2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Ислам, Запад и взаимная нетерпимость
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Ислам, Запад и взаимная нетерпимость

18 октября 2012 года
Ислам, Запад и взаимная нетерпимость

     Массовые акции протеста и возмущения, вызванные показом фильма, высмеивающего пророка Мухаммеда, вновь обострили непонимание между Западом и исламским миром. Крупные СМИ подчеркивают эту неприязнь и нетерпимость, указывая на извращенное восприятие западного мира исламом. Они доходят до того, что многие из нас привыкли к мысли о том, что единственно возможные отношения между исламским миром и Западом заключаются в непрекращающихся политических и культурных конфликтах.
      Несомненно, что в течение веков экстремисты с обеих сторон всячески стремились создать целый набор стереотипов восприятия мусульман и представителей западного мира, но любой здравомыслящий человек, интересующийся исламом и Западом, понимает, что в большинстве случаев взаимное неприятие имеет под собой политическую, а не религиозно-культурную основу. Трения, вызванные внешней политикой США на Ближнем Востоке, непростая геополитическая обстановка в Персидском заливе, палестино-израильский конфликт и политика распространения идей ислама в западной Азии заполняют культурное пространство и вызывают такую поляризацию восприятия, при которой убеждения «другого» считаются опасными. В результате возникают конфликтные отношения между некоторыми мусульманами и представителями западного мира, при которых возрастает убеждение в бесперспективности диалога между Западом и исламом. Но как получилось, что распространенный тезис о «столкновении цивилизаций» наилучшим образом объясняет причины этого противостояния политическим деятелям и общественности, не прибегая к провокационным лозунгам, которые выдвигают апологеты «войны против исламского терроризма» и призывов покончить с западными богохульниками?
      Существуют многочисленные доказательства того, что при нападках друг на друга, будь то западники или исламисты, непримиримые с обеих сторон готовы с радостью прибегнуть к какой угодно лжи. Западники, не знающие ислама, не имеют никакого желания понимать или терпеть мусульман, потому что воспринимают ислам как религию насилия, которая в итоге поглотит и уничтожит Европу. О чем, возможно, не догадываются эти западники, так это о том, что исламская цивилизация оказала решающее и непреходящее значение на европейскую культуру. «Божественная комедия» Данте содержала упоминания пророка Мухаммеда, Авиценну и Ибн Рушда. Экземпляры Корана хранились в королевских библиотеках, например, в королевской библиотеке Фонтенбло. Считалось, что персидские и арабские рукописи были своего рода ключом к усвоению древних знаний. Исламское влияние в Андалузии представляет собой слияние европейской и исламской цивилизаций и той исходной точкой, в которой материализовались многие положения межконфессионального и межкультурного диалога в процессе обоюдного познания.
      Сейчас, однако, как ислам, так и Запад страдают тяжелой формой нетерпимости друг к другу. На Западе многие стереотипы и ложные понятия, питающие исламофобию, вызваны страхом перед исламом, представляющим эту религию как некий монолитный и закостеневший блок, дикий и бессмысленный, несущий в себе угрозу и не приемлющий перемен. Страх перед исламом превратился на Западе в социальное явление, а теракты 11 сентября 2001 года превратили образ мусульманина чужака в образ мусульманина террориста.
      Современный страх перед исламом является не только результатом христианского антиисламизма, но также реакцией светского общества на ислам и мусульман. Исламофобия в современном мире вытекает из такого культурологического и концептуального подхода к исламу, который рассматривает его не с духовной точки зрения, а как тоталитарную культуру, представляющую угрозу космополитичному западному миру. Исламофобия сильнее проявляется в западной культуре, убежденной в том, что на ее долю выпала великая миссия развития республиканского строя, светского государства и общемирового порядка, имеющего целью отменить или приспособить под себя все устаревшие религиозные традиции. Поэтому попытки запретить ношение хиджаба и никаба являют собой не только доказательства дискриминации, но также подпитывают антимусульманские чувства, распространяющиеся в определенных кругах Европы и Северной Америки.
      Однако этот искаженный образ ислама существует параллельно с искаженным образом Запада. То есть исламофобия или страх перед нашествием мусульман имеет в качестве противовеса ненависть к Западу со стороны исламских радикалов. С тех пор как понятие глобализации стало синонимом навязывания западной культуры и модели развития, многие радикальные мусульмане стали испытывать неприязнь к западной культуре.
      Хотя картины насилия и конца света, которые прославляют смерть, существуют во имя исламской утопии и выражают настроения лишь незначительного меньшинства мусульман на земном шаре, мировая общественность склонна рассматривать их недружественную позицию в некоторых мусульманских странах как характерную черту, свойственную всему исламскому сознанию. Что делает невозможным диалог и порождает обстановку насилия и жестокости.
      Преждевременно полагать, что веротерпимый ислам растратил свои силы. Но этот веротерпимый ислам, если он выброшен на обочину общественной и политической жизни, никому и ни на что не нужен. Как западное общество может отличить веротерпимых мусульман, пытающихся найти свое место в мире демократии и диалога, от последователей учения, стремящихся разрушить этот мир?
      Возможно, для начала будет правильно признать, что многие мусульмане во всем мире возвысили свои голоса против насилия, в пользу диалога, духовности и мира, понимая при этом, что своими словами им не удалось остановить бурю. Это те голоса, к которым нужно прислушиваться, о которых необходимо рассказывать и поддерживать на Западе и в мусульманском мире. Необходимо также больше рассказывать о мусульманах и их культуре в европейских образовательных учреждениях, чтобы опровергнуть утверждения о том, что это чуждый народ. Кроме того, в общественной жизни и СМИ Запада должно присутствовать больше веротерпимых, не склонных к насилию мусульман с тем, чтобы найти какой-то третий путь разрешения противоречия между западной трактовкой личных свобод и исламским подходом к правам и обязанностям мусульман.
      Возможно, западному обществу пора понять, что мир заинтересован не только в установлении баланса между выражениями мусульманской самобытности и светским характером западного республиканского общества, но также в устранении непонимания и ложного восприятия, которые создали образ мусульман как враждебных людей, склонных к насилию и психологически неподготовленных к демократии. Немаловажное значение имеет также то обстоятельство, что пока существуют мусульманские правительства, разжигающие ненависть в отношении Запада по поводам показа сатирического фильма о пророке Мухаммеде, публикации карикатур на пророка в датской газете, инцидента с американскими солдатами, осквернившими несколько экземпляров Корана и американского пастора-евангелиста, угрожающего сжечь священную книгу, во всем мире будет много людей, в том числе мусульман, которые по-прежнему будут верить в то, что авторитарный режим является неотъемлемой частью политического будущего мусульманского общества.
 

Рамин ЯХАБЕГЛУ,
иранский философ,
заведующий кафедрой
политических наук в Университете Торонто.
(«El Pais», Испания.)


Комментарии (5)
Гость, 19.10.2012 в 19:59

Допустим, кто то снимет пасквиль о Ньютоне, Галилее, Декарте или о ком нибудь ином из великих основателей современного естествознания. Современные физики на этот фильм не обратят особого внимания. Не будет никаких массовых выступлений и демонстраций с угрозами физической расправы.
Так что когда последователями той или иной конфессии поднимется буря протестов против того, что они полагают богохульством, демонстрируется дикость и мракобесие присущие любой религии.

Гость, 19.10.2012 в 23:06

Дикость и мракобесие это как раз называть религии дикостью и мракобесием. Любой крупный ученый, философ, художник, политик - верующий. Без этого он лишен интуиции или вдохновения. Интересно как в индийской философии относятся к материализму - тысячи страниц по разным идеалистическим философским системам - полстраницы о материализме и сказано примерно так : ввиду крайнего примитивизма, поверхностности концепции ее разбирать невозможно, материализм просто признак отсутствия, неразвитости мышления. Достоевский, Толстой, Ганди, Ньютон(он был горадо более богослов, чем механик), Солженицын, Булгаков,Рублев,Блок, Бердяев, Соловьев, Платон, Гегель, Лао-цзы, Бах - лишь малая толика тех, кого здесь обозвали мракобесами. Да, не ведают что творят.

Гость, 20.10.2012 в 12:12

Допустим, кто то снимет пасквиль о Ньютоне, Галилее, Декарте или о ком нибудь ином из великих основателей современного естествознания. Современные физики на этот фильм не обратят особого внимания. Не будет никаких массовых выступлений и демонстраций с угрозами физической расправы.
Так что когда последователями той или иной конфессии поднимется буря протестов против того, что они полагают богохульством, демонстрируется дикость и мракобесие присущие любой религии.

Для верующего мусульманина ели распределить по статусу, то в начале идет Аллах, Пророк, отец - мать,род, народ, и.т.д. Пророк стоит по статусу выше отца с матерью, по этому оскорбление его он воспринимает так эмоционально. Оскорбление же других авторитетов для него менее значимо и будет намного градусов ниже. Это же понятно любому здравомыслящему человеку. Те кто подвергают оскорблению пророка Мухамеда, это знают и делают это намеренно, заранее зная какую реакцию это вызовет. И пусть на западе не прикидываются простачками и не прикрываются демократическими принципами, которые к этим провокациям никакого отношения не имеют.

ГостьРафаэль, 20.10.2012 в 19:37

Ни одному мусульману в голову не придет оскорблять Исуса Мир ему и других Пророков .Для нас они почитаемы .

Гость, 25.10.2012 в 22:28

Опровергаю слухи о моей смерти.
В средствах массовой информации появились подобные статьи и репортажи:
«В квартире дома в Казани, где накануне в ходе спецоперации были ликвидированы боевики, обнаружено 600 граммов взрывчатки и два пистолета, сообщает Радио Маяк со ссылкой на республиканское МВД. Тип взрывчатки не уточняется, однако сказано, что она эквивалентна полутора килограммам тротила. Напомним, что боевики, планировавшие крупный теракт в столице Татарстана, предварительно опознаны как Рафис Кашапов и Роберт Валеев. Оба преступника принадлежали к группировке "амира моджахедов" Раиса Мингалеева.»
Очень многие из близких людей, соратников вчера и сегодня звонят мне по телефону жене, сыну, дочери и другим родным с целью соболезнования о моей смерти. На мои «похороны» собирались приезжать с Казани, Башкортостана, Мари-Эл, Чувашии, Москвы и Украины и т.д. Хочу выразить им благодарность. Есть поговорка о том, что друзья познаются в беде.
Видел несколько сообщений в Интернете, о том что зря меня не «замочили». Жизнь дарованная мне Всевышним Аллахом и все в нашей жизни происходит по воле Аллаха и ничто не в силах изменить того, что повелит Аллах!
Я думаю, что такие события будут повторяться, пока власть не изменит свою политику в отношении мусульман Татарстана, Башкортостана и Кавказа.
Председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/10/blog-post_25.html