2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

К истокам

5 марта 2018 года
К истокам

     Несколько лет назад известный тележурналист Владимир Познер брал интервью у одного известного русского общественно-политического деятеля, который настойчиво подчеркивал необходимость возвращения к истокам. Политик считал, что без этого возрождение России невозможно. Но Познер попросил уточнить: к ценностям которого именно периода существования российского государства, конкретно по датам, следовало бы возвратиться, чтобы обеспечить успех в деле его возрождения. Однако внятного ответа на этот вопрос от политика-патриота не последовало.
     Телезрителю, думаю, было понятно, что Владимир Владимирович и сам знает об отсутствии какого–либо периода времени существования российского государства, ориентируясь на которое можно было бы добиться развития страны в позитивном направлении.       
     Но, как видно, нынешние избранники народа депутат ГД РФ И.А. Яровая и член СФ РФ В.А. Озеров, как видно, нашли нужные истоки и, как я считаю, на их основе разработали законопроект №1039101-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности». Как многие другие законы РФ, ужесточающие контроль над жизнью граждан, и эти поправки были приняты Госдумой РФ, одобрены Советом Федерации РФ и подписаны президентом В.В. Путиным. В некоторых газетах и журналах публикуют мнения экспертов, некоторых других представителей российской интеллигенции, мусульман, несогласных с внесением этих поправок в УК РФ. Например, в журнале «Огонек» №25 27 июня 2016 г. были опубликованы предложения Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека исключить часть особо жестких текстов поправок, могущих «радикально изменить жизнь в стране».       
     Было примечательно, что советник президента РТ М.Ш. Шаймиев выразил несогласие с вышеуказанными поправками в УК РФ в части, касающейся миссионерской деятельности. Однако, как пишут, после того, как один из инициаторов законопроекта член Совета Федерации Федерального собрания РФ В.А. Озеров по телефону заверил его, что традиционных для России религиозных конфессий ограничения миссионерства не касаются, кроме того, и депутаты Госсовета РТ в итоге не поддержали позицию Минтемира Шариповича относительно поправок Яровой и Озерова, и он смирился с обстоятельствами.   
     Мне бросилась в глаза изощренная форма имитационной деятельности депутатов Госсовета РТ и депутатов Государственной думы РФ от Татарстана. В связи с этим я вспомнил тревожные дни декабря 2015 года. Тогда как бы по сложившейся традиции перед новогодними каникулами в ГД РФ собирались рассмотреть на своем последнем заседании проект «Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации», предписывающей всем общеобразовательным школам по всей России преподавать школьные предметы исключительно на русском языке, предусмотрев углубленное обучение родному языку инородцев. Это вместо того, чтобы детей нерусских народов обучать на их родных языках с углубленным изучением ими русского языка, как это сообразуется с пунктом 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации.
     Дело в том, что из Центра этнокультурной стратегии образования проект этой концепции внесли давно, но его долго не включали в повестку дня заседания Государственной думы РФ. Затем было обсуждение этого русификаторского проекта в субъектах РФ, которое закончилось 30 октября 2015 года. Судя по электронной информации организаторов обсуждения проекта концепции, к этой дате выдали свои отзывы почти все субъекты РФ, но от Госсовета Татарстана какого-либо отзыва не было. Если не ошибаюсь, заседание Государственной думы было намечено на 22 декабря 2015 года. Госсовет РТ где–то в двадцатых числах декабря 2015 года выдал свое решение о несогласии с некоторыми позициями этой концепции. Правда, до этого 27 ноября 2015 года в Госсовете прошел круглый стол РТ по этой теме. Однако, на мой взгляд, такие серьезные угрозы для народа должны были быть пресечены в зародыше, т.е. на стадии принятия решения российскими властями о начале разработки такой концепции. Спрашивается, чего ждали, когда было очевидно для любого здравомыслящего человека, что в этом проекте концепции заложено вопиющее нарушение прав нерусских народов, находящихся в российской юрисдикции, которые предусмотрены международным правом и ст. 19, 26, 68 Конституции Российской Федерации. Если аппарат ГД РФ тогда внес в повестку дня заседания этот проект концепции, то за него, наверно, проголосовало бы большинство депутатов. Затем то же самое произошло бы в Совете Федерации. Президент РФ В.В. Путин перед новым годом подписал бы его так же быстро, как в свое время подписал Закон N309 РФ и Закон N273-ФЗ. Депутаты Госсовета РТ и руководство республики после этого в лучшем случае развели бы руками. Дескать, что поделаешь - мы же предпринимали все возможное, чтобы защитить права и татарской части своих избирателей.
     Татарстанское отделение партии «Единая Россия» утвердило список своих кандидатов в депутаты Государственной думы РФ следующего созыва, 3/4 которых высшим депутатским статусом владели и прежде, некоторые - не один раз. Кто из ныне действующих депутатов ГД РФ не попал в список ЕР, выдвинулись кандидатами на следующий созыв по одномандатным округам. Они уже давно, говоря словами Д.А. Медведева, «бронзовели» от государственного довольствия в современном «пакете», от возможности вовсе не выполнять обещания перед избирателями и ничего полезного для общества не делать. Есть исследования английских ученых о том, что чувство власти над другими людьми за два года меняет не только поведение, но и физиологию человека в худшую для общества сторону. Например, непонятно, какие отличительные признаки положительных качеств могло обнаружить татарстанское отделение ЕР РФ в генерале В.В. Чайке, чтобы его пятый раз подряд выдвинуть по своему списку кандидатом в депутаты ГД РФ, который, кроме всего прочего, к избирателям Татарстана не имеет никакого отношения? А.Г. Сидякин (1977 г.р.) тоже не имеет отношение к избирателям Татарстана. Но его опять выдвинули кандидатом в депутаты ГД РФ на следующие 4 года. Правда, у него годовой доход меньше, чем у нашей землячки А.Г. Когогиной, за 2014 год всего 5,8 млн. руб., несколько квартир площадью 63,6 кв.м и площадью 95,6 кв.м. Альфия Гумаровна, конечно, будет постарше (1968 г.) Сидякина и побогаче его. Видимо, Татарстанское отделение ЕР РФ, будучи уверенным, в том, что она и одна, без «локомотива», сможет стать победителем на выборах по одномандатному округу №27, в этот раз не стало включать ее в заветный список.
     К сожалению, депутаты из Татарстана в Государственной думе РФ прошлого созыва голосовали «за», например, за Закон РФ 309ЗФ, за Закон об образовании в РФ, ЕГЭ только на русском языке, не учитывающие интересы избирателей татарской национальности, и за поправки в УК РФ, ужесточающие наказание за осуществление своих прав, предусмотренных ст. 15, 19, 23, 28, 29 Конституции РФ. Кто из них хотя бы своим голосованием против поправок в УК РФ Яровой - Озерова, попытался предотвратить нарушение п. 2 ст. 55 Конституции РФ, где записано: «2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».
     Чтобы исключить расширенное толкование п. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающие ограничение прав и свобод человека и гражданина, в п. 3 ст. 56 записано: «3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации». А в части 2 ст. 23 Конституции РФ при этом записано: «2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». 
     Как видно, Основной Закон не предусматривает хранения в течение трех лет переговоров граждан без решения на то суда по каждому конкретному случаю.
     Особенно реакционный смысл заложен в поправку о миссионерстве, которая разрешает людям и гражданам беседу на религиозные темы только по письменному и соответствующим образом оформленному разрешению регистрированной религиозной организации и на конкретно определенных территориях с такой же сложности разрешения собственника этого культового помещения и т.д. Однако ст. 28 Конституции РФ однозначно гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Обратите внимание: каждому гарантируется. Однако нынешним российским властям, как видно, захотелось, чтобы было не каждому и не свободно.
     Вместе с тем, господа, постановление №8 пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. провозглашает:
     «Закрепленное в Конституции Российской федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации».  
     Если мысленно возвратиться к «истокам», то с учетом некоторой временной специфики сегодняшнее законотворчество в наше время, на мой взгляд, сравнимо c первой половиной XVI века, точнее, с периодом правления Алексея Михайловича Романова. Например, украинский писатель Борис Харчук в 1988 году писал: «Напечатанные на Украине книги проникали через границу во владения Московского государства. Тут их ждало внимательное око патриарха и «освященнаго собора», эти книги считались из-за «литовского рубежа», «из-за черкасской земли». Царь Алексей Михайлович в договоре с поляками требовал, чтоб «все те, в которых местностях книги печатаны и их слагатели, також печатники или друкари, смертью казнены и книги собрав сожжены были и впредь чтобы крепкий заказ был безчестных воровских книг никому с наших королевского величества подданных нигде не печатати под страхом смертной казни» («Заметки писателей о межнациональных отношениях», Москва, «Художественная литература», 1989 г., стр. 192 – 193).    
     В более поздних «истоках» обращает на себя внимание своими последствиями «Из Указа от 19 ноября 1742 г. «Правительствующий сенат приказали: 1) все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенныя за запретительными указами мечети, по силе Святейшаго Синода определения и посланного в Казанскую губернскую канцелярию указа, а наипаче в таких местах, где воспринявшие веру греческаго исповедания жительство имеют, сломать и впредь строить отнюдь не допущать, и того Казанской, Сибирской, Астраханской и Воронежской губерниям накрепко предостерегать; ежели же где оные татары жительство свое имеют в отдалении от новокрещенных жительств и особливыми от них селами деревнями стоят, а в них мечети есть же, оные описав, сколько где ныне таковых есть, а когда построены и в скольком одна от другой мечети  разстоянии, и при скольких дворах, и должно ль им впредь быть, или кои разломать, или  без разломки для неминуемой жителей татарской законной нужды оставить надлежит: о том всем тем губернским канцеляриям с епархиальными архиереи согласиться, и на мере постановя, в Правительствующий Сенат донести, и ожидать конфирмации…» // ПСЗ-I. Т. 11. №8664. с. 719. (А. Ногманов. Самодержавие и татары, стр. 108).
     “За менее чем два года, прошедших со дня выхода  указа от 19 ноября 1742г., стараниями духовных и светских властей из 536 мечетей Казани и Казанского  уезда было уничтожено 418, из которых об одних объявлено, что построены еще до взятья  под российское владение Казани, а другие назад тому лет от 200 и ниже…” ПСЗ-I – Т.11 Nо 8978.- С.157-159. (Стр.111, Самодержавие и татары. А. Ногманов).
     “…в начале 40-х гг.XVIII в. только Тобольском уезде было сломано 66 мечетей и на 5843 души мусульманского населения их осталось всего 23. В Тюмени и  уезде было сломано 19 мечетей, оставлено 13”.
     Однако преследование мусульман после падения Казанского ханства носило перманентный характер. Относительно июльских 2016года поправок в УК РФ в части миссионерства, думаю, уместно будет привести еще один отрывок из Закона 5333, 12 сентября 1728 года “Наказ губернаторам и воеводам и их товарищам, по которому они должны поступать”, наказ 19: “… А ежели явятся такие Магометане или другие иноверцы, которые тайно или явно кого из Российских народов в свою веру превратят и обрежут, таких брать именно: казнить смертью, сжечь без всякого милосердия”.  
     Но как оказалось на деле, мусульмане не только не могли кого-либо в свою веру превратить, но и сами не имели права оставаться мусульманами после  формального крещения под давлением православных попов и государственной власти. Например, при царствовании Анны Иоановны 18 июня 1738 года в Екатеринбурге живьем сожгли на костре Тойгильде Жулякова за возврат в ислам. В том же году “…за переход в другую веру (в иудаизм) был сожжен Капитан-лейтенант Возницын, “вместе с совратителем своим жидом Борохом Лейбовым”(газета “Секретные материалы”  Nо390, стр.12; 2014г.).
     30 апреля 1739 года живьем сожгли на костре 60–летнюю Кисэнбику Байрасову на основании указа, который довели до обреченной казни: “По указу Ее Императорского Величества …оной  татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещенная обасурманилась, учинить смертную казнь – сжечь”. На основании указа императрицы генерал Соймонов вынес свой приказ:  “Пойманную,… которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились”. (ГАСО. Ф.24, оп.1, д.818, стр.243 -245.).         
        Характерно, что насильственное крещение и преследование иноверцев, прежде всего, мусульман продолжалось волнообразно в течение столетий по всей территории России, с небольшим перерывом согласно указу Екатерины II до ее кончины, вплоть до Октябрьской революции  1917года, затем с новой силой и при советской власти.
       Так называемое “Секретное дело” Nо 24, которое было начато по жалобе архиерея Билярского округа во исполнение указания казанского архиепископа  относительно “крещенной татарской девушки Пелагеи”, рассматривали Казанская  консистория и земские суды в течение 10 лет, начиная с 1837года по 1844год. За то, что татарская женщина по имени Г?лэйза не ходила в церковь и своих двух сыновей там не крестила ее судили в Чистополе. Дело было в том, что часть населения деревни Кыр Шонтала  предположительно в 1744-1747гг подвергалась насильственному крещению. Несмотря на это обстоятельство и отсутствие указной муллы, эти люди продолжали оставаться мусульманами. С 1830года в Чистопольском уезде снова началось движение “возвращение в мусульманство”уже официальными обращениями к российским властям, что вынудило попов удерживать их в православии с помощью судов.  
     За время судебного  преследования Г?лэйза родила еще одного сына. Но беспрерывные допросы, оскорбления и преследования сильно истощили ее и грудного ребенка Гайнатуллу. Они, не выдержав такой жизни, в 1844 году скончались. Но двоих оставшихся сыновей Габделвахита и Габделджаббра, насильно отобрав от отца, крестили и отдали в христианские семьи.   
     Российский околополитический и околокультурный истеблишмент часто повторяет, что в России инквизиции не было:  людей не сжигали. Однако, как пишут в справочниках и литературе, сжигали, возможно, не меньше чем католическая церковь. “Период с начала XV до конца XVI века характеризуется крупными изменениями во всей системе русского уголовного права. Появляются Судебники 1497 и 1550 годов, предусматривающие более широкое применение смертной казни по сравнению с прежними правовыми актами.<…>. Еретикми были священнослужители отрицавшие многие основополагающие каноны Православной церкви. <…>.В 1504году одним из обличавших ересь жидовствующих был игумен Иосиф Волоцкий. <…>. В 1569 году плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещенной церковными правилами телятины, а в августе 1575 года сожжено 15 ведьм в Новгороде. Наказания в виде сожжения заживо в срубе за богохульство стало обычным при Патриархе Иове (1589-1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих жрецов. <…>. Патриарх Иов  писал царю: О великий государь, благовенчанный царь и великий князь Федор Иванович  Всея Руси. Во-истину еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародтелю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время идолы поправшие и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя. <…>. В 1681 году церковный Собор во главе с патриархом Иокимом (1671-1672) обратился к царю  с просьбой:   …, отсылать ко градскому же суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинит. Вскоре после этого 1(11) апреля1681 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Федор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении еще около ста староверов. 22 октября 1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама”. (Казнь через сожжение в истории России - Википедия).  Целью настоящей публикации не является  перечисление всех случаев и  количества  казни через сожжение. Здесь важно понимание чрезвычайной жестокости церкви и светской власти, освободившейся к тому времени от “татарского ига” (1480) и  разрушившей Казанское ханство (1552-1557), в отношении к инакомыслящим людям внутри государства. Примечательно, что при  “татарском иге” светские и церковные власти Московии  не могли позволить себе сжигать людей живьем за какое-либо инакомыслие, поскольку не позволяло законодательство Золотой Орды. Кроме того, и крепостное право, как форма рабовладения, Московское княжество возвратилось  сразу же после “ татарского ига”.    
       Судя по последним поправкам в УК РФ, соавторами которых выступили Яровая  и Озеров, суждениям  некоторых общественно-политических деятелей в печати и каналах ТВ, чувствуется, что церковная и светская власти  шаг за шагом постепенно возвращают Россию к ее истокам. Конечно, в некотором смысле - в обновленной форме. Думаю, до сожжения живьем на кострах за инакомыслие не дойдет. Все-таки во дворе XXI век.

     Фаик ТАДЖИ.

На снимке: И. Яровая, В. Озеров.


Комментарии (4)
Guest, 10.03.2018 в 01:40

Думаю, до сожжения живьем на кострах за инакомыслие не дойдет. Все-таки во дворе XXI век.
Фаик ТАДЖИ
==========================
Не понимаю, почему Фаик Таджи так считает. Инквизиция не сводилась к одним только кострам, у нее имелся большой и разнообразный набор средств преследования, начиная от порицания и замечания и уж в конце концов заканчивая кострами. Если православные имеют право запрещать строить мечети в таких "православных" городах, как Астрахань, значит, инквизиция уже имеет место в России. А там уже и до костров недалеко.

Guest, 10.03.2018 в 22:06

Лучше бы строили школы. В Европе массово закрывают церкви и превращают в общественные или питейные заведения. Религия не в почете. 21 век.

Guest, 11.03.2018 в 08:33

Удивительный факт: после всех революций и потрясений русские возвращаются к истокам и начинают строить одну и ту же политическую конструкцию - тиранию. Видимо, в тирании есть что-то глубинное, что-то русское. Как было сказано в одном фильме, он русский и это многое объясняет.

Guest, 11.03.2018 в 10:45

Политики и политологи, когда нет идей, говорят об истоках. Непонятно только даже нам, русским, что это такое.