Индус Тагиров
Уверен, что 24 мая академик Индус Ризакович Тагиров услышит и прочитает немало лестных и вполне заслуженных оценок своей деятельности. Конечно, 80 лет не дают еще права на почетный титул «долгожитель», определенный нормативом Всемирной организации здравоохранения в 90, но все же возраст достаточно солидный, а это звание, надеюсь, он еще получит. Для него и его брата профессора Энгеля Тагирова это год 71-летия Великой Победы и памяти об отце, командире роты, погибшем в 1944 г. в боях по разгрому Курляндской группировки немцев в Латвии.
Полагаю, что рассказ о вкладе И.Р. Тагирова в историческую науку и подготовку ее кадров занял бы чересчур много места. К тому же читатели хорошо знают его взгляды и оценки судьбоносных событий нашей истории из очерков, часто публикуемых в «Звезде Поволжья». В них особо запоминается научная достоверность оценки советского прошлого, отдавая должное огромным достижениям СССР, он пишет об объективных и субъективных факторах, способствовавших его распаду. В том числе и «личном вкладе» в эту «геополитическую катастрофу» некоторых лидеров 80 - 90-х гг. Поэтому остановлюсь только на нескольких эпизодах, характеризующих личностные качества и гражданскую позицию юбиляра. В 60-х гг. в стране идет активная подготовка к 50-летию Великого Октября, и по рекомендации научного руководителя профессора И.М. Ионенко он работает над изучением истории этого «геополитического прорыва», изменившего облик мира. В Казани, ставшей тогда центром многих важнейших событий, влиявших и на другие регионы, происходили забастовки и вооруженные выступления солдат и рабочих, закончившиеся победой большевиков. Работа в архивах и беседы с активными участниками революции, а их тогда было еще немало, привели его к выводам, несколько расходившимся с принятой схемой. В популярной да и научной литературе нередко утверждалось, что революционные события на местах, как правило, происходили по указанию из центра и чуть ли не по «телеграмме» из ЦК: «Поднимайте восстание». Он пришел к заключению, что в Казани октябрьский революционный переворот явился следствием ряда факторов, конечно, связанных и с предварительной работой местных большевиков, имевших постоянные контакты с Петроградом, но произошел он без прямой директивы из ЦК. О чем и написал в статье и выступил на конференции. Это было расценено некоторыми «доброхотами» как выражение сомнения в роли ЦК, четко запланировавшего и руководившего революцией на всей территории огромной страны, так, по крайней мере, это нередко преподносилось. После ХХ съезда партии наступила «оттепель» и несколько смягчили цензурные ограничения, даже когда писали о «самом святом» - Октябре 1917 г. Но покушаться на главные постулаты и догмы не позволялось. По словам Тагирова, ограничились приглашением в обком и беседой о необходимости быть сдержаннее в оценках местной революционной инициативы и не допускать недооценки руководящей роли ЦК. Тем более и в центральной прессе стали появляться оценки, уточняющие и даже несколько расходившиеся с утвержденным «сценарием» истории революции. Правда, времена были «политически вегетарианские», за крамолу уже не сажали, но «гайки постепенно закручивались», и за «вольнодумство» можно было схлопотать выговор по партийной линии, отказ ВАК в утверждении защищенной диссертации или даже лишиться должности. Такое, например, произошло с известным московским историком Э.Н. Бурджаловым. Это вскоре испытали на себе еще несколько ученых, в том числе и доцент КГУ А.Х. Бурганов.
Став после защиты докторской диссертации заведующим кафедрой истории СССР КГУ и деканом факультета, И.Р.Тагиров был инициатором многих позитивных «новаций». Особо отметим в их числе создание совета, имевшего право принимать к защите докторские диссертации, единственного в нашем регионе. Он дал «путевку» в большую науку многим ученым соседних республик и областей, да и не только соседних. В начале 90-х гг. И.Р. Тагиров становится активным политиком, принимает участие в подготовке Госсоветом РТ документа о новом статусе республики. Вскоре был включен президентом Республики Татарстан М.Ш. Шаймиевым в состав делегации по переговорам с Б.Н. Ельциным и его «командой» о нормах взаимоотношений РТ и РФ. Известно, что в итоге был подписан документ, позволивший обрести республике новый статус, способствовавший выходу ее на лидирующие позиции по ряду направлений экономики, науки и культуры. Отметим также, что И.Р. Тагиров являлся одним из организаторов и первым председателем исполкома Всемирного конгресса татар. Об этих и других исторически значимых событиях юбиляр подробно рассказал в фундаментальной монографии «История национальной государственности татарского народа и Татарстана» и в вышедшей в 2011 г. книге «На стремнине времени». Хочу особо отметить, что надежным помощником на всем жизненном пути и первым читателем его работ является супруга - Люция Мугиновна, заслуженный учитель РТ, многие годы проработавшая в системе народного образования.
Надеюсь, что Индус Ризакович, встречающий 80-летие в полном физическом здравии, будет и впредь радовать читателей публикациями по важнейшим проблемам истории. Как принято говорить в таких случаях: «Еще не вечер!».
Булат СУЛТАНБЕКОВ.
Странно, что никто из татарских патриотов не поздравил Тагирова! Поздравляю его от имени русских!
а я-от имени еврейской общины города казани.
И.Тагиров не Р.Абдеев, автор "Философии информационной цивилизации".М.Владос.1994г. Если сейчас не поздравляют, то через десяток лет никто не вспомнит этого философа тартариста.