Кладбищенские войны
Вымогание откатов, драки и выстрелы: на московских кладбищах царит что угодно, но не покой и умиротворение. Мигранты и мафия сходятся стенка на стенку - речь идет о дележе доходов от «кладбищенского бизнеса», пишет постоянный автор «Sueddeutsche Zeitung» Юлиан Ханс.
Более 190 гектаров составляет площадь Хованского кладбища, расположенного на западе Москвы. Там свое последнее пристанище обрели более миллиона человек. «Могилы везде - насколько хватает взгляда: некоторые еще с советскими звездами, другие - с выглядящими поновее православными крестами. Более состоятельные родственники обносят могилы заборчиком, ставят столик и лавочку - чтобы в годовщину смерти помянуть покойника рюмкой водки», - описывает увиденное немецкий журналист.
Ежедневно к старым могилам прибавляются десятки новых. Транспортировка покойников, процедура погребения, изготовление памятников, цветы и уход за могилами - все это статьи стабильного дохода кладбища, составляющего ежедневно более 50 тыс. евро, сообщает российское издание «Коммерсант».
Война разразилась на Хованском кладбище теплым весенним днем. Еще с утра мужчины «спортивного телосложения» начали запугивать работников кладбища, преимущественно граждан Таджикистана. У многих «спортсменов» с собой было оружие - таджикские разнорабочие защищались, чем могли: лопатами, металлическими прутьями и камнями, говорится в статье. Скоро дело дошло до серьезного столкновения, в котором принимали участие более 200 человек. Приехавшие через 2 часа полицейские - 300 человек - разогнали толпу. В результате столкновений погибли трое, более 30 человек были доставлены в больницу с тяжелыми ранениями.
С того самого момента 40 следователей, а также общественность пытаются понять, что же привело к кровопролитному выяснению отношений. Сначала выдвигалась версия о конфликте между мигрантами из Центральной Азии и выходцами с Северного Кавказа за дележ дохода от бизнеса на кладбище. Однако основные подозреваемые из более чем сотни задержанных носят славянские имена. По сообщениям «Новой газеты», на некоторых молодчиках были футболки с надписью «Здоровая нация». «Известно, что многие мафиозные группировки вербуют в свои ряды спортсменов, занимающихся боевыми единоборствами. Участие таких крепких парней - весомый аргумент в любом споре», - замечает автор.
В поле зрения следователей попал теперь уже бывший директор Хованского кладбища Юрий Ч., возглавлявший отделение ГБУ «Ритуал», объединяющего 30 кладбищ, в том числе знаменитое кладбище Новодевичьего монастыря. По версии самого Ч., конфликт разгорелся между конкурирующими этническими группировками, а он пытался выступить посредником. По версии следствия, Ч. вызвал на помощь «спортсменов», потому что таджикские разнорабочие отказывались платить администрации за разрешение работать на кладбище. Речь может идти о 70% от заработанного мигрантами.
Как пишет далее автор, мафиозная составляющая ритуальных услуг - проблема, уходящая корнями еще в советские времена. Тот, кто не готов давать взяток, получит место под захоронение в подтопленной низине или в самом дальнем конце кладбища.
«Может ли Москва взять под контроль свое собственное предприятие или чиновники сами замешаны в темных делах ГБУ «Ритуал», доподлинно неизвестно. С 2008 года руководство «Ритуала» менялось пять раз. Только за прошлый год десяток сотрудников были уволены в связи с обвинениями в коррупции». Юрий Ч. имеет отличные связи в Следственном комитете - в 2013 году он был награжден орденом за сотрудничество с ведомством, пишет в заключение автор.
(«Sueddeutsche Zeitung».)