"Хайтарма"
В Москве прошел закрытый показ фильма Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма». Тема его такова, что еще на стадии создания вокруг него сгущалась атмосфера заведомой любви и ненависти одновременно. Премьера в Симферополе стала скорее не кинособытием, а точкой отсчета нового времени для тех, кто принимал в нем участие. Тема картины больная, сложная и до сих пор вызывающая много вопросов и толкований. Фильм рассказывает об одной из самых трагичных страниц в истории Второй мировой войны – депортации крымских татар 18 мая 1944 года. И это первая лента, снятая на территории как СССР, так и бывшего СССР, на тему сталинского геноцида народов.
«Хайтарма» – кинопамятник трагедии, которую пережили крымские татары 69 лет назад, но которая до сих пор с ними. Рассказы о том страшном дне передаются из поколения в поколение. Как известно, самая тяжелая ноша во все переломные времена достается самым беззащитным – старикам, женщинам и детям. А не тем, кто затевает войны, бунты и революции. В товарные вагоны по всему Крыму 18 мая 1944 года грузили детей, женщин и стариков. До Урала и Узбекистана, куда их в основном направили, доехали не все. Нет точной статистики, трупы сгружали по всему пути, но около 46 процентов крымских татар умерли по дороге или в первые годы ссылки. В «Хайтарме», в тех самых массовых сценах выселения, снимались те, кто попал под сталинские грабли ребенком. Сколько их, плачущих, рассказывали потом, после симферопольской премьеры, что им было по 5 – 6 лет, когда их побросали в эти вагоны, и доехали они до пункта назначения уже сиротами – матери, тетки, бабушки и дедушки умирали у них на глазах. Теперь они прошли этот путь еще раз – пусть и на киноплощадке, сами став бабушками и дедушками и взяв с собой своих внуков.
«Мой дядя родился в этом поезде, его назвали Сабри, что значит «терпение».
В центре сюжета – история дважды Героя Советского Союза Аметхана Султана. Он прошел всю Великую Отечественную, на его счету 603 боевых вылета, 30 лично сбитых самолетов фашистов и 19 – в групповых воздушных боях. Накануне страшной для крымско-татарского народа даты, 18 мая 1944 года, Аметхан Султан получил отпуск на родину – в Алупку. И все это было на самом деле. Дальше, поскольку до мельчайших деталей историю уже не восстановить, да создатели «Хайтармы» и не ставили себе такой задачи, реальность переплетается с вымыслом.
В фильме не представлены кадры хроники и фотографии депортации (их просто не существует). Зато есть вещи – свидетели времени. Люди, пережившие депортацию, принесли с собой на съемки вещи, которые тогда были с ними. В кадре мелькают то швейная машинка, то Коран, завернутый в полотенце, то серебряные украшения (их в ночь выселения достает из сундука мать Аметхана Султана и примеряет – она думает о будущем детей: дочка на выданье и сын хочет жениться – пришла пора им отдавать семейные ценности).
Когда на экране не новодел, это всегда придает глубину кадру. При том, что фильм снимался с учетом времени, в которое он будет идти в кинотеатрах, с учетом вкусов нынешней публики. Для этого введен второй главный герой, который сначала воспринимается как враг доблестного летчика. НКВДэшник, приставленный к герою Советского Союза, крымскому татарину, – на всякий случай. В его роли снялся Алексей Горбунов. И в этой линии есть все: и перестрелки, и драки, и погони, и неожиданное выяснение правды – когда враг оказывается ангелом-хранителем.
Ночь депортации
Аметхан Султан был известен как бесстрашный летчик – на его счету несколько таранов, и это тоже факт истории. По сценарию НКВДэшник помогает Аметхану спасти его семью, потому что тот своим тараном когда-то спас его родных от бомбежки в Ярославле. Такой вот голливудский мотив. Хотя, конечно, в реальной жизни все бывает и гораздо закрученнее любой фантазии сценариста.
Роль Аметхана Султана стала для режиссера картины Ахтема Сейтаблаева большим испытанием. Режиссер, актер украинского театра и кино, так же как и почти все его ровесники, ему 40 лет, родился в Узбекистане, и так же как все в его поколении, рос на рассказах старших о 18 мая 1944 года. Поэтому когда продюсер ленты Ленур Ислямов предложил снять ему об этом полнометражное кино, тот согласился, не раздумывая, и отказался от гонорара. И люди, съехавшиеся со всего Крыма для участия в массовых сценах (им поставили палатки, их кормили обедом и поили чаем), тоже снимались бесплатно, несколько дублей под проливным дождем – так, как было тогда.
«Хайтарма» стоила Ахтему Сейтаблаеву здоровья – во время съемок сцены на лошадях он, несмотря на хорошую физическую подготовку (и это тоже видно в кадре), получил серьезную травму. Это помешало ему быть как на симферопольской, так и на московской премьерах. Вот что рассказала мне сразу после премьеры в Крыму дочь режиссера Назлы Сейтаблаева, которая сыграла в «Хайтарме» роль сестры Аметхана.
– Папа все делал сам, каскадеров не было, лошадь споткнулась, и он упал – получил травму спины и плеча... Съемки в основном проходили в Бахчисарае, в Бахчисарайском районе, в октябре 2012 года. На площадке повсюду висели фотографии тех времен. Люди приносили вещи и костюмы тех лет, украшения – когда я все надела на себя, почувствовала, какое все тяжелое. Мне было непросто, папа относился ко мне строже всех... И я рада, что внесла свою лепту. Когда ты видишь, как твои предки страдали, твое сердце разрывается на мелкие кусочки. Среди массовки были моя бабушка и другие родственники – они мне помогли все пережить эмоционально и сыграть так, чтобы на экране все смотрелось правдоподобно, и, конечно, трудно было вынести пыль, грязь, играть много часов под дождем. Снять такой фильм – это была давняя мечта моего папы, и я рада, что она осуществилась.
А вот что сказал продюсер Ленур Ислямов, автор идеи фильма.
– Это детские наши картинки, которые передавали нам дедушки и бабушки – какой красивый Крым, как шумит Черное море, и передавали нам ощущения, запахи и вибрации нашей родины. Это у каждого крымского татарина внутри – такое ноющее состояние. Ничего подобного еще никто не делал. Пропадает язык, пропадает этнос, все это исчезает со смертью наших стариков. А мы должны сохранять наше наследие. Сцены депортации сняты на основе рассказов наших дедушек и бабушек. Ими мы пропитали сценариста Николая Рыбалко. Помните эпизод, когда беременную женщину забрасывают в вагон и она там рожает? Это было с моей бабушкой. Мой дядя родился в этом поезде, его назвали Сабри, что значит «терпение». Как говорится, мы пережили Великую Отечественную войну, дай нам Бог пережить правду о ней.
Елена АРДАБАЦКАЯ.
(Электронное периодическое издание «MK.ru».)
Кырымлар смелый и сильный народ! Татарам, как воздух нужен фильм о геноциде 1552 года, но воздух свободы будут перекрывать, причем любым путем и способом.
Интересно, какой бюджет фильма? Нужно пригласить авторов в Казань на премьеру. Неужели у нашей буржуазии не найдется денег?
Бюджет фильма 1,5 миллионов долларов, то есть примерно 50 млн рублей. Фильм "Орда " в Казани показывали, покажут ли "Хайтарму"? Татарская интеллигенция должна сброситься и показать фильм в Казани. В интернете он уже есть. И на дисксх его нужно в Казань привезти. Интересно было бы услышать мнение Шаймиева об этом фильме.
Шаймиев тоже же снял кино.Трехногая Кобыла называется.Тоже неплохое татарское кино.Название только неочень красивое ,все теперь подкалывают что у татар одни кобыла остались трехногие.А так фильм очень хороший ,чувствительный.Советую всем посмотреть.Хороший фильм
Где Трехногая Кобыла и где Хайтарма? Разница есть?
"Где Трехногая Кобыла и где Хайтарма? Разница есть?"
----------------------------------
Разница есть - Хайтарма наступает российской власти на больную мозоль, поэтому и реакция такая - истерия дипломата, закрытый показ. Не любят русские смотреть ужастики в которых они в роли чудовищ. Вот бы поставить фильм о взятии Казани, и сценарий написать на основании фактов из источников написанных самими же русскими. Вот будет ужастик!!! Когда просто читаешь и то кровь стынет.
Фильм Хайтарма покажут вне конкурса на Казанском кинофестивале в начале сентября. А почему вне конкурса? Его разве не представляли на конкурс?Можно не сомневаться, что он один из призов возьмет. Это был бы татарский ответ на Орду.
А создатели фильма приедут на Казанский кинофестиваль? И почему фестиваль мусульмаского кино, но возглавляет жюри Карен Шахназаров, он что принял ислам?
Нужно добиваться, чтобы Хайтарму показани по ТНВ.
Guest, 02.08.2013 в 17:07
И почему фестиваль мусульмаского кино, но возглавляет жюри Карен Шахназаров, он что принял ислам?
_________________________________________________
Вероятно, потому, что К.Ш. всю трудовую жизнь связан с кино и знает его изнутри во всех аспектах. А конфессионально он высказывал публично в одном журнале мнение, что Россия православная страна, что не удивительно, учитывая его происхождение и жизненный путь. Не знаю и не очень интересуюсь, насколько он ревностно привержен к какой-либо религии (и, вообще, не атеист ли он), но его фильм "Мы из джаза" мне представляется довольно убедительным. Большую часть его картин не видел, но думаю, что они вполне приличны. Хочется увидеть его последний(крайний))) фильм "Белый тигр". В общем -профессионал, поэтому и в жюри, надо полагать.