Конгресс (ч.2)
Об Аяцкове иногда говорят, что он не надежный и держит нос по ветру. При этом имеют в виду и то, что он в свое время возглавлял областное отделение движения «Наш дом – Россия», а сейчас активист «Единой России». Думаю, что без определенного таланта и хитрости ни один губернатор не в состоянии удержаться в своем кресле. Ибо приходится решать не только вопросы внутреннего развития, но и отстаивать свои права перед Федеральным центром. А это не так просто. Аяцков же одним из первых в России начал аграрные преобразования, развернул значительную внешнеэкономическую деятельность. Установил прочные связи с Украиной и Азербайджаном. Он, так же как и екатеринбургский Россель, убежденный сторонник единства и целостности России. Однако в первую очередь отстаивал интересы своей области, его населения. Выступал за максимальную экономическую самостоятельность области.
Его наши татары шутя называли Дамиром Фатыховичем. И это ему нравилось. Поговаривают даже, что его предки были татарами, и фамилия губернатора происходит от слова «аятчы», т.е. мусульманского духовного лица, в мечетях громогласно читающего аяты из Корана. Сам Дмитрий Федорович категорически отмежевывался от такого рода предположений. Но тем не менее по праздникам часто бывал в мечетях, и можно было увидеть немало его фотографий, на которых он изображен в тюбетейке. В мечети или на Сабантуе. Татары, в свою очередь, рассчитывали на его помощь и поддержку в решении вопросов татарской культуры, народного образования. И она оказывалась.
В 1998 году на встрече с татарской общественностью Аяцков сказал, что год удался урожайным и потому часть доходов от него пойдет на развитие татарской гимназии, в помещении которой происходила эта встреча. В основном он одержал свое слово. Гимназия получила еще один этаж в доме, где она размещена. А в 2002 году в честь десятилетия гимназии председатель национально-культурной автономии татар области Камиль Аблязов оборудовал и подарил гимназии прекрасный спортзал.
Татарская общественность работает в согласии и взаимопонимании с губернатором. Не случайно уже более десяти лет подряд в области при активной поддержке областной и городской администрации проводятся дни татарской культуры. Сабантуи не только стали традиционными. Главный из них в областном центре называется губернаторским, ибо проходит под эгидой губернатора.
Благодаря этому этот главный татарский праздник проходит как общенародный праздник. В 2001 году на нем присутствовала женщина – посол Аргентины в Российской Федерации.
Не могу пройти и мимо одного факта, связанного с празднованием 600-летия татарского города Укек, располагавшегося у самой Волги под Саратовом. Ученые во главе с профессором Ф.А. Рашитовым провели конференцию, посвященному этому событию. На ней из Казани с докладом кроме меня выступил и профессор А.Г. Мухаммадиев. После конференции состоялась закладка памятника на месте этого города. При огромном стечении народа состоялся митинг. Айдар Файзрахманов спел песню «Идел-йорт» по дастану «Идегей». При этом я наблюдал за Аяцковым: песня произвела на него огромное впечатление. Возможно, при этом проснулись его какие-то гены, не берусь судить.
Ему нравилась политика Татарстана в этой области. И прямо говорил, что во многом следует его примеру. Интересно, что он руководствовался принципом «боишься – не делай, делаешь – не бойся», восприняв его у Шаймиева. Не знаю, когда и в какой форме было доведено Шаймиевым до него это изречение Чингисхана, но ясно одно, что оно пришлось ему по душе. Аяцков был настолько склонен копировать Татарстан, что даже хотел построить зал наподобие нашего концертного зала. Но лучше и больше. Пока еще зала нет. Но хорошо уже то, что он был подвержен повторению хорошего примера.
Мне с ним приходилось встречаться несколько раз. С первого же раза у нас установились доверительные отношения. Во всяком случае после первой встречи во время своего ответного визита в Казань, окинув зал правительства, где собрались в его честь представители официальных властей, произнес: а где же мой друг? Увидев меня, подошел, обнял и поцеловал.
При очередной встрече у него в губернаторском кабинете вручил мне альбом «Два века губернии» и сказал: «В любое время добро пожаловать в нашу губернию. Вы всегда желанный гость!».
Не скрою, ему нравятся слова «губерния» и «губернатор». Хорошо это или плохо, он одним из своих политических авторитетов прошлого считает П.А. Столыпина, некогда бывшего губернатором Саратова. Не всегда критичен к деятельности этого, несомненно, выдающегося российского политика.
Известно, что Столыпину благоволит и В.В. Путин. По его инициативе был составлен даже план мероприятий, посвященных дате его трагической гибели в 1911 году. В него была включена и соответствующая конференция в Саратове. Она прошла в академии государственной службы, ректором которой ныне является Д.Ф. Аяцков. Поскольку конференция была правительственной, постольку было предложено, чтобы там присутствовал и представитель президента Татарстана. Разумеется, хорошо знающий политическую биографию Столыпина и могущий выступить на конференции. Хотя к тому времени я не был ни представителем администрации, ни депутатом Государственного совета, выбор пал на меня.
И мы снова встретились с Дмитрием Федоровичем. Он обрадовался, как в прежние времена обнял меня и представил своим помощникам: «Это личный друг Шаймиева!». Хотя это и не так, мне неудобно было возразить ему. Конференция прошла великолепно. Было и мое выступление. Я был награжден специально отчеканенной медалью Столыпина.
Нет, не кумир мне Столыпин, ибо он один из главных организаторов гонений на татар в годы своего премьерства. Мне приходилось неоднократно писать об этом. Поэтому на конференции мне пришлось говорить о делах этого человека в весьма дипломатичной форме, акцентируя внимание на его аграрной реформе.
Мы расстались с Дмитрием Федоровичем так же тепло, как и в прошлые времена.
Несколько слов о Яковлеве.
Возглавлять вторую столицу России не так-то просто. У него, как и у многих, немало оппонентов и соперников. Он возглавил администрацию Санкт-Петербурга после Собчака. Собчак же был одним из учителей Путина. Питерцы часто ехали к нему с жалобами на Яковлева. И это было одним из факторов отрицательного отношения Путина к Яковлеву.
Однако, как бы там ни было, он был в хороших отношениях с Шаймиевым. Хорошо относился к татарам Санкт-Петербурга. Во время выездного заседания исполкома конгресса он участвовал во всех наших мероприятиях, которые проходили с участием активистов татарских организаций. Посетили мы с ним и нашу мечеть, где он обещал помочь в ремонте минарета, поврежденного в период немецкой блокады города.
Яковлев в помещении этнографического музея устроил прием в нашу честь. После этой встречи татарам Петербурга открылись многие двери правительственных учреждений, чем они воспользовались достаточно основательно. Особую роль при этом играл и играет представитель Татарстана в Петербурге Шамиль Камилевич Ахметшин. Большую работу по сплочению татар проводил председатель национально-культурной автономии, вице-адмирал в отставке Марс Джемалович Искендеров. Вообще во второй столице России национальная жизнь татар была наполнена большим содержанием, в чем также немалая заслуга Яковлева.
По его инициативе улица Свердлова в Казани, состоявшая из старых ветхих домов, была перестроена и стала одной из лучших и красивых улиц нашего города. Не случайно она после этого стала называться Петербургской.
В результате наговоров Яковлев был отстранен от управления городом и переведен в Москву в качестве министра регионального развития. Здесь ему также чинились всякие препятствия, которые очень часто приводили его к нервным срывам. Вскоре он был освобожден и от этой должности.
Однако в моей памяти он сохранился как чистый и честный политик. О многих губернаторах такого не скажешь.
Если бы я более подробно не остановился на личности возглавлявшего Свердловскую область Эдуарда Эргардовича Росселя, это было бы несправедливо по отношению к этому умному и талантливому человеку. Тем более что мы в Екатеринбурге и области провели много интересных мероприятий. Город этот знаком мне со студенческих лет. Мы туда часто ездили на студенческие научные конференции. Среди профессуры у меня было много друзей и знакомых.
Здесь сосредоточен значительный интеллектуальный потенциал страны, Функционируют Уральское отделение Российской Академии наук. Уральский государственный университет, Политехнический университет. В этих и десятках других учебных и научных заведениях трудятся сотни докторов и более тысячи кандидатов наук. Среди них немало татар. Россель часто бывал в вузах и всегда опирался на науку.
В бытность мою деканом исторического факультета нашего университета мы заключили с историческим факультетом Уральского университета договор о сотрудничестве. На его историческом факультете мы совместными усилиями создали лабораторию по изучению истории уральских татар.
Здесь я неоднократно выступал в качестве официального оппонента на защитах докторских и кандидатских диссертаций. Вообще хорошо знаком с научным миром этого примечательного города.
В Свердловской области при решающем участии Росселя была разработана модель хозяйственного расчета. Жаль, что с распадом СССР она как составная часть перестройки страны сошла с повестки дня. Однако наработки остались. Они-то и стали экономической базой для провозглашения Уральской республики. Это не было проявлением некоего сепаратизма или обособленности региона от России, а хорошо продуманный хозрасчет, рассчитанный на создание образца экономического развития региона.
В те дни как огня боялись суверенных устремлений регионов. Многие помнят реакцию на провозглашение государственного суверенитета Татарстана. В головах определенного круга общественности зрели планы экономического удушения республики. «Свободному Татарстану – свободные вагоны!».
Однако такие люди, как Эдуард Россель, думали иначе. Они исходили из того, что сильные регионы являются основой и условием процветания страны. Следовательно, и обеспечения ее целостности.
После провозглашения Уральской республики, с чем я его тогда телеграфно поздравил, Ельцин отстранил его от занимаемой должности.
Вместо него губернатором области был назначен Алексей Страхов. Это было время, когда готовился договор между Татарстаном и Свердловской областью о сотрудничестве. Исполком Всемирного конгресса татар также принял определенное участие в этой работе.
Мы тогда в Екатеринбурге провели выездное заседание исполкома. В составе нашей делегации были министр народного образования В.Г. Гайфуллин, министр печати и информации И.Г. Ахметзянов, заместитель министра культуры М.Т. Низамиев, заместитель министра экономики М.Г. Галиев, заместители председателя исполкома ВКТ Р.Р. Туфетулова, Р.С. Валиев. Состоялась очень содержательная встреча с членами правительства области во главе с А. Страховым. Участвовали и руководители татарских национальных организаций. Это была, по сути дела, встреча двух правительственных делегаций. В ходе этой встречи соответствующими министрами Татарстана и Свердловской области были заключены соглашения о сотрудничестве. Прощаясь, Страхов пожал мне руку, сказав «Молодец!».
На выборах губернатора области победил Россель. Переговоры о договоре и укреплении взаимоотношений были продолжены уже с ним. В мае 1996 года делегация Татарстана во главе с Ф. Мухаметшиным прибыла в Екатеринбург. Встречал сам Россель. Не знаю, откуда он узнал, но, пожав мне руку, сказал: «Поздравляю вас с присвоением звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Указ сегодня опубликован в печати». Так я от него узнал об этом факте. Встреч в этой поездке было много. Была и прощальная в аэропорту.
Индус ТАГИРОВ.
(Продолжение следует.)