2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Хан-поэт Мухаммад-Амин (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Хан-поэт Мухаммад-Амин (ч.2)

17 июня 2017 года
Хан-поэт Мухаммад-Амин (ч.2)

     С 1487 года Мухаммад-Амин стал ханом в Казани и начал свои преобразования. Молодой правитель стремился укрепить ханство, навел порядок, обеспечил стабильность, начал отстаивать интересы простого народа. Москве не нравилась такая самостоятельность. Иван III угрожал Мухаммад-Амину лишением казанского престола. Но казанский хан, не испугавшись угроз Ивана III, продолжал вести независимую политику. Тогда Иван III обратился к своему сюзерену Ахмат-хану с жалобой на Мухаммад-Амина и просил направить другого хана в Казань. Ахмат-хан обратился за помощью к своему союзнику, сибирскому хану Мамуку, который совершил поход на Казань. Беки московской партии тоже перешли на сторону Мамук-хана.
     Мухаммед Амин, оставшись без войска, вынужден был бежать в Москву. Иван III выделил в правление ему имеющие важное значение русские города Каширу, Серпухов и Хотунь. 
     Булгарскую знать Казани не устраивала политика сибирского хана Мамука. Он совершил военный поход в город Арск. После возвращения из похода оказалось, что ворота Казани закрыты. Простояв некоторое время у ворот Казани, он был вынужден вернуться в Сибирь.
     В 1478 году умер Ибрагим-хан. Иван III выдал его жену Нур-Султан за крымского хана Минглегирея. Габдельлатыф с младенчества вместе с матерью находился в Крыму.
     В 1497 году казанским ханом стал родственник Мухаммад-Амина Габдельлатыф. Государство переживало трудные времена. Хан Габдельлатыф обратился за помощью к крымскому хану. Это не устраивало Ивана III, который проводил закулисную политику по ослаблению Казанской Булгарии, создав различные враждебные друг другу группировки. В Казань направились войска, пленили Габдельлатыф-хана, оказавшегося затем в тюрьме города Белоозера.
     В 1500 году, когда началась война между Москвой и Литвой, Иван III поставил Мухаммад-Амина главнокомандующим во главе русских войск. В результате его успешных действий Литва лишилась городов Мценск, Серпейск, Мосальск, Брянск, Путивль. 14 июля 1500 года во время крупного сражения возле реки Ведрош были разгромлены основные силы литовских войск, а главнокомандующий Константин Островский и пять его воевод были взяты в плен. Здесь у Мухаммад-Амина проявился талант полководца. И на земле казанской военный талант пригождался Мухаммад-Амину не раз.
     Считая, что Мухаммад-Амин уже стал абсолютно своим человеком для Московского государства, Иван III возвратил его на казанский престол. С 1502-го по 1518 год включительно, т.е. до своей кончины, Мухаммад-Амин продолжал политику укрепления самостоятельности своей родины. Иван III, часто болевший в последние годы своего правления, перестал интересоваться государственными делами. Воспользовавшись этим, Мухаммад-Амин-хан задумал избавиться от протектората, т.е. зависимого положения своей земли от Москвы.
     27 октября 1505 года Иван III умер. А весной 1506 года, когда река Идель освободилась ото льда, новый великий князь Василий Иванович направил в Казань своего младшего брата Дмитрия: на ладьях плыли пешие воины, конные всадники двигались по суше. Применив военную хитрость, Мухаммад-Амин сумел нанести сокрушительное поражение московским захватчикам. От стотысячной русской армии под командованием князя Дмитрия уцелело только 7 тысяч человек, которые вернулись в Москву. Нужно учесть, что у Мухаммад-Амина было 20 тысяч всадников и 30 тысяч пеших воинов, всего 50 тысяч человек.
     Нанеся в течение месяца два крупнейших поражения русским войскам, которые по численности превосходили казанцев, Мухаммад-Амин проявил полководческий талант и покрыл себя неувядаемой славой.
     Великий князь Василий Иванович был вынужден подписать с Мухаммад-Амином мирный договор. По условиям мирного договора Казани возвращались пленные казанцы и купцы со своими товарами. Таким образом, Казанская Булгария избавилась от протектората, прекратились грабительские походы русских войск на города и селения Казанского государства.
     Для того чтобы показать этот сложный исторический период не только перед современниками, но и будущими поколениями, Мухаммад-Амин создал произведение «Могжизанаме». Ученый Масгут Гайнетдин пишет о том, что рассказ в стихах «Гыйкаб» (Жезалау - Наказание) является сатирой, направленной против Аксак Тимура (Тамерлана), который в конце XIV века в результате войны с ханом Токтамышем разрушил и разграбил города и селения Джучиева Улуса, в том числе Сарай-Берке и Сарай-Бату. По мнению Масгуда Гайнетдина, «Гыйкаб», который входит в книгу «Могжизанаме», можно считать аналогичным протестом, направленным против агрессии Москвы на города и селения Казанской Булгарии. Далее он продолжает, что сатира и протест, заложенные в «Гыйкаб», носят иносказательный смысл. Рассказы в стихах, изложенные в главах «Рождение Пророка», «Воспитание у молочной матери», «Борьба двенадцатилетнего Пророка с богатырем Мекки Абуджахилем», хотя пишут о военном противостоянии, но описаны яркими теплыми красками. Как все это понимать? Подготовка ли к войне с Московским государством для избавления от протектората или воспоминания о днях победы после сражений с русскими войсками? Эпизоды борьбы молодого Пророка с гораздо более сильным Абуджахилем, изложенные в книге «Могжизанаме», вызывают у читателя чувство уверенности в победе над более сильным противником и призывают к дальнейшей борьбе. Мухаммад-Амин в произведении подчеркивал, что предстоят более ожесточенные сражения с московскими завоевателями. В книге «Могжизанаме» имеются главы «Падишах и ребенок», «Рассказ о двух братьях», «Рассказ о вине», «Мужчина, жадный до богатства», посвященные мирной жизни. Религиозные сюжеты тесно переплетаются со светскими мотивами - этим самым обогащается содержание «Могжизанаме». Ученый Масгут Гайнетдин считает, что рассказы, изложенные в произведении Мухаммеда Амина, созвучны с рассказами европейских авторов эпохи Возрождения («Декамерон», «Гектамерон»), назидательными рассказами Сервантеса. И для этого имеются аргументированные основания. Например, реальная история Поволжья в средние века:
     1) культурные традиции в Джучиевом Улусе;
     2) традиции культуры булгар - жителей Волжско-Камской Булгарии, которые имели глубокие корни и дожили до XX века;
     3) наконец, личные контакты Мухаммад-Амина с главнокомандующим Константином Островским (1463 - 1533 гг.), который был пленен им во время войны с Великим княжеством Литовским (1500 г.).
     Константин Островский, согласно данным Краковской академии, являлся человеком, который внес вклад в возрождение православных русских и украинских граждан в Польше. Эти события показывают, какими историческими личностями были Мухаммад-Амин и Константин Островский.
     25 лет спустя после смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518 г.) его гуманистические идеи продолжил другой выдающийся булгарский поэт Мухаммедъяр. В своей поэме «Нуры содур» («Лучи души») указывает на то, что он является хранителем усыпальницы, где захоронен Мухаммад-Амин. Образцом в создании произведений считается сборник рассказов «Могжизанаме» Мухаммад-Амина. Если сравнить структурные построения и сюжетные линии в поэмах «Тохфеи мардан» («Дар мужей») и «Нуры содур» («Лучи души»), то можно обнаружить много общего.
     В качестве доказательства ученый Масгут Гайнетдин приводит образ Хат?м Тан, который является символом щедрости. О нем Мухаммад-Амин говорил следующее: «Хотя он был и неверным, но был знаменит во всей Вселенной». Мухаммедъяр также приводит имя шаха Ирана Ануширвана, жившего до Пророка Мухаммеда, который также славился щедростью и справедливостью во всей Вселенной. В поэме «Нуры содур» в рассказе «Справедливый Ануширван» пишет:
     Неверие не разрушит государства,
     От гнета развалится страна.
     Ученый Масгут Гайнетдин считает, что произведения двух авторов требуют специального обстоятельного изучения и сравнительного анализа. Это приведет к новым научным открытиям.
     И Мухаммад-Амин, и Мухаммедъяр опирались на традиции поэтов Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Кул Гали. Сумели создать произведения, которые оказали огромное влияние на всю булгаро-татарскую литературу и позволили поднять ее до уровня лучших образцов мировой литературы.

     Мидхат ИЖБУЛАТОВ,
магистр Международной педагогической академии,
преподаватель Казанского высшего мусульманского медресе
имени 1000-летия принятия ислама.


Комментарии (1)
Aqbars, 28.06.2017 в 14:05

Позволю себе несколько обобщить автора.
На мой взгляд, весь трагический период Золотой Орды, последовавший после смерти хана Узбека, является неудачной попыткой Реформации, Гуманизма и Просвещения. Следует рассматривать исторические процессы во всех родственных улусах, образованных походами Чингиз хана. Все началось раньше Западной Европы почти на столетие. Однако, первый блин оказался комом, во многом благодаря мощнейшему влиянию византизма. Второй, европейский, блин оказался многим удачнее.
Где и кто испечет третий блин?