Казанская вода (ч.2)
Величина содержания остаточной концентрации активного хлора в питьевой воде в точке водопотребления устанавливается исходя из санитарных требований в целях подавления развития болезнетворных (патогенных) бактерий и микроорганизмов и не зависит от «формы» применяемого хлора. (См. СанПиН 2.1.4.559-96 и далее, табл. 5).
Поэтому громогласно объявленное и широко разрекламированное в 2013 году утверждение руководителей МУП «Водоканал» и их хозяев о замене хлора для обеззараживания воды на «широко применяемый в западных странах реагент на основе обычной поваренной соли» не корректен. Из «обычной поваренной соли» способом электролиза получается раствор гипохлорита натрия - (NaOCl), содержащий тот же самый хлор. Общее количество «чистого» хлора, расходуемого на обеззараживание питьевой воды, при этом остается почти без изменения. Выражаясь современным популярным языком, меняется только его «формат». Да, получение хлора в виде гипохлорита натрия на месте потребления из поваренной соли - это безусловно положительный факт: прекращается сопряженная риском перевозка сильнодействующего ядовитого вещества (группа СДЯВ) - свободного жидкого хлора по просторам страны и хранение его в больших количествах на территории станции подготовки воды в черте города с населением более 1,2 млн. человек.
Как уже было сказано выше, по сложившемуся положению централизованное водоснабжение г. Казани представляет собой объединенную систему промышленного и хозяйственно-питьевого водоснабжения с едиными сооружениями очистки природной воды и общей системой трубопроводов для доставки ее до потребителей. Это предельно просто и дешево, и такая упрощенная схема диктовалась суровыми экономическими требованиями 30-х годов и допускалась относительно приемлемыми экологическими условиями, т.е. относительной чистотой проточной волжской воды.
Принятая в те годы и действующая по сей день на Волжской городской станции водоподготовки технология очистки предусматривает в основном удаление из воды только природных загрязнений. Сегодня весь наличный состав загрязнений воды Куйбышевского водохранилища невозможно предвидеть и очистить не только практически, но даже и теоретически. Как известно, чтобы производить продукцию требуемого «…по цивилизованным стандартам, качественно, надежно», любая технология рассчитывается на получение определенного качества сырья. Таким сырьем для Волжского водозабора является вода Куйбышевского водохранилища - непредсказуемая по перечню состава загрязнений и неопределенная по величине их концентрации.
Дополнительно к этому, протяженные до 500 километров сети городских трубопроводов (в основном из не рекомендованных к применению для транспортировки питьевой воды стальных труб) единой системы водоснабжения города превратились в источник вторичного (бактериального и химического) загрязнения транспортируемой воды.
Основным и единственным средством борьбы с бактериальным загрязнением служит хлор, который сам по себе является ядом для человеческого организма и основой для образования многообразных хлороорганических ядовитых веществ. Применяемое в мировой практике и настойчиво рекламируемое некоторыми заинтересованными фирмами в периодической печати озонирование не может использоваться в нашем случае из-за кратковременного действия его бактерицидных свойств. Через 30 минут после применения озон полностью исчезает, оставив воду абсолютно беззащитной перед всеми видами микробного, вирусного, бактериального и других форм заражения. К тому же за последние годы обнаружены и другие, не менее опасные последствия применения озона при водоподготовке. Считается, что при озонировании также возможно образование побочных продуктов, классифицируемых нормативами как токсичные. Перечень таких продуктов не меньше, чем в случае хлорирования. Как настаивают ученые специалисты, безвредность продуктов разложения органических веществ, образующихся в результате озонирования, тоже требует серьезных исследований.
Какой же выход из этого опасного тупикового положения?
Проблема должна стать составной частью комплексной национальной программы по сохранению генофонда народа.
В США, Италии, Германии и во всех других развитых странах мира еще с 70-х годов прошлого века приняты и активно реализуются очень дорогостоящие национальные диоксиновые программы, направленные на защиту генофонда нации от деградации.
Такие попытки предпринимаются и в Российской Федерации. Было принято постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. №1102 «О федеральной целевой программе «Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996 - 1997 годы», которое не выполнено и - «фактически утратило силу в связи с истечением срока действия». А на территории Республики Татарстан не были приняты даже формальные меры к их выполнению. Периодически принимаемые республиканские целевые программы «о мерах экологической безопасности» и «развитии водохозяйственных комплексов» о диоксинах даже не упоминают.
На интуитивных опасениях населения бесконтрольно спекулируют продавцы-изготовители индивидуальных бытовых фильтров и многочисленные мелкие коммерческие фирмы по разливу и продаже воды. К сожалению, при самом добросовестном отношении к своей работе эта кустарная самодеятельность даже теоретически не может решить вопрос очистки воды от диоксинов и других опасных токсикантов.
Не поможет решить эту проблему и установка в квартирах бытовых фильтров, планируемая при строительстве по ипотечному финансированию. Так же не могут положительно решить эту проблему никакие настойчиво предлагаемые в последнее время известными консорциумами многомиллиардные по капитальным вложениям реконструкции и модернизации существующих городских сооружений подготовки и транспортировки питьевой воды.
Нет в этом и необходимости. Практически невозможно и не нужно ежесуточно по 250 литров воды на каждого жителя пытаться очищать до качества пищевого продукта и доставлять до водоразборных кранов для использования на хозяйственные нужды: мытье полов, стирки белья, принятие ванной и т.д.
Этими мерами можно достичь лишь очередного «освоения» многомиллиардных капитальных вложений (инвестиций), и как следствие, очередного резкого «законно обоснованного» повышения стоимости питьевой воды.
По признанию самих ответственных чиновников, периодически принимаемые программы «Питьевая вода Республики Татарстан» в последние годы «серьезных улучшений не приносят, не считая мелкого ремонта». По выражению тех же чиновников, «качество питьевой воды в столице оставляет желать лучшего».
В сложившейся ситуации для обеспечения населения питьевой водой пищевого качества по минимальным физиологическим нормам 3,0 - 4,0 литра на человека необходимо построить завод питьевой воды при самом активном финансовом участии государства. Это фундаментальный для сохранения генофонда вопрос общегосударственного значения, и недопустимо отдавать его на откуп чисто коммерческим структурам, «монетизация» его категорически не допустима. Благо, еще не окончательно потеряны чистые источники (без диоксинов) артезианских вод палеодолины р. Волги. Это поможет избавиться от всех видов ранее перечисленных техногенных загрязнений, в том числе и от хлора и диоксинов. Такой завод производительностью 500 тысяч литров в сутки в г. Ашхабаде работает с 1991 года. По 3 литра пищевой воды раздается населению бесплатно. При этом завод работает с прибылью за счет выпуска других различных напитков, изготовленных на основе этой воды.
Так это решается сегодня во всех крупных городах Российской Федерации. Завод питьевой воды срочно необходимо построить и в Казани, и в других городах республики. Об этом постоянно говорится в течение последних 30 лет и на страницах периодической печати, и в выступлениях специалистов, и в обращениях в различные административные инстанции города и республики при полном молчании или изощренной отписке ответственных чиновников.
Для решения этого вопроса республиканскому правительству и городской администрации необходимо проявить политическую волю и срочно организовать народное акционерное общество с участием государства по строительству и эксплуатации завода.
В качестве доли государства в собственность вновь организуемому акционерному обществу необходимо передать городской водозабор «Танкодром» (на основании тех же законов и на правах, по которым передан водозабор «Мирный» в распоряжение АО «Красный Восток»), разработать рабочий проект и приступить к строительству.
При осознании правительством своих обязанностей перед народом, признании важности решения проблемы и нормальном финансировании срок строительства составит не более 1 - 1,5 года.
Такой завод можно построить и непосредственно на перспективных участках месторождений подземных вод древней долины реки Волги. Это будет строительство «с нуля», с первого колышка на пустом поле. В этом случае стоимость и продолжительность строительства будут другие. Поэтому необходимо провести технико-экономическое сравнение вариантов.
И при любом варианте население города будет бесплатно обеспечено нормальной питьевой водой пищевого качества.
И вода перестанет использоваться как средство регулирования численности населения для исполнения рекомендаций Форума Римского клуба ученых 1972 года по ограничению общей численности населения планеты Земля в 1 миллиард человек - так называемый золотой миллиард.
Николай ПЕТРОВ-TEKIN,
специалист по водоснабжению.
При осознании правительством своих обязанностей перед народом, признании важности решения проблемы и нормальном финансировании срок строительства составит не более 1 - 1,5 года.__________________
Прав автор ! Вода - основа основ для человека. К тому же уже во второй половине 21 века человечество столкнется с проблемой питьевой воды. А у нас строят заводы экологически грязные. Якобы создаются рабочие места.
В России очень дорогие фильтры для очистки питьевой воды в домашних условиях. Например, мы, регулярно покупаем фильтры "Барьер-6" для кувшина, и доочищаем воду. Покупать эти фильтры довольно дорого.
Почему же в Казани -Татарстане не наладят производство фильтров для доочистки питьевой воды?
Единственный производитель- монополист находится в Московской области.
Татары смогли бы сделать ему конкуренцию и сбить их цены. Татары это могут сделать. Вся химия у них в республике есть. Заодно, это решило бы проблему доочистки воды у самих жителей Татарстана.
На интуитивных опасениях населения бесконтрольно спекулируют продавцы-изготовители индивидуальных бытовых фильтров и многочисленные мелкие коммерческие фирмы по разливу и продаже воды.
________________________________________________
В чём же спекулятивность их действий?
Никаких объективных оценок их деятельности нигде нет.
Как, например, оценить потребителю качество бытовых фильтров. Ясное дело, он читает то, что написано на упаковке. Может зайти на сайт производителя и узнать другие подробности. Но, от этого не легче. Всё равно сомневаешься в качестве воды -пищевого продукта.
Основная масса людей даже не задумывается над этим.
Лучше пить не грязную воду, а другой ее сорт, который народ ласково называет водочкой!
ну водка у нас тоже будь-будь,
не рекомендуется-кислота в сухом остатке.
А пить нато только смирновскую водочку из-за границы.