Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.6)
Отец Мирхайдара Файзи Мустафа был управляющим в Кукшельской усадьбе оренбургских богачей Хусаиновых. В то же время известно о том, что Мустафа-эфенди имел свой дом в Орске. «Многие орчане знают имя Мирхайдара Файзи (1891 – 1928 гг.), – пишут историки. – Он родился и вырос в многодетной семье мещанина Файзуллина Мустафы, дом которого находился на ул. Пугачева, 60. Юный Мирхайдар не только писал стихи, рассказы, пьесы, но и ставил спектакли созданной им татарской любительской труппой в 1909 – 1917 гг.» (Т. Черкас. Мусульмане Орска…).
Здесь Мирхайдар Файзи написал свои бессмертные драмы «Галиябану» (1916), «Асылъяр» (1920), «Ак калфак» (1922). Хотя в этих бескрайних степях другие произведения написать и невозможно. Кажется, что поэзия Дэрдменда и драматургия Мирхайдара Файзи должны были увидеть свет именно в этих печальных и славных кипчакских степях, в гордых и величавых Уральских горах, у таинственных вод Яика и Сакмары... По нашему мнению, несмотря на разницу в возрасте, Дэрдменд знал Мирхайдара Файзи лично и был знаком с его творчеством, благожелал ему...
После постановки в театре «Нур» г. Оренбурга 27 декабря 1917 года «Галиябану» была представлена и орским зрителям. Спектакль сыграли на сцене в Доме общественного собрания города. Следует отметить и то, что в этом самодеятельном татарском театре Орска выросли талантливые артисты. «В 1909 – 1917 гг. участниками упомянутой труппы были Исмагил Музафаров, Гариф Галиакберов, Х. Губайдуллин, Абдулла Амиров, Хабибулла Садыйков, Баттал Шагидуллин, Гибадулла Хасанов, Файзуллин Мирхайдар (Файзи), Камил Салимзянов и другие», – пишут историки (Т. Черкас. Мусульмане Орска...). А в 1907 году в семье известного татарского купца Нигматзяна Нигматуллина появилась на свет будущая знаменитая актриса, мать Марселя Салимжанова Галия Нигматуллина. Отец Марселя Салимжанова, народный артист ТАССР Хаким Салимжанов, тоже родился в Орске в 1903 году. Мне рассказали о том, что Марсель Салимжанов вместе с театральной труппой посетил родной город отца и матери, места их отчих домов. Выяснилось еще, что известный композитор, скрипач Загид Хабибуллин, тоже родом из Орска, он появился на свет в 1910 году.
И снова вернемся к орскому периоду жизни Дэрдменда... Попытаемся ответить на некоторые вопросы. Например, что заставило его в начале 1918 года переехать из Оренбурга в Орск? Что явилось причиной смерти поэта в Орске в 1921 году – голод или тиф? В поиске ответов на эти вопросы и подручного материала, и печатной информации на эту тему было крайне мало. Как известно, советская власть до Оренбурга добралась лишь в январе 1918 года, а до этого Заки Валиди успел объявить здесь «независимую Башкирскую автономию». Казахи (в то время они назывались киргизами) тоже претендовали на оренбуржскую землю и объявили здесь свою автономию, а на самом деле Оренбургом руководил атаман Дутов и его казаки. Придя к власти, большевики закрыли газету «Вакыт» и журнал «Шура». Здания, в которых они располагались, Дэрдменд был вынужден лично передать представителям советской власти. Он и Риза Фахреддин, оставшиеся без издательства, газеты и журнала и быстро смекнувшие суть большевиков, были вынуждены переехать: один – в Орск, другой – в Уфу. Этот временный переезд оказался навечно. Стихотворение Дэрдменда «Кораб», написанное за 10 лет до этого, сопровождало их по зимней степной дороге...
И день и ночь
Грохочет море,
А паруса рвет ветер злой.
Не превозмочь,
Не переспорить,
Несет корабль к земле чужой.
Волна нагрянет,
Ее кручина
Швырнет корабль страны родной.
Какая тянет
Нас пучина
И жертвы требует какой?!
Душа поэта, как у провидца, чувствительна: знает, что эта напасть, обрушившаяся на страну, продолжится долго, очень долго. Чувствует она: не остановить охватившую нацию трагедию. Дэрдменд погружается в свой мир, пытается хоть на время скрыться в своих степях и горах от красного террора, потоком багровой крови захватившего страну. После изучения событий тех лет у меня создалось впечатление о том, что Дэрдменд уехал из Оренбурга из-за неприятия диктатуры большевиков, выражая к ней внутреннюю ненависть и протест. Всем известно о проводимой в то время политике террора по отношению к богачам Оренбурга: их уничтожали без суда и следствия.
Писатель Лирон Хамидуллин, живший и работавший в 1956 – 60 годах в Орске, посещавший этот город и в другие годы, написавший труды и издавший книги о Дэрдменде, видит и другие причины его переезда из Оренбурга в Орск. «Кроме судеб детей, Закира Рамиева волнует также обстановка на приисках. Как обстоят там дела в это смутное время? В сохранности ли оборудование приисков – не уничтожено ли оно? В надежных ли руках каменные амбары с золотом? По пути в Орск Дэрдменда, возможно, волновали и такие мысли. Скорее всего, из-за этого он решил уехать в Орск зимой, не дожидаясь, как обычно, пока пройдет распутица. Орск – центр, объединяющий хозяйства приисков. Если получится, оттуда можно поехать и на прииски. А вдруг удастся справиться и о детях, которые воюют в этих местах. Как обстоят дела банков, сотрудничающих с Рамиевыми?» (Лирон Хамидуллин. Вечерний закат. Казань, 2009).
Да, все это могло послужить причиной поездки Дэрдменда в Орск, так как невозможно просто взять и бросить такое огромное хозяйство, золотые прииски, десятками простиравшиеся по степям, амбары, в которых хранится золото. Это были очень сложные, смутные времена, а впереди ждало еще более опасное.
Фаузия Байрамова,
писатель,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)
фаузия байрамова -какое достоинство!
шаймиев - какой позор татарам вместе с внучкой.
Интересно, как распорядится История?
Кем в Истории станет Байрамова и кем Шаймиев?
Шаймиев - мелкий расхититель государственной собственности, живший в эпоху Байрамовой- лидера национального движения татар.
нет,не мелкий - статья будет "..в особо коррумпных.."
СУД ДӘВАМ ИТӘ - СУД НАД БАЙРАМОВОЙ ПРОДОЛҖАЕТСЯ...
Бүген, 17 сентябрьдә Чаллы шәһәр судында Фәүзия Бәйрәмовага карата мәхкәмә дәвам итте. Шаһиттан сорау алдылар, ул урта белемле бер механизатор булып чыкты. Имеш, минем фейсбукка кергән дә, язмаларны укыган, ачуы килеп, фсбга барып әйткән... Күренеп тора - үз кешеләре. Дәүләт гаепләүчесе чыгыш ясады, мине яхшы яктан характерлаганнарын искә алып, 1 елга шартлы рәвештә ирегемнән мәхрүм итү җәзасын сорады. Ә болай, "җинаятем" төрмәгә утыртырлык, имеш. Адвокат мине яклап сөйләде. Минем "Соңгы сүз" 1 октябрьддә булачак, шуннан соң хөкем карары чыгарылачак.
Сегодня состоялся суд над Фаузии Байрамовой. Допросили так называемого свидетеля, он оказался механизатором со средним образованием, ныне безработный. Как будто он без никакой регистрации вошел в мою страничку в фейсбуке, прочитал мои статьи, сильно возмущался и побежал в фсб. Видно - свой человек. Выступал Гос.обвинитель, так как меня охарактеризовали только с хорошей стороны, просил для меня как наказание 1 год условного срока. Выступал адвокат. Мое "Последнее слово" будет 1 октября.
Уверен, даже 1 года не будет.