Калашников (ч.6)
За границей за ним буквально бегали по пятам не только газетчики, но и просто любопытные люди, чтобы познакомиться, сфотографироваться с ним. Без всякой предварительной договоренности журналисты-иностранцы приезжали в Ижевск, приходили прямо на квартиру Калашниковых, чтобы взять интервью или что-либо написать. Однако так же бесцеремонно наезжали и российские корреспонденты. Учитывая это, когда он многократно приезжал в Казань, я никому не говорил о его приезде.
Не любил он большие компании. Когда он приезжал на мои юбилеи, заранее предупреждал: «Амсар, базар не собирай», а у меня никак не получалось менее 50 – 60 человек. Он же, поверив в мои обещания, привозил подарки, значки, медали «Калашников», свои книги, буклеты, календари с его фотографиями в расчете на 20 человек. Увидев большое количество людей, всегда спрашивал: «Как быть?». Я ему отвечал: «Михаил Тимофеевич, свои подарки лучше никому не давайте, иначе те, кому они не достанутся, на меня и на вас будут в большой обиде».
После появления первого иностранного фильма о Калашникове в Ижевск приехали японцы и сказали, что у них отснято много материала о конструкторе АК в разных странах, но они бы хотели сделать съемки в Удмуртии. Михаил Тимофеевич понял, что может получиться еще один вариант английского политического фильма, и отказал им в личном общении, объяснив, что журналисты искажают факты его жизни. Потом были другие попытки корреспондентов из разных стран и России, в том числе из Татарстана, но он многим отказывал. Несколько раз он мне говорил: «Как трудно быть знаменитым. Ведь я зачастую выступаю перед разными делегациями 3 – 4 раза в день».
Можно понять М.Т. Калашникова: постоянные визиты прессы действительно иногда кажутся слишком уж назойливыми, а их внезапность неприятна любому нормальному человеку, тем более работающему человеку пожилого возраста. Жаль, журналисты не всегда понимали, что неожиданные наезды, настойчивость, а иногда и надоедливость не делают им чести. Даже представителям прессы не помешают чувство меры и элементарная воспитанность.
Категорически отказался он встречаться с заслуженным артистом России Г. Хазановым, хотя тот сильно настаивал, объяснив это тем, что он дразнил неизлечимо больного Л.И. Брежнева.
Оружием Калашникова вооружены более 55 стран мира. Еще ни одному конструктору России не удавалось в течение такого длительного времени оставаться практически единственным, чье оружие было самым массовым и совершенным из всех, имеющихся на вооружении нашей армии. Простота в устройстве и надежность при любых условиях – основное достоинство автомата Калашникова.
Американский писатель Э.К. Изелл, написавший книгу «История АК-47», заканчивает ее словами «...американцы экспортируют кока-колу, японцы экспортируют «SONY», а Советы экспортируют «Калашникова».
Кое-кто склонен считать М.Т. Калашникова виновником человеческих бед и смертей и на страницах газет обвиняют его в этом. Сам Михаил Тимофеевич считал, что, создавая свое оружие, он способствовал сохранению мира на Земле. И потому особенно обидно Калашникову слышать обвинения, подобные тому, что были высказаны в его адрес в одной из поездок в Арабские Эмираты. По дороге в аэропорт сопровождавший его майор заявил Михаилу Тимофеевичу, что он великий грешник и не будет ему прощения, даже если он очень усердно станет просить об этом пророка Иисуса Христа. Другое дело – ислам. Майор порекомендовал Калашникову принять мусульманство, раскаяться в грехах, чтобы Аллах простил его. Михаил Тимофеевич православной вере не изменил, да и не считал он себя грешником. Однако он посещал мечети, и мусульманское духовенство присвоило ему звание почетного мусульманина. В 2007 году, когда он приезжал в Казань, мы были у мечети Кул Шариф, которая ему очень понравилась.
Долгие годы Михаил Тимофеевич был совершенно закрыт не только для заграницы, но и в своей стране. Личной охраны у него никогда не было, поэтому круг знакомых и друзей был ограничен, да и каждый из них был известен в специальных органах. Поэтому я никогда никому не говорил, что дружу с таким человеком.
Но однажды Михаил Тимофеевич получил письмо из США от доктора Эдварда Клинтона Изелла. В своем письме доктор Изелл писал: «Как историк стрелкового оружия, я считаю, говоря без лести и преувеличения, что вы оказали решающее влияние на развитие этого класса техники во второй половине XX века. Думаю, что это обстоятельство обязывает нас отнестись с особым вниманием к вашей творческой деятельности, которая сыграла важнейшую роль в формировании известного нам облика мира... Помимо научного и человеческого интереса, такого рода знания представляют большую воспитательную и образовательную ценность для молодого поколения и, как мне кажется, могут способствовать росту взаимопонимания и взаимоуважения между народами наших стран». Далее американский ученый просил ответить на некоторые его вопросы. Михаил Тимофеевич не решился отвечать господину Изеллу и обратился за советом к генералу КГБ г. Ижевска Н.И. Неверову. Тот порекомендовал ему отмолчаться. Михаил Тимофеевич так и сделал.
Через некоторое время ему позвонили из Министерства иностранных дел СССР и поинтересовались, почему Калашников не отвечает на письмо из США. Калашников честно признался, что следовал указаниям генерала КГБ. Представитель министерства объяснил, что американцы и так про него очень много знают и он должен ответить на письмо американского ученого. Получив официальную поддержку, Михаил Тимофеевич выслал все, что просил господин Изелл. Это был первый, заочный контакт с иностранцем. Вскоре он получил замечательную книгу Изелла «История АК-47». Интересно то, что американец, не зная точного адреса Калашникова, отправил книгу по такому адресу: Казахская ССР, г. Ижевск, Калашникову. Это капитальный, солидный труд. Удивительно и то, что Изелл довольно точно написал биографию конструктора. Стало ясно, что американцы много знали о нашем «засекреченном» конструкторе. Немного позднее господин Изелл, приехав с группой американцев в Россию, снял о нем замечательный фильм.
Вскоре М.Т. Калашникова пригласили в США, все расходы взяв на себя, где его дочь, внука приняли по высшему разряду. Для американцев появление такого именитого оружейника было событием незаурядным. Посмотреть на Михаила Тимофеевича стремились даже те люди, которые знали о нем понаслышке, приезжали издалека, из разных штатов.
Будучи в Америке в первый раз, Михаил Тимофеевич встречался с Юджином Стоунером, автором американской винтовки М-16. Стоунер – очень богатый человек, он даже имеет личный самолет. В мире произведено около 16 миллионов штук М-16, а АКМ – в 5 – 6 раз больше.
В настоящее время Изелла и Стоунера уже нет в живых, но на каждый юбилей Михаила Тимофеевича приезжали их жены. Я неоднократно видел и встречался с ними. Очень миловидные женщины.
Первое посещение США проложило ижевскому конструктору дорогу в запретный мир. Михаила Тимофеевича начали приглашать в различные страны. Сейчас на его счету около 40 заграничных поездок. Трудно даже перечислить все страны, где конструктор побывал за последние годы: Америка, Англия, Франция, Германия, Венгрия, Китай, Аргентина. Бразилия, Индия, Турция, Арабские Эмираты, Ирак, Финляндия, Колумбия, Ливия. География обширна, и каждая поездка оставила свои богатые впечатления, память о встречах с интересными людьми, порой – главами государств, министрами обороны и другими важными государственными деятелями. В конце июля 2002 года он был приглашен в качестве почетного гостя в Германию в город оружейников Зуль на открытие выставки, посвященной 55-летней годовщине АК-47. После показа по немецкому телевидению сюжета об открытии выставки в город Зуль со всей Германии стали съезжаться специалисты по стрелковому оружию, журналисты и просто любители автографов. Вплоть до отъезда из Германии от них буквально не было отбоя. Все-таки там была одна «волнительная встреча». После выступления к нему подошел пожилой немец и говорит: «Господин Калашников! С начала войны я участвовал в военных действиях на территории вашей страны. И стрелял в советских солдат. Сейчас мне стало известно, что осенью 1941 года вы были ранены. Я хочу извиниться и покаяться: ведь, может быть, это я вас ранил». Михаил Тимофеевич ответил: «Знаете, а я ведь тоже тогда стрелял из своего танка в вашу сторону. Но не мы с вами виноваты в том, что так было – политики виноваты». После этих слов они обнялись.
Я очень ценю и горжусь тем, что дружил с этим уникальным человеком. И он отвечал мне тем же. Когда бы я ни приезжал в г. Ижевск, он мне и моей семье уделял особое внимание. В нашем распоряжении круглосуточный бесплатный ресторан, закреплял за нами автомашину, во время юбилеев сажал нас среди близких его друзей и родственников, а его жена сидела всегда с нами рядом. Вспоминается такой случай. Когда отмечали в 1997 году юбилей – 50-летие изобретения автомата, после всех торжеств он должен был провожать домой председателя правительства РФ. Он ему говорит: «Извините, Виктор Степанович, я вас проводить не смогу, так как у меня дома гости из Казани». После он появился где-то в час ночи в ресторане, где мы сидели с его гостями, полный зал людей, некоторые из них Герои и дважды Герои Социалистического Труда, депутаты разных уровней, и он издалека начал говорить (почти кричать): «Амсар Хакимович, ты не обижайся, что я тебя плохо встречаю». На 75-летие приезжал в г. Ижевск со своей свитой Б.Н. Ельцин, а на 80-летие В.В. Путин со всеми силовыми министрами, на 85-летие – Д. Медведев. В результате со многими большими людьми правительства, крупными руководителями, учеными, работающими в системе министерства обороны, я имел возможность познакомиться, сидеть за одним столом.
Берясь за написание этой статьи, я думал, что мне будет очень легко писать о Михаиле Тимофеевиче Калашникове. Но слишком непроста его личность, слишком велик его жизненный путь. Это все равно, что объять необъятное. Я думаю, что ни одно поколение будет биться над тем, чтобы разгадать его тайну. А загадок в его жизни много. Взять хотя бы тот факт, что его оружие стоит на вооружении многих стран мира более 60 лет. Такого в мировой истории еще не было. Хвала нашей Родине за этот самородок, рожденный в далеких краях Алтайского края.
Михаила Тимофеевича очень любил г. Ижевск. Искренне возмущался, когда ему, дважды Герою Социалистического Труда, поставили памятник не в Ижевске, а в деревне Курья Алтайского края.
Похоронили его тоже вопреки пожеланиям многих жителей Ижевска, родственников и друзей в Мытищах Московской области. Кто туда поедет, кто будет ухаживать за могилой? Все это мне непонятно…
А.Х. ФАЗУЛЬЗЯНОВ,
доктор сельскохозяйственных наук,
заслуженный деятель науки Российской Федерации.
похоронили в мытищах! это там,где новое кладбище-детище медведева-путина,что-ли?с почином,значит!и тут империя не оставляет в покое даже мертвых,даже героев своих-" все для великой" расеи, ВО!очень кстати помре,получается.вписался в планов громадье!
рядом-сыновья?