Касимовское царство
Татарское поселение в подмосковном Мещерском крае воспринимается как своего рода феномен. Однако в исторической науке он находит свое объяснение.
В 1446 году в Москву прибыли казанские царевичи братья Касим и Якуб. Они привели с собой многотысячное войско и присягнули на верность великому князю московскому. На жительство новым московским подданным был предоставлен Звенигород.
Якуб вскоре умер, а Касим со своей дружиной не раз выступал в походы против золотоордынских полчищ. Плечом к плечу с pyсской ратью храбро бились и побеждали врагов татарские воины Касима.
Великий князь московский оценил эту службу Касима и его дружины. Она была выдвинута на аванпост Московского государства – Касиму в 1452 году был пожалован Мещерский городок, переименованный впоследствии в Касимов.
В 1470 году великий князь московский Иван III пожаловал тогдашнему касимовскому владетелю титул «касимовского царя». Царство это не было наследственным, касимовскими «царями» назначались татарские царевичи, перешедшие на русскую службу. Касимовское царство просуществовало 225 лет.
В. МАРГВЕЛАШВИЛИ.
Что за чушь?
Охереть, выскочил какой-то грузин как черт из табакерки и в двух словах "объяснил" нам "феномен" татарского царства.
Следовало бы начать с того, что Касыйм - это сын хана Улуг-Мухаммеда. Улуг-Мухаммед хан - бывший хан Золотой Орды, потерпев поражение в борьбе за престол в Сарае другому Мухаммеду, прозванному Кече Мухаммед, пытался взять передышку в г. Белев с 3 тыс. воинами. Московский князь Василий, который был обязан Улуг-Мухаммеду тем, что благодаря ему получил когда-то ярлык на княжение вместо благодарности решил выслужиться перед новым ханом и послал 40 тысячное войско против Улу-Мухаммеда.
3 тысячное татарское войско наголово разбило 40 тысячное русское войско, по утверждению русских летописцев из русских выжило менее 10 человек.
\\
"Утвердившись в Среднем Поволжьи, хан Мухаммед решил восстановить господство свое над Россией и заставить Московского великого князя платить дань по-преж нему ему, а не Сарайскому хану Кичи Мухаммеду. С этой целью он предпринял поход против русских. Весною 1439 года хан Мухаммед занял Нижний-Новгород и победоносно дошел до самой Москвы. Великий князь был принужден поспешно уехать за Волгу, поручив оборону столицы одному из бояр. С 3-го по 13-ое июня хан Мухаммед стоял под Москвой, но кремля взять не мог, Тогда он сжег посады и отступил. На обратном пути казанское войско сожгло Коломну, затем возвратилось в Казань.
В течение 5-ти лет мирные отношения не нарушались, но в 1444-45 годах хан Мухаммед предпринял второй, еще более удачный поход против русских. Поход начался осенью 1444 г. взятием Нижнего Новгорода. Хаь остался здесь зимовать и в январе 1445 г. послал отряд против Мурома. Натолкнувшись на значительное русское войско, казанцы потерпели поражение и отступили; Нижний также был ими оставлен. Но с наступлением весны поход возобновился. В апреле Нижний вновь был занят Улу Мухаммедом. Казанское войско под начальством царевичей Махмуда и Якуба вступило в Московскую область и дошло до Владимира. В генеральном сражении 7-го июля в окрестностях Суздаля, у Спасо-[26]Евфимиева монастыря, русские были разбиты, и сам великий князь Василий вместе со своим двоюродным братом князем Михаилом Верейским был взят казанцами в плен. Они были отвезены в Нижний к Улу Мухаммеду - старые знакомые встретились через 14 лет после того, как Василий Васильевич приезжал на суд к Мухаммеду в Сарай.
Великий князь согласился на все условия, которые были ему предложены. Он обязался дать огромный выкуп за себя, по одним известиям - "сколько может", по другим - "от злата и сребра, и от портища всякого, и от коней, и от доспехов пол-30 тысящ", по третьим - 200,000 рублей. В русские города были назначены казанские чиновники для сбора налога, и в обеспечение контрибуции казанцы получили доходы с некоторых городов в виде кормлений. 25-го августа хан Мухаммед выступил из Нижнего в Курмыш8, и здесь 1-го октября князь Василий был освобожден. Хан возвратился в Казань, вполне достигнув своей цели.
В Москве условия договора не были опубликованы; русским было известно, что "царь Улу-Махмет и сын его утвердили великого князя крестным целованием, что дать ему с себя окуп, сколько может. А иное бог весть и они между собою"... В народе распространились самые тревожные слухи. Говорили, что Василий обещал отдать хану все Московское княжество, а себе оставил лишь Тверь. Еще до возвращения великого князя из плена против него назревало возмущение - народ не желал признать заключенного им договора. С Василием прибыло в Москву 500 казанских людей - "князья татарские со многими людьми". Они были назначены на различные административные должности и получили в кормление волости и города. С. М. Соловьев по этому поводу говорит: "И прежде Василий принимал татарских князей в службу и давал им кормление - средство превосходное противопоставить варварам варваров же... но современники думали не так: мы видели, как они роптали, когда при отце Василия давались литовским князьям богатые кормления; еще более возмутили их негодование подобные поступки с татарами, потому что в них не могла еще тогда погаснуть сильная ненависть к этому народу, и когда к тому же были наложены тяжкие подати, чтобы достать деньги[27] для окупа"9, К этому времени относится выделение татарам в Мещерской земле (на Оке) особого удела - так называемого "Касимовского царства", отданного, вероятно, в силу условий того же мирного договора, so владение сыну Улу Мухаммеда царевичу Касиму. На образование этого удела нельзя смотреть как на добровольную меру русского правительства, - напротив, оно явилось одним из главнейших результатов одержанной Улу Мухаммедом победы и первой попыткой ханов татарских вступить в непосредственное управление на русской земле в качестве удельных князей. Русские историки имеют обыкновение изображать положение татарских царевичей, служивших в России в качестве удельных князей, унизительным и ничтожным. По отношению к Касимовским царевичам это совершенно неприменимо: напротив, этим татарским ханам, севшим на русской земле, Московские и Рязанские великие князья были обязаны платить дань - "выход" - совершенно так же, как они платили дань в Сарай и Казань, а впоследствии в Астрахань и еще в Бахчисарай. Об уплате рязанскими князьями постоянной дани Касимовским государям "по старым дефтерем, по крестному целованию" говорится в договоре рязанских князей Ивана и Федора Васильевичей от 19-го августа 1496 года10. Дань русского правительства в пользу Касимовских ханов упоминается в договоре между сыновьями Ивана III от 16-го июня 1504 года11 в завещании Ивана III 1594 года12 и была в полной силе еще при Иване IV, после покорения Казани, когда Россия торжествовала свою победу над татарами: "выход в Царевичев городок" упоминается в числе обязательств, принятых на себя князем Владимиром Андреевичем Старицким по отношению к Ивану IV от 12-го марта 1553 года - "как дед наш князь великий Иван в своей духовной написал", наряду с выходами в Крым и Астрахань13. Русские историки не без удивления констатировали этот факт уплаты русскими государями дани Касимовским ханам, которые обычно рисуются жалкими подручниками Московских великих князей и царей и безвольными исполнителями их приказаний. Вельяминов-Зернов говорит: "Оказывается, что в Царевичев Городок (Касимов),[28] в пользу управлявшего им царевича, действительно шел от великого князя Московского "выход", и что выход этот принимали в расчет при распределении между великим князем и удельными князьями денег, следовавших на "татарские проторы"14. Разумеется, не может быть и речи о добровольном принятии Василием татар на службу, в силу хитроумного плана "противопоставить варварам варваров же", как думал С. М. Соловьев. Ни о каком противопоставлении татарам побежденный Василий в то время не смел и мечтать, и татары, назначенные в русские города, совершенно не думали забывать своей национальности. Они собирали контрибуцию - окуп за освобождение великого князя из плена и, неся административную службу, получали "кормление" - доходы с русской земли; "
http://letopisi.ru/index.php/%D0%A3%D0%BB%D1%83-%D0%9C%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%B4
Территория на которой возникло Касимовское ханство не было исконной русской территорией. Ее передал московским князьям хан Тохтамыш остро нуждавшийся в деньгах для борьбы с темником Едигеем, кроме того проживающие там татары были нелояльно настроены к зану Тохтамышу и поддерживали до того темника Мамая.
Тюркское же население в этих местах проживало уже много веков сформировав своим хозяйственным укладом - особый степной ландшафт местности. свидетельством древности тюркских насельников края является то, что языки мордвы-эрзя и мордвы-мокша, разделенных этим населением степи приобрели такие значительные отличия, что могут быть объяснены только многовековой изоляцией друг от друга.
Название: Kobzev Islam Tatary 19 vek.djvu
Размер: 4.29 Мб
Доступен до: 2014-02-06 18:33:46
Описание: Кобзев А.В. Исламская община Симбирской губернии во второй половине XIX-начале XX вв.
Ссылка для скачивания файла: http://rusfolder.com/39400152
Для В. МАРГВЕЛАШВИЛИ
Вы, очевидно, забыли подписаться "историком".
Так у вас ещё и с памятью проблемы?
Ну попытайтесь же ответить этим комментариям от татар. Если, конечно, вы, настоящий гордый грузин.