7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Хлебниковский фестиваль
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Хлебниковский фестиваль

28 апреля 2013 года
Хлебниковский фестиваль

     Уже второй год в Казани проходит международный Хлебниковский фестиваль. Организатор и идейный вдохновитель фестиваля – Лилия Газизова, которую польские поэты на фестивале ласково назвали «барыней» и «царицей поэтов». Поляки, конечно, мастера в деле комплементов, но это сказано было не без оснований, ведь в том, что в эти три счастливых дня на фестивале собралось так много друзей и почитателей хлебниковского творчества и вообще представителей авангардного направления в поэзии, безусловно, ее заслуга. Казань славилась всегда и меценатами, и идейными вдохновителями благих дел и начинаний, а ведь чтобы что-либо хорошо организовать, тоже талант надо иметь. 
      Фестиваль начался в Союзе писателей Татарстана, где был продемонстрирован документально-биографический фильм про Велимира Хлебникова. Сам о себе Хлебников писал в биографии, что родился он «в стане монгольских, исповедующих Будду кочевников», в «степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря». И далее он пишет о корнях своих: «В моих жилах есть армянская кровь (Алабовы) и кровь запорожцев (Вербицкие), особая порода которых сказалась в том, что Пржевальский, Миклухо-Маклай и другие искатели земель были потомками птенцов Сечи». В Казани Хлебников учился в гимназии, затем в Казанском императорском университете, а учебу свою заканчивал уже в Питере. Польский профессор и редактор журнала «Современная польская поэзия», организатор всевозможных поэтических фестивалей в Польше Александр Навроцкий, сказал, что завидует Казани по-хорошему, по-поэтически, а не политически, что она является родиной Хлебникова.
      Сама Лилия Газизова считает, что организации фестивалей – важнейшее дело, здесь поэты по-настоящему могут общаться, обмениваться своим опытом и показывать свое мастерство. «Фестиваль должен быть подобным увесистому камню, который брошенным в воду оставляет после себя множество кругов», – сказала она. Сам же Велимир Хлебников верил, что «каждый поэт со своим особым богом, особой верой и особым уставом живет». Московский поэт Александр Тимофеевский (хорошо известный всем нам с детства по одной из любимых песенок крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам») сказал о Хлебникове, что сейчас как никогда актуально и его творчество, призывающее к единству: «Сколько у нас розни: и национальной, и культурной, и социальной, но Хлебников одним бухгалтерским словом «оптом» перечеркивает все это:
 

«И когда знамена оптом,
Понесет толпа ликуя,
Я проснулся, в землю втоптан,
Пыльным черепом тоскуя».
 

      И еще вот удивительно доскональное знание того, о чем он пишет, и это опять-таки дорога к единству, потому что когда мы приходим к соседу, то мы, зная его, уже не будем относиться к нему подозрительно, мы его не будем бояться, как врага, для Хлебникова соседом, которого он знал как свои пять пальцев, была Атлантида, была дохристианская Русь, была та же Астрахань, и вы представьте, кто написал лучшее стихотворение о Руси: не Гоголь, не Лермонтов, не Пушкин, а Хлебников.
      «Русь – ты вся поцелуй на морозе!» – в этих нескольких словах Хлебникова мы видим всю Россию, о которой может сказать поэт.
      И далее Александр Тимофеевский утверждает: «Когда Хлебников пишет «Ночной обыск», он соревнуется с Блоком и побеждает. Когда он пишет «Шествие осени Пятигорской» – он соревнуется с Есениным и побеждает, когда он пишет «Труба гуль-Муллы» – он соревнуется с Гомером, и по-моему тоже побеждает». А закончил свое выступление Александр Тимофеевский стихотворением, посвященным Хлебникову.
 

Кто сказал рабы не мы -
Подневольные фонемы
За решетками тюрьмы -
Мы рабы как прежде немы.
Вырви парус из снастей,
Развяжи несчастным руки,
Пусть бегут из крепостей,
Словом скованные звуки.
Дай свободу звуку «у»
И в неведенье счастливом
«у» умчится в синеву,
Отливая черносливом.
Отпусти на волю «и»
В нежной хвое, в пышных кронах,
Пусть себе резвится «и»
Средь полей, полей зеленых.
Отпусти на волю «и».
Пусть звучит он как зевота,
И златое «о» кати
В золоченые ворота.
 

      Об объединяющей роли хлебниковского творчества в своем выступлении сказал и Рафис Курбанов – председатель Союза писателей Татарстана.
      Прекрасно прочитал стихотворение Хлебникова о войне, ведущей к счастью Арсен Мирзаев:
 

Хребтом и обличьем
Зачем стал подобен коню?
Кому ты так ржешь
И смотришь сердито -
Я дерзких красавиц
Давно уж люблю -
И вот отменил я
Стопу на копыта…
 

      Молодой польский поэт Милош Камиль Монастерский прочитал одно из своих стихотворений, в котором говорилось о том, что не стоит влюбляться в поэтесок, потому что будешь искать в ее стихах мужчин бывших и нынешних и будешь желать ее молчания больше, чем слов, которые она раздает всем подряд, у любви и поэзии так мало общего, и те, кто предупреждал об этом, оказались правы, замечает поэт, ведь уже я ее ревную к каждому клочку бумаги…
      Доктор философских наук, философ-поэт Натан Моисеевич Солодуха, участник фестиваля имени Лобачевского в нашем университете, автор книги «Влияние неэвклидовой геометрии на художественное сознание» тоже читал на поэтическом вечере свои стихи. Это «Траур в мае» и стихотворение «Вниз головой». Алексей Остудин – лауреат Волошинского фестиваля прочитал стихи из цикла «Киммерийская лирика», а также одно из стихотворений, написанных под впечатлением фестиваля поэзии в Грузии.
 

«Шелковица икру и пудру мечет,
Как будто запах чачи ни при чем,
Цепляет ветер гаечным ключом
И с болью выворачивает плечи,
Захочешь, колыбельную споет,
Приходит время запад наперед,
Туманом на коленках горы штопать,
А в Копулети ниже на этаж -
Напоминает губы целоваш,
Аджарский хачапури – глаз циклопа.
Холодной пеной море врет в лицо,
Не дождь идет, а горькое винцо,
Овечьим сыром небо быть могло бы,
Где смерч на горизонте до краев,
Налит как рог, и только гром и рев,
И голоса навстречу: «Гомар джоба!».
 

     Поэтесса из Санкт-Петербурга Майя Шереметьева прочитала пронзительно-грустное стихотворение о выброшенном на свалку пианино, точно о человеке ненужном и всеми забытом…
      Наш Айрат Бик-Булатов как всегда читал непринужденно и чувственно.
 

«Я вырос в пса, и оттого тем паче,
Былой восторг не сможет стать щенячьим,
Что я и сам щенком бы стать не смог,
Я невпопад припомнил свой восторг,
Ах, милая, ну, что все это значит?».
Нури Бурнаш прочитал сатирическое на тему «Жена ушла – иди работай!».
Наиль Ишмухаметов прочитал проникновенные стихи о Казани.
Загляни в глаза Казани на заре
В них и Рим, и Тадж-Махал, и Назарет,
Междуречье, стоязыкий Вавилон,
А над ними Гжели русский небосклон.
Читали о Казани и гости города, и их впечатления свежи и непредвзяты.
 

Меня поразил поэт из Бурятии Аркадий Перенов, здесь и темперамент, и азарт какой-то шаманский, и потому как-то особенно симпатичен.
 

«Я видел на лицах москвичей
Тухачевский самолюбивый румянец,
И быстрый свистящий змеиный
Шепот: «Чужой!».
С мокрых веток ваганьковской сирени -
Трамвайного кольца из демидовской меди -
Революции 905 года…
 

      В плане литературного мастерства покорили всевозможные палиндромы-«перевертни» – это когда одновременно слева и направо читается текст, у Хлебникова целая поэма «Разин», написанная так, наши поэты тоже показали свое мастерство, можно было услышать их палиндромы и анаграммы и другие оригинальные приемы в стихосложении.
      Очаровал меня поэт из Санкт-Петербурга Евгений Мякишев, казалось, что сама стихия слов живет в нем, бурлит и грохочет.
 

«Кончается зима, сливаются сосульки,
Приходит горный стыд, круговорот воды.
Побереги себя, играя на свистульке
Мелодию смешной вселенской ерунды,
Когда к тебе придут безглазые и злые
Властители пустот из полной темноты -
Базлай, бажи, вяжи узоры удалые,
Покуда жив язык, не растворишься ты».
 

      На закрытии фестиваля Лилия Газизова наградила гостей и особо отличившихся поэтов почетным званием «дворянина–будетлянина», а также памятными сувенирами. И еще был сюрприз для всех, Лиля пригласила настоящего свистуна-виртуоза Вильямса Ахмадуллина, он насвистал для гостей знакомые мотивы: «Без женщин жить нельзя на свете нет», арии из оперы Кармен и другие популярные мелодии как классические, так и современные.
      Это внесло оживление в атмосферу некоторой усталости от постоянного звучания поэтических текстов.
      Евгений Степанов – издатель и редактор журнала «Дети Ра» сказал: 
      «Я ощущаю Хлебникова своим современником. Поэт – это не только стихи, творчество, это и его образ мыслей, образ жизни, образ поведения. И вот такой образ поэта с большой буквы Будетлянина-дворянина именно Хлебников нам и представил». Ощущения того, что Хлебников был с нами во время фестиваля, его незримое присутствие чувствовалось в Казани все эти фестивальные дни.
 

Елена ЧЕРНЯЕВА.


Комментарии (4)
Guest, 28.04.2013 в 23:07

Он похож на Андрея Н. Илларионова (или наоборот).

Guest, 30.04.2013 в 00:11

Все интересно, но зачем опять пытаются политику протолкнуть?
"....что сейчас как никогда актуально и его творчество, призывающее к единству: «Сколько у нас розни: и национальной, и культурной, и социальной, но Хлебников одним бухгалтерским словом «оптом» перечеркивает все это:
«И когда знамена оптом,
Понесет толпа ликуя,
Я проснулся, в землю втоптан,
Пыльным черепом тоскуя»."

Хватит уже единства! Уже 500 лет единства такого, что кости скрепят - настолько близко соединили. Дайте пожить отдельно, в своей квартире! И Хлебников, кстати, этими своими стихами как раз и показывает к чему приводит единение и "оптовость" - к втоптанному в пыль черепу.
Вот, поэты, вроде интересные стихи читали, татантливые... Но в цивилизационном измерении - дураки-дураками.

Guest, 01.05.2013 в 07:18

А в Казани есть улица Хлебникова?

варвара, 13.07.2015 в 15:11

надо пригласить иллюстратора Хлебникова С.Ботиева. у него изысканная графика. почитайте комментарии его рисунков астраханскими искусствоведами.не пожалеете и разнообразите унылое чтение стихов.