Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.8)
Из ее сведения мы узнали о том, что семья Уммегульсум жила впроголодь, Дэрдменд же поехал к ним, чтобы поделиться хоть скудной, но хоть какой-то провизией. В воспоминаниях той же Асмы-ханум говорится о том, что семья Дэрдменда в Орске жила лишь на каше, от прежнего достатка уже и следа не осталось, нет также и слуг, и для питания ничего нет, кроме той каши, которую готовили сами. Разумеется, наличие каши – это еще не голод, но это говорит о том, что все продуктовые запасы в доме кончились.
Таким образом, если Дэрдменд ездил в Оренбург к старшей дочери весной 1921 года, возвращаясь оттуда с внуками, в пути заболел, выходит, он полгода до смерти пролежал в постели. Известно, что во время болезни его навестили Ризаэтдин Фахретдин и Заки Валиди. А это невозможно было сделать за неделю, особенно для проживавшего в Уфе Ризы-хазрата. Сам он оставил следующую запись о последней встрече с Дэрдмендом. «Во время путешествия из Оренбурга в Уфу я проведал его, – пишет Ризаэтдин Фахретдин. – Заболевший лежал в постели. Услышав слова Дэрдменда: «Я поправляюсь» и зная, что ему хочется со мной поговорить, немного посидел с ним рядом. И тогда он произнес: «Хазрат! Если дела пойдут на лад, мы возобновим выпуск «Вакыт» и «Шура». Надеемся и просим, чтобы вы вернулись в Оренбург и продолжили свою прежнюю работу. Остаюсь в надежде совершить совместное путешествие в Хиджаз, о чем мы уже говорили с вами». Я ему ответил: «Если позволит Аллах, мы все исполним». Потом я попрощался. Это была наша последняя встреча (Ризаэтдин Фахретдин. Асар. 3 – 4 тома. Казань, 2010).
Когда и где состоялась эта встреча – доподлинно неизвестно, но по логике, должно быть, во время предсмертной болезни Дэрдменда. Так как в конце февраля 1918 года, когда из Оренбурга один уезжал в Уфу, другой – в Орск, Дэрдменд не находился на предсмертном ложе, после этого он прожил еще три года. Следовательно, последняя встреча произошла в 1921 году, но месяц и день неизвестны. Эта была последняя встреча, прощание двух великих личностей, почитаемых сыновей нации. Даже на смертном одре Дэрдменд заботился о национальной периодической печати, мечтал о возобновлении выпуска газеты «Вакыт» и журнала «Шура», намеревался совершить вместе с Ризаэтдином-хазратом хадж. Как видно из беседы, об этом они говорили и раньше. Значит, до этого еще и Дэрдменд, и Ризаэтдин Фахретдин не совершали хадж? Во всяком случае, такой информации я не обнаружила. Намерениям Дэрдменда не суждено было сбыться, пусть за это пожелание Аллах удостоит его своей милостью!
Но для подтверждения слов Лирона Хамидуллина «Дэрдменд навестил в Оренбурге больную дочь осенью 1921 года» есть другое доказательство. Главный редактор газеты «Вакыт» Фатих Карими, близко знавший Дэрдменда, в 1927 году о его смерти написал следующее: «В октябре 1921 года при возвращении из Оренбурга по железной дороге сильно простудился, 9 октября скончался в Орске и похоронен там. Ему было 62 года» (Братья Рамиевы...).
Известно также, что больного Дэрдменда навестил Заки Валиди, он обратил внимание на заботу Дэрдменда не о себе, а о своей нации. Когда, в каком месяце состоялась их встреча? Ответ на этот вопрос внес бы некоторую ясность. Лирон Хамидуллин пишет, что эта встреча состоялась в 1920 году: «Видный башкирский государственный и общественный деятель Ахметзаки Валиди пишет в воспоминаниях о своей последней встрече с Дэрдмендом в 1920 году: «...поэт не горюет о потерянном богатстве, но сильно встревожен судьбой нации». Но Дэрдменд так долго не болел, в постели не лежал, он даже к больной дочери в Оренбург сам поехал.
Теперь мы подошли к основному вопросу – татарский поэт Дэрдменд скончался от голода или тифа? Обычно эти две беды приходят друг за другом, находятся рядом. Но, как видно из воспоминаний свояченицы поэта Асмы-ханум, в Орске в роду Дэрдменда, кажется, от голода никто не умирал. Если бы таковые были, она бы написала об этом. Ее родная сестра Сара умерла от тифа в 18 лет. «Езни (Дэрдменд. – Ф.Б.) дал маме денег на похороны, еще привел трех овец», – сообщает она в своих воспоминаниях (Указанный труд). Если в 1921 году имелась возможность выделить трех овец, это уже не голод. «Не успели прийти в себя от этой потери, пришла другая беда: езни поехал в Оренбург проведать старшую дочь Гульсум и доставить продукты», – продолжает Асма Рахматуллина-Ибрагимова.
Раз Дэрдменд повез в Оренбург продукты, это еще не голод. Однако голод, обошедший эту семью весной, мог постучаться в дверь осенью. Поэтому выяснение времени кончины Уммегульсум внесло бы ясность в этот вопрос. «Так как на обратном пути езни ехал в неотапливаемом поезде, то сильно продрог, – пишет Асма ханум. – Он подхватил бронхит, не смог выздороветь и скончался. Врач сказал, что у него очень слабое сердце» (Указанный труд).
Да, возможно, и сердце болело, и бронхит мог дорасти до пневмонии. Тиф с голодом тоже постоянно подстерегали свои жертвы. Когда умирает человек? Если не остается сил и желания, чтобы бороться за жизнь, он навечно закрывает глаза. Сердце перестает биться.
Поэт с удивительно грустным лирическим псевдонимом Дэрдменд, словно чувствуя грядущие еще более тревожные, страшные времена, покинул этот несправедливый мир. Он умиротворенно отдал Аллаху душу на родной земле, в семье, рядом с близкими, был предан земле по мусульманским канонам. Правда, на кладбище, где погребен поэт, в годы Отечественной войны построят военный завод, над его могилой начнут производить ракеты, но его душа, покинув узкую могилу задолго до этого, вознесется к Аллаху. А вечной заповедью для народа останутся его предсмертные стихотворные строки:
Говор вод в истоках звездных –
Знайте – вспомнит о мольбе
Той мечты, что в зорях слезных
Всхлипывала вслед судьбе.
О, моей отчизны воздух,
Не взропща – возьми к себе,
Не взропща – возьми к себе!
Что милей – страна ль родная?
Ах, милей родной народ!
Молоко и кровь святая,
Время вас не изживет.
Родина – она уйдет.
Молоко – не пропадет!
Фаузия БАЙРАМОВА,
писатель,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)
Редакция видимо не замечает что коментов по данной теме практически нет, не интересно, так может быть пора заменить на что то более волнующее людей?
А мне нравится!
Guest.27,09,2014.в15:56
А что тут коментировать. Всё ясно и интересно. Ты спокойно обходи всё что не нравится.
"Комментов нет"- это не говорит о том, что не читают.Читаем, нам интересно, это о нашем народе, о его прошлом.Большое спасибо уважаемой Фаузии ханум .Если кому не интересно- проходите мимо...
в прошлый раз писал здесь:
фаузия,спасибо,на свои средства занимается
вот этим всем.
памятник ей!
а нашим "дорогим"буквально ТЮРЯЛЯРГЭ(чинушам),
тем,кто по службе обязан организовать такие исследования -
-СТАТУЮ!(стоит статуя с огромным...)
Очень интересные тексты.
Спасибо Фаузии -ханум.
Персоналии татарских авторов мало изучены, и мало известны широкой татарской аудитории.
Эти тексты ещё бы издать в бумажном варианте.
Спрос будет обязательно. С красивыми иллюстрациями.
Guest, 27.09.2014 в 15:56
"Редакция видимо не замечает, что... на что - то более волнующее людей?
_______________________________________________
А ты разве не знаешь, что за "волнующие людей" Фаузию Байрамову преследуют, третируют уже много лет?
Она, несомненно, может написать "волнующие тексты", но ты сможешь защитить её от фашизоидов и нацистов?
фаузия всегда пишет очень даже волнующее людей.
имею в виду татар в первую очередь.
о чем бы ни писала - пишет правду.
не в пример нашим "высоким отцам-руководителям",
которые врут на каждом шагу.
СТОЙКАЯ.
Очень трогательный текст.
Мы не знаем свою -татарскую литературу. Стыдно.
Какая красота в стихе. А как он звучит на татарском!
Впервые в истории острова о сахалинских татарах написали книгу. Ее автором является кандидат 586767исторических наук, писательница из Казани Фаузия Байрамова. Книгу «Остров Сахалин и татары» в дружественной и праздничной обстановке представили вниманию общественности в Сахалинской областной библиотеке. На мероприятие пригласили почетных гостей – руководителей диаспор региона, муфтия духовного управления мусульман Дальнего Востока из Хабаровска. Тут же на мероприятии можно было познакомиться и с татарской кухней, литературой и различными наградами местных татар. А желающим познакомиться со своеобразным, певучим татарским языком организаторы провели открытый урок. Кроме того, юное поколение татарской народности исполнило национальные песни на родном языке.
По материалам ИА SakhalinMedia.
Очень приятная новость о татарах Сахалина.
Будем надеяться, что это будет способствовать сохранению их самосознания, и осознанию себя неотъемлемой частью нашей нации. Особый РАХМАТ за книгу писателю Ф. Байрамовой.
ПРИГОВОР
ПРИЗНАТЬ БАЙРАМОВУ ФАУЗИИ АУХАДИЕВНУ ВИНОВНОЙ В СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ,282 Ч,1 УК РФ (в ред. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 03.02.2014 г. №5-ФЗ) и НАЗНАЧИТЬ ЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ 1 ГОДА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 73 УК РФ ДАННЫЕ НАКАЗАНИЕ СЧИТАТЬ УСЛОВНЫМ С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ НА 1 ГОД, ОБЯЗАВ БАЙРАМОВУ ФАУЗИЮ АУХАДИЕВНУ НЕ МЕНЯТЬ БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА, ПЕРИОДИЧЕСКИ ЯВЛЯТЬСЯ ПО ВЫЗОВАМ НА РЕГИСТРАЦИЮ.
..................
СУДЬЯ ШАКУРОВ Д.Б.
СЕКРЕТАРЬ ГАТАУЛЛИНА Г.Р.
2 октября 2014 г.
г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РТ.
Так я и думал.
По принципу око за око, раз русского не посадили, то и татарку не посадят!
В принципе, и в одном, и в другом случае люди преследовались за слова.
Засранец,Сердюкова с Васильевой за миллиардные хищения не посадили,после них украли в МО еще 700 млрд.руб.,про этих вообще молчат.Некогда наверно,надо с Украиной как-то выкручиваться.А ведь в МО вообще никаких татар нет,одни русские и тот кто украл и тот кто расследует и тот кто определил,что Сердюков ветеран или участник каких-то боевых действий и суду не подлежит,а Васильева гениальная поэтесса и художник,тоже такую судить нельзя.Раз такие люди в Москве сидят и управляют,разве могут в Казани,Махачкале,Грозном,Уфе,Ижевске и пр.местах сидет другие,про которых можно сказать,что они"Ум,Честь и Совесть нашей эпохи".Вот такое государство,за которое ты попу рвешь.Ну я думаю они тебе доплачивают,только не из своих уворованных денег,а из наших налогов.
Кстати,вся подоплека украинских событий в том,что украинцы захотели избавиться от таких как Сердюков,Васильева и им подобных в т.ч. Янукович.Этот опасный пример для своего народа народа Путин в корне пресек и все завертелось,якобы бендеровцы и фашисты рвутся к власти,да русских обижают.Но эта сказка для своего народа,рашенского.
Если ты, мудачЁк, по своей природе оказался не способен к пониманию даже простенького текста в три строки, это твои трудности, а не мои.
А я писал с месяц назад о том, что по результату приговора Щеглову становится ясным исход суда над Байрамовой, так что ее не посадят, что и случилось.
Это я объясняю не мудачку Guest, 02.10.2014 в 11:57, он все равно не поймет, а другим.
Засранец,почему то ты свое мнение по поводу этих гос.воров никак не хочешь выразить,а сам тем временем находишь какие-то грешки у татар и громогласно возмущаешься.Но рыба то с головы гниет,не так ли.Так что засранский мудачок(раз тебе нравиться это словечко) я тебе буду периодически напоминать о русской действительности,которую ты выставляешь для нас нерусских народов как образец справедливости.
Так и получилось, что ты - чучмекский мудачёк (видит Аллах, что я сдержан до крайности!) ничего не понимаешь, и никогда не поймешь.