Казань
В доме Ахмеровых
Пожалуй, редко сейчас встретишь квартиры, двери которых никогда не закрываются на замок. Стучишься бывало к Ахмеровым. Не подходят. Они, как всегда, чем-то увлечены: либо научной беседой, либо работой над рукописью. Проходя по Галактионова, ноги сами меня приводили в эту известную семью. Именно в этом доме когда-то жил известный татарский издатель Шигап Ахмеров — человек, который, по сути, вырастил и воспитал композитора Салиха Сайдашева.
Итак, стучишься к ним, а к двери никто не подходит... И вдруг дверь сама от ветра открывается и приглашает тебя в эту знаменитую семью. Оказывается, все дома! Узбек Шигапович со своей супругой общаются в комнате слева, а Нияз Узбекович пишет за старинным письменным столом. В доме творческий беспорядок, пыльно! Везде лежат книги. Архетипичная атмосфера дома ученых! Именно она меня всегда заряжала на научные поиски. Именно здесь я получал ценные наставления от Нияза Узбековича и от его отца Узбека Шигаповича. Уходила суета, открывались истинные ценности. Нияз Узбекович с некоей иронией всегда обращал мое внимание на тот факт, что в этом доме часто бывал Салих Сайдашев. Вот та комната, где его дед общался с Салихом Сайдашевым. А вот кровать, на которой ночевал великий композитор. А потом Нияз Узбекович с грустью вздыхал... о том, что дом собираются сносить.
Дом действительно снесли, хотя на нем была мемориальная доска о Салихе Сайдашеве. Ахмеровым дали новую квартиру. Эта перемена в их жизни сильно отразилась на здоровье Ахмеровых. Сначала не стало супруги Узбека Шигаповича, а потом и его самого. Сын его Нияз Узбекович сейчас живет один. Общаемся только по телефону, и так порой хочется вернуть время и без стука войти в дом Ахмеровых на улице Галактионова и увидеть их всех вместе...
Музыка дома Кекина
Троллейбусная остановка возле дома Кекина для меня всегда была родной. Во втором классе я ходил в кружок духовых инструментов при Дворце пионеров. Играл на альтушке. В пятом классе ходил туда же на секцию акробатики. С шестого по десятый класс занимался конькобежным спортом на стадионе «Динамо». Возвращался всегда на троллейбусе, который останавливался недалеко от дома Кекина. Ждешь бывало троллейбус и смотришь на это здание.
Дом Кекина меня радовал столовой, в которой нас, спортсменов, хорошо кормили по бесплатным талонам! Кроме того, в этом доме со стороны улицы Галактионова находился небольшой кулинарный магазин, в котором я часто покупал себе дешевую жареную рыбу. Этот магазинчик спасал меня от голода своей вкусной рыбой тогда, когда в кармане оставалось всего 12 копеек.
Уже повзрослев, я стал осознавать, что Музыка и архитекТоника этого величественного замка Кекина действовали на меня возвышающе и избавляли от чувства собственной неполноценности. Особенно я это ощущал после неудач в секции акробатики, из которой впоследствии пришлось уйти из-за того, что я не справлялся со сложными акробатическими элементами. Стоишь бывало после тренировки на остановке, стоишь, униженный тренером, а дом Кекина тебе «говорит»: «Выше нос! Выпрямись! Стой гордо, как я! Вот уже сто лет стою, и никто меня не согнул!». Этот дом самый гордый в Казани! Он явно выделяется на фоне всей архитектуры нашего города.
Впервые по-настоящему осознал влияние дома Кекина на себя тогда, когда узнал, что на том же месте, где стоял я, так же часто стоял униженный нищетой, лишением оркестра и увольнением из театра великий татарский композитор Салих Сайдашев. Он жил тут же на этой остановке. Рядом с театром Камала. Видимо, Салих-абый так же стоял и смотрел на дом Кекина. Слушал величественную музыку архитектуры этого дома. И он давал ему силы. Потом композитор проходил мимо него, спускаясь на Галактионова к своему дяде Шигабу-абый Ахмерову, который его также поддерживал. Поэтому для меня дом Кекина — это не просто застывшая музыка камня, это живая музыка Величия Несломленного Духа.
Уверен, что сейчас на троллейбусной остановке стоит какой-нибудь мальчик, возвращающийся из Дворца пионеров имени Алиша. Стоит усталый, измученный неудачами... Стоит и смотрит на дом Кекина... А значит, у него все получится!
Рамиль ГАРИФУЛЛИН.
столовая памятна:
-разнообразие и качество
выше общеказанского общепита.
с собой приносили втихаря
и получался товарищеский ужин..
студенчество наше,семидесятые,КХТИ.
Дом русского архитектора Кекина единственное что было у простых казанцев .Еще в конце девяностых можно было спокойно войти внутрь этого невероятного строения.Поднятся по мраморной лестнице.Попетлять по коридорам.
Ныне аульная тат аристократия отняла этот шедевр зодчества у простых казанцев.