излучения от двойных систем, в которых одной из звёзд является чёрная дыра либо нейтронная звезда[5].
Р. А. Сюняев участвовал в важных исследованиях ранней вселенной, включая исследования по рекомбинации водорода во Вселенной и возникновению угловых флуктуаций реликтового излучения. Он возглавлял команду, которая проводила наблюдения приборами на модуле «Квант», входившем в состав орбитальной станции «Мир». С помощью этого модуля в 1987 было впервые зафиксировано жесткое рентгеновское излучение от сверхновой, связанное с распадом синтезированного при гибели звезды радиоактивного никеля, превращающегося в радиоактивный кобальт и затем в железо. Его группа в ИКИ отвечала за астрофизические наблюдения со спутников Гранат и ИНТЕГРАЛ, а в данное время занимается подготовкой международного астрофизического проекта Спектр-Рентген-Гамма. В Институте Астрофизики Общества им. Макса Планка он работает в области теоретической астрофизики высоких энергий и физической космологии, а также участвует в интерпретации данных космического аппарата Европейского космического агентства (ESA) «Планк».
Семья: жена - татарка, дома разговаривают они только по-татарски (об этом он рассказывал недавно, когда приезжал в Казань). Сын Рашида Алиевича — Шамиль, профессор Гарвардской медицинской школы.
Премии и награды:
Премия Бруно Росси Американского астрономического общества (1988)
Премия по фундаментальным наукам Международной академии астронавтики (1990)
Мемориальная научная премия им. Джона Линдсея Космического центра им. Годдарда (Goddard Space Flight Center), НАСА, США (1991)
Робинсоновская премия по космологии Университета Ньюкасла (англ.)русск., Великобритания (1995)
Золотая медаль Королевского астрономического общества (1995)
Золотая медаль сэра Месси Королевского общества и КОСПАР (англ.) (1998)
Золотая медаль Кэтрин Брюс Тихоокеанского астрономического общества (2000)
Государственная премия Российской Федерации в области науки и техники 2000 года за исследования чёрных дыр и нейтронных звёзд с помощью рентгено- и гамма-лучевой астрофизической обсерватории «GRANAT» в 1990—1998 годы[6].
Премия им. А. А. Фридмана РАН 2002 года за серию работ «Эффект понижения яркости реликтового излучения в направлении на скопления галактик»[6]
Премия Дэнни Хайнемана в области астрофизики от Американского института физики и Американского астрономического общества (2003)
Премия Грубера по космологии и золотая медаль Фонда П. Грубера и Международного астрономического союза (2003)
Главная премия издательства МАИК-НАУКА за публикации в области физики и математики (2007)
Премия Крафорда по астрономии Королевской академии наук Швеции (2008)
Медаль им. Карла Шварцшильда (высшая награда Астрономического общества Германии) (2008)
Премия Генри Норриса Рассела (высшее отличие Американского астрономического общества) (2008)
Международная Научная Премия (Физика) им. Короля Файсала (2009)[7]
Премия Киото (2011)[8]
Медаль Бенджамина Франклина по физике за «фундаментальный вклад в понимание ранней Вселенной и свойств чёрных дыр» (2012)[9]
Членство в академиях:
Член-корреспондент АН СССР (1984)
Действительный член РАН (1992)
Иностранный член Национальной академии наук США (1991)
Член Международной академии астронавтики (1986)
Член Академии наук Европы (1990)
Почетный член Американской академии наук и искусств, Бостон (1992)
Почетный академик Академии Наук Республики Татарстан (1995)
Член Общества имени Макса Планка (1995)
Член Германской академии естественных наук «Леопольдина» (2003)
Член Королевской академии наук и искусств Нидерландов (2004)
Иностранный член Королевского Общества, Великобритания (2009)[10]
Членство в научных обществах:
Член Международного Астрономического Союза (1986).
Вице-президент КОСПАР (Комиссии по Космическим Исследованиям Международного Союза Научных Союзов) (1988—1994).
Почетный член Американского астрономического общества (1990).
Член Европейского астрономического общества (1991)
Вице-президент Европейского астрономического общества (1991—1993)
Член Американского физического общества (1993)
Иностранный член Королевского астрономического общества Великобритании (1994)
Иностранный член Американского философского общества, Филадельфия (2007)
Так что "Артур" и его коллеги-провокаторы выдают, как обычно, желаемое за действительное, чтобы внушить татарам и другим нерусским народам, что родной язык не нужен, и что все обязательно должны стать русскими (что является конечной целью всех пропагандистов).
Артур,с тобой все ясно.С детства ты уловил,что к татарам плохое отношение в этом государстве,начиная с соседей,живущих рядом с тобой и кончая властями на всех уровнях.Ты понял,что не в силах изменить существующее положение,а более того у тебя не было примера,что татары как народ в целом желают изменения существующего положения.Тебе конечно хотелся бы чеченский вариант борьбы как самый радикальный и действенный.Бездействие угнетает и у тебя в душе возник конфликт между реальностью жизни и твоими желаниями.И в конечном итоге у тебя все вылилось в проявлении недовольства татарами, как слабыми,бесхребетными,покорными власти людьми,не могущими выступить в защиту своих национальных интересов.Душа у тебя кипит,но скажу,ты не один такой и с такой позицией-татары слабаки.Кое в чем ты прав,кто-то из великих сказал,"чтобы человек был счастлив,ему нужно иметь славное отечество".Вот этого как раз у татар нет.Но Артур хочу тебе напомнить,что ни у какого другого народа на территории России,не было такой трагической истории,когда в течении пятисот лет народ притесняли всеми возможными методами и средствами,стремясь растворить его в русском народе.И это была государственная политика,к сожалению это продолжается и сейчас завуалированными методами.Разве это не могло не сказаться на народе,которому предлагали более или менее спокойную жизнь,но для этого надо было одеть крест на шею и уподобиться русским или и дальше терпеть унижения и притеснения.Но татары выжили,а выжил бы какой другой народ поставь его в такие условия жизни это большой вопрос.Вспомни начало 90-х годов и тот энтузиазм с которым народ поднялся за свою свободу и достиг кое-чего на этом пути.Но к сожалению слишком бесхребетным оказался человек названный лидером народа.Променял надежды и чаяния народа на трон и личное благополучие своей семьи,Никто не заставлял его идти по пути Дудаева и брать в руки автомат,но сказать в свое время угнетателям народа"нет без народа я не сделаю то-то и то-то,на это мы не пойдем"он обязан был.ХЪуже того,он посчитал,что он без народа может быть наверху и надо только не перечить угнетателям.Финал вы сами знаете.А народ без лидера подобен отаре овец.А других лидеров из народа этот человек дискредитировал своими руками,чтобы не мешали спокойно властвовать.Бывших КГБшников и бывших партократов не бывает,жизнь показала это. Да народ сейчас в тяжелом положении,но это не повод отчаиваться и нечего не делать.Мы каждый в своем окружении можем говорить правду своим людям,открывать глаза тем кто не задумывается о многих вещах,держаться за свою исконную религию,не поддаваться на различные уловки угнетателей в виде подкидываемого булгаризма,фальшивой истории,полуправды.Сам вектор развития империй ведет к стагнации общественной жизни,свободы ,мы это сейчас наблюдаем.Все измениться,просто надо к этому готовить себя и свой народ.
Да никто не призывает к чеченскому варианту, который приведет к хаосу, гибели людей и прочим негативным последствиям (времена не те, да и методы ведения войны изменились)…!!! Достаточно жестко отстаивать свои права, а для этого у татар должно быт сильно развито чувство патриотизма, приверженности к своему народу, т.е. татарскому народу (именно татарскому), сильно развито чувство собственного достоинства, а не преклонение перед кем то. А кто должен обладать этими качествами…??? Конечно, в первую очередь – ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, а она в свою очередь должна увлечь за собой массы, т.е. – НАРОД, чего как раз и нет у татар. А жестко отстаивать свои права и добиваться их, в потенциале татар имеется все – это его численность, экономика, научный потенциал, удобное географическое положение, с чем должны считаться (и считаются) недоброжелатели и т.д. и т.п……..и, конечно, - наличие многочисленной интеллигенции практически во всех сферах, которые, как раз и должны играть роль первой скрипки….!!!! Я не буду углубляться слишком далеко, приведу лишь один пример – это закрытие турецких лицеев. Казалось бы, - он, как учебное заведение несет знания и ничего плохого…!! Ан, нет – по мнению Москвы, якобы в этих лицеях готовят религиозных фанатиков (ваххабитов и прочих), исламских фундаменталистов и много чего другого (явно надуманный мотив!!!). Результат – закрыть…!!! А ведь истинная причина их закрытия совершенно иная – это боязнь Москвы сближения тюрко-мусульман Волго-Уральского региона с Турцией, а через него и с другими тюрко-мусульманами…..!!!!! Так вот, - процессе закрытия этих лицеев протекал совершенно бесшумно, тихо, как будто ничего и не случилось..!!! Вопрос – а где была татарская интеллигенция, почему они не подняли шумиху вокруг их закрытия и не увлекли за собой народ..??!! Почему главный имам России, являясь этническим татарином не вынес протест по этому поводу..??!!! Почему народ не вышел на улицы с транспарантами с требованием отмены такого решения ..??!!! А ведь русское население Татарии рьяно и активно выходят на улицы Казани и др. городов, выступая против преподавания татарского языка..!!! Почему и татарам не поступить также, как и русские…??!!! Воооооо, то-то и оно – татары слишком, как ты выражаешься – бесхребетные, «мягкотелые», что и губит татар…!!!! Кстати, о закрытии турецких лицеев в Татарии на всем постсоветском пространстве нигде не говорилось – ни в ТВ, ни в радио, ни в газетах…!!! Я больше чем уверен - подняла бы шумиху татарское население, с участием всех слоев населения, вот тогда Москва глубоко призадумалась бы..!!! Но, этого ведь не произошло – все шито-крыто, тихо-мирно, по принципу – «сказано – сделано»….!!!!! Если так происходило вокруг закрытия этих безобидных лицеев, то же говорить о более весомом, более глобальном, более значимом, более ценном…..??!! Вот так вот, уважаемый, Guest….!!!!!
Вы правы Артур.У нас в Москве такая же картина.Татары глубоко спят.Молодежь полностью обрусевает.Пожилое татарское население вымирает.Нету у татар по всей видимости глубокого чуства государственности.Нету даже стремления к этой государственности.В Москве татары заняты дрязгами, выяснением отношениями ,на личном уровне.Татария сама по себе.Московские татары сами по себе .Нам татарам нужна идея ,как у евреев.Если бы евреи в свое время несоздали бы свой Израель, то их бы тоже постигла участь татар, ассимиляция и руссификация,и они бы изчезли бы .Но мы татары , до уровня евреев еще не доросли .
20 лет назал ,уже живя в Москве , я думал что мы Московские татары ,что то из себя представляем.Но спустя 20 лет ,я понял, что это не далеко нетак. Спустя 20 лет ,я понял что мы Московские татары это просто кучка старых татарских пенсионеров ,с такой же кучкой обрусевших детей и внуков.Вот и все татары.
20 лет назал ,уже живя в Москве , я думал что мы Московские татары ,что то из себя представляем.Но спустя 20 лет ,я понял, что это не далеко нетак. Спустя 20 лет ,я понял что мы Московские татары это просто кучка старых татарских пенсионеров ,с такой же кучкой обрусевших детей и внуков.Вот и все татары.
Ну таких примеров можно привести тысячи.Но вот в чем вопрос,яблоко,обычно не падает на землю пока не созреет.Так и татарский народ должен созреть и прозреть,а этот процесс зависит и от нас с тобой.Ежеминутно,ежечасно, нам всем надо противопоставить имперской пропаганде свое татарское слово правды.Мы живем среди людей и русских и татар.Надо работать со всеми,русским раскрывать их рабское положение в таком государстве,татарам и другим народам показывать пагубность политики этого государства в отношении своих народов.Если мы с тобой этого не будем делать,кто тогда будет? А констатировать факты нашего бесправия и плакаться,смысл какой?Потом у нашего народа есть Фаузия Байрамова,братья Кашаповы,В.Мирзаянов,есть безвестные герои которые погибли в Чечне.Вспомни сколько людей застрелили спецслужбы на территории Татарстана,обвинив в терроризме.Просто все это замалчивается властями.Так.что не надо ныть и унижать народ,это и некрасиво и не по мужски и только радовать наших врагов.Знай, мы победим.
А что касается Байрамовой Фаузии апа, то я преклоняюсь перед ней...!!!!!!!! Вот ОНА настоящая ПАТРИОТКА своего народа, свое РОДИНЫ..!!!! Но, таких как ОНА ведь единицы.....!!!!! Если все были как ОНА, то судьба Татарстана и татарского народа была совершенно иная..!!! Дай Аллах Фаузии апа здоровья, процветания, успехов во всем...!!!
Результат – закрыть…!!! А ведь истинная причина их закрытия совершенно иная – это боязнь Москвы сближения тюрко-мусульман Волго-Уральского региона с Турцией, а через него и с другими тюрко-мусульманами…..!!!!! Так вот, - процессе закрытия этих лицеев протекал совершенно бесшумно, тихо, как будто ничего и не случилось..!!! Вопрос – а где была татарская интеллигенция, почему _______________________________________________-Так лицеи вроде как работают?у меня у знакомых там дети учаться.Преподавателей турков выслали,это правда большая потеря была.Но сами лицеи функционируют в прежнем режиме.В Казани,Альметьевске,Челнах,Бугульме.
Все правильно...!!!! Но, если выслали турков, а лицеи функционируют, значит в нем остались одни местные преподаватели... А это значит, что наименование "ТУРЕЦКИЙ ЛИЦЕЙ" просто одно наименование и не более того..!! Поэтому этот лицей автоматически переходит в категорию обычного учебного заведения россйиского пошиба, ничем не отличающаяся от других учебных заведений, ибо менталитет, психология, поведение, общение преподавателей в нем - общероссийское...!!! А отсутствие в этом лицее турков - это как раз потеря той изюминки, которая придает лицею отличительную ОСОБЕННОСТЬ, необычный КОЛОРИТ, и, СПЕЦИФИЧНОСТЬ..!!!! Высылка же турков - это опять же опасение того, что я указал выше..!!!
Ленин писал:
«У казанских татар на 150 человек приходится сейчас 1 мечеть и 1 мулла, у русских и инородцев того же региона 1 священник приходится только на 1500 душ; у первых (у татар) одна школа на 100 душ обоего пола, у православных — одна на 1500—3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое!» [Ленин В. И., ПСС, Т. 28, 514—515]
Ленин писал....мало ли что писал Ленин....да и кто такой Ленин???? Татарской деревни уже давно нету.В мечетях насаждают арабский язык, да и туда некто неходит.В городах татарского языка нету.
Ленин пишет, пишет, пишет , а татары изчезают...
Не только Ленин писал о наибольшей грамотности татар среди народов России до революции.
Об этом писали многие, в том числе, например, русский православный миссионер Я.Д.Коблов в 1908 году писал:
«Среди народов, населяющих восточную часть России, татары-магометане занимают первое место. Процент грамотности среди них высок даже по сравнению с русскими. Из какого бы сословия ни происходил татарин, он непременно знает начало вероучения, умеет читать и писать по-татарски...
Муллы занимаются обучением детей за самую ничтожную плату или даже бесплатно... В России трудно указать народ, у которого была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко!».
(Я.Д.Коблов, 1908)
Да татары и сегодня грамотные, только татарского языка незнают.
После падения Казани,в течении 5 веков, татар как народ, сохранил именно Ислам (хотя цари постоянно притесняли мусульман). До революции татары все знали родной язык, письменность, знали светские науки (математика, география, история, литература и т.д.), и все были религиозно грамотными, т.к. изучали основы Ислама и арабский язык, потому что надо было не только знать смысл Ислама, Священного Корана, содержание молитв на татарском языке, но и уметь читать суры Корана на арабском языке - на языке оригинала, на котором было ниспослано это Священное Писание.
Все татары были настоящими правоверными мусульманами.
После Революции 1917 года начались новые гонения на Ислам. И появились коммунары,атеисты,активисты,чекисты.
Многолетние устои татарского быта нарушились.
Ушло уважение к религии, к старшим. И как итог - размножение манкуртов. Это потерянная часть народа. Нас спасет возвращение к корням, Исламу и любовь к Родине-матери и материнскому языку!
Ислам провел Татар сквозь века , и мы не исчезли как народ.
Татарам и всем мусульманам было очень трудно при русских царях, и лишь после 1905 года (славная революция!) Татарам стало легче дышать.
При царизме простой народ голодал, в том числе и Русские,Башкиры и т.д. - читаем Мажита Гафури.
После 1905 года был национальный подъем у татарского народа: открылся первый театр(1906), много газет, появилось много поэтов и писателей: Гафури,Тукай,Кулахметов,Г.Камал,Ф.Амирхан и др.
Поэтому русский царизм испугался такого подъема татарского народа после многовекового колониального существования, цари испугались роста национального самосознания и возрождения былой высокой просвещенности татарского народа. Революция 1905 года была звоночком для жестокой и кровавой русской империи. Царские идеологи и палачи поняли, что с возрождением образованности татар неизбежен рост их национального самосознания и стремления к освобождению от русского ига.
Сейчас многие исторические архивные документы не пущены в массы, они засекречены, так как при царизме царил беспредел,и воля полиции решала все! Была жесткая диктатура!
Татары,башкиры и др.народы до революции думали - кого поддержать? Просили автономию у Колчака - он ответил отказом. Просили у Ленина - он и автономию обещал, и золотые горы. Примерно так они пошли за большевиками. Первые годы большевики слово держали. В 20 - е годы в Казани Татаркино даже фильмы снимал. Например:"Булат батыр",где играла известная Вера Холодная. Но потом большевики под руководством Сталина жестоко зажали нерусские народы не меньше, чем при царизме - это все хорошо знают!
http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2008/2008_1_60_64.pdf
J.D.KOBLOV ON CULTURAL AND RELIGIOUS LIFE OF THE VOLGA REGION
MUSLIMS AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Я.Д.КОБЛОВ О КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ
ПОВОЛЖСКИХ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ ХХ В.
После реорганизации в 1854 г. в Казан-
ской духовной академии (КазДА) создаются
миссионерские отделения: противораскольни-
ческое, противобуддийское, противомусуль-
манское.
Специфические задачи, стоявшие перед противомусульманским отделением, опре-
делили общую направленность научных изысканий его преподавательского состава. Наряду
с изучением языков и переводческой деятель-
ностью, характерными для классической ака-
демической школы ориентализма, здесь актив-
но развивались такие узкопрофессиональные,
предметы, как сравнительное религиоведение
(история и обличение мухаммеданства), этно-
графия, изучение религиозных верований мусульман и т.д.
Наиболее значимыми в этом плане являются этно-
графические изыскания воспитанника КазДА,
миссионера-исламоведа Якова Дмитриевича
Коблова.
Получив фундаментальную подготовку у
профессоров противомусульманского отде-
ления КазДА Е.А.Малова, М.А.Машанова,
П.Жузе и во время своих миссионерских ко-
мандировок в татарские селения, Я.Д. Коблов
становится одним из ведущих российских спе-
циалистов по истории и этнографии мусульман
Среднего Поволжья. Прекрасное знание вос-
точных языков, ислама еще в студенческие го-
ды привлекли к нему внимание маститого вос-
токоведа и миссионера, основателя полемиче-
ской школы протоиерея Е.А.Малова. По его
рекомендации в 1900 г., будучи студентом
КазДА, Я.Д.Коблов назначается епархиальным
противомусульманским миссионером Казан-
ской епархии. В ходе своей профессиональной
деятельности им был собран обширный материал.
Опровергая укрепившийся в широких кругах
России взгляд на татар как на народ отсталый,
Я.Д.Коблов характеризует культуру
поволжских мусульман как симбиоз восточной
и западной цивилизации.
Особое место в научных разработках
Я.Д.Коблова занимает описание культурно-
религиозной жизни татар-мусульман. Причем,
наряду, с изучением мусульманской, религиоз-
ной обрядности, автор освещает народные, не
имевшие исламских корней традиции, празд-
ники, фольклор. Сам Я.Д.Коблов, признавая
важность этого направления, в исследовании
этнографии татар-мусульман писал: "Если опи-
сание религиозных обрядов имеет значение для
определения религиозного жизнеописания та-
тар магометан – то изложение народных обы-
чаев имеет не меньший этнографический инте-
рес, важный для уяснения национальности, их
отличительных свойств и характерных особен-
ностей татар"
Хорошее знание объекта исследования, скрупулезность, с которой автор во
время своих поездок собирал все наиболее зна-
чимые, с его точки зрения, сведения из быта
мусульман, придает работам Я.Д.Коблова некий энциклопедический характер.
Важнейшей чертой характера татарина-
мусульманина, по Я.Д.Коблову, является ис-
ключительная религиозность. "Проезжая по
местности, населенной татарами-мусульмана-
ми, невольно обращаешь внимание на то, что в
каждой татарской деревне, как бы она ни была
мала и бедна, находится мечеть. Факт досто-
примечательный, свидетельствующий о том,
что мусульмане, прежде всего, обращают вни-
мание на удовлетворение своих религиозных
нужд"
Я.Д.Коблов видит в исламе важней-
ший фактор в этноконфессиональной идентич-
ности поволжских татар, наложивший отпеча-
ток на все стороны их жизни: "Единственное,
что сообщает им (татарам – И.Р.) значение и
силу – это их религия…Религия сплотила их в
одну большую семью, заставляет во всем дей-
ствовать единодушно"
С самого раннего детства татары воспитывались в религиозном духе, прививавшийся
сначала в семье, а впоследствии в мусульман-
ских, конфессиональных школах (мектебе). В
мектебе не просто давалось первоначальное
образование, но и формировалось мировоззре-
ние ученика, основой которого являлись нормы
ислама. Практически в каждой татарской де-
ревне имелась своя школа, в которой обучение
вел местный мулла или специально пригла-
шаемый учитель (мугаллим). Такое распро-
странение школ было связано, по мнению
Я.Д.Коблова, с тем, что изучение наук считает-
ся для мусульманина "делом в высшей степени
богоугодным: ученый в глазах Божьих выше
молитвенника и мученика!"
Именно в широком развитии религиозного образования среди мусульман автор видит
основную причину укрепления исламской тра-
диции в регионе, упорной приверженности та-
тар своей религии. Повсеместное распростра-
нение школ способствовало высокому уровню
грамотности среди поволжских мусульман.
По мнению Я.Д.Коблова: "среди народностей, населяющих восточную часть России, татары магометане по грамотности занимают первое место. Процент грамотных среди них очень велик даже по
сравнению с русскими. Из какого бы класса ни
происходил татарин, он непременно знает на-
чатки вероучения, умеет читать и писать по-
татарски"
Во главе мусульманского прихода стоял
имам (с араб. языка – глава, руководитель кол-
лективной молитвы). Мулла был наиболее ува-
жаемым членом общины, без участия которого
не обходилось ни одно значимое событие.
Я.Д.Коблов подчеркивает непререкаемый авто-
ритет имама среди своей паствы: "В мусуль-
манской деревне, подобно тому, как в русском
православном селе священник, мулла первое
лицо и самый авторитетный человек. Да иначе
и быть не может. Мало того, что к нему му-
сульманин обращается во всех религиозных
нуждах и потребностях, мулла в деревне един-
ственный более или менее сведущий человек, к
которому можно обратиться за разрешением
недоуменных вопросов, от которого даже мож-
но узнать иногда, что делается на белом све-
те"
Мулла, по мнению Я.Д.Коблова, подчи-
няет себе прихожан не внешним авторитетом, а
исключительно своим духовным влиянием, как
человек, прекрасно понимающий их жизнь
.
Имам был не только духовным лидером,
но и третейским судьей в спорах возникавших
между прихожанами, блюстителем нравствен-
ных устоев в деревне. В обязанности муллы
кроме повседневных обязанностей – ежеднев-
ных коллективных молитв (салят, намаз), по-
сещения мечети – входила организация религи-
озных обрядов: наречение имени новорожден-
ному, свадьба (никях), похороны.
Как видно из трудов Я.Д.Коблова, татары-мусульмане придавали большое значение
этим религиозным обрядам, с которыми было
связано много обычаев чисто народного харак-
тера, не имеющих религиозного значения
.
Так, по его наблюдениям, у казанских татар со-
хранилась архаичная традиция похищения не-
вест, которая противоречила нормам шариата и
осуждалась официальным духовенством. По-
хищение происходило обычно в случаях, когда
молодой человек не рассчитывал на согласие
родителей невесты выдать за него свою дочь. В
подобных случаях молодые тайно уезжали в
какую-либо соседнюю деревню, к знакомым, у
которых они жили определенное время. Такой
брак признавался родными de facto, при этом
приданое (мехр) со стороны жениха бралось в
больших размерах, чем обыкновенно. При по-
хоронных обрядах вместе с религиозными ши-
роко применялись народные традиции. Харак-
терным для татар являлись поминальные обеды
в третий, седьмой и сороковые дни после похо-
рон. На эти обеды приглашались родственники
и знакомые, число которых у богатых людей
доходило до несколько сот человек
.
В жизни поволжских мусульман важное
место занимали религиозные праздники. Из
них наиболее почитаемым была пятница (джу-
ма). Пятничный день отличался от других тор-
жественным богослужением во время полуден-
ной молитвы с чтением специальной проповеди
(хутбы). Пятница являлась выходным днем.
Татары-мусульмане старались не начинать в
этот день новой работы, посещали мечеть, хо-
дили в гости к родственникам и друзьям.
Празднование пятницы перешло от татар к дру-
гим народам Среднего Поволжья (чувашам,
удмуртам, мари): "Они пятничный день выде-
ляют из других дней и относятся к нему с ис-
ключительным уважением. В особенности это
заметно в тех местностях, где … инородцы жи-
вут совместно с татарами мусульманами"
.
Особой торжественностью отличались
праздники Фитр байрам (праздник разговения в
первый день месяца Шавваля после окончания
поста в месяц Рамазан), Курбан байрам (празд-
ник жертвоприношения в 10-й день месяца
Дзуль-хиджа, приуроченный к памяти жертво-
приношения Авраамом своего сына Исмаила).
Во время этих праздников каждый правовер-
ный мусульманин считал своим долгом участ-
вовать в праздничной молитве в мечети. По-
этому стечение народа к намазу в такие дни ог-
ромное, "так что мечеть иногда не в состоянии
вместить всех"
В этом случае моления происходили на открытом воздухе, или часть молящихся образовывала особые ряды около мечети.
. В эти праздники состоятельные татары
раздавали милостыню нуждающимся, органи-
зовывали праздничные обеды. Во время Курба-
на татары-мусульмане приносили в жертву жи-
вотное, мясо и кожу которого раздавали бед-
ным и мусульманскому духовенству.
Наряду с мусульманскими праздниками
Я.Д.Коблов выделяет народные торжества, "не-
уклонно соблюдаемые, как наследие предков"
– Сабантуй и Джиин. Сабантуй, по словам
Я.Д.Коблова, "самое веселое время у татар-
мусульман. Поэтому на это празднество всегда
стекается народу очень много, бывают и ино-
верцы – русские и др."
Он праздновался весной в течение недели непосредственно перед
началом полевых работ. В день Сабантуя после
утренней молитвы жители деревни собирались
где-либо в поле, на лужайке и устраивали раз-
ные игры: упражнялись в борьбе, в беге, скач-
ках на лошадях. В больших селениях в это вре-
мя проводились ярмарки и базары. Интересно
мнение Я.Д.Коблова о происхождение этого
праздника. В Сабантуе он видит древнетюрк-
ский праздник, доставшийся татарам от их предков булгар.
Другой народный праздник – Джиин отмечался летом, перед началом жатвы. Джиин праздновался в разных деревнях в разное время по определенной очередности. Особой организованностью и разма-
хом этот праздник, по мнению автора, отмечал-
ся в Приказанье. На Джиин приглашали музы-
кантов: (балалаечников, скрипачей, гармони-
стов), устраивали ярмарки и народные гуляния
с играми и увеселениями.
Я.Д.Коблов одним из первых обратил
внимание на важное значение народных пове-
рий, мифологических представлений в миро-
воззрении татар-мусульман: "У казанских татар
разнообразные народные поверия, гадания и
приметы от старинных времен сохраняются до
настоящего времени, и, по нашему наблюде-
нию, нисколько не в меньшей степени, чем у
других народностей"
Этот тезис явно не соответствовал распространенному в миссионер-
ской литературе мнению о том, что у мусуль-
ман "ислам подавляет все продукты творческой
фантазии народа, заменяя их своей религиозной
традицией". Как известно, у татар-мусульман
был развит богатый пантеон мифологических
существ: вера в домового (ой эясе), кикимору
(бичура), лешего (шуряле), упыря (убыр), не-
чистую силу (албасты, уряк), водяного (су ана-
сы, су иясе), драконов и гигантских змей (аж-
даха), джинов др. Татары, как и другие народы,
верили в сверхъестественные способности:
колдовство, ворожбу, возможность предсказа-
ния судьбы и др. Хотя эти представления часто
входили в противоречия с нормами ислама, они
являлись важной частью народного миросозер-
цания, формируя определенную модель рели-
гиозного синкретизма.
Оценивая этнографические работы
Я.Д.Коблова, следует отметить их большое ис-
точниковедческое значение для изучения исто-
рии поволжских мусульман. Автор ввел в на-
учный оборот многие интересные этнографи-
ческие факты, значительно расширил представ-
ления о жизни татар Среднего Поволжья. Тру-
ды Я.Д.Коблова показывают значительное из-
менение в отношении русского общества к рос-
сийским мусульманам, повышение интереса к
культуре и религии нерусских народов импе-
рии.
Коблов Я.Д. О татарских мусульманских праздниках. –
Казань: 1907. – С.16.
Коблов Я.Д. О магометанских муллах. Религиозно-
бытовой очерк. – Казань: 1907. – С.3.
Коблов Я.Д. О татаризации инородцев Приволжского
края // Миссионерский съезд в г. Казани 13 – 26 июня
1910 года. – Казань: 1910. – С.352.
Коблов Я.Д. Мечты татар-магометан о национальной
общеобразовательной школе. – Казань: 1908. – С.1.
Все это было 100 лет назад .....
Сейчас вместо религии у деревенской молодежи - телеканалы Майдан и TMTV.
Я прожил в РТ в г Бугульме более 10 лет. в мою бытность происходили в татарско-турецких лицеях прокурорские "проверки" московскими прокурорами, присланные по всем городам республик Волгоуралья. Последний лицей пал в Казани. При всём этом шмоне я спрашивал директора бугульминского лицея, с которым был лично знаком, и некоторыми преподами о цели этих проверок. Все в каком-то тревожном недоумении. Заперлись прокуроры, ворошат документы и ни с кем не разговаривают. В итоге нагородили кучи "нарушений, обвинений,". Потом всё как сказано выше. Закрыли лицеи, превратив черт знает во что. Лезли туда кроме татар все, и русские и евреи. Ну что это за президент Бабай и его команда . если не могли привлечь на защиту лицеев, школ интеллигенцию, народ. Хребет у татар не наростёт если не будут татарские "физруки"проводить с народом патриотическую физкультуру. Может что и получится.
Хребет у татар не наростёт если не будут татарские "физруки"проводить с народом патриотическую физкультуру. Может что и получится.___________
Да, обидно за народ, который в поте лица трудится и платит немерные налоги.
Рассказ о ВКТ конечно интересный, но вопрос, что делала ВКТ для возвращения татар в поволжье, что делало ВКТ для башкирских татар, что делало ВКТ для прекращения обруссения татар в диаспорах, вообще какие результаты этих поездок - себя показать, да сабантуи организовывать. Тогда ВКТ надо переименовать ОПС(организацию подготовки сабантуев).